Законопроект № 1210 был зарегистрирован в парламенте практически год назад — 30.08. 2019 г. Помимо устранения технико-логических нестыковок в НКУ, он продвигал и ряд новаций:
(1) внедрение международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли (введение правил BEPS);
(2) реформирование института финансовой ответственности;
(3) усовершенствование процедуры администрирования налогов и сборов, что повлекло за собой и повышение отдельных налоговых ставок.
Внем были уготовлены поправки по двукратному повышению штрафов, а также нормы, касающиеся расширения прав налоговиков и усиления налогового контроля. О важных для плательщиков новациях поданного в парламент законопроекта № 1210 мы вас знакомили в «Налоги & бухучет», 2019, № 74, с. 2.
Как и стоило ожидать, законопроект № 1210 сразу был раскритикован и спровоцировал массу протестов. Ввиду своей объемности и благодаря критике со стороны не только комитетов, но и представителей бизнеса продвигался он не уверенно. Даже ходили слухи о его разделении на три части и отдельном рассмотрении каждого из них в парламенте (дабы хоть какая-то из предложенных частей-новаций все-таки прошла). Правда, в конце концов до этого так и не дошло. В первом чтении законопроект № 1210 был принят только 03.12.2019 г.
Ко второму чтению законопроект был существенно доработан. От некоторых фискальных норм депутаты все-таки отказались (например, нелепое положение по курсовым разницам, правки по НДС в части базы для экспорта, специальные положения об уплате авансового взноса по конструктивным дивидендам и пр., повышение ренты на добычу железной руды). Хотя основная их часть так и осталась в законе (например, запрет на налоговую амортизацию необоротных активов на период их реконструкции, модернизации). В противовес же плохим поправкам готовились и «плюшки» (теперь уже не нужное увеличение предельного объема дохода для единого налога). С доработками, подготовленными ко второму чтению, требующими особого внимания, вы также уже знакомы (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 8, с. 2; № 12, с. 22, 23). И хотя второе чтение было запланировано на 20.12.2019 г., в реальности его дальнейшая судьба решилась уже в этом году. Верховная Рада приняла Закон только 16.01.2020 г.
Правда, группой депутатов 17.01.2020 г. законопроект № 1210 был по сути заблокирован. Однако 06.02.2020 г. разблокирован и 11.02.2020 г. передан на подпись Президенту. И успев уже основательно запылиться, все-таки попал под его перо и опубликован 22.05.2020 г.
Основная часть изменений, вносимых Законом, вступили в силу уже с 23.05.2020 г. (на следующий день после официального опубликования). Некоторые нормы вступят в силу с 01.07.2020 г., а некоторые стоит ожидать только с 01.01.2021 г. (срок вступления отдельных норм Закона № 466 см. «Что и когда вступает в силу по Закону № 466» этого номера).
Впрочем, похоже, это не конец перипетиям этого Закона. Вы будете смеяться (или плакать), но к нему уже готовят изменения.
Итак, давайте разбираться, что привносит Закон № 466 в НКУ. Начнем с учета налогоплательщиков и администрирования, а потом рассмотрим новшества по каждому налогу. Их очень много, одного тематического номера для детального анализа не хватит. Поэтому мы еще не раз будем возвращаться к нормам этого Закона.