1 Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX.
Согласно ст. 20 Закона № 361 основная пороговая сумма для попадания финансовой операции под финмониторинг против старых 150 тыс. грн увеличится почти в 3 раза и с 28 апреля будет составлять 400 тыс. грн (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте). То есть с этой даты будут подпадать под финмониторинг только те финоперации, сумма которых будет составлять ровно 400 тыс. грн (по курсу НБУ на дату написания статьи это ≈ 14500 долларов США) или превышать эту сумму. И, как мы уже напомнили, это изменение будет влиять и на разнообразные операции/ситуации в валютной сфере, в том числе и на банковский валютный надзор.
Напомним, что валютные нормативы НБУ в своей терминологии эту пороговую сумму (150/400 тыс. грн) «эксплуатируют» в таких терминах, как:
— незначительная сумма (см. п. 22 Положения № 52 и п.п. 5 п. 3 Инструкции № 73);
2 Положение о мерах защиты…, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.
— незначительный размер валютной операции (см. п.п. 7 п. 2 Положения № 5, п.п. 2 п. 2 Положения № 24);
— дробление операции по экспорту товаров (п.п. 5 п. 3 Инструкции № 7) и
— дробление валютной операции (п.п. 2 п. 2 Положения № 85).
5 Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 8.
А теперь давайте вместе посмотрим, какие конкретно перспективы в инвалютной плоскости обещает субъектам хозяйствования такое повышение «незначительной суммы».
Снятие с экспортно-импортного надзора
Напомним о нормах ч. 7 ст. 11 Закона о валюте, а также п. 22 Положения № 5 и п. 9 Инструкции № 7. Согласно им банки не осуществляют или прекращают надзор и предельные сроки расчетов (сейчас — 365 дней) не распространяются на операции по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты) по операции, сумма которой в эквиваленте по курсу НБУ на дату осуществления операции/последнего события меньше незначительной суммы. Но кроме случаев дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.
То есть когда размер экспортной/импортной операции первоначально меньше незначительной суммы (с 28 апреля — менее 400 тыс. грн или эквивалента по курсу НБУ к валюте операции на дату осуществления операции), такая операция вообще не должна подпадать под валютный надзор.
Следовательно, ограничение «365 дней» для ВЭД-расчетов (за исключением случаев дробления!) на нее не распространяется (п. 22 Положения № 5).
Согласно п. 9 Инструкции № 7
если сумма незавершенных расчетов по операции по экспорту, импорту товаров не превышает незначительную сумму, то такую задолженность банк должен снимать с надзора
Но в этой норме указано, что если валюта контракта иностранная, то пересчет суммы незавершенных расчетов в гривню делают по курсу на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа/поступления денежных средств, дата поставки товара, дата зачета встречных однородных требований). Имейте этот момент в виду, ведь в последнее время гривня достаточно просела, а ваше последнее событие, возможно, произошло еще при ее высоком курсе…
Считаем что из п. 9 Инструкции № 7 вместе с п.п. 1 п. 22 Положения № 5 четко следует, что 28 апреля банки должны снять с надзора все не закрытые на эту дату задолженности по экспортно-импортным операциям, суммы которых составляют менее экв. 400 тыс. грн! Причем снимать с надзора согласно этим нормам они должны независимо от того, по каким причинам сумма стала незначительной: или в связи с какой-то последней операцией (транзакцией), или ввиду законодательного повышения с конкретной даты размера такой суммы (как в нашем случае).
И даже если предельный срок расчетов по такой незначительной операции до 28 апреля уже истек, то эти нормы должны сработать. То есть этим днем (28 апреля) должны выключить счетчик дней просрочки и должен закончиться период просрочки для целей начисления фискалами пени! А к оставшейся сумме долга (которая станет 28 апреля меньше незначительной суммы) предельный срок в 365 дней уже не должен применяться6.
6 Тогда операцию снимают с надзора и остаток долга можно вообще не погашать или зачесть в счет каких-то встречных обязательств.
Кроме того, напомним, что незначительная сумма (незначительный размер) играет роль именно для целей невзятия или снятия операции с валютного надзора. Но при этом сама общая сумма задолженности по экспорту-импорту для целей исчисления пени на эту незначительную сумму не уменьшается!7
7 Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 21, с. 3.
Дробление экспорта и валютных операций
Конечно, с 28 апреля изменятся и критерии для идентификации фактов дробления операций по экспорту товаров, или валютных операций. То есть теперь под оба из определений дробления (и экспорта, и операций) будет подпадать гораздо меньше операций хозсубъектов. Поскольку для того, чтобы операции квалифицировались как дробление, нужно, чтобы одновременно имелось несколько признаков. А один из этих признаков:
каждая валютная операция/экспортная операция осуществляется на сумму, меньшую, чем размер незначительной суммы
То есть благодаря увеличению абсолютного размера так называемой незначительной суммы до 400 тыс. грн, простора для маневра у тех, кто имеет проблемы с ВЭД-расчетами, станет несколько больше.
Для других инвалютных операций
Либеральнее с 28 апреля станет и в отношении некоторых других инвалютных вещей.
Напомним: термин «незначительный размер...» в Положении № 5 применяется в ряду смягчающих и ограничительных норм. Перечислим их.
В пределах этого размера (экв.400 тыс. грн):
— не нужно подавать документы для покупки и перевода инвалюты (пп. 4, 5);
— юрлица и ФЛП могут покупать банковские металлы без физической поставки за безналичные гривни в течение одного дня на основании заявления без представления документов (п.п. 2 п. 37);
— можно осуществлять расчеты по одному торговому ВЭД-договору (контракту) с помощью электронного платежного средства в один операционный день (п.п. 2 п. 109)8.
8 Относительно этого разрешения см. также п. 321 Положения № 2. А на тему использования КПК для приобретений на границей читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 80, с. 15.
А в Положении № 2 физлицам по текущим неторговым операциям разрешено без открытия текущего счета переводить безналичными за пределы Украины или получать наличную инвалюту, перечисленную из-за границы, в незначительном размере (п. 35 и п. 40 соответственно). Однако если начиная с 28 апреля сумма перевода будет равной или будет превышать экв. 400 тыс. грн, то средства должны перечисляться/быть зачтены только с текущего счета/на текущий счет физлица.
Изменение размера незначительной суммы либерально повлияет и на проверку банками валютных операций, поскольку в некоторых случаях такая сумма выступает как индикатор не только для финансового, но и для валютного мониторинга/немониторинга операций лиц (см. в Положении № 8).