Темы статей
Выбрать темы

ФЛП сменил прописку: что делать?

Амброзяк Наталья, юрист
Переезд — дело хлопотное. А переезд бизнеса и подавно. Что если ФЛП сменил место регистрации (по-старому — прописку)? Нужно ли вносить новые данные в реестры или сообщать в контролирующие органы? Как это сделать? Ответы найдете в нашей статье.

Перед тем, как приступить к алгоритму действий, сделаем несколько оговорок.

Во-первых, перерегистрацию нужно начинать тогда, когда внесены изменения в паспорт относительно места регистрации. То есть проставлен штамп в паспорте-книжечке либо внесена информация на чип ID-паспорта (информацию можно увидеть в извлечении из Единого государственного демографического реестра). Или получена новая/первая справка переселенца.

Во-вторых, если предприниматель сменил место регистрации из-за изменения наименования улицы, города и т. д., то перерегистрация будет происходить в том же порядке, что и смена места проживания ФЛП в пределах одного административного района.

Итак, ФЛП получил заветный штампик или запись на чип ID-паспорта. Что дальше?

Изменения в ЕГР1

1 Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

В первую очередь нужно внести изменения в ЕГР.

Как подать документы? Для этого обращаемся к госрегистратору (через Центр предоставления админуслуг). Альтернативный вариант — нотариус.

Также нормативкой предусмотрена возможность подачи регистрационного заявления в электронном виде, однако до конца этот сервис пока не реализован2. Надеемся, что скоро ситуация изменится.

2 См. по ссылке: online.minjust.gov.ua/registration-fiz

С 02.11.2019 г. (дата вступления в силу изменений в Закон № 7553) подача документов в бумажном виде должна осуществляться через любого регистратора в пределах Украины независимо от места проживания ФЛП (ч. 2 ст. 4 Закона № 755).

3 Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Также документы можно отправить по почте. Только в этом случае подпись на заявлении придется удостоверить нотариально (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Какие документы нужны? Чтобы внести изменения в ЕГР, понадобятся (ч. 3 ст. 18 Закона № 755):

— заявление (форма 114);

4 Формы утверждены приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5.

— оригинал паспорта ФЛП (если документы в бумажном виде регистратору подает лично предприниматель);

— квитанция об уплате административного сбора. Административный сбор в 2019 году — 200 грн. (абзац десятый ч. 1 и ч. 5 ст. 36 Закона № 755).

Если документы подает доверенное лицо, то дополнительно будут нужны:

— оригинал (нотариально заверенная копия) доверенности (сама доверенность должна быть нотариально удостоверенной). Учтите: госрегистратор заберет доверенность, так что изначально позаботьтесь об изготовлении нотариально заверенной копии, если вам в дальнейшем нужен будет оригинал этого документа. Если данные об уполномоченном лице предпринимателя внесены в ЕГР, то доверенность не понадобится (п. 14 ч. 4 ст. 9, ч. 2 ст. 14 Закона № 755);

— оригинал паспорта доверенного лица.

В какие сроки внесут изменения? Регистратор должен провести регистрационное действие в течение 24 часов после получения документов (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Проведение регдействия может быть ускорено. Но административный сбор будет уже выше (ч. 3 ст. 26 Закона № 755, пп. 1, 2 п. 1 постановления КМУ от 25.12.2015 г. № 1133). Так, за внесение изменений в ЕГР в течение:

6 часов после получения документов придется заплатить сумму в двойном размере админсбора (в 2019 году — 400 грн.);

2 часов после получения документов — в пятикратном размере админсбора (в 2019 году — 1000 грн.).

После того как в ЕГР будут внесены изменения, как правило, на следующий день информация попадает в налоговую. Далее начинается процесс передачи дела ФЛП в налоговую по новому месту регистрации.

Куда платить налоги и отчитываться?

Общие принципы уплаты налогов, сборов и ЕСВ мы находим в БКУ, Порядке № 15885, Порядке № 4356 и в разъяснениях фискалов из Базы знаний.

5 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

6 Порядок формирования и подачи застрахованными лицами отчета о суммах начисленного ЕСВ, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 БКУ в случае смены местонахождения хозсубъектов-налогоплательщиков

уплата налогов и сборов после регистрации нового местонахождения осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода

На ФЛП указанные выше положения распространяются, в отличие от независимых профессионалов. Об этом говорят и налоговики (119.06 БЗ).

Таким образом, при изменении ФЛП места проживания (налогового адреса) и административно-территориальной единицы:

— уплата налогов и сборов, а также подача отчетности производятся по предыдущему месту проживания;

— уплата ЕСВ, а также подача отчета — по новому месту проживания.

Единый налог — не исключение. Он также уплачивается до конца бюджетного года, в котором ФЛП переехал, в налоговую по предыдущему месту учета. То же касается и предоставления единоналожных деклараций (107.12 БЗ).

Обратите внимание: Отчет по ЕСВ уже по новому месту проживания подается за отчетный период, в котором произошла перерегистрация в ЕГР (п. 8 Порядка № 435).

Что с Книгой учета доходов (и расходов)?

ФЛП-налогоплательщики обязаны вести Книгу учета доходов (доходов и расходов). Порядок ведения этого документа, а также процедуру регистрации устанавливают:

— для единщиков — приказ Минфина от 19.06.2015 г. № 579.

— для общесистемщиков — приказ Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.

Проблема в том, что ни один из перечисленных выше нормативно-правовых актов не предусматривает алгоритма действий в случае изменения налогового адреса ФЛП.

Однако фискалы дали свои пояснения по этому поводу в Базе знаний.

Плательщик единого налога. В категории 107.07 БЗ налоговики дают такое разъяснение. В случае изменения налогового адреса, связанного со сменой административного района, нужно зарегистрировать новую Книгу.

Регистрацию нужно провести после окончания бюджетного года, в котором произошла перерегистрация предпринимателя в ЕГР, но до получения доходов от предпринимательской деятельности по новому основному месту учета.

Скорее всего, фискалы хотели сказать, что Книгу следует регистрировать до получения доходов по новому налоговому адресу после окончания «переходного периода». То есть ФЛП не получает доход уже после окончания бюджетного года.

Иначе ситуация получается несколько абсурдной.

По основному месту учета как плательщика налогов и сборов налоговая может принять предпринимателя еще до окончания бюджетного года (исходя из положений разд. Х Порядка № 1588).

Напомним:

до конца бюджетного года ФЛП будет пребывать одновременно по основному месту учета в новой налоговой и по неосновному месту учета в старой налоговой

Скорее всего, при переезде предприниматель будет продолжать работать и, соответственно, получать доход по новому основному месту учета. Парадокс в том, что по окончании бюджетного года уже будет факт получения дохода от предпринимательской деятельности по новому местонахождению. То есть выполнить оба условия невозможно.

Общесистемщик. В отношении ФЛП на общей системе принцип приблизительно тот же. Если вследствие переезда меняется административный район, то Книгу учета доходов и расходов нужно перерегистрировать в налоговой по новому месту регистрации. О чем фискалы высказались в своем разъяснении в категории 104.08 БЗ. Но привязки к окончанию бюджетного года уже не делали. Хотя вполне логично было бы здесь применить «книжно-единоналожные» ☺ правила.

В пределах одного админрайона. А что если новый адрес плательщика единого налога или общесистемщика остался в пределах того же района?

В отношении общесистемщика ответ находим все в том же разъяснении в категории 104.08 БЗ. Налоговики в этом случае говорят, что нужно продолжать вести старую Книгу учета доходов и расходов. Но на титульной странице необходимо зачеркнуть неактуальные данные, указать новые, а рядом с исправлением поставить подпись с надписью: «Виправленому вірити».

Считаем, что такой подход можно применить и к единщикам. Хотя, к сожалению, соответствующего разъяснения в Базе знаний вы не найдете.

Если ФЛП — единщик и/или НДСник

Единый налог. Как мы уже выяснили, данные о месте проживания ФЛП (т. е. о налоговом адресе) попадают к фискалам сразу из ЕГР. Но в Реестре плательщиков единого налога (Реестр ЕН) эта информация автоматически, к сожалению, не отражается ☹.

Напомним, что в Реестре ЕН фигурируют два адреса:


1) налоговый адрес (тот, который указан в ЕГР);

2) адрес места осуществления хозяйственной деятельности («місця провадження господарської діяльності»).

Бывает так, что в качестве места осуществления хоздеятельности указывают налоговый адрес. Это означает, что вносить изменения придется в обе графы Реестра ЕН. В таком случае не забудьте заполнить заявление о применении упрощенной системы налогообложения соответствующим образом. В частности, кроме всего прочего, проставить две галочки в п. 5.4 и указать в пп. 4 и 6 обновленные данные.

Обратите внимание: с 22.10.2019 г. действуют новые формы регистрационных документов для единщика (в том числе и заявления о применении упрощенной системы налогообложения). Они утверждены приказом Минфина от 16.07.2019 г. № 308 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 84, с. 25).

Сроки подачи заявления:

— для плательщиков единого налога групп 1 и 2 — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения (п. 298.5 НКУ);

— для плательщиков единого налога группы 3 — вместе с декларацией за квартал, в котором возникли изменения (пп. 294.1, 298.6 НКУ).

Считаем, что эти сроки нужно отсчитывать от даты внесения записи в ЕГР, а не от даты, указанной в паспорте или в извлечении из Единого государственного демографического реестра.

Например, изменения в ЕГР по поводу места проживания ФЛП — единщика группы 2 были внесены 22.10.2019 г. В таком случае подать заявление о смене прописки нужно не позднее 20.11.2019 г.

НДС. Если ФЛП является плательщиком НДС, то ему придется сообщить налоговикам об изменении налогового адреса. В этом случае нужно подать заявление по форме № 1-ПДВ. Срок для подачи заявления — 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения изменений (п. 183.15 НКУ). Хотя на данные из Реестра плательщиков НДС это заявление не повлияет. Ведь в этом Реестре информация о месте проживания не содержится (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130). Положение НКУ — лишь последствие очередной налоговой реформы.

РРО и КУРО7

7 Книга учета расчетных операций.

РРО. Для начала напомним, что РРО регистрируется по основному месту регистрации предпринимателя в налоговой с привязкой к конкретной хозяйственной единице. Но

если ФЛП переехал, то перерегистрацию РРО проводить не нужно

Почему?

Согласно п. 4 гл. 3 разд. ІІ РРОшного Порядка, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547, в случае изменения места проживания ФЛП, связанного с переходом на учет в другой контролирующий орган, предыдущая налоговая проводит перерегистрацию РРО самостоятельно. Срок перерегистрации — 2 рабочих дня со дня перевода плательщика по новому месту учета.

При этом регистрационное свидетельство РРО остается действительным до момента возникновения изменений в данных о ФЛП, указанных в таком регистрационном свидетельстве.

КУРО. Вы наверняка знаете, что на титульной странице КУРО указывается, кроме всего прочего, налоговый адрес ФЛП (графа «місцезнаходження/місце проживання»).

Но и здесь проблем возникнуть не должно.

При переходе ФЛП из одной налоговой в другую в связи со сменой основного места учета КУРО перерегистрировать не нужно

Алгоритм действий налоговиков в этом случае предусмотрен в Порядке регистрации и ведения РК, КУРО, утвержденном тем же приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547 (ср. ).

В соответствии с п. 3 этого Порядка в случае изменения места жительства ФЛП, вследствие чего плательщик переходит на учет в другой контролирующий орган, перерегистрация КУРО осуществляется по новому месту учета автоматически.

Книга (как и свидетельство о регистрации РРО) остается действительной до момента возникновения изменений в данных о ФЛП, указанных на титульной странице КУРО.

Конечно, автоматическая перерегистрация КУРО и РРО не будет работать, если адрес хозяйственной единицы совпадает с местом проживания ФЛП.

Напомним: от ведения КУРО на РРО можно отказаться. Подробнее о том, как это сделать, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 65 и № 62, с. 28.

Лицензии

О любых изменениях данных, указанных в лицензии, нужно сообщать органам лицензирования.

В большинстве случаев в лицензии содержится место проживания ФЛП. Поэтому необходимо обратиться в орган лицензирования и подать соответствующее заявление. Сроки переоформления лицензии зависят от ее вида.

Например, новая лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается в течение 3 рабочих дней на основании заявления (ч. 49 ст. 15 Закона Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР).

Итак, особенности перерегистрации ФЛП обсудили. Теперь можно смело переезжать и не бояться, что упустите какие-нибудь регистрационные моменты ☺.

выводы

  • Если ФЛП поменял место регистрации в паспорте, то нужно вносить изменения в ЕГР.
  • При перерегистрации ФЛП в новую налоговую до конца бюджетного года такой предприниматель уплачивает налоги и сборы по старому месту регистрации, а ЕСВ — по новому.
  • Если ФЛП внес изменения в ЕГР по поводу места проживания, то РРО и КУРО перерегистрировать не нужно.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше