Поставщик не дает НН: как быть

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист, Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 68
Весьма расхожая ситуация на практике, от которой страдают покупатели: поставщик не прислал надлежаще оформленную НН, зарегистрированную в ЕРНН. Сегодня рассмотрим возможные действия покупателя, чтобы добиться от поставщика корректной-полноценной НН и уменьшить его потери от таких чрезвычайных ситуаций.

Поставщик оставил вас без НН или зарегистрировал некорректную НН, поэтому право на НК у вас пока отсутствует.

Для начала озвучим три основных ситуации, когда покупатель не получает надлежащую НН (не дающую ему права на НК):

1) НН не выписана/не подана на регистрацию в ЕРНН;

2) выписана и зарегистрирована НН с дефектами, не дающими права покупателю на НК: с неправильной датой, суммой и т. п. Здесь же как частный случай, — дефектная НН по причине неверной трактовки поставщиком норм НКУ. Например, он выписывал НН не по отгрузке, а по дате перехода права собственности на товар;

3) НН не зарегистрирована по причине ее блокировки.

Это разграничение нужно нам потому, что ваши действия и их последствия в зависимости от причины, по которой поставщик оставил вас без НК, могут отличаться.

Какими же способами можно воздействовать на поставщика, чтобы ваш НК превратился из мифа в реальность?

К сожалению, нам видится только два реальных варианта* воздействия на поставщика в таких ситуациях:

* Омбудсмен в таких ситуациях вам не помощник, так как он борется за интересы плательщиков только с госорганами.

1) подача фискалам жалобы в виде приложения Д8 к декларации по НДС;

2) подача иска в суд о взыскании с поставщика убытков.

Оба варианта долгоиграющие и не дают стопроцентной гарантии достижения покупателем поставленной цели (получения права на НК и/или взыскания с поставщика убытков). Но прежде чем обсуждать эти варианты, — два слова о прелюдии, которую вы можете организовать, прежде чем перейти к актам административного или судебного давления на поставщика.

Прелюдия

С самого начала старайтесь вести себя так, чтобы поставщик понял, что имеет дело с продвинутым (в том числе юридически подкованным) контрагентом, с которым шутки плохи.

Поэтому, думаем, разумно будет в договоре предусмотреть побольше стимулирующих(пугающих) поставщика положений как (в первую очередь) о возмещении им убытков, так и о причитающихся с него штрафах за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию НН (РК) в ЕРНН. Несмотря на то, что суды в основном отказывают во взыскании таких штрафов по договору, не помешает их все-таки в договоре (хотя бы чисто в качестве «страшилки») предусмотреть. Кроме того, напомним, что ранее суды на этот счет выносили разные решения**. Глядишь, опять передумают…

** Подробнее — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 17, с. 22.

Если у вас какие-то «навороченные» операции, например, договор продажи товара в рассрочку, при которых могут возникать различные подходы к датам выписки НН, то эти моменты можно согласовать с поставщиком в договоре (или допсоглашении).

В таких ситуациях, если поставщик уже зарегистрировал некорректные НН, максимально пытайтесь убедить его в незаконности таких действий. Подчеркните, что за этим могут неотвратимо последовать налоговые санкции по ст. 1201 (а возможно, и 123***) НКУ, вплоть до уголовной ответственности по ст. 212 УКУ, если суммы недовыписанных НН и недозаявленных поставщиком НО перевалят значительный размер (в 2019 году — 960500 грн.). Кроме того, поставщику придется выплатить вам суммы убытков, так как суды здесь, как правило, на стороне покупателей (см. ниже).

*** Если из-за неправильной выписки НН поставщик недозадекларировал НО.

В любом случае, пытайтесь до того, как ввязаться в административные или судебные тяжбы, максимально воздействовать на поставщика (ярко обрисовав ему круг возможных неприятностей). Иначе всем выйдет дороже.

Жалоба

Начать можно с менее длительного административного давления на поставщика: подачи жалобы налоговикам по форме Д8. Такая подача предусмотрена п. 201.10 НКУ для случаев, когда продавцом допущены ошибки в обязательных реквизитах НН и/или нарушены предельные сроки регистрации.

То есть жалобу фискалам формально можно подать в любой из наших трех ситуаций. Подробнее о механизме подачи и заполнения Д8 читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 30, с. 43.

Подача жалобы обязывает фискалов проверить поставщика в течение 90 дней на предмет начисления НО по операции

На практике ситуация с такими проверками складывается по-разному. Тут все зависит от отношений конкретного плательщика со своими местными фискалами. Порой проверка может откладываться до предельного срока, в ряде случаев фискалы сначала высылают поставщику письменный запрос согласно п. 73.3 НКУ, а дальше — по ситуации (и если плательщик «свой», а НО было им вовремя и в полной сумме отражено, то до проверки дело может и не дойти).

Следствием проверки фискалов для поставщика в ситуации 1 обычно является применение довольно существенной санкции по абзацу первому п. 1201.2 НКУ в размере 50 % от суммы НО, а также дается 10 дней для регистрации НН. В случае нерегистрации поставщиком НН в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения от фискалов налогового уведомления-решения (НУР), на него могут наложить второй штраф в таком же размере — согласно абзацу второму этого пункта.

В ситуации 2 на поставщика фискалы должны будут наложить штраф согласно абзацу первому п. 1201.3 НКУ в размере 170 грн. — ведь НН хоть и с ошибками, но была все-таки составлена****. Этот штраф не избавляет поставщика от обязанности исправить допущенные в НН ошибки. Срок исправления ошибок в данном случае тоже составляет 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР. Если поставщик не исправит ошибки в течение этих 10 дней, фискалы должны применить к нему штраф согласно п. 1201.3 НКУ в размере от 10 % до 100 % от суммы НДС, указанной в НН, в зависимости от количества дней неисправления ошибки.

**** На эту тему читайте также в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 56, с. 6.

Если НН поставщика заблокирована (ситуация 3), а НО он в декларации отразил, дело может закончиться формальной отпиской фискалов о блокировке НН (так как до разблокировки санкции по ст. 1201 НКУ к поставщику применить нельзя). Впрочем, подача Д8 и в этом случае может подтолкнуть поставщика активнее заниматься разблокировкой НН.

В общем, подача Д8 — способ не быстрый, но достаточно действенный, особенно если поставщик не выписал НН.

Иск в суд

Достаточно перспективный, но еще более долгоиграющий способ — обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании с поставщика убытков, причиненных его незаконными действиями покупателю. Речь ведем только о взыскании убытков. Причина проста. Суды отрицают возможность взыскания в судебном порядке с контрагента штрафов за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) НН, если подобные санкции предусмотрены в хоздоговоре (см. постановление ВС от 02.05.2018 г. по делу № 908/3565/16 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 54, с. 14).

Кроме того, подача иска с требованием принудить поставщика зарегистрировать правильную(ные) НН является делом бесперспективным (постановление Большой Палаты ВС от 05.06.2019 г по делу № 908/1568/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/82420676).

Судебная практика как раз пошла следующим путем: с поставщика можно взыскивать убытки в размере суммы потерянного покупателем НК, если по вине поставщика НН не была зарегистрирована в ЕРНН.

И по этому поводу уже имеется масса судебных решений, вынесенных в пользу покупателей (см. постановления ВС от 06.06.2018 г. по делу № 920/1190/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/75298599; от 03.08.2018 г. по делу № 917/877/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/75896031; от 03.12.2018 г. по делу № 908/76/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/78248496; от 03.08.2018 г. по делу № 917/877/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/75896031).

Досудебное. Повторим: прежде чем ввязываться в затяжные судебные баталии, стоит предварительно надавить на поставщика угрозой обращения в суд. Если не подействует, то, возможно, стоит перед подачей иска направить поставщику претензию с требованием выплатить компенсацию убытков. Опираться при этом можно на аргументы из приведенных выше судебных решений. На них не грех и сослаться прямо в претензии, намекнув, что с учетом судебной практики дело вы точно выиграете. А вот поставщик, помимо убытков, вынужден будет еще и компенсировать ваши судебные издержки.

Подтверждение суммы убытков. Обычно суды принимают решение о взыскании убытков только в сумме неотраженного НК (без сумм упущенной выгоды и др.) и не требуют каких-то специальных подтверждений, кроме стандартного набора документов: договоры, накладные, акты, выписки со счетов и другие бухдокументы, декларации по НДС.

Ситуация может осложниться при наличии у покупателя постоянного отрицательного значения в НДС-декларации, на что поставщик будет опираться в суде. Тогда покупателю есть смысл настаивать на том, что убытки причинены путем невозмещения этой суммы НДС из бюджета по причине отсутствия НН. Хотя суды могут и не увидеть здесь причинно-следственной связи между действиями поставщика и утерянной вами суммой.

Еще больше осложнит ситуацию со взысканием убытков тот факт, что поставка не была оплачена покупателем. Здесь ваша задача — донести до судьи(ей) мысль о том, что даже в этом случае у вас должно было возникнуть право на НК. А далее строить аргументацию, опираясь на п. 1 ч. 2 ст. 22 ГКУ. То есть говорить о том, что в вашей ситуации вы были вынуждены осуществить расходы для восстановления своего нарушенного права или (в зависимости от ситуации) должны будете их понести.

Однако если суд не удастся убедить в том, что продавец правильно (не) выписывал НН, то, естественно, сумм возмещения убытков вам не видать.

Особенности при блокировке НН. Если в ситуациях 1 и 2 наличие вины в получении покупателем убытков доказать достаточно просто, то с блокировкой все несколько иначе. В ситуации 3 — когда НН была заблокирована — суды не всегда принимают решение в пользу покупателя, так как одним из условий для присуждения компенсации убытков является наличие вины поставщика.

Некоторые суды считают, что если поставщик принимал необходимые меры для разблокировки НН, то его вина в причиненных покупателю убытках уже отсутствует, и отказывают в компенсации (см., например, постановление ВС от 07.02.2019 г. по делу № 913/272/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/79748269).

Подробнее о механизме и юридической подоплеке взыскания убытков за неотраженный НК читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 17, с. 22.

Наконец-то зарегистрировали. Достаточно занятно будет складываться ситуация, если в процессе судебного рассмотрения поставщик зарегистрирует НН. Тогда суд вряд ли удовлетворит иск покупателя на всю сумму убытков в виде неотраженного НК.

выводы

  • Если поставщик не регистрирует (некорректно регистрирует) НН, то бороться можно, по сути, двумя способами: подать жалобу Д8 или взыскивать убытки за потерянный НК.
  • По результатам подачи жалобы Д8 налоговики в течение 90 дней должны провести документальную проверку поставщика.
  • В удовлетворении иска с требованием принудить поставщика зарегистрировать правильную(ные) НН скорее всего откажут. Нужно взыскивать компенсацию убытков.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить