* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.
Выявлено такое нарушение может быть инспектором труда в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования) работодателя и зафиксировано в соответствующем акте. После рассмотрения замечаний работодателя (в случае их поступления) инспектор труда вынесет предписание на устранение нарушения.
А теперь внимание! Если инспектор выявит несоблюдение мингосгарантий в оплате труда, то меры по привлечению объекта посещения (т. е. работодателя) и его должностных лиц к ответственности за такое нарушение будут применены одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений. Это прямо предусмотрено п. 29 Порядка № 295.
Проще говоря, если на момент инспекционного посещения (невыездного инспектирования) есть нарушение мингосгарантий в оплате труда, что должным образом (своевременно) зафиксировано, то избежать упомянутых выше штрафов не получится ☹.
Что же относится к минимальным государственным гарантиям в оплате труда?
2.1. Мингосгарантии: их нужно «знать в лицо»
Минимальные государственные гарантии в оплате труда и их состав приведены в ст. 12 Закона об оплате труда. Это нормы и гарантии, предусмотренные как ч. 1 ст. 12 этого Закона, так и КЗоТ.
Именно так трактует это понятие Гоструда в своих разъяснениях (см., например, письма от 31.03.2017 г. № 3766/4.3/4.3-дп-17, от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18, разъяснения специалиста Гоструда в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 33, с. 24). Соглашается с этим и Верховный Суд в постановлении от 19.09.2018 г. по делу № 804/7745/16**.
** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/76580089.
Таким образом, несоблюдение установленных трудовым законодательством (в частности, КЗоТ) норм и гарантий в оплате труда = нарушение мингосгарантий в оплате труда.
Перечислим самые распространенные нарушения, которые подпадают под «несоблюдение минимальных госгарантий в оплате труда»:
1) несоблюдение требования о выплате зарплаты за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда в размере не ниже МЗП;
2) неначисление гарантированных законом зарплатных выплат, в частности оплаты:
— за работу в сверхурочное время;
— в праздничные, нерабочие и выходные дни;
— в ночное время,
— за время простоя, который имел место не по вине работника;
— при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника;
— труда работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы;
3) неначисление отпускных, а также других гарантийных и компенсационных выплат, например:
— выплат за время выполнения государственных обязанностей;
— среднего заработка за периоды повышения квалификации, прохождения медобследования;
— оплатных гарантий для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу, переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, переведенных на более легкую работу;
— выплат при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям;
— выплат донорам и т. п.;
4) непроведение индексации заработной платы. Заметим: несмотря на то, что индексация прямо не названа в ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда, это гарантия, которая закреплена ст. 95 КЗоТ;
5) неначисление компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, несоблюдение порядка оплаты времени служебных командировок, работы в полевых условиях и т. п.
Важно! В вопросе отнесения выплат к минимальным госгарантиям нужно четко понимать, каким нормативно-правовым актом (документом) они установлены.
Ошибочно отождествлять допгарантии в оплате труда, определенные отраслевыми соглашениями (колдоговорами), и минимальные государственные гарантии в оплате труда
Так, например, доплата за работу в вечернее время не определена КЗоТ и ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда как минимальная государственная гарантия. Следовательно, в ситуации, когда такая доплата предусмотрена отраслевым соглашением, которое распространяется на предприятие, и/или определена колдоговором, но не начисляется работодателем, можно говорить о нарушении положений соответствующего соглашения (договора), а не о нарушении минимальных государственных гарантий в оплате труда. На это, в частности, обращает внимание Верховный Суд в постановлении от 19.09.2018 г. по делу № 804/7745/16, которое мы уже упоминали выше. Кстати, соглашается с таким выводом и Гоструда в письме от 09.11.2018 г. № 8914/1/4.1-ДП-18 (ср. ).
Интересно, а какой же штраф ждать за несоблюдение дополнительных трудооплатных гарантий? На наш взгляд, в этом случае может идти речь о штрафе за выплату зарплаты не в полном объеме (см. абзац третий ч. 2 ст. 265 КЗоТ). А это будет «стоить» работодателю 3 МЗП (сегодня — 12519 грн.). Причем размер этого штрафа не зависит от количества работников, в отношении которых совершено нарушение, а также от продолжительности и количества случаев нарушений.
А вот Гоструда в упомянутом выше письме говорит об административной ответственности в соответствии со ст. 412 КУоАП. Так, нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.). Хотя заметим: оштрафовать инспектор труда по этой статье сможет только на основании представления одной из сторон, заключивших коллективный договор. Ведь сами инспекторы труда не имеют права контролировать соблюдение условий этого документа.
Что ж, штрафами мы вас напугали. Давайте поищем ответ на вопрос: а есть ли смысл исправляться?
2.2. Исправляемся или прячемся?
Итак, работодатель не начислил работнику выплату, которая относится к минимальным государственным гарантиям в оплате труда. Ну не знал он, что нужно ее начислять, или знал, но забыл (бес попутал ☺), либо решил, что работник обойдется. Несмотря на множество исходных ситуаций, результат здесь один — не соблюдена минимальная госгарантия в оплате труда.
Если факт несоблюдения будет выявлен инспектором труда в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), предприятие и его должностные лица «попадают» на штрафы (см. с. 7). Здесь все однозначно.
Исправление нарушения после выявления не спасет от штрафа в 10 МЗП и админштрафа. При этом вы еще обязаны будете выполнить предписание инспектора труда, т. е. исчислить, начислить и выплатить работнику «забытую» гарантию.
А если исправиться «до»? Этот вопрос мы задали Гоструда. Ответить на него «трудовики» попытались в письме от 07.05.2018 г. № 3571/4.1/4.1-ДП-11. Что же они там написали? Что в случае самостоятельного устранения работодателем нарушения законодательства о труде до начала инспекционного посещения этот факт будет учтен инспектором при принятии решения о рассмотрении дела о наложении штрафных санкций. Что следует понимать под «будет учтен», Гоструда не удосужилась ответить.
Но из анализа имеющейся судебной практики (см., например, постановление Львовского апелляционного админсуда от 07.08.2018 г. по делу № 876/7972/17) можно сделать вывод, что
исправление до начала проверки спасает от штрафа за несоблюдение мингосгарантий в оплате труда, установленного абзацем четвертым ч. 2 ст. 265 КЗоТ
Причем заметьте: под исправлением суды понимают не просто наличие на момент инспектирования приказа о проведении выплат-потеряшек и начисление их в бухучете, но и непосредственную их выплату работнику (см. постановление Верховного Суда от 12.04.2018 г. по делу № 816/2325/16*). Так что схитрить и провести исправление только на «бумаге» (или задним числом) тут не получится.
* См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/73355617.
Хорошо, допустим, работодатель, решил с мингосгарантиями в оплате труда не шутить. Все начислял своевременно (или исправился и дальше начислял своевременно), но допустил ошибку в расчетах, в результате чего выплата, которая относится к минимальным государственным гарантиям в оплате труда, была начислена:
вариант 1 — в большей сумме. Считаем, что в этой ситуации просто не может быть и речи о привлечении работодателя к финсанкциям по ст. 265 КЗоТ. Ведь работодатель по факту выплатил работнику большую сумму, нежели предусмотрена мингосгарантиями. Также здесь нет основания для наложения админштрафа по ст. 41 КУоАП;
вариант 2 — в меньшей сумме. Сразу скажем: здесь не все так гладко, как с вариантом 1. На наш взгляд, такое нарушение следует квалифицировать как несоблюдение других требований трудового законодательства (абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ), за которое предусмотрен штраф в размере одной МЗП (сегодня — 4173 грн.).
Однако настораживало письмо Гоструда от 24.01.2018 г. № 503/4/4.3-дп-18, в котором выплата «мингосгарантийного» дохода в меньшей сумме была безапелляционно подтянута под несоблюдение мингосгарантий в оплате труда (абзац четвертый ч. 2 ст. 265 КЗоТ). А это, как вы знаете, «стоит» аж 10 МЗП за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение! То есть ошибся по работнику на 10 копеек — получи, работодатель, штраф в 10 «минималок».
Именно поэтому мы решили расставить все точки над «і» и обратились в Гоструда с официальным запросом. В своем ответе (см. письмо Гоструда от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18) «трудовики» вняли голосу разума и разделили такие нарушения, как: (1) неначисление «мингосгарантийной» выплаты и (2) занижение ее суммы в связи с допущенной ошибкой.
Неначисление — это 10 «минималок» + админштраф (см. с. 7), независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспекционного посещения (невыездного инспектирования).
Если работодатель при расчете «мингосгарантийной» выплаты допустил ошибку, в результате чего работнику она была начислена в меньшей сумме, то это следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства. То есть Гоструда согласилась с нашей позицией!
Внимание! Если нарушение других требований трудового законодательства будет выявлено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то
меры по привлечению к ответственности будут применены в случае невыполнения вынесенного предписания
Другими словами, выявив факт нарушения работодателем правил исчисления «мингосгарантийной» выплаты, инспектор труда фиксирует его в акте инспекционного посещения (невыездного инспектирования).
Далее, после рассмотрения замечаний работодателя (при их наличии), инспектор труда в соответствии с п. 27 Порядка № 295 проводит анализ материалов инспекционного посещения (невыездного инспектирования), по результатам которого выносит предписание и/или принимает меры по привлечению виновного в допущенных нарушениях должностного лица к установленной законом ответственности.
При этом если предписание в установленный в нем срок будет выполнено работодателем (произведены доначисление и выплата работнику недополученной суммы), то штраф, предусмотренный абзацем восьмым ч. 2 ст. 265 КЗоТ (в размере 1 МЗП), к нему применяться не должен! Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.
Что касается ответственности должностных лиц (или предпринимателя-работодателя) по ст. 41 КУоАП (см. с. 7), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). Далее уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо (ФЛП) или нет.
Как показывает судебная практика, если предписание будет выполнено (устранены нарушения), а виновное должностное лицо предприятия (ФЛП-работодатель) признает свою вину, то суд может ограничиться устным замечанием и на основании ст. 22 КУоАП освободить его от админштрафа (см., например, постановление Надвирнянского районного суда Ивано-Франковской области от 06.06.2017 г. по делу № 348/791/17*).
* См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/66957433.
А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует, то в придачу к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КУоАП (см. с. 7) будет еще и админштраф по ст. 1886 КУоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.
Резюме. Если говорить о выплатах, которые относятся к минимальным государственным гарантиям в оплате труда, то работодателю спокойнее (и дешевле) их начислять и выплачивать работникам. В случае неначисления (начисления в меньшей сумме) рекомендуем исправиться. Это позволит избежать «трудовых» штрафов или существенно снизить их размер.
Конечно, для того чтобы бухгалтер по зарплате спал спокойно, он должен быть уверен в правильности расчета «мингосгарантийных» выплат. Разложить все по полочкам (и обеспечить здоровый сон бухгалтеру по зарплате) — цель этого спецвыпуска.
Мы постараемся максимально полно рассмотреть всю зарплатную кухню. А начнем с форм и систем оплаты труда.
выводы
- Нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда и КЗоТ, являются минимальными государственными гарантиями в оплате труда.
- Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда грозит работодателю штрафом в десятикратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2019 году — 41730 грн.), за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Кроме того, виновные должностные лица предприятия будут привлечены к админответственности.
- Самостоятельное доначисление работодателем «мингосгарантийных» выплат и проведение с работниками расчетов по таким выплатам спасают от штрафа в 10 «минималок».