Темы статей
Выбрать темы

Горючее: недорасход и «перерасход»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В этом материале мы рассмотрим два вопроса — две достаточно разные ситуации, которые объединяет одна субстанция — горючее. В первом речь идет о недорасходе горючего до законодательно установленных норм расхода. Во втором — о «перерасходе», а точнее, о случаях, когда работники, используя транспорт предприятия, тратили горючее на собственные цели (или теряли его), а потом компенсировали предприятию его стоимость.
Содержание статьи:

Недорасход

Читатель обратился с вопросом. На его предприятии списывается горючее в бухучете по нормам расхода, но фактический расход меньше. И по факту непотраченные остатки горючего в баках не соответствуют остаткам на субсчете 203. Что делать в такой ситуации?

Сначала напомним, что обязательность применения Норм № 43* всеми хозсубъектами — под большим вопросом.

* Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Ведь четко придерживаться Норм № 43 обязаны лишь предприятия, подчиненные Мининфраструктуры

Но, как правило, хозсубъекты (и особенно плательщики НДС) при списании ориентируются на них, чтобы избежать споров с фискалами о хозяйственных целях использования горючего. А последние являются апологетами применения Норм № 43 абсолютно всеми субъектами. Подробно об этих вопросах читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 67, с. 27 и 2020, № 57, с. 31.

Итак, если вы решили списывать горючее с применением Норм № 43 (тем более что это вам выгодно), то никто не поставит под сомнение законность такого вашего подхода. А теперь изложим, какие мы здесь видим пути учетного (и не только) «разруливания» ситуации.

Инвентаризации. В конце каждого квартала по данным инвентаризации остатков горючего приходовать «недонормовые» излишки горючего по акту на субсчет 203 «Топливо» (субсчет конкретного вида горючего), сторнируя излишне списанные на расходные счета суммы**.

** См. «Налоги & бухучет», 2019, № 87, с. 25.

Фактический метод. Перейти с нормативного на фактический метод списания горючего. Можно только по этим отдельным авто. И издать на этот счет распорядительный документ. Перед этим провести инвентаризацию и оприходовать излишки (см. выше). Хотя фактический метод списания более неудобен и хлопотлив.

Пересмотреть нормы. Самостоятельно пересмотреть норму(ы) расхода горючего***. Например, в определении ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/49593/15 по делу № 809/1074/15 указано, что для списания горючего предприятие может разработать внутренние документы, которые будут устанавливать нормы его расхода с учетом технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и других факторов. Для этого вы осуществите собственные расчеты норм расхода горючего на основании актов измерений, рекомендаций производителя и т. п. И установите временные собственные нормы. Если такие нормы будут утверждены, а расходование горючего подтверждено первичными документами, то судьи посчитают, что горючее использовано в хоздеятельности. Формально здесь, по-видимому, надо бы еще заказать и получить от ГП «ГосавтотрансНИИпроект» временные индивидуальные нормы расхода горючего на ваши нестандартные автомобили. Но стоит ли вам на это тратиться? (Вот если бы расход был больше норм…)

*** Об этом читайте также в «Налоги & бухучет», 2019, № 67, с. 32.

Нечестные пути. Списывать и тихо накапливать излишки-«резерв» горючего для каких-то «левых» целей. И далее — либо «втемную» сбывать такие излишки, либо выкатывать их в непроизводственных целях, либо закрывать ими перерасход горючего по другим авто и т. п. И бояться фактических проверок… ☹

Естественно, эти пути мы вам не рекомендуем.

«Перерасход»

Довольно частая на практике ситуация, когда работники хозсубъекта (юр- или физ-) используют служебные авто для собственных целей, а потом компенсируют ему стоимость потраченного горючего, в том числе путем удержания из заработной платы. И читателей интересует: если такой хозсубъект использует горючее исключительно для собственных нужд и не является распорядителем акцизного склада, будет ли он в таком случае считаться лицом, реализующим горючее, и плательщиком «горючего» акциза?

Как мы уже неоднократно писали, согласно нормам НКУ хозсубъект, который использует горючее исключительно для собственных нужд и не имеет акцизного склада (в понимании п.п. 14.1.6 НКУ), не является плательщиком акцизного налога. Но (!) если он при этом не осуществляет реализацию горючего в понимании п.п. 14.1.212 НКУ****. Согласно п.п. 14.1.212 НКУ реализацией горючего являются любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного, в частности, любым другим лицам.

**** Или хранение чужого горючего.

Формально, опираясь на это «резиновое» определение, фискалы на похожий вопрос в свежей консультации в БЗ, 114.01 дают (что не удивительно) фискальный ответ. Они отмечают, что здесь и реализация горючего есть, и использования горючего на собственные нужды хозсубъекта нет, и что акцизный склад у него появляется, и сам он является плательщиком «горючего» акциза…

Кроме того, что это не по-человечески и нелогично, еще и нормативно, на наш взгляд, не столь однозначно. Считаем,

когда факта именно передачи (отпуска, отгрузки) горючего хозсубъектом его работнику не было, то не было и «реализации горючего»

То есть, если работник воспользовался авто в собственных целях без согласия на то хозсубъекта***** (или когда горючее просто украли), то здесь не может быть реализации горючего по п.п. 14.1.212 НКУ. Ведь «физическая передача (отпуск, отгрузка)» не может трактоваться широко, и такие действия предусматривают как минимум согласие передающей (а также и принимающей) горючее стороны.

***** А потом компенсировал связанные с таким своеволием убытки (стоимость горючего и т. п.).

Если же работник служебное авто и горючее использовал на личные цели с согласия хозсубъекта, то отбиться от «реализации» после таких разъяснений в БЗ хозсубъекту будет тяжело…

Здесь еще заметим, что перерасход горючего сверх утвержденных норм не может считаться реализацией горючего работнику. Ведь горючее, хотя и с превышением норм, тратится именно на нужды хозсубъекта, а не работника. И даже если такой перерасход произошел по вине водителя и он его компенсирует, то все равно нет оснований искать здесь «реализацию».

Итак, при таком подходе фискалов эти операции лучше не светить. Если это невозможно, то при использовании работником служебного авто на личные цели лучше компенсацию провести как оплату транспортных услуг******, предоставленных работнику хозсубъектом (и желательно, чтобы по документам рулил этим авто другой работник). В общем, будьте с этим осторожны!

****** Что касается налогов, то конечный результат (если стоимость услуги будет равна себестоимости) будет таким же, как и в случае нехозяйственного использования горючего. А лицензия на непассажирские перевозки не нужна.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше