Темы статей
Выбрать темы

ЕСВ-отчетность работодателей (ч. 1)

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Являясь плательщиками ЕСВ, работодатели обязаны подавать в налоговые органы по основному месту учета отчетность по ЕСВ. Это прямо предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464. О форме, порядке и сроках подачи такой отчетности мы с вами и поговорим.

3.1. Общие требования

Форма, порядок и сроки предоставления ЕСВ-отчетности утверждены Минфином в Порядке № 435. Если говорить об отчетности работодателей — плательщиков ЕСВ, то здесь на первое место выходят:

— «Звіт про суми нарахованої заробітної плати (доходу, грошового забезпечення, допомоги, надбавки, компенсації) застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування» по форме № Д4 (далее — Отчет по форме № Д4), приведенной в приложении 4 к Порядку № 435;

— «Звіт про настання нещасного випадку на виробництві або професійного захворювання» по форме № Д7 (далее — Отчет по форме № Д7), приведенной в приложении 7 к Порядку № 435.

Со сроками подачи указанной ЕСВ-отчетности работодателями вы можете ознакомиться в табл. 3.1 на с. 18.

Таблица 3.1. Сроки предоставления отчетов по формам № Д4 и № Д7

Наименование Отчета

Отчетный период

Срок подачи

Отчет по форме № Д4

Календарный месяц

В течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода*

* Если последний день срока подачи Отчета приходится на выходной, праздничный/нерабочий день, последним днем предоставления Отчета считается первый после него рабочий день (п. 14 разд. II Порядка № 435).

Отчет по форме № Д7

Х

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта по форме Н-1 либо акта по форме П-4 (см. приложения 11 и 21 к Порядку № 337 соответственно)

ЕСВ-отчетность подаем по основному месту постановки на учет страхователя в качестве плательщика единого взноса в органах ГНСУ одним из следующих способов (на выбор):

— средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронных подписей ответственных лиц в порядке, определенном законодательством;

— на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя страхователя и скрепленных печатью (при наличии), вместе с электронной формой на электронных носителях информации.

Но!

Если у страхователя количество застрахованных лиц не превышает пяти, он вправе подать Отчет «на бумаге»

Электронной формы у него не потребуют.

Причем в этом случае Отчет можно:

— либо занести в налоговую лично (через уполномоченное лицо) в установленный срок (см. табл. 3.1);

— либо отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока предоставления Отчета. В этом случае Отчет по форме № Д4 будет считаться поданным в день получения отделением почтовой связи почтового отправления с отчетностью.

А если Отчет, направленный по почте, по вине оператора почтовой связи будет утерян/испорчен либо вручен органу ГНСУ с задержкой? Не переживайте! Отвечать за такое безобразие будет оператор почтовой связи. А вот работодатель, оказавшийся в описанной ситуации, освобождается от любой ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление такой отчетности (см. п. 1 разд. II Порядка № 435). Единственное, что от него потребуется, — в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об утрате или порче почтового отправления направить по почте или предоставить лично (по выбору работодателя) налоговикам второй экземпляр Отчета вместе с копией уведомления об утрате или порче почтового отправления.

К заполнению ЕСВ-отчетности отнеситесь со всей серьезностью! Отчет с незаполненными обязательными реквизитами и/или без необходимых таблиц не признается Отчетом и считается не поданным (п. 8 разд. II Порядка № 435). О каких обязательных реквизитах идет речь? Это реквизиты, перечисленные в п. 6 разд. II Порядка № 435:

1) тип формы («додаткова», «початкова», «скасовуюча»);

2) отчетный период, за который представляется Отчет;

3) наименование / фамилия, имя, отчество — указываем полное наименование (фамилию, имя, отчество) страхователя согласно ЕГР;

4) код по ЕГРПОУ или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов / серия (при наличии) и/или номер паспорта страхователя. По страхователю-юрлицу здесь проставляем восьмиразрядный номер согласно ЕГРПОУ. Если страхователь — физлицо, то вписываем его десятиразрядный регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов. А в случае когда он имеет в паспорте отметку о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и/или номеру паспорта, этот реквизит заполняем так:

— если паспорт в виде книжечки, то серию и номер паспорта указываем в формате БКNNXXXXXX, где БК — константа, которая указывает на регистрацию по паспортным данным; NN — две украинские буквы серии паспорта (верхний регистр), XXXXXX — шесть цифр номера паспорта (с ведущими нулями);

— если паспорт в форме пластиковой карточки, то приводим номер паспорта — ПXXXXXXXXX, где П — константа, которая указывает на регистрацию по паспортным данным; XXXXXXXXX — девять цифр номера паспорта;

5) код основного вида экономической деятельности;

6) класс профессионального риска производства — заполняем, если предоставляем Отчет за период до 1 января 2016 года;

7) местонахождение (место жительства) страхователя, по которому он взят на учет как плательщик ЕСВ;

8) код территориального органа доходов и сборов, в который подается Отчет, —указываем код налоговой, в которой работодатель зарегистрирован как плательщик ЕСВ;

9) дата подачи Отчета;

10) руководитель, главный бухгалтер — указываем фамилию и инициалы, а также регистрационные номера учетных карточек плательщика налогов руководителя и главбуха страхователя либо серию (при наличии) и номер паспорта, если они отказались от регистрационного номера, о чем имеется соответствующая отметка в паспорте. Данные паспорта указываем так же, как и для реквизита «код за ЕДРПОУ...» (см. выше). В этом поле должностные лица страхователя заверяют отчетность по ЕСВ своими подписями. Если у страхователя штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера, а ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности осуществляется непосредственно руководителем, то в реквизите «главный бухгалтер» проставляем прочерк. Предприниматели-работодатели приводят свои данные и ставят подпись в реквизите «руководитель». Подписи должностных лиц (ФЛП-страхователя) заверяем печатью (при наличии);

11) среднеучетное количество штатных работников за отчетный период (при наличии). Расчет показателя производим согласно Инструкции № 286. Как это правильно сделать, см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16;

12) учетное количество штатных работников (при наличии). Показатель рассчитываем согласно Инструкции № 286. Интересно, что в Порядке № 435 не указано, на какую дату исчислять этот показатель. В устных консультациях

налоговики рекомендуют рассчитывать учетное количество штатных работников на последнее число месяца

Подсказки по расчету вы найдете в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16;

13) количество застрахованных лиц в отчетном периоде, которым начислена зарплата... (при наличии). Здесь указываем количество застрахованных лиц, которым в отчетном месяце начислялись выплаты по трудовому (гражданско-правовому) договору;

14) количество созданных новых рабочих мест в отчетном периоде (при наличии).

Перечисленные реквизиты обязательно заполняем на всех страницах Отчета, где они предусмотрены!

Конечно, если вы формируете Отчет в электронном виде с использованием специального программного обеспечения, то в большинстве случаев программа вам укажет на ваши «промахи». Другое дело — Отчет на бумажных носителях. Здесь нужно быть особенно внимательным и помнить, что:

1) Отчет «на бумаге» заполняем на украинском языке в печатном виде или шариковой ручкой с синими или черными чернилами печатными буквами без помарок и исправлений;

2) в случае незаполнения той или иной строки Отчета в связи с отсутствием операции проставляем в ней прочерк;

3) при заполнении полей, которые состоят из ячеек, каждый из необходимых символов аккуратно вписываем в соответствующую отдельную ячейку. Символы не должны выходить за границы ячеек, а также накладываться на соседние ячейки. Символы: точка, апостроф, запятая, дефис и т. п. проставляем в отдельных ячейках;

4) при заполнении поля без клеточек записи в этих полях вносим так, чтобы они не накладывались на соседние поля и не перекрывали служебные надписи бланка;

5) денежные суммы в таблицах Отчета указываем в гривнях с копейками.

Разобравшись с общими вопросами, переходим к нюансам заполнения ЕСВ-отчетности. А начнем с Отчета по форме № Д4.

3.2. Отчет по форме № Д4

Если говорить об обычных страхователях, то они подают Отчет по форме № Д4 если используют труд физических лиц:

— на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

— по ГПД, по которым выполнялись работы (предоставлялись услуги). Исключение — ГПД, заключенные с предпринимателями, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в ЕГР.

Если субъект хозяйствования не использовал в отчетном периоде труд физлиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством (нет заключенных трудовых договоров или ГПД на работы/услуги и нет начислений по ним), то он Отчет по форме № Д4 не подает. Это прямо предусмотрено п. 11 разд. II Порядка № 435.

Вы попали в круг обязанных подавать форму № Д4? Тогда усаживайтесь поудобнее. Разбираемся с Отчетом. ☺

Структура Отчета

Отчет по форме № Д4 состоит из титульного листа и девяти таблиц, которые представляют собой отчетные формы. Вместе с тем обычные работодатели, выплачивающие заработную плату и вознаграждения по ГПД, заполняют не все таблицы Отчета по форме № Д4, а только таблицы 1, 5, 6 и 7.

При этом абсолютно все страхователи-работодатели обязаны ежемесячно формировать и предоставлять лишь титульный лист, а также таблицы 1 и 6. А вот таблицы 5 и 7 придется заполнить только в отдельных случаях.

Учитывая приведенное и дабы не перегружать вас лишней информацией, предлагаем рассмотреть порядок заполнения титульного листа и таблиц 1, 5 7 Отчета по форме № Д4.

Титульный лист

Титульный лист — это первый лист Отчета по форме № Д4. Наряду с обязательными реквизитами, в которых приводим тип формы, период предоставления Отчета и основные сведения о страхователе, он содержит таблицу «Перелік таблиць звіту». В ней напротив таблиц Отчета, которые заполняем, проставляем отметку о заполнении.

А если какую-либо таблицу не формируем? Тогда, если заполняем Отчет «на бумаге», то в перечне таблиц с ее наименованием проставляем прочерк. А вот в электронной форме Отчета такие поля остаются пустыми.

Таблица 1

Таблицу 1 формы № Д4 можно условно разделить на две части.

Первая — вступительная. Она необходима для идентификации вашего предприятия как страхователя. Кроме того, здесь указываем отчетный период и основные показатели по численности работников (см. обязательные реквизиты на с. 18).

Вторая — табличная. Она предназначена для отражения базы начисления ЕСВ и сумм взносов. О заполнении таблицы 1 Отчета по форме № Д4 см. в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Заполнение строк таблицы 1 формы № Д4

Номер или название строки

Пояснения по заполнению

1

Проставляем итоговую сумму по строкам 1.1 — 1.5.

Проверка: показатель этой строки равен итоговому значению графы 17 таблицы 6 Отчета по форме № Д4 без учета сумм, которые отражены с кодом типа начислений (далее — КТН) 2, 3, 6 — 9, 11, 12 в графе 10 таблицы 6

1.1 — 1.5

Отражаем без ограничения максимальной величиной базы начисления ЕСВ* (т. е. в какой сумме начислили, такую и проставляем) в разрезе видов доходов суммы выплат, начисленных застрахованным лицам в отчетном месяце

2

Проставляем итоговую сумму по строкам 2.1 — 2.5.

Проверка: показатель этой строки равен итоговому значению граф 18 и 19 таблицы 6 Отчета по форме № Д4 без учета сумм, которые отражены с КТН 2, 3, 6 — 9, 11 и 12 в графе 10 таблицы 6

2.1 — 2.4

Отражаем с учетом максимальной величины базы начисления ЕСВ в разрезе ставок ЕСВ суммы выплат, начисленных застрахованным лицам в отчетном месяце

2.5

Проставляем общую сумму ЕСВ-разниц, рассчитанных по работникам с целью выполнения требования об уплате ЕСВ с МЗП (см. с. 6).

Проверка: показатель этой строки равен итоговому значению графы 19 таблицы 6 без учета сумм, которые отражены с КТН 2, 3, 6 — 9, 11 и 12 в графе 10 таблицы 6

3

Проставляем итоговую сумму по строкам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5.

Важно! Суммы по строкам 3.2.1, 3.3.1 и 3.4.1 в общее значение строки 3 не включаем!

Проверка: показатель этой строки равен итоговому значению графы 21 таблицы 6 Отчета по форме № Д4 без учета сумм, которые отражены с КТН 2, 3, 6 — 9, 11 и 12 в графе 10 таблицы 6

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

В разрезе ставок ЕСВ проставляем суммы ЕСВ, начисленного на выплаты, указанные в строках 2.1 — 2.4

3.5

Указываем общую сумму ЕСВ, исчисленного с сумм ЕСВ-разниц

3.2.1, 3.3.1, 3.4.1

Указываем (справочно!) суммы ЕСВ, которые начислил бы страхователь на базу начисления ЕСВ работника с инвалидностью, если бы не применял льготную ставку.

Показатели строк определяем следующим образом:

строка 3.2.1 = строка 2.2 х 22 % : 100 %;

— строка 3.3.1 = строка 2.3 х 22 % : 100 %;

— строка 3.4.1 = строка 2.4 х 22 % : 100 %.

Важно! В строку 3 значение строк 3.2.1, 3.3.1, 3.4.1 попасть не должно!

4, 4.1, 4.1.1 — 4.1.13, 4.2, 4.3, 4.3.1 — 4.3.5, 4.4, Зміст помилки

Эти строки заполняем, если в отчетном месяце обнаружили занижение сумм ЕСВ в предыдущих отчетных периодах.

Суммы доначисленного ЕСВ (в разрезе ставок) в части начислений указываем в строках 4.1, 4.1.1 — 4.1.13, а в части удержаний — в строках 4.3, 4.3.1 — 4.3.5.

Строку 4.2 заполняем, если занижение суммы ЕСВ в части начислений связано с увеличением размера ставки ЕСВ из-за изменения класса профриска производства (исправление ошибки, допущенной до 01.01.2016 г.).

В строке 4.4 указываем сумму выплат, которая ранее ошибочно не попала в базу начисления ЕСВ (при наличии).

Также не забудьте указать содержание ошибки, которая привела к занижению суммы ЕСВ в предыдущих периодах в строке «Зміст помилки»

5, 5.1, 5.1.1 — 5.1.13, 5.2, 5.3, 5.3.1 — 5.3.5, 5.4, Зміст помилки

Заполняем, если в отчетном месяце обнаружили завышение сумм ЕСВ в предыдущих отчетных периодах.

В строках 5, 5.1, 5.1.1 — 5.1.13 указываем уменьшение сумм ЕСВ в части начислений в разрезе ставок.

Строку 5.2 заполняем, если завышение суммы ЕСВ в части начислений связано с уменьшением размера ставки ЕСВ из-за изменения класса профессионального риска производства (исправление ошибки, допущенной до 01.01.2016 г.).

В строках 5.3, 5.3.1 — 5.3.5 указываем уменьшение сумм ЕСВ в части удержаний в разрезе ставок.

В строке 5.4 отражаем суммы выплат (базу взимания ЕСВ), на которые ранее был излишне начислен ЕСВ (при наличии).

Не забудьте указать содержание ошибки, которая привела к завышению суммы ЕСВ в предыдущих периодах в строке «Зміст помилки»

6, 6.1 — 6.14

Указываем суммы ЕСВ, подлежащие уплате за отчетный месяц, с учетом доначислений и уменьшений в результате исправления ошибок. В строках 6.1 — 6.14 приводим расшифровку сумм ЕСВ в разрезе ставок. Показатели определяем согласно формулам, приведенным в названиях строк

* Размер максимальной величины базы начисления ЕСВ равен 15 размерам минимальной заработной платы (в 2019 году — 62595 грн. (15 х 4173 грн.)).

Важно! Таблицу 1 формируем на основании данных, указанных в таблице 6 Отчета по форме № Д4. Поэтому, чтобы избежать возможного расхождения в копейках по суммам ЕСВ, которое может возникнуть из-за «дробления» базы начисления ЕСВ по видам доходов в таблице 6, рекомендуем вначале заполнить таблицу 6, а затем перенести итоговые данные в таблицу 1.

Таблица 5

В отличие от таблицы 1, таблица 5 «Відомості про трудові відносини осіб та період проходження військової служби» не всегда присутствует в Отчете по форме № Д4. Ее формируем лишь при наличии определенных событий в отчетном месяце. Их перечень приведен в п. 8 разд. IV Порядка № 435.

Если говорить об обычных работодателях, то они формируют таблицу 5, если в отчетном месяце:

— застрахованным лицом был заключен или расторгнут трудовой договор либо ГПД на выполнение работ (предоставление услуг);

— застрахованному лицу предоставлен либо у него закончился отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до 3 лет или отпуск для ухода за ребенком от 3 до 6 лет;

— работник был переведен на другую должность (работу) у того же работодателя. Заметьте: из разъяснений специалиста Пенсионного фонда следует, что здесь идет речь о переводе на другую постоянную должность (работу) у того же страхователя (см. разъяснение в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 20).

Если ничего из перечисленного выше в отчетном месяце с застрахованными лицами обычного работодателя-страхователя не происходило, формировать таблицу 5 Отчета по форме № Д4 не нужно.

Что же касается такого случая подачи таблицы 5 из п. 8 разд. IV Порядка № 435, как «лицо впервые поступило на военную службу или закончило прохождение военной службы (с исключением из списков личного состава воинской части (военного учебного заведения, учреждения и т. п.)) в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы», то он для силовых структур (ведомств). Следовательно, если работник обычного хозрасчетного предприятия (ФЛП) был призван / поступил на военную службу, то его работодатель начало/окончание такой военной службы в таблице 5 не отражает!

Правила заполнения основных граф таблицы 5 Отчета по форме № Д4 приведем в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Заполнение таблицы 5 Отчета по форме № Д4

Наименование графы

Пояснения по заполнению

«6. Громадянин України (1 — так, 0 — ні)»

Проставляем «1», если физлицо, которому начислили доход, — гражданин Украины. В противном случае — «0»

«7. Договір ЦПХ за основним місцем роботи або за сумісництвом (1 — так, 0 — ні)»

В графе 7 ставим:

— «1», если вы заключили ГПД на выполнение работ (предоставление услуг) с наемным работником вашего предприятия;

— «0», если ГПД заключен со сторонним лицом (неработником вашего предприятия)

Если отражаем сведения не о ГПД, то графу 7 не заполняем (в бумажном варианте прочеркиваем)

«8. Категорія особи**»

Указываем категорию застрахованного лица, на которого формируем строку в таблице 5. Перечень таких категорий приведен в сноске под табличной частью. Обычные работодатели используют следующие категории:

1 — наемные работники (с трудовой книжкой) — проставляем, если отражаем информацию о приеме/переводе/увольнении основного работника, независимо от того, срочный либо бессрочный трудовой договор с ним заключен;

2 — наемные работники (без трудовой книжки) — проставляем, если отражаем информацию о приеме/переводе/увольнении работника, принятого на работу на условиях совместительства (как внешнего, так и внутреннего);

3 — лица, выполняющие работы по договору гражданско-правового характера — проставляем, если отражаем информацию о начале/окончании ГПД на выполнение работ (предоставление услуг);

4 — лица, которым предоставлен отпуск для ухода за ребенком от трехлетнего возраста до достижения им шестилетнего возраста;

5 — лица, которым предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами;

6 — лица, которым предоставлен отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

А вот категории лиц 7 и 8 обычные работодатели не используют

«9. Реєстраційний номер облікової картки платника податків або серія (за наявності) та номер паспорта за формою БКNNXXXXXX/ПXXXXXXXXX ЗО*»

Указываем десятиразрядный регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов физлица.

Для физлиц, имеющих в паспорте отметку о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и/или номеру паспорта, эту графу заполняем по тем же правилам, что и обязательный реквизит «Код за ЄДРПОУ або реєстраційний номер облікової картки платника податків / серія (за наявності) та/або номер паспорта страхувальника» для страхователя физлица (см. с. 18).

Внимание работодателей, выплачивающих доходы иностранцам-нерезидентам! Чтобы отразить в форме № Д4 выплаченный им доход, вам необходимо иметь регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов такого лица. Данные паспорта нерезидента в графе 9 указать не получится. Все дело в том, что нерезидент не может отказаться от получения регистрационного номера

«10. Прізвище, ім’я, по батькові ЗО»

Указываем полностью фамилию, имя и отчество застрахованного лица:

— для граждан Украины — согласно украиноязычной странице паспорта застрахованного лица;

— для граждан других стран — согласно заверенному в установленном законодательством Украины порядке переводу на украинский язык паспортного документа

«11. Період трудових або цивільно-правових відносин, проходження військової служби та відпусток»

Указываем пришедшуюся на отчетный месяц:

— дату приема на работу / окончания трудовых отношений — если формируем строку на принятого/уволенного в отчетном месяце наемного работника;

— дату окончания работы на предыдущей должности и в отдельной строке — дату начала работы на новой должности — если формируем строки на переведенного в отчетном месяце работника;

— дату начала/окончания действия ГПД — если с лицом был заключен ГПД на выполнение работ (предоставление услуг);

— по отпускам в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до 3 лет, для ухода за ребенком от 3 до 6 лет — дату начала/окончания отпуска

«12. Професійна назва роботи»

Проставляем профессиональное название работы из приложения А либо Б (приведены показатели профессиональных названий работ по классификационным группам и в алфавитном порядке соответственно) к Классификатору профессий.

Важно! Графу 12 (и соответственно «привязанные» к ней графы 13 и 14) заполняем только в случае отражения информации о приеме, переводе, увольнении работника!

По строкам с отпусками в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до 3 лет и от 3 до 6 лет (далее — «детотпуска») и ГПД графы 12 — 14 не заполняем

«13. Код ЗКППТР»

В графу 13 должен попасть код общесоюзного классификатора профессий, должностей и тарифных разрядов — «код ЗКППТР», а в графу 14 — «код КП» из Классификатора профессий, соответствующие профессиональному названию работы из графы 12.

Заметьте: графа 13 будет заполнена не всегда, поскольку соответствующий код есть не у всех профессиональных названий работ, а только у тех, которые «жили» еще при Советском Союзе. Совсем другое дело — код КП. Он указан по каждой профессии, приведенной в Классификаторе профессий. Следовательно, графа 14 должна быть заполнена обязательно, если показываем прием/перевод/увольнение

«14. Код класифікатора професій»

«15. Посада»

В графе 15 указываем наименование должности работника, информацию о котором отражаем.

Важно! Эту графу заполняем только в случае отражения информации о приеме, переводе, увольнении работника! По строкам с «детотпусками» графу 15 не заполняем.

Заметьте: профессиональное название работы из графы 12 может не совпадать с наименованием должности в графе 15. Дело в том, что Классификатор профессий дает право работодателю использовать для образования новых наименований профессий производные слова (вице-, главный, заместитель, ведущий, младший и др.) к профессиям (профессиональным названиям работ) из приложения В, но при условии сохранения отраслевой и функциональной принадлежности, квалификационных требований, исключения дублирования, сохранения кода таких профессий.

Например, от профессионального названия работы из приложения А к Классификатору профессий «бухгалтер (с дипломом магистра)» (код ЗКППТР — 20281, код КП — 2411.2) с помощью производного слова из приложения В «ведущий» можно образовать производное название профессии «ведущий бухгалтер (с дипломом магистра)» с теми же кодами. В этом случае работодатель в таблице 5 укажет:

— в графе 12 — «бухгалтер (з дипломом магістра)»;

— в графе 13 — «20281»;

— в графе 14 — «2411.2»;

— в графе 15 — «провідний бухгалтер (з дипломом магістра)»

«16. Документ-підстава про початок роботи та відпустку, кінець трудових або цивільно-правових відносин, переведення на іншу посаду»

Эта графа предназначена для отражения информации о документе-основании для внесения соответствующих сведений в таблицу 5.

Таким документом при отражении фактов:

— начала/окончания трудовых отношений, перевода на другую должность, начала/окончания отпуска для ухода за ребенком до 3 лет (от 3 до 6 лет) является соответствующий приказ (распоряжение) руководителя предприятия. В реквизите 16 указываем: «наказ (розпорядження) від _______ № ___»;

— заключения/прекращения гражданско-правовых отношений — договор о выполнении работ (договор подряда) или предоставлении услуг. В реквизите 16 указываем: «договір від ______ № __»;

— начала/окончания отпуска в связи с беременностью и родами — реквизиты листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родами или приказа (распоряжения) о предоставлении такого отпуска, если он издавался. В реквизите 16 указываем: «ЛН серія ____ № ___» или «наказ (розпорядження) від _______ № ___»

«17. Підстава для припинення трудових або цивільно-правових відносин»

Эта графа предназначена для отражения информации об основании для прекращения трудовых (гражданско-правовых) отношений. Так, в случае:

— увольнения работника в графе 17 указываем основание для прекращения трудовых отношений со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона. Например, «п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗпП України»;

— окончания гражданско-правовых отношений в реквизите 17 указываем главу ГКУ, которая регулирует соответствующие отношения. Например, для договоров подряда — «гл. 61 ЦКУ», для договоров о предоставлении услуг — «гл. 63 ЦКУ».

Важно! В случае перевода на другую постоянную работу на этом же предприятии графу 17 не заполняем. Ведь в этом случае трудовые отношения не прерываются

«18. Дата створення нового робочого місця (штатної одиниці), на яке у звітному періоді працевлаштований працівник»

Заполняете, если работник был принят на новое рабочее место (штатную единицу).

Учтите, что новое рабочее место — это место, которое создано в результате:

— образования нового субъекта хозяйствования (кроме тех, которые созданы путем прекращения). Заметьте: в этом случае рабочее место будет считаться новым в течение 12 месяцев с момента создания самого субъекта хозяйствования;

— модернизации или изменения технологии производства, требующих новых знаний, навыков и умений работника;

— увеличения штатного количества работников при условии отсутствия уменьшения среднемесячного количества за предыдущие 12 месяцев. При этом Порядок № 347 уточняет, что в этом случае созданием нового рабочего места считается:

а) для юридических лиц — увеличение состава работников, работающих по трудовым договорам, в сравнении с предыдущим отчетным периодом, при условии, что количество вакансий остается неизменным или увеличивается;

б) для предпринимателей и независимых профессионалов — увеличение количества наемных работников, работающих по трудовым договорам (за исключением срочных).

Как выяснить, уменьшалось или нет среднемесячное количество работников? Сравните среднеучетное количество за месяц, в котором создано новое рабочее место, со средним значением среднеучетного количества работников за 12 месяцев, предшествующих месяцу его создания.

Учтите: дата (число, месяц и год) создания нового рабочего места может не совпадать с датой начала трудовых отношений, указанной в графе 11 таблицы 5

«19. Військове звання»

Эту графу обычные работодатели не заполняют

Итак, с таблицей 5 разобрались. Пора переходить к таблице 6 Отчета по форме № Д4.

Таблица 6

Зачем в составе Отчета по форме № Д4 предоставляют таблицу 6 «Відомості про нарахування заробітної плати (доходу, грошового забезпечення) застрахованим особам»? Она необходима для формирования по каждому застрахованному лицу сведений о суммах начисленных ему в отчетном месяце видов доходов, которые включаются в базу взимания ЕСВ.

Запомните: в таблице 6 Отчета по форме № Д4 следует отражать именно начисленные суммы зарплаты (дохода). Это прямо следует из положений п. 9 разд. IV Порядка № 435 (ср. ). Если же доход был выплачен (авансом), но не начислен в отчетном месяце, то он в таблицу 6, сформированную за такой месяц, и соответственно в таблицу 1 Отчета по форме № Д4 попасть не должен.

Важно! В отдельных случаях на одного работника в таблице 6 может быть заполнено несколько строк. Например, так будет, если в отчетном месяце ему начислены доходы, которые отражают с разными кодами категории застрахованного лица (графа 9) либо которые имеют свой код типа начислений (графа 10). В частности, суммы зарплаты, отпускных, больничных и декретных, начисленных лицу в отчетном месяце, отражаем в разных строках.

Также несколько строк будет заполнено, если работнику начислялись доходы за прошлые и будущие периоды (месяцы), а именно: отпускные, больничные, пособие по беременности и родам, вознаграждение за выполненные работы (предоставленные услуги), срок выполнения которых превышает календарный месяц, а также выплаты за отработанное время после увольнения с работы или согласно решению суда (средняя зарплата за вынужденный прогул). Перечисленные доходы отражаем в привязке к месяцу, за который они начислены.

Что касается зарплаты, начисленной в текущем отчетном месяце за предыдущие месяцы, в частности в связи с выявлением ошибок, то такие суммы включаются в заработную плату месяца, в котором были осуществлены такие доначисления (см. п.п. 3 п. 3 разд. IV Инструкции № 449 и п. 9 разд. IV Порядка № 435).

Кроме того, на работника будет заполнено несколько строк, если по нему доначисляли ЕСВ до размера минимального страхового взноса (определяли ЕСВ-разницу). Ведь ЕСВ-разница отражается отдельной строкой. Подробно о требовании об уплате ЕСВ с МЗП см. на с. 6.

Разобравшись с общими вопросами, переходим к конкретике. Давайте поговорим о заполнении отдельных граф таблицы 6 Отчета по форме № Д4* (см. табл. 3.4).

* Графы таблицы 6 с указанием сведений о гражданстве, регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов, а также фамилии, имени и отчества застрахованных лиц заполняют так же, как и в таблице 5 Отчета по форме № Д4 (см. с. 22).

Таблица 3.4. Заполнение граф таблицы 6 Отчета по форме № Д4

Наименование графы

Пояснения по заполнению

«9. Код категорії ЗО»

Проставляем код категории застрахованного лица (далее — код категории) в соответствии с приложением 2 к Порядку № 435. Какие коды могут использовать обычные работодатели — юрлица и ФЛП?

По обычным работникам (ставка ЕСВ — 22 %) в графе 9 они указывают код категории:

— «1» — для начисленной заработной платы;

— «29» — для больничных;

— «42» — для пособия по беременности и родам;

— «47» — для среднего заработка «солдатам предприятия».

По работникам, имеющим инвалидность (ставка ЕСВ — 8,41 %), такие работодатели в графе 9 указывают код категории:

— «2» — для зарплаты;

— «36» — для больничных;

— «43» — для пособия по беременности и родам;

— «66» — для среднего заработка «солдатам предприятия».

По лицам, с которыми заключен ГПД (ставка ЕСВ — 22 %), для начисленного вознаграждения за выполненные работы (предоставленные услуги) обычные работодатели проставляют в графе 9 таблицы 6 код категории «26»

«10. Код типу нарахувань»

Заполняем только в случаях, перечисленных в сноске к этой графе, приведенной под табличной частью. Так, например, если отражаем:

— зарплату, начисленную бывшему работнику за отработанное время, вознаграждение по «переходящему» ГПД или по решению суда средний заработок за вынужденный прогул, то в этой графе проставляем код типа начислений (далее — КТН) «1»;

— отпускные — КТН «10».

Если самостоятельно выявили, что в прошедших периодах начислили работнику доход, но ошибочно его:

не включили в базу начисления ЕСВ (занизили базу), то по строке с суммой дохода в графе 10 таблицы 6 Отчета за текущий месяц проставляем КТН «2»;

включили в базу начисления ЕСВ, хотя он не должен был туда попасть (завысили базу) — указываем КТН «3».

Для отражения ЕСВ-разницы применяем:

— КТН «13» — если она рассчитана (1) в текущем месяце за текущий месяц либо (2) в текущем месяце за предыдущий в связи с исчислением сумм больничных и/или пособия по беременности и родам за предыдущий месяц. Обращаем внимание: КТН «13» не может применяться за будущие отчетные периоды;

— КТН «14» — если в отчете за текущий отчетный период указываем сумму ЕСВ-разницы за предыдущий период, которая возникла в связи с удержанием «перегулянных» отпускных при увольнении работника;

— КТН «2» — если самостоятельно выявили, что ошибочно не отразили (КТН «3» — если ошибочно указали) ЕСВ-разницу в прошлых отчетных периодах и исправляемся в текущем отчетном периоде

«11. Місяць та рік, за який проведено нарахування»

Указываем месяц и год, за который проведено начисление дохода застрахованому лицу

«13. Кількість календарних днів тимчасової непрацездатності»

Проставляем количество календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности работника согласно предоставленному им листку нетрудоспособности (справке, за исключением дней нетрудоспособности, подтвержденных справкой о временном освобождении от работы в связи с необходимостью ухода за больным ребенком)

«14. Кількість календарних днів без збереження заробітної плати»

Указываем количество календарных дней отпуска без сохранения заработной платы (ст. 25 и 26 Закона об отпусках), а также количество дней временной нетрудоспособности, подтвержденных справкой о временном освобождении от работы в связи с необходимостью ухода за больным ребенком. То есть если, например, ребенок работника болеет больше 2 недель и период нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за таким ребенком работник подтверждает больничным листом (14 календарных дней) и справкой (с 15-го календарного дня и до выздоровления ребенка) медучреждения, то количество календарных дней временной нетрудоспособности, подтвержденных:

— больничным листом, — проставляем в графе 13;

— справкой, — в графе 14.

Важно! Эта графа может быть заполнена со знаком «-», если нужно уменьшить количество дней без сохранения заработной платы, ошибочно отраженных в предыдущих отчетных периодах

«15. Кількість календарних днів перебування у трудових / цивільно-правових відносинах, проходження військової служби протягом звітного місяця»

Проставляем количество календарных дней отчетного месяца, в течение которых застрахованное лицо находилось в трудовых отношениях (на которые приходится действие ГПД на выполнение работ или предоставление услуг).

Важно! По общему правилу в графе 15 должны быть указаны только дни «отношений» текущего месяца. Исключение — случаи отражения в таблице 6 отпусков, в том числе и отпуска по беременности и родам, а также восстановления на работе лица по решению суда.

Запомните: если по работнику заполнено несколько строк, графу 15 заполняем только по одной строке, а именно по строке с суммой зарплаты (при наличии)

«16. Кількість календарних днів відпустки у зв’язку з вагітністю та пологами»

Проставляете количество календарных дней отпуска в связи с беременностью и родами, которые приходятся на конкретный месяц нахождения работницы в таком отпуске

«17. Загальна сума нарахованої заробітної плати / доходу, грошового забезпечення (усього з початку звітного місяця)»

Указываем фактически начисленные суммы зарплаты, вознаграждений за выполненные работы (предоставленные услуги) по ГПД, больничных и пособия по беременности и родам (т. е. без ограничения максимальной величиной базы начисления ЕСВ).

Заметьте! В графе 17 можно проставить отрицательные значения сумм доходов, но только если необходимо отразить:

— суммы перерасчетов зарплаты, связанных с уточнением количества отработанного времени в прошедших отчетных месяцах в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью и наступлением отпуска в связи с беременностью и родами;

— сторнированные суммы отпускных, больничных и пособия по беременности и родам, начисленных в предыдущих периодах

«18. Сума нарахованої заробітної плати / доходу / грошового забезпечення у межах максимальної величини, на яку нараховується єдиний внесок»

Указываем доходы работника в сумме, вошедшей в базу начисления ЕСВ с учетом ее максимальной величины.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что с максимальной величиной базы начисления ЕСВ сравниваем не каждый доход в отдельности, а общую сумму доходов, которые начислены работнику в отчетном месяце (подробнее см. на с. 5). Если такая сумма доходов, с которых взимается ЕСВ, превышает максимальную величину базы начисления ЕСВ, то работодатель-страхователь самостоятельно решает, какие доходы и в какой сумме сформируют базу начисления ЕСВ

«19. Сума різниці між розміром мінімальної заробітної плати та фактично нарахованою заробітною платою за звітний місяць...»

Если по работнику определяли ЕСВ-разницу, то ее в таблице 6 Отчета отражаем отдельной строкой. При этом сумму такой разницы проставляем в графе 19

«20. Сума утриманого єдиного внеску за звітний місяць...»

Эту строку заполняем, только если исправляем ошибки, допущенные за периоды до 01.01.2016 г. и связанные с удержанием ЕСВ

«21. Сума нарахованого єдиного внеску за звітний місяць...»

Указываем сумму ЕСВ, начисленного на конкретный вид дохода (ЕСВ-разницу)

«22. Ознака наявності трудової книжки (1 — так, 0 — ні)»

По строкам с выплатами, начисленными по основному месту работы, проставляем «1». Во всех остальных случаях — «0».

Если работник — внутренний совместитель (работает на условиях совместительства на том же предприятии, которое является его основным местом работы), то по строке с суммами дохода, начисленного:

— по основному месту работы, проставляем «1»;

— по внутреннему совместительству — «0»

«23. Ознака наявності спецстажу (1 — так, 0 — ні)»

Проставляете «1», если по работнику ведется учет спецстажа или он имеет право на льготы по пенсионному обеспечению. В остальных случаях — «0»

«24. Ознака неповного робочого часу (1 — так, 0 — ні)»

Если работник был принят на неполное рабочее время, проставляем «1», в обратной ситуации — «0».

Отметим, что трудовое законодательство допускает возможность установления неполного рабочего времени путем:

уменьшения продолжительности ежедневной работы (неполный рабочий день);

уменьшения количества дней работы (неполная рабочая неделя);

одновременного уменьшения количества часов работы в течение рабочего дня и количества дней работы (сочетание неполного рабочего дня и неполной рабочей недели).

Считаем, что эту графу следует заполнять по всем работникам, с которыми заключены трудовые договоры, в том числе и по совместителям. Ведь работа по совместительству является разновидностью работы на условиях неполного рабочего времени (см. письмо Минтруда от 03.03.2008 г. № 42/13/133-08)

«25. Ознака нового робочого місяця (1 — так, 0 — ні)»

Проставляем «1» по работникам, которых приняли на новые рабочие места. В остальных случаях — «0» (подробнее см. в табл. 3.3 пояснения к графе 18 на с. 25)

С графами таблицы 6 Отчета по форме № Д4 разобрались. Теперь давайте поговорим о таблице 7.

Таблица 7

С таблицей 7 «Наявність підстав для обліку стажу окремим категоріям осіб відповідно до законодавства» Отчета по форме № Д4 знакомы далеко не все работодатели, которые подают ЕСВ-отчетность. Дело в том, что ее формируют только те из них, чьи работники имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет. Если у вас отсутствуют рабочие места, работа на которых зачисляется в специальный стаж, то Отчет по форме № Д4 у вас будет без таблицы 7.

Ваше предприятие относится к «счастливчикам», которые формируют таблицу 7? Тогда давайте поговорим об особенностях заполнения ее граф (см. табл. 3.5 на с. 30).

Таблица 3.5. Заполнение таблицы 7 Отчета по форме № Д4

Наименование графы

Пояснения по заполнению

«8. Код підстави для обліку спецстажу»

Указываем 8-разрядный код основания для учета спецстажа из справочника, приведенного в приложении 3 к Порядку № 435

«10. Початок періоду»

Если работник принят на работу на аттестованное рабочее место в текущем месяце, то проставляем дату (соответствующее число месяца) начала трудовых отношений.

Если работник был трудоустроен в предыдущих отчетных периодах, то проставляем «1» (т. е. первый календарный день месяца) либо дату начала срока действия заключения аттестационной комиссии по особым условиям труда, если она приходится на текущий месяц

«11. Кінець періоду»

В общем случае проставляем последнее число отчетного месяца (31 или 30, а для февраля 28 или 29).

Исключение — ситуации, когда в отчетном месяце работник был уволен либо окончился срок действия заключения аттестационной комиссии по особым условиям труда. В первом случае (увольнение) — проставляем дату увольнения, во втором — дату окончания срока действия заключения аттестационной комиссии по особым условиям труда

«12.Кількість днів»

Проставляем один из возможных показателей фактической продолжительности спецстажа по конкретному коду основания (т. е. количество дней либо часов и минут) в зависимости от действующего на предприятии учета труда для конкретного застрахованного лица

«13. Кількість годин, хвилин»

«14. Норма тривалості роботи для її зарахування за повний місяць спецстажу (дні або години/хвилини)»

Указываем норму продолжительности работы для ее зачисления за полный месяц спецстажа для конкретного основания по условиям труда в зависимости от выбранного варианта необходимой единицы измерения в графах 12 или 13

«15. № наказу про проведення атестації робочого місця»

Указываем номер и дату приказа о проведении аттестации рабочего места застрахованного лица соответственно

«16. Дата наказу про проведення атестації робочого місця»

«17. Ознака/сезон»

В соответствующей строке проставляем один из кодов признака «сезон» в зависимости от принятой схемы и результатов учета на производстве с сезонным характером труда (код 1 — полностью в пределах месяца, 2 — неокончание в пределах месяца, 3 — окончание в пределах месяца)

Заметьте: между таблицами 6 и 7 Отчета по форме № Д4 существует связь! Если по работнику формировались сведения в таблице 7, то в таблице 6 в графе 23 «Ознака наявності спецстажу...» должно стоять «1».

3.3. Отчет по форме № Д7

На производстве произошел несчастный случай или у работника выявлено профессиональное заболевание? В суматохе, которая обычно сопровождает такие обстоятельства, не забудьте об Отчете по форме № Д7. Срок подачи — в течение 5 рабочих дней после даты составления акта по форме Н-1 либо акта по форме П-4 (см. табл. 3.1 на с. 18).

Отчет по форме № Д7 состоит из титульного листа и таблицы «Відомості про застраховану особу, з якою стався нещасний випадок на виробництві чи професійне захворювання».

На заполнении титульного листа Отчета по форме № Д7 останавливаться не будем. О заполнении его отдельных реквизитов можно прочесть на с. 18. Поэтому сразу перейдем к таблице Отчета.

Ее формируем на каждого работника, с которым произошел несчастный случай или в отношении которого установлен факт профзаболевания

То есть если на предприятии несчастный случай произошел с тремя работниками, то Отчет по форме № Д7 будет состоять из титульного листа и трех таблиц.

Что указываем таблице Отчета по форме № Д7? Начнем с того, что ее условно можно разделить на две части: вступительную часть и непосредственно таблицу.

Во вступительной части после сведений о страхователе приводим сведения о пострадавшем работнике, а именно:

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, присвоенный работнику. Если он отказался от получения такого номера, о чем имеет соответствующую отметку в паспорте, то указываем данные паспорта по форме, приведенной на с. 19;

— фамилию, имя, отчество работника;

— код категории застрахованного лица из приложения 2 к Порядку № 435;

— сведения о гражданстве;

— дату составления соответствующего акта (по форме Н-1 либо П-4);

— наименование профессии (должности, разряда, работы) работника, по которой он работал до наступления страхового случая;

— период трудовых отношений.

В табличной части приводим сведения, необходимые для расчета пособий, выплата которых производится в связи с произошедшим несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за счет средств Фонда социального страхования.

Подсказки по заполнению табличной части Отчета по форме № Д7 приведем в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Заполнение граф таблицы Отчета по форме № Д7

Наименование графы

Пояснения по заполнению

«Місяць та рік, за який проведено нарахування»

Указываем расчетный период (месяцы и год), за который будет исчисляться сумма средней зарплаты для расчета суммы страховых выплат в соответствии с Порядком № 1266.

Напомним: в общем случае, такой расчетный период равен 12 календарным месяцам работы по месту работы, где произошел несчастный случай, начиная с месяца, предшествующего месяцу наступления страхового случая (п. 11 Порядка № 1266)

«Кількість календарних днів (не враховуючи календарних днів, не відпрацьованих з поважних причин***)»

Проставляем количество календарных дней для каждого месяца расчетного периода за вычетом дней, не отработанных по уважительным причинам.

К уважительным причинам п. 3 Порядка № 1266 отнесены: временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы

«Сума нарахованої за розрахунковий період заробітної плати в межах максимальної величини, на яку нараховано єдиний внесок

(без врахування суми виплати****) грн»

Указываете в разрезе месяцев расчетного периода суммы зарплаты (в том числе и отпускных), с которых взимался ЕСВ (т. е. с учетом максимальной величины базы начисления ЕСВ). Суммы пособия по беременности и родам и выплаты в связи с временной нетрудоспособностью здесь не учитываем

«Відмітка про сплату єдиного внеску (так, ні)»

Если ЕСВ уплачен, проставляете «так». Конкретную сумму взноса, которая была начислена на сумму зарплаты и уплачена, приводить не нужно

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше