* officevp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/397032.html
вывод документа
Долгосрочные обязательства/задолженности в финотчетности отражаем по настоящей (дисконтированной) стоимости и амортизируем дисконт до погашения. В качестве ставки дисконта берем среднегодовую ставку рефинансирования НБУ
Налоговики поспешили предупредить плательщиков о дисконтировании долгосрочной кредиторской/дебиторской задолженности и влиянии финансовых доходов и финансовых расходов в момент ее возникновения и при последующей амортизации дисконта на объект обложения налогом на прибыль — финрезультат.
Однако в отношении методики отражения в финотчетности долгосрочных долгов — по настоящей стоимости, по сути ничего нового не говорят. А гнут свою старую, охватывающую все П(С)БУ версию. Что хотелось бы выделить из этих сумбурных пояснений?
Во-первых, невзирая на то, что волнующие нас изменения благополучно действуют с 29.10.2019 г. уже как две недели, в консультации режет глаз цитирование старой нормы: «…согласно п. 10 П(С)БУ 11… долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, отражаются в балансе по настоящей стоимости…». Напомним, что оговорка о процентных обязательствах исключена. В этом же и есть соль изменений! Но налоговики комментируют изменения, не заметив по сути сами изменения.
Во-вторых, по накатанной из прошлого рассказывают об учете кредиторской задолженности по амортизированной себестоимости, дальнейшей амортизации полученного дисконта с использованием метода эффективной ставки процента — отражения суммы дисконта на каждую дату баланса до погашения задолженности.
В то же время само понятие амортизированной себестоимости к П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и П(С)БУ 11 «Обязательства» совершенно никакого отношения не имеет. В обновленных П(С)БУ 10 и П(С)БУ 11, как и прежде, нет ни слова об учете долгосрочных обязательств/дебиторской задолженности по амортизированной себестоимости. Ее на дату баланса оценивают по настоящей стоимости — и точка. К чему здесь метод эффективной ставки процента и амортизация дисконта? Непонятно. Наверное, для солидности ☺.
В-третьих, приводят формулу расчета настоящей стоимости. Но тут без особых вариантов. Это общепринятая формула, которой, как правило, пользуются при дисконтировании денежных потоков:
РV = FV / (1 + i)n,
где PV — настоящая (текущая) стоимость;
FV — будущая стоимость. То есть те платежи, которые будут уплачиваться при возврате суммы;
і — ставка дисконтирования (средняя годовая учетная ставка рефинансирования НБУ);
n — количество периодов до даты погашения.
Обратите внимание! Налоговики по-прежнему ориентируют плательщиков при расчете настоящей стоимости применять «среднюю годовую учетную ставку рефинансирования НБУ». Она чуть выше учетной ставки НБУ, но сейчас очень близка к ней.
В-четвертых, налоговики совершенно ничего не говорят о необходимости пересчета старых периодов. Предупреждают об отражении последствий дисконтирования только в текущих финотчетности и декларации по налогу на прибыль.И это пока что радует.
По их словам, при составлении декларации по налогу на прибыль и переносе в нее показателей финотчетности необходимо внимательно проанализировать данные аналитического учета бухсчетов «Прочие финансовые доходы», «Прочие расходы», субсчетов «Результаты финансовых операций», «Расчеты с прочими кредиторами», «Расчеты с прочими дебиторами». А также показатели строк 2220 «Прочие финансовые доходы» и 2270 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах (форма № 2).
Ждем теперь пояснений от Минфина.
Подробно о методике дисконтирования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 90, с. 2.