* Проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании администрирования налогов, устранении технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве от 30.08.2019 г. № 1210.
Администрирование
Госдивиденды. Функцию контроля за уплатой госдивидендов, т. е. части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями собираются возложить на фискалов. В связи с этим в НКУ будут прописаны сроки предоставления отчетности по госдивидендам и правила ее предоставления.
Налоговая отчетность. Также планируется установить, чтобы финотчетность, как и отчетность по НДС, подавалась исключительно в электронной форме (п. 49.4 НКУ).
Жалобы. Законодатели собираются дать право налогоплательщикам обжаловать решения ГНСУ в Апелляционном совете по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков (см. ст. 561 НКУ).
Уплата обязательств. Планируют установить перенос предельного срока уплаты налоговых обязательств, если он приходится на выходной или праздничный день, на операционный (банковский) день, следующий за таким выходным или праздничным днем (п. 57.1 НКУ). На сегодня переносится только дата предоставления отчетности. Уплатить налоги позднее без штрафа невозможно.
Штрафные санкции. Законодатели собираются увеличить размер штрафа:
— за нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в контролирующих органах для самозанятых лиц — со 170 грн. до 680 грн., для юрлиц — с 510 грн. до 2040 грн.;
— за несообщение ФЛП о своем статусе банку при открытии счета — с 340 грн до 1360 грн. за каждый случай несообщения (п. 118.3 НКУ);
— за непредоставление ф. № 1ДФ или искажение данных в ней или предоставление данных не в полном объеме — с 540 грн. до 2040 грн. (п. 119.1 НКУ);
— за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации — со 170 грн. до 680 грн. (п. 120.1 НКУ);
— за нарушение сроков хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов — с 510 грн. до 2040 грн. (п. 121.1 НКУ).
В то же время планируются и положительные нововведения:
— во-первых,
за несвоевременную уплату налоговых обязательств размер штрафа, наоборот, уменьшится
Так, за просрочку уплаты в срок до 30 дней он будет составлять 5 % (на сегодня — 10 %) суммы погашенного налогового долга, а за просрочку уплаты больше 30 дней — 10 % (на сегодня — 20 %);
— во-вторых, избежать штрафных санкций можно будет в случае, если нарушение законодательства будет вызвано ошибкой в работе электронного кабинета. Но, чтобы получить такое освобождение, нужно, чтобы его возникновение признал техадминистратор и/или методолог электронного кабинета или наличие такой ошибки было признано в сообщении на официальном веб-портале ГНСУ, или ее существование подтверждено решением суда (п.п. 112.8.7 НКУ).
Это далеко не все новости, которые касаются штрафов и пени.
НДС
Штраф за нерегистрацию НН. Собираются заставить всех плательщиков НДС к обязательной регистрации компенсирующих, распределительных, освобождающих и нулевых (операции, облагаемые налогом по ставке 0 %) НН/РК. При этом делать это они решили через голову. А именно путем введения штрафа за просрочку предельного срока их регистрации в размере 3400 грн. при регистрации таких НН в ЕРНН (п. 1201.1 НКУ) и за отсутствие регистрации таких НН/РК в размере 1020 грн. (п. 1201.2 НКУ).
Отчетный период. Еще одной неприятной новостью для плательщиков НДС станет отмена квартального отчетного периода. Значит, все плательщики НДС, и в том числе плательщики ЕН (которые сейчас могут отчитываться ежеквартально), наверняка будут отчитываться исключительно ежемесячно (п. 202.2 НКУ).
Регистрация НДС. Наибольшим нововведением при регистрации плательщиком НДС станет подача заявления на регистрацию лишь в электронном виде (п. 183.7 НКУ). А также изменение сроков подачи документов для регистрации плательщиков НДС.
База налогообложения. Законодатели собираются вычеркнуть из суммы договорной стоимости, являющейся базой для начисления НДС, возмещение ущерба (кроме упущенной выгоды), которое получено плательщиком налога в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств (п. 188.1 НКУ). А это может стать хорошей зацепкой при доказательстве фискалам, что на сумму возмещения убытков НДС не начисляется.
Экспорт. Еще один неприятный сюрприз — заставить экспортеров начислять минбазные налоговые обязательства при экспорте товаров. Делать это придется, когда при экспорте будет выявлено, что цена приобретения экспортируемых товаров (обычная цена для самостоятельно изготовленных товаров) превышает их договорную (контрактную) стоимость, указанную в ТД (п. 198.8 НКУ). Однако по какой ставке следует начислять такие минбазные обязательства, не сказано.
Известно только то, что для таких операций не прописали отдельного объекта налогообложения. А поскольку налогооблагаемая операция в данном случае одна — вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины, то и НДС следует доначислять по экспортным правилам — по ставке НДС 0 %. В то же время не исключено, что налоговики посчитают иначе, поскольку они и без такой спецнормы раньше пытались облагать налогом убыточный экспорт по ставке 20 %.
Срок регистрации НН. Законодатели хотят установить отдельный срок регистрации сводных компенсирующих и распределительных НН.
Такие НН можно будет регистрировать в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены (п. 201.10 НКУ). Все другие НН регистрируют в привычные сроки. Возможно, таким образом налоговики пытаются уменьшить количество проблем при регистрации таких НН.
Налог на прибыль
Дивидендные авансовые взносы. Законодатели намереваются прописать отдельно в НКУ правила уплаты авансового взноса по налогу на прибыль из приравненных к дивидендам платежей (новый п.п. 57.11.2.2 НКУ). Что это за платежи, будет прописано в п.п. 14.1.49 НКУ. В основном сюда попадут доходы, которые выплачиваются в пользу связанного лица — нерезидента или нерезидентам, в том числе при осуществлении операций по нерыночным условиям. Следовательно, возможно, кое-кому придется не только уплачивать авансовый взнос с обычных дивидендов, но и с платежей, которые к ним приравнены.
Плательщики налога. Планируется расширить круг плательщиков налога на прибыль. Так, в их когорту собираются включить (пп. 133.1, 133.5 НКУ):
— юрлиц-упрощенцев и ФЛП, в том числе ФЛП — плательщиков ЕН, а также независимых профессионалов при выплате доходов (прибылей) нерезиденту с источником их происхождения из Украины (их перечень ищите в п. 141.4 НКУ).
Хотя и на сегодня такие лица должны удержать налог на прибыль с доходов нерезидента и по итогам отчетного периода, в котором произведены такие выплаты, подать декларацию по налогу на прибыль с приложением ПН (см. письмо ГФСУ от 08.11.2018 г. № 4735 /Л/99-99-13-01-02-14/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 14, с. 4);
— юрлиц — плательщиков ЕН в случае получения откорректированной прибыли контролируемой иностранной компании (что это за компании, указано в ст. 392 НКУ).
Отчетный период. Решили также подкорректировать и правила подачи отчетности по налогу на прибыль разными плательщиками.
Так, первое, что планируется сделать, — это выбросить из п.п. 137.4.1 НКУ упоминание об ст. 209 НКУ (она утратила силу еще с 01.01.2017 г.) и тем самым дать право аграриям — плательщикам налога на прибыль выбрать для отчетности или обычный годовой отчетный период, или специфический годовой отчетный период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. Из-за упоминания об ст. 209 НКУ налоговики уже два года считают, что аграрии должны отчитываться только за обычный годовой отчетный период, а некоторые фискалы так вообще иногда считают, что аграрии-высокодоходники должны отчитываться ежеквартально (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 9, с. 3, № 28, с. 7).
Кроме того, из-за того что законодатели включили упрощенцев в когорту плательщиков налога на прибыль (см. выше),
для плательщиков ЕН вводится только годовой отчетный период (п. 137.5 НКУ)
На сегодня одних упрощенцев вынуждают отчитываться за квартал, а других — за год (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 28, с. 7), после этих изменений все будет однозначно — год и точка.
Статус неприбыльности. Для того, чтобы быть неприбыльной организацией, жилищно-строительные кооперативы не должны будут соблюдать требование о наличии в их учредительных документах условия о передаче активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида, или зачислении в доход бюджета в случае прекращения юрлица (в результате его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования).
Объект налогообложения. На перспективу в связи с возможной легализацией игорного бизнеса законодатели намереваются включить в налогооблагаемый доход плательщиков, которые занимаются игорным бизнесом, доход, полученный от азартных игр с использованием игровых автоматов (п.п. 134.1.6 НКУ).
Амортизационные разницы. Зацепят эти нововведения также и правила расчета налога на прибыль. Так, теперь прямо в НКУ будет указано, что амортизация не рассчитывается за период неиспользования (эксплуатации) ОС в хозяйственной деятельности в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием, улучшением и консервацией. То есть при определении амортизационных разниц нужно будет внимательно относиться к такой детали. Хотя если такие операции будут происходить в течение одного месяца, то, на наш взгляд, прекращать начисление амортизации необходимости нет.
Как видим, к случаям прекращения начисления амортизации законодатели не относят временное неиспользование в хоздеятельности ОС. А потому у плательщиков будет больше аргументов, чтобы убедить фискалов (см. письма ГФСУ от 02.07.2019 г. № 3031/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 04.09.2018 г. № 3828 /ІПК/04-36-12-32-20), что за такое время амортизацию в налоговом учете начислять нужно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 72, с. 16).
Финразницы. Законодатели решили переписать правила применения финансовых разниц.
1. Совсем изменяется подход к определению долговой разницы (п. 140.2 НКУ). Так, предлагается высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам увеличивать финрезультат на сумму превышения начисленных в бухучете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам (за исключением процентов, подлежащих капитализации), свыше 30 % сумм рассчитанного объекта налогообложения периода, в котором осуществляется начисление таких процентов, увеличенного на сумму финрасходов и суммы амортизации.
Учитывая это, они собираются заставить высокодоходников и малодоходников-добровольцев вести отдельный учет процентов, которые были капитализированы (подлежали включению в себестоимость необоротного актива) в соответствии с положениями МСФО и П(С)БУ.
По сравнению с прошлой разницей эта выглядит более простой в расчетах и применении. Да еще и сближает налоговый учет с бухгалтерским из-за исключения капитализированных процентов из расчета этой разницы.
2. Подкорректировано применение долевых разниц (пп. 140.4.1 и 140.5.15 НКУ). А именно установлено, как будет происходить корректировка финрезультата на сумму начисленных доходов в виде дивидендов (в том числе доходов и дивидендов от участия в капитале), подлежащих выплате резиденту от контролируемой иностранной компании или нерезидента, доля участия в капитале которого составляет по меньшей мере 10 %.
3. Прописаны реорганизационные разницы (новый п.п. 140.4.2.1 НКУ), которые дают правопреемнику при реорганизации шанс уменьшить финрезультат на сумму отрицательного значения объекта налогообложения плательщика налога, который реорганизуется путем присоединения, слияния, преобразования, деления, выделения. Эту разницу имеют право применять и малодоходники-отказники.
Хорошее нововведение. На сегодня налоговики против переноса такого отрицательного значения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 24, с. 6).
4. Установлены валютные разницы (пп. 140.4.5 и 140.5.15 НКУ). В соответствии с ними плательщик налога имеет право уменьшить/увеличить объект налогообложения на доход/расходы по курсовым разницам, рассчитанным в соответствии с П(С)БУ или МСФО по монетарным статьям в инвалюте на дату баланса.
Такая разница вызывает много вопросов. Главный из них заключается в том, что эта разница (уменьшение/увеличение) действует только при определении дохода/расходов от курсовых разниц на дату баланса. По правилам же бухучета курсовые разницы определяют и на дату осуществления операции. Как быть с ними, пока что неизвестно.
5. Законодатели решили заставить плательщиков налога корректировать финрезультат на сумму расходов, понесенных ими в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели (п.п. 140.5.17 НКУ). Что такое деловая цель, будет указано в новом абзаце п.п. 14.1.231 НКУ.
К введению этой разницы скептически относится и Госрегуляторная служба*. Поскольку боится, что она может вызывать значительные риски для налогоплательщиков и может привести к затяжным судебным спорам.
6. Дополнен НКУ новой реализационной разницей (п.п. 140.5.5 НКУ). Она требует от плательщиков налога на прибыль увеличить финрезультат на 30 % стоимости реализованных товаров «особым» нерезидентам (экспорт). В НКУ на сегодня существует подобная разница, которая вынуждает корректировать (увеличивать финрезультат) на сумму приобретенных товаров у таких особых нерезидентов (импорт). Поэтому не путайте одно с другим.
7. Уточнены правила применения штрафной разницы (п.п. 140.5.11 НКУ). Напомним: на сегодня плательщик налога на прибыль увеличивает свой финрезультат только при выплате штрафов и пени по ГПД в пользу неплательщиков налога на прибыль (кроме физлиц) и нулевиков. Планируется расширить действие этой разницы и на операции по возмещению убытков, компенсацию неполученного дохода (упущенной выгоды), причем для всех видов гражданских договоров (а не только ГПД), в том числе и по ВЭД-деятельности.
Кроме того, придется корректировать финрезультат и на размер штрафов и пени, начисленных контролерами.
Хотя раньше это были просто расходы плательщика.
8. Изменит свою прописку норма, которая вынуждает при переходе с ЕН (кроме плательщиков сельхозЕН) на общую систему корректировать финрезультат на сумму дохода, полученного как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на ЕН. Такая разница будет перенесена из п.п. 140.5.12 НКУ в подразд. 4 разд. ХХ НКУ. А это говорит о том, что ее вынуждены будут применять и малодоходники-отказники (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 34-35, с. 24).
НДФЛ и ВС
Собираются увеличить размер ставок НДФЛ, которые будут уплачивать лица с налогооблагаемого дохода от продажи (обмена) объектов недвижимого и движимого имущества в отдельных случаях.
Так, с дохода от продажи в течение отчетного года:
— второго из объектов недвижимости из п. 172.1 НКУ или первого из объектов недвижимости, не указанных в этом пункте Кодекса, налог нужно будет уплачивать по ставке 5 %;
— третьего и следующих объектов недвижимости из п. 172.1 НКУ или второго и следующих объектов недвижимости, не указанных в п. 172.1 НКУ, — уже по ставке 18 % (сейчас — 5 %).
Что касается продажи легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов, то подход аналогичный. То есть доход от продажи в течение отчетного года:
— второго из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда облагается налогом по ставке 5 %;
— третьего и следующих объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда или другого транспортного средства — 18 % (сейчас — 5 %).
Порядок определения доходов от продажи недвижимого и движимого имущества, не облагаемого налогом, оставлен без изменений.
К сведению! Из «продажных» доходов, с которых удерживается НДФЛ, независимо от ставки налога, как и сегодня, нужно будет уплатить ВС по ставке 1,5 %.
ФЛП-общесистемщики
Предусматривается дать зеленый свет на включение в расходы ФЛП-общесистемщика затрат на уплату налога на имущество, кроме налога на недвижимость за жилые дома. То есть размер платы за землю (как в части земналога, так и в части арендной платы), транспортного налога или налога на недвижимость за нежилые объекты, используемые в их деятельности, возможно, будет уменьшать объект налогообложения (п.п. 177.4.3 НКУ).
Кроме того, из НКУ собираются убрать упоминание о том, что легковые и грузовые автомобили являются объектами двойного назначения.
И, значит, начисленная амортизация на такие активы сможет попасть в расходы, если эти объекты будут использоваться в предпринимательской деятельности ФЛП (п.п. 177.4.6 НКУ). В связи с такими нововведениями наверняка исчезнут проблемы с включением в расходы суммы потраченного горючего и запчастей на работу таких автомобилей, а также на право на НК по НДС в случае приобретения самих автомобилей, а также товаров, которые используются для их содержания.
Другие налоги
Рентная плата. Плательщиками рентной платы за добычу полезных ископаемых могут стать и те хозяйства, которые добывают пресную воду из скважины глубиной до 20 метров и используют ее исключительно в собственных целях. На сегодня такие субъекты за воду, добытую из такой скважины для собственных целей, даже при условии наличия разрешения на спецводопользование, ренту не платят.
Кроме того, планируют расширить базу обложения рентной платой, отнеся к понятию «первичная переработка сырья» операции агломерации и/или окомкования, а также увеличить ставки для добычи руд железа с 8 до 10 % и т. п. Все эти и другие нововведения могут значительно увеличить налоговую нагрузку на горные предприятия.
Налог на недвижимость. Чтобы получить освобождение от уплаты налога на недвижимость за здания промышленности, должны будут соблюдены все требования, которые на сегодня выдвигают фискалы для получения такого освобождения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 5, с. 20). А именно нужно будет, чтобы:
— здания промышленности, которые подпадают под освобождение, относились к группе «Здания промышленные и склады» (код 125) по ДК 018-2000;
— эти здания должны использоваться по назначению в хоздеятельности субъектов хозяйствования;
— основной деятельностью получателя льготы — субъекта хозяйствования должна быть деятельность, которая классифицируется в секциях B — F КВЭД ДК 009:2010;
— здания промышленности не должны сдаваться в аренду, лизинг, ссуду.
Итак, все вольности на эту тему после данных изменений будут сняты. Хотя, возможно, из-за отсутствия упоминания о том, что льготой могут воспользоваться только промпредприятия, на нее смогут рассчитывать и ФЛП.
Плата за землю. Чтобы арендаторы земучастков государственной и коммунальной собственности не судились с налоговиками по поводу применения индексации при расчете арендной платы, в п. 289.1 НКУ планируют прямо указать, что размер арендной платы рассчитывается с использованием НДО земучастков с учетом коэффициента индексации.
Единый налог. Кардинальных изменений в правилах взимания ЕН не планируется. Хотя без определенных корректив не обошлось. Так, немного планируют подкорректировать порядок подачи заявлений для ЕН группы 3 при изменении налогового адреса, места осуществления хоздеятельности и изменении ставки, а также информацию, вносимую в Реестр плательщиков ЕН для ФЛП — плательщиков ЕН групп 1 и 2.
Кроме того, для плательщиков сельхозЕН хотят установить базу налогообложения для земель, относительно которых не проведена НДО. Ёе определят на уровне НДО единицы площади пашни в АР Крым или в области.
Все другие изменения, касающиеся ЕН и уплаты ими налога на прибыль и НДС, читайте выше.