Эксплуатация автомобиля

В избранном В избранное
Печать
Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 67
Наконец мы подошли к тому моменту, когда автомобиль готов к эксплуатации. Но чтобы его использование было возможным, необходимо топливо. Поэтому в этом разделе спецвыпуска мы рассмотрим, как организовать приобретение горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), правильно оформить поступившее тем или иным образом топливо, а также учесть его стоимость в бухгалтерском и налоговом учете. Также здесь мы остановимся на вопросах уплаты транспортного налога.

3.1. Нормы расхода топлива: как применять?

Прежде всего расскажем о нормах расхода топлива и их видах, а также узнаем, как правильно определить нормативный расход топлива для разных типов автомобилей.

На кого распространяются Нормы № 43

Нормы № 43 предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в ГСМ и контроля за их расходованием, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов. Этот документ могут применять абсолютно все предприятия-автовладельцы. На это указывают, в частности, специалисты Мининфраструктуры в письмах от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17 и от 17.02.2014 г. № 1545/25/10-14.

Но обязательно ли его применять? По мнению Верховного Суда (см. постановление от 03.04.2018 г. по делу № 817/1429/16*), Нормы № 43 имеют исключительно рекомендательный характер и применяются только при планировании расхода топлива с целью его рационального использования. А все потому, что указанный документ не зарегистрирован в Минюсте.

* См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/73194505.

Хотя сам Минюст ранее разъяснял, что Нормы № 43 являются актом нормативно-технического характера, который регистрации в Минюсте не подлежит и является действующим без нее (см. письмо от 28.02.2014 г. № 1112-0-4-14/10.1).

Однако Верховный Суд считает иначе и отказывается принимать во внимание требования этого документа при рассмотрении судебных споров.

Выводы о необязательности Норм № 43 для субъектов хозяйствования, которые не относятся к сфере управления Минтранса, служители Фемиды делали уже не раз (см. определение ВАСУ от 06.06.2013 г. по делу № К-39866/10-С, от 16.02.2016 г. по делу № 809/1074/15 (К/800/49593/15), от 13.04.2016 г. по делу № 805/10769/13-а (К/800/64715/13), постановление Львовского апелляционного админсуда от 15.01.2018 г. по делу № 876/10732/17 и др.).

Заметим также, что

действующее налоговое законодательство не обязывает использовать Нормы № 43

Не требует их применения ни разд. III НКУ, определяющий порядок налогообложения прибыли предприятий, ни п. 198.5 НКУ, который говорит о начислении компенсирующих НДС-обязательств по нехозяйственным операциям.

Из этого следует, что предприятие или предприниматель вправе самостоятельно рассчитать и утвердить собственные технически обоснованные нормы, которые будут учитывать техническое состояние автомобиля, условия его эксплуатации и другие факторы. Если нормы будут утверждены, а расходование топлива подтверждено первичными документами, то считается, что топливо использовано в хоздеятельности.

Однако налоговики с завидным упорством продолжают настаивать на обязательном для всех применении Норм № 43 (см., например, письма ГФСУ от 17.04.2018 г. № 1674/Г/99-99-13-01-02-14/ІПК и от 08.12.2017 г. № 2912/6/99-99-15-01-01-15/ІПК, а также ГУ ГФС в Харьковской обл. от 25.05.2018 г. № 2330/ІПК/20-40-13-11-11).

Требуя от субъектов предпринимательства неотступно следовать Нормам № 43, контролеры отказывают налогоплательщикам в их праве «самонормировать» свои ГСМ-затраты с учетом всех факторов, которые могут влиять на расходование топлива конкретным автомобилем. И заставляют очередного налогоплательщика искать правду в суде.

Поэтому осторожным налогоплательщикам рекомендуем все же прислушиваться к требованиям контролеров и списывать ГСМ строго в пределах Норм № 43. Это избавит вас от возможных конфликтов с фискалами. А вот смельчаки могут вооружиться упомянутыми выше судебными решениями и использовать в своей деятельности самостоятельно разработанные нормы и правила списания топлива.

В любом случае помните:

все без исключения предприятия-автовладельцы должны нормировать собственный расход ГСМ

При этом как малодоходникам, так и высокодоходникам корректировать свой финансовый результат до налогообложения на сумму сверхнормативных ГСМ не нужно. Ведь НКУ таких корректировок не требует. С этим соглашаются и налоговики (см., в частности, письма ГФСУ от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15 и от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

Но имейте в виду, что хозяйственность расходов важна для НДС-учета. Кроме того, сверхнормативный расход топлива может свидетельствовать о его хищении.

Если вы приняли решение руководствоваться Нормами № 43, важно знать порядок применения их положений. Дальше об этом и поговорим.

Чтобы посмотреть полную версию, подпишитесь на журнал Вы уже подписались? Войти

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить