(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/13
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Май , 2019/№ 41

Документирование кассовых операций

http://tinyurl.com/y3lyfv8q
Где есть операции с наличностью, там быть и документальному оформлению таких операций. В случае когда наличные расчеты осуществляются через кассу предприятия, документами, подтверждающими выдачу либо получение наличных денежных средств, могут быть ПКО и РКО, а также ведомость на выплату наличности. В этом разделе спецвыпуска будем разбирать правила и порядок оформления таких документов, а также нюансы заполнения «кассовых» учетных регистров. Кроме того, здесь же расскажем об исправлении ошибок в кассовой документации.

4.1. Документооборот в кассе: кассир ↔ бухгалтер

«Кассовый» документооборот находится «под опекой» бухгалтера и кассира. В обязанности именно этих работников входят выписка и сопровождение кассовых документов на всех этапах их «жизнедеятельности». И здесь важно разграничивать, какие конкретно обязанности выполняет бухгалтер, а какие — кассир. К сожалению, законодательство в отношении этого вопроса немногословно. Порядок распределения таких обязанностей Положением № 148 четко не регламентирован. Однако из содержания этого документа все же можно сделать определенные выводы о том, что именно при работе с наличными входит в обязанности бухгалтера предприятия, а какие функции возложены на кассира. Поэтому давайте разбираться.

Начнем с бухгалтера, ответственного за учет кассовых операций и работу с кассовыми документами. Так, в его обязанности входят выписка и оформление кассовых ордеров*. На это указывает абзац первый п. 32 Положения № 148.

* Заметим, что обязанности по оформлению кассовых ордеров могут быть возложены и на другое ответственное лицо предприятия, в том числе на кассира.

После оформления кассовых ордеров бухгалтер передает их на подпись соответствующим должностным лицам. Так, эти документы должны подписать:

ПКО — главный бухгалтер или другое лицо, уполномоченное руководителем предприятия**;

** Руководитель предприятия определяет перечень должностей и количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, соответствующим внутренним распорядительным актом (п. 451 Положения № 148).

РКО — руководитель предприятия и главный бухгалтер либо другое лицо, уполномоченное руководителем предприятия**. Исключение составляет случай, когда на прилагаемых к РКО документах (заявлениях, счетах и т. п.) стоит разрешительная надпись руководителя предприятия. В таком случае его подпись на РКО не обязательна (абзац второй п. 26 Положения № 148).

Бухгалтер до передачи кассовых ордеров в кассу предприятия регистрирует их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов*** (абзац первый п. 33 Положения № 148).

*** О заполнении этого журнала вы можете прочесть ниже в подразделе 4.7 «Журнал регистрации кассовых документов».

После получения из бухгалтерии приходных и/или расходных кассовых ордеров кассир:

— проверяет правильность их составления и выписки;

— осуществляет по ним непосредственно операции приема (выдачи) наличности;

— отражает записи по кассовым ордерам в кассовой книге (см. ниже подраздел 4.8 «Оформляем и заполняем кассовую книгу»).

Для большей наглядности действия бухгалтера и кассира при оформлении операций с наличными приведем схематично на рис. 4.1.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
Комментарии к статье