МСФО-обязанные
Перечень предприятий, обязанных составлять финотчетность по МСФО, определен ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете* и п. 2 Порядка № 419**. В их числе:
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
** Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
1) предприятия, представляющие общественный интерес:
— предприятия — эмитенты ценных бумаг (ЦБ), ЦБ которых допущены к торгам на фондовых биржах или в отношении ЦБ которых осуществлено публичное предложение;
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды (кроме относящихся к микро- и малым предприятиям);
— прочие финансовые учреждения (кроме принадлежащих к микро- и малым предприятиям);
— крупные предприятия;
2) публичные акционерные общества;
3) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях;
4) предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по таким видам:
— предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД-2010);
— негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД-2010);
— вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД-2010), кроме вспомогательной деятельности в сфере страхования и пенсионного обеспечения (группа 66.2 КВЭД-2010).
Таким образом,
с 01.01.2018 г. ряды МСФО-обязанных пополнили крупные предприятия и добытчики полезных ископаемых
Критерии крупного предприятия установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. О механизме «калибровки» предприятий читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 93, с. 8 и № 103, с. 2.
Нам же интересны вододобытчики из скважин.
Кто относится к добытчикам?
Субъектом хозяйствования, который осуществляет деятельность в добывающих отраслях, считают, в частности (см. ч. 1 ст. 1 Закона № 2545***), юридическое лицо, которое осуществляет:
*** Закон Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.2018 г. № 2545-VIII.
пользование недрами для геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
— добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;
— выполнение работ (осуществление деятельности), предусмотренных соглашением о распределении продукции относительно полезных ископаемых общегосударственного значения;
— транспортировку по трубопроводам углеводородов (в том числе с целью транзита).
В свою очередь, согласно той же ч. 1 ст. 1 Закона № 2545 добывающие отрасли — это отрасли промышленности, связанные с:
— геологическим изучением недр, в том числе опытно-промышленной разработкой месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
— добычей полезных ископаемых общегосударственного значения;
— выполнением работ (осуществлением деятельности), предусмотренных соглашением о распределении продукции относительно полезных ископаемых общегосударственного значения;
— реализацией добытой продукции;
— транспортировкой по трубопроводам углеводородов (в том числе с целью транзита).
Перечень полезных ископаемых общегосударственного значения утвержден постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 827. Согласно этому Перечню
все виды подземных вод, которые добывают из скважин, являются полезными ископаемыми именно общегосударственного значения
Поэтому при формальном подходе к требованиям Закона о бухучете, все предприятия, добывающие воду из скважины, должны подавать МСФО-отчетность. Причем не важен размер предприятия — крупное, среднее, малое или микро-. Также не играют роли цель и объем использования подземных вод.
Но взглянем на другую сторону медали.
Ключевое «звено» — вид деятельности
Во-первых, Перечень № 827 был принят не для целей бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Во-вторых, изменения в Закон о бухучете были внесены во исполнение Директивы ЕС от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС (ср. ). Там в п. 1 cт. 41 речь идет о предприятиях, занятых в добывающей промышленности. Добытчиком полезных ископаемых Директива признает предприятие, которое осуществляет любую деятельность, включающую разведку, поиск, открытие, разработку и добычу полезных ископаемых, нефти, залежей природного газа или другого сырья. При этом такая деятельность должна вписываться в рамки видов экономической деятельности, перечисленных в разделе B, части 05 — 08 Приложения I к Регламенту (EC) № 1893/2006 Европейского парламента и Совета от 20.12.2006 г. относительно внедрения Статистического классификатора видов экономической деятельности.
По сути, Директива ЕС в вопросе отнесения предприятий к добытчикам полезных ископаемых делает акцент именно на видах экономической деятельности. Поэтому в системной трактовке
в категорию хозсубъектов, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях, включаются только те предприятия, которые занимаются горнодобычей
Точнее, те, у кого вид деятельности по КВЭД-2010 относится к секции B «Добувна промисловість і розроблення кар’єрів». Ведь КВЭД-2010 гармонизирован с международной статистической классификацией видов экономической деятельности ЕС.
Однако такого вида деятельности, как добыча подземных вод, секция В (разделы 05 — 08) КВЭД-2010 не содержит. Быть может, добыча подземных вод вписывается в класс 08.99 «Добування інших корисних копалин та розроблення кар’єрів, н. в. і. у.»? И туда она не попадает — согласно Методосновам № 396* добыча воды в этот класс не включена. Сюда относят добычу таких минералов и материалов, как асбест, полевой шпат, асфальтит, драгоценные камни, кварц, слюда и другие минералы.
* Методологические основы и пояснения, утвержденные приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396.
Кроме того, в пояснении к видам деятельности секции В Методосновы № 396 указывают, что туда не включают розлив в бутылки природных и минеральных вод из природных источников и скважин.
Виды деятельности, связанные с использованием воды, в КВЭД-2010 содержат только:
1) класс 11.07 «Виробництво безалкогольних напоїв; виробництво мінеральних вод та інших вод, розлитих у пляшки» секции С «Переробна промисловість»;
2) класс 36.00 «Забір, очищення та постачання води» секции Е «Водопостачання; каналізація, поводження з відходами».
А вот такого вида деятельности, как добыча подземных вод, КВЭД-2010 вообще не предусматривает. Класс 36.00 говорит о заборе воды, но отнюдь не об ее добыче.
Что говорит Минфин?
При анализе соответствующих норм Закона о бухучете Минфин и Госстат в своем совместном письме № 6959* сослались как раз на КВЭД-2010, а не на Перечень № 827.
* Письмо Минфина и Госстата от 14.03.2018 г. № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18.
С позиции этих ведомств деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с КВЭД-2010 относится к таким классификационным позициям:
05.10 «Добування кам’яного вугілля»;
05.20 «Добування бурого вугілля»;
06.10 «Добування сирої нафти»;
06.20 «Добування природного газу»;
07.10 «Добування залізних руд»;
07.21 «Добування уранових і торієвих руд»;
07.29 «Добування руд інших кольорових металів»;
08.11 «Добування декоративного та будівельного каменю, вапняку, гіпсу, крейди та глинистого сланцю»;
08.12 «Добування піску, гравію, глин і каоліну»;
08.91 «Добування мінеральної сировини для хімічної промисловості та виробництва мінеральних добрив»;
08.92 «Добування торфу»;
08.93 «Добування солі»;
08.99 «Добування інших корисних копалин та розроблення кар’єрів, н. в. і. у.».
Как мы выяснили ранее, забор воды классифицирован под кодом 36.00 секции Е, а вовсе не под кодом 08.99 секции В. То есть к разделам 05 — 08 секции B он не имеет никакого отношения.
Исходя из письма № 6959 можно заключить, что, по мнению Минфина, предприятия — добытчики воды не относятся к субъектам, работающим в добывающей промышленности. Соответственно,
если деятельность предприятия не подпадает под обозначенные в письме № 6959 коды КВЭД-2010, то оно не обязано переходить на отчетность по МСФО
Это касается и предприятий, которые осуществляют добычу подземных вод из скважин.
Также в письме № 6959 подчеркивается: предприятие не является добытчиком даже в том случае, если один из зарегистрированных видов его деятельности согласно КВЭД-2010 — добыча полезных ископаемых, но оно не проводит эту деятельность. Дело в том, что код вида деятельности не создает прав или обязанностей для предприятий и не влечет никаких правовых последствий. Код вида деятельности — это предположение, а не доказательство. Поэтому наличие в Уставе предприятия кода КВЭД-2010 секции В еще не говорит о том, что оно должно переходить на МСФО. Обязанность составлять финотчетность в МСФО-формате возникает при непосредственной добыче полезных ископаемых.
Таким образом, под обязательное применение МСФО подпадают добывающие предприятия, которые ведут реальную деятельность по кодам КВЭД-2010 в разделах 05 — 08.
Если нет других оснований для составления финотчетности по МСФО (т. е. предприятие не относится к категории крупных), то вододобытчики не должны переходить на финотчетность по МСФО. Но они могут применять МСФО добровольно!
выводы
- Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, входят в круг МСФО-обязанных.
- Добытчиками считают те предприятия, у которых вид деятельности по КВЭД-2010 относится к секции B.
- Такого вида деятельности, как добыча подземных вод, секция В (разделы 05 — 08) КВЭД-2010 не содержит.
- Предприятия — добытчики воды из подземных источников не обязаны составлять финотчетность в МСФО-формате. При условии, конечно, что они не попали в когорту крупных.