На первый взгляд ответ на этот вопрос можно найти прямо в НКУ, а именно в абз. третьем п. 292.3 НКУ. В нем говорится, что сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включается в доход плательщика ЕН 3 группы, являющегося плательщиком НДС.
Учитывая это, однозначно можно говорить, что у плательщиков ЕН (как ФЛП, так и юрлиц), которые находятся в группе 3 и выбрали ставку 3 %, сумма просроченной кредиторки попадает в налогооблагаемый доход. Что же касается плательщиков ЕН группы 3, которые не являются плательщиками НДС, т. е. выбрали ставку 5 %, то о них в абз. третьем п. 292.3 НКУ нет ни слова.
Поэтому, опираясь на положение этого подпункта и отсутствие в НКУ иного требования о включении в доход кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, считаем, что при списании такой кредиторки у упрощенца — неплательщика НДС доход не возникает. О списании кредиторки читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 44, с. 28.
В то же время налоговики с нами не соглашаются. Об этом они заявляют в письме от 22.02.2019 г. № 676/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 25.05.2016 г. № 11405/6/99-99-12-02-03-15 и категории 108.01.02 БЗ.
В этих разъяснениях фискалы прямо заявляют, что плательщик ЕН группы 3 по ставке 5 % (не является плательщиком НДС) в доход включает сумму кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Аргументируют такой вывод фискалы тем, что обложенный налогом доход у плательщика ЕН определяют на основании данных упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, который ведут упрощенцы в соответствии со ст. 296 НКУ (п. 292.13 НКУ). А согласно правилам бухгалтерского учета, которые прописаны в пп. 5 и 15 П(С)БУ 15, доходом признается сумма обязательства, которое не подлежит погашению.
А потому они и настаивают на том, что сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, является именно налогооблагаемым доходом плательщика ЕН группы 3, в том числе и неплательщика НДС.
Мы, конечно, с таким подходом фискалов не согласны. Дело в том, что доходом плательщика ЕН по правилам НКУ для юрлица является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юрлица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной) и материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ (п.п. 2 п. 292.1 НКУ).
Как мы сказали выше, п. 292.3 НКУ позволяет только включать в доход списанную кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, только у плательщика ЕН группы 3, являющегося плательщиком НДС.
Следовательно, на основании этих норм НКУ можно прийти к заключению, что у плательщика ЕН группы 3, не являющегося плательщиком НДС (т. е. плательщика ЕН по ставке 5 %), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в сумму дохода не включается.
Что касается аргументов фискалов, что такая сумма является доходом плательщика ЕН в бухучете и потому должна быть доходом и для целей уплаты ЕН, то налоговики немножко путают правила бухучета с правилами определения налогооблагаемого дохода плательщиками ЕН.
Для того, чтобы определенная сумма, которая признана доходом в бухучете, была доходом для плательщика ЕН, нужно, чтобы она была получена в денежной форме, или в материальной, или в нематериальной, определенной в п. 292.3 НКУ. При списании кредиторки за полученные товары денежной формы дохода нет, а из-за того, что речь идет о юрлице — неплательщике НДС, то нет и дохода в нематериальной форме по п. 292.3 НКУ.
Отсюда вывод: у плательщиков ЕН группы 3 по ставке 5 % списанная кредиторская задолженность ЕН не облагается.
Хотя, как вы понимаете, не факт, что налоговики, услышав такие аргументы, не будут настаивать на своем. Поэтому тем плательщикам ЕН группы 3 — неплательщикам НДС, которые не желают включать в доходы сумму списанной кредиторской задолженности, следует готовиться к судебным баталиям.