Темы статей
Выбрать темы

ФЛП ушел с упрощенки: как учесть расходы на общей?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Распрощавшись с упрощенкой, ФЛП-общесистемщик сталкивается не только с переходными вопросами. Для него теперь кардинально меняются правила ведения учета. Как следствие возникают вопросы с расчетом чистого дохода, обязательной фиксацией расходов, приходится строже относиться к расходным документам. В общем, нужно менять порядок ведения учета. Об этом сегодня и поговорим. Особое внимание уделим учету расходов предпринимателя на общей системе налогообложения с учетом переходным нюансов.

Документально-учетные новинки

Для начала вспомним основные моменты, с которыми столкнется ФЛП на общей системе налогообложения (ОСН) после ухода с упрощенки.

Книга учета доходов и расходов. Прежде всего предпринимателю-общесистемщику придется обзавестись специальной Книгой учета доходов и расходов (далее — Книга УДР).

Дело в том, что объектом обложения НДФЛ у ФЛП-общесистемщиков является чистый налогооблагаемый доход (п. 177.2 НКУ). Определяют этот показатель на основании записей в Книге УДР, которую и обязан вести предприниматель на ОСН. Об этом прямо сказано в п. 177.10 НКУ. Форма такой Книги утверждена приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.

Записи в Книге УДР важны сразу по нескольким причинам.

Во-первых, для материального и налогового учета, ведь здесь указывают реквизиты подтверждающих документов на купленные товары (работы, услуги).

На основании данных такой Книги заполняется налоговая декларация об имущественном состоянии и доходах и рассчитываются авансовые платежи по НДФЛ и ВС (п. 9 Порядка № 481*, п. 177.5 НКУ)

* Порядок ведения Книги УДР…, утвержденный приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.

Во-вторых, для соблюдения кассовой дисциплины, если при расчетах используются наличные. Напомним: отражение дневной наличной выручки в Книге УДР служит условием ее полного и своевременного оприходования (п.п. 18 п. 3 и последний абзац п. 11 Положения № 148**).

** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Кассовый метод. При расчете чистого дохода ФЛП на ОСН применяют кассовый метод (104.05 БЗ). А это значит, что доходы предприниматель определяет с учетом поступления компенсации за отгруженные товары (работы, услуги), а расходы — при условии наличия их оплаты. То есть принцип начисления (как в бухгалтерском учете) здесь не работает.

К тому же еще действует принцип: нет доходов — нет и расходов. Речь идет о тех расходах, которые можно привязать к конкретным полученным как в денежной, так и в натуральной форме доходам (так называемые прямые расходы). Прочие расходы (непрямые), которые прямо не связаны с получением дохода (например, аренда административного офиса, коммунальные платежи, банковские услуги и прочее), отражаются в учете в периоде их понесения.

Все это следует из ст. 177 НКУ (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 3, с. 7).

Первичные документы. Порядок налогообложения доходов, полученных предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности на ОСН, регулирует ст. 177 НКУ. По общим правилам учета предпринимательской деятельности общесистемщика его расходы должны быть:

(1) связаны с хозяйственной деятельностью (причем прямые и косвенные расходы учитываются по-разному) (п.п. 177.4.5 НКУ);

(2) вписываться в разрешенный перечень расходов из п. 177.4 НКУ;

(3) фактически понесены и документально подтверждены (п.п. 177.4.5 НКУ). То есть в предпринимательские расходы включаются исключительно оплаченные расходы (104.05 БЗ).

Обратите внимание:

документальным подтверждением являются платежные документы о расходах: платежное поручение, ПКО, квитанция, фискальный чек, акт закупки и др. (ч. 5 п. 6 Порядка № 481)

Проще говоря, теперь предпринимателю придется особенно щепетильно относиться к первичным документам, ведь без их наличия нет права на расходы.

РРО и ОСН. С переходом на ОСН предприниматель все наличные расчеты*** должен осуществлять через РРО. Освобождение, предусмотренное п. 296.10 НКУ, касается исключительно предпринимателей-единоналожников.

*** За исключением некоторых видов деятельности, приведенных в Перечне, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336. При их осуществлении разрешено проводить наличные расчеты без РРО, но с КУРО и РК.

НДС-регистрация. Если ФЛП подпадает под обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС, то он обязан не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на ОСН, подать заявление на регистрацию плательщиком НДС по форме № 1-ПДВ****.

**** Об этом подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 18.

Напомним: под обязательную регистрацию плательщиком НДС подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разд. V НКУ, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС) (п. 188.1 НКУ). Причем для целей НДС-регистрации к таким операциям относят операции, подлежащие обложению по ставке НДС 20 %, 7 %, 0 % и освобожденные (условно освобожденные) от обложения НДС (101.02 БЗ).

Переходные операции

НДФЛ или ЕН. Поскольку для определения чистого налогооблагаемого дохода расходы предпринимателя на ОСН формируются при получении дохода (выручки), то такое физическое лицо имеет право учесть сумму расходов, непосредственно связанных с получением дохода, независимо от того, на какой системе налогообложения они фактически были понесены (104.05 БЗ). С учетом сказанного, приведем в таблице примеры переходных операций.

Примеры переходных операций

Операция, последствия

Система налогообложения:

упрощенная

общая

1. Товар получен, оплачен и отгружен на ЕН. Выручка поступила на ОСН

Хозяйственная операция

Товар получен, оплачен и отгружен покупателю

Поступила выручка

Налоговые последствия

Доход не отражаем, поскольку оплата за него не поступила

Признаем доход на дату поступления выручки. В этот же день можно учесть расходы, связанные с приобретением (оплатой) такого товара, которые были понесены еще на ЕН

2. Выручка получена на ЕН, товар отгружен на ОСН

Хозяйственная операция

Получена выручка

Отгружен товар

Налоговые последствия

На дату получения оплаты (или ее части) отражаем доход (п. 292.6 НКУ)

Никаких налоговых последствий. Поскольку нет дохода на ОСН, значит, нет и права на расходы, которые непосредственно связаны с отгрузкой товара (п. 177.4 НКУ).

Если часть оплаты поступила на ЕН, а остальная часть зайдет уже на ОСН, то доход возникает только в сумме, полученной во время работы на ОСН (п. 292.6 НКУ). При этом можно учесть в предпринимательских расходах соответствующую часть покупной стоимости таких товаров

3. Получен товар на ЕН, оплачен на ОСН. Выручка за товар еще не получена

Хозяйственная операция

Получен товар от поставщика

Оплачен товар поставщику

Налоговые последствия

Никаких налоговых последствий не возникает

Никаких налоговых последствий.

Но как только выручка поступит предпринимателю, после отражения дохода он сразу может учесть понесенные ранее расходы, связанные с приобретением такого товара

А вот по непрямым расходам никаких переходных нюансов возникать не должно. Например, зарплата, начисленная за месяцы работы предпринимателя на упрощенке, выплачивается уже в периоде работы на ОСН. В таком случае зарплатные расходы будут участвовать в расчете чистого дохода общесистемщика. То есть ориентируемся на дату фактической выплаты такой зарплаты.

Или, допустим, банковская комиссия за кассовое обслуживание. Такие суммы подлежат отражению в составе расходов того периода, в котором они фактически была понесены (списаны с банковского счета предпринимателя).

Амортизация ОС и НМА. Напомним, в п.п. 177.4.6 НКУ сказано, что предприниматели на ОСН имеют право (по собственному желанию!) включать в состав расходов, связанных с ведением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответствующим ведением отдельного учета таких расходов. При этом амортизации подлежат расходы на:

1) приобретение ОС и НМА;

2) самостоятельное изготовление ОС (заметьте, что амортизация самостоятельно созданных НМА нормами НКУ не предусмотрена).

К сожалению, ст. 177 НКУ ничего не говорит о том, с какого периода начинать амортизировать объект ОС/НМА. В ней идет речь лишь о том, что амортизацию начисляют в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта ОС/НМА, используя прямолинейный метод начисления амортизации (п.п. 177.4.7 НКУ). Тем более не ясно, от какой стоимости отталкиваться общесистемщику при начислении амортизации относительно переходных ОС и НМА (т. е. приобретенных до перехода на ОСН).

Прояснить ситуацию взялись фискалы. Как сказано в 104.05 БЗ, если предприниматель приобрел ОС и НМА после 01.01.2017 г.***** во время пребывания на упрощенке, то

***** Именно с этой даты начали действовать нормы, разрешающие предпринимателям амортизировать ОС и НМА.

после перехода на ОСН он может начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости объекта, определенной на момент перехода на ОСН, и включать сумму таких отчислений в состав расходов

При этом остаточную стоимость объекта ОС/НМА определяем следующим образом.

Если выполнены сразу два условия: объект оплачен и получен, то начинаем начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию (104.08 БЗ). Закачиваем последним месяцем пребывания ФЛП на упрощенке. Затем первоначальную стоимость объекта ОС/НМА уменьшаем на сумму начисленной таким образом амортизации******.

****** Подробнее о начислении амортизации ФЛП на ОСН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 76, с. 17, 2019, № 3, с. 8.

Пример. ФЛП, находящийся в 2018 году на 2 группе единого налога, приобрел (оплатил и получил) и ввел в эксплуатацию в июне 2018 года ноутбук стоимостью 8400 грн. (без НДС). С января 2019 года предприниматель перешел на ОСН.

Рассчитаем остаточную стоимость ноутбука для целей начисления амортизации и отнесения таких расходов в состав предпринимательских с января 2019 года.

Ноутбук относится к основным средствам группы 4, минимальный срок полезного использования которых 5 лет (п.п. 177.4.9 НКУ). Следовательно, ежемесячная сумма амортизации составляет 140 грн. (8400 : 5 лет : 12 месяцев). Амортизацию начинаем начислять с июля 2018 года (так как введен в эксплуатацию ноутбук в июне). Амортизация за 2018 год составляет 840 грн. (140 грн. х 6 месяцев с июля по декабрь 2018 года). Таким образом, остаточная стоимость ноутбука на 01.01.2019 г. составляет 7560 грн. (8400 - 840). А значит, амортизационные суммы, начисляемые от остаточной стоимости ноутбука (7560 грн.), предприниматель может с 2019 года ежемесячно в размере 140 грн. учитывать в графе 8 Книги УДР.

НДС-операции. Вопросы, связанные с НДС-обложением переходных операций, всегда волновали плательщиков НДС, ведь они до сих пор не урегулированы в НКУ.

Между тем контролеры издавна придерживаются позиции: если у новоиспеченного плательщика НДС первое событие (отгрузка товаров) состоялось до НДС-регистрации, а второе (зачисление средств) — после, то НО по НДС начислять не нужно (см. письма ГУ ГФС в Черниговской обл. от 12.03.2018 г. № 950/IПК/25-01-12-01-09 и ГФСУ от 20.07.2018 г. № 3201/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 69, с. 5, 101.06 БЗ). И такая позиция вполне обоснована.

Декларируем доходы

При переходе с ЕН на ОСН в течение I, II или III кварталов отчетного года предпринимателю необходимо заполнить и подать налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах по результатам первого такого переходного квартала и годовую декларацию по результатам календарного года.

В первой переходной декларации нужно самостоятельно определить сумму авансовых платежей по НДФЛ, которые придется платить со следующего квартала и до конца года (п.п. 177.5.2 НКУ). Причем в такой декларации предприниматель не указывает прочие доходы, полученные им как гражданином.

Если же переход состоялся в IV квартале отчетного года, то предприниматель предоставляет в контролирующий орган по месту своего налогового адреса налоговую декларацию за отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу, которая приравнивается к годовой налоговой декларации (см. 104.09 БЗ). В ней предпринимателю уже придется показать в том числе и свои гражданские доходы, а также информацию о движимом и недвижимом имуществе.

Ну вот и все, что хотелось вкратце сказать об ОСН. Хотя, безусловно, эта система налогообложения имеет еще множество подводных камней, описывая которые, просто нельзя уместиться в формат одной статьи. Полагаем, в общем случае при соблюдении основных вышеописанных правил проблем с учетом предпринимательских расходов у вас быть не должно.

выводы

  • Документальным подтверждением предпринимательских расходов ФЛП-общесистемщика являются платежные документы (платежное поручение, ПКО, квитанция, фискальный чек, акт закупки и др.).
  • ФЛП-общесистемщик имеет право учесть расходы, прямо связанные с получением дохода (выручки), независимо от того, на какой системе налогообложения они фактически были понесены.
  • Прочие текущие расходы, которые прямо не привязаны к получению выручки, учитываются в составе расходов и заносятся в Книгу УДР в день их фактической оплаты (независимо от факта получения дохода).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше