Темы статей
Выбрать темы

Аренда персонала: кому выгодно?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт, Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
За последнее время вышло в свет сразу несколько индивидуальных налоговых консультаций на тему аренды персонала. Сегодня поднимем этот вопрос и мы. С какой целью субъекты хозяйствования прибегают к такому механизму взаимодействия с работниками? И с какими сложностями они могут при этом столкнуться? Подумаем вместе.

Как это работает?

Услуга по предоставлению персонала (аренда персонала) предполагает, что сотрудники одного предприятия (предпринимателя) привлекаются к работе у другого на основании заключенного между субъектами хозяйствования договора. Очень близкое понятие — аутстаффинг (когда работающий персонал выводят за штат и оформляют в компании-аутстаффере). И в первом, и во втором случае работники оформлены у одного субъекта хозяйствования (провайдера), а фактически работают у другого (заказчика), находясь на его территории (или выполняют свою работу дистанционно (на дому), если это предусмотрено договором).

К сожалению, трудовое законодательство не оперирует таким понятием, как аренда персонала. Да и ГКУ прямо не предусматривает возможность заключения таких договоров. Однако правомерность заключения договора о предоставлении персонала можно обосновать, ссылаясь на чч. 1 и 2 ст. 6 ГКУ.

Не отрицают возможность заключения договоров о предоставлении персонала и судебные органы. Так, например, ВАСУ в определении от 04.06.2014 г. по делу № К/9991/11955/12 указал, что предметом договора о предоставлении персонала являются не люди как таковые, а услуги компании (провайдера) по предоставлению персонала (аренда персонала).

Определение такой услуги находим в п.п. 14.1.183 НКУ: услуга по предоставлению персонала — это хозяйственная или гражданско-правовая сделка, в которой лицо, предоставляющее услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или несколько физических лиц для выполнения определенных этим соглашением функций.

В правовое поле вводит такие услуги также Закон о занятости*, устанавливая правила игры для «субъекта хозяйствования, нанимающего работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя».

* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-V.

Потенциальная выгода

Как правило, к такому виду взаимодействия с персоналом прибегают с целью оптимизации бизнес-процессов. Когда субъект хозяйствования по каким-то причинам хочет переложить работу, связанную с кадрами (полностью или частично), на стороннюю организацию. Именно эта организация выполняет функции работодателя: оформляет и увольняет работников, выплачивает им заработную плату, подает необходимую отчетность, контролирует соблюдение условий труда на рабочих местах, несет ответственность за соблюдение трудового законодательства. А арендатор только обеспечивает работнику необходимые условия и выплачивает вознаграждение за оказанные провайдером услуги.

Часто к услугам по аренде персонала прибегают, когда:

1) необходимо привлечь временных работников. Например, торговому предприятию на период проведения акции (или просто в предпраздничные дни) в связи с увеличением объема продаж нужны дополнительные продавцы-консультанты (операторы call-центра) и складские работники. Еще один вариант: предприятие запускает какой-то пробный проект (начинает осваивать новый вид деятельности), но пока до конца не ясно, будет ли оно и дальше работать в этом направлении. Воспользовавшись услугой аренды персонала в таком случае, все хлопоты, связанные с увеличением штата предприятия, можно как минимум перенести — до тех пор, пока перспективы прорисуются более четко.

С целью отсрочки хлопот, связанных с оформлением персонала на работу, его арендой могут заинтересоваться и вновь созданные субъекты хозяйствования. Особенно в нынешних кризисных условиях, когда спрогнозировать перспективы деятельности может быть сложно;

2) необходимо выплатить оклад, отличающийся от окладов, установленных на предприятии. Допустим, предприятие привлекает дорогостоящего специалиста и согласованный размер зарплаты превышает установленный на предприятии оклад для соответствующей должности. Можно ежемесячно придумывать какие-то премии и надбавки. Но выведя такого специалиста за штат, этих сложностей можно избежать;

3) проблематично организовать систематическую выплату заработной платы. В отличие от заработной платы, которая должна выплачиваться не реже двух раз в месяц с промежутком времени между выплатами не более 16 календарных дней и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата, вознаграждение агентству может выплачиваться реже — все зависит от того, какой срок стороны оговорят в договоре;

4) необходимо занизить количество наемных работников. Например, чтобы иметь возможность работать на соответствующей группе единого налога или соответствовать критериям микро-, малого или среднего предприятия.

Де-юре в ст. 291 НКУ, устанавливающей критерии для единоналожников, так же, как и в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете, в которой перечислены размерные критерии предприятий, идет речь о работниках, трудоустроенных у конкретного работодателя. Поэтому арендованные работники при подсчете этого количества по идее учитываться не должны. Но это однозначно вариант для смелых налогоплательщиков, готовых отстаивать свою позицию в суде.

Согласитесь, налоговики вряд ли обрадуются, если у предпринимателя-второгруппника помимо десяти своих собственных работников окажется еще десяток арендованных (или у первогруппника найдется человек двадцать арендованных помощников ☺). Попытку лишить такого предпринимателя единоналожного статуса они наверняка предпримут;

5) не выполняется норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Как вы знаете, для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год (ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII). Меньше штатных работников — меньше лиц с инвалидностью обязан трудоустроить работодатель;

6) к работе привлекаются иностранцы, для трудоустройства которых необходимо получить разрешение на работу. Поскольку процесс трудоустройства таких работников более трудоемкий, некоторые субъекты хозяйствования пытаются его избежать.

В отечественных реалиях, когда бизнес часто разделен на несколько хозсубъектов, арендная схема позволяет передавать сотрудника от одного субъекта другому

Представим, что в определенной бизнес-структуре есть ООО и несколько ФЛП. При этом торговля осуществляется сначала от имени одного ФЛП, потом (когда закончится доходный лимит у первого) — от другого, затем от третьего и т. д. Чтобы не заниматься оформлением-увольнением сотрудников с предпринимателя на предпринимателя, работников оформляют на ООО, которое и сдает персонал в аренду каждому ФЛП по очереди.

В общем, аренда персонала в определенных ситуациях может быть вполне оправдана. Но легко ли стать провайдером?

Смотрим в закон. Провайдер

Деятельность хозсубъектов, нанимающих работников для выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, урегулирована ст. 39 Закона о занятости. В ней сказано, что работодатели могут предоставлять собственных работников для выполнения ими работы у заказчиков только при наличии спецразрешения, выданного Государственным центром занятости. Однако порядок выдачи таких разрешений (утвержденный постановлением КМУ от 20.05.2013 г. № 359) до сих пор не вступил в силу. Поэтому разрешения сейчас не выдают. Но центр занятости ведет Перечень таких субъектов (утвержден постановлением КМУ от 15.06.2013 г. № 400). Чтобы попасть в этот перечень, необходимо направить в центр занятости ценным письмом с уведомлением о вручении соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом Минсоцполитики от 01.08.2013 г. № 471.

Кроме того, работодатель, направляющий персонал для работы у другого работодателя, обязан прописать соответствующую возможность в коллективном договоре и получить на это согласие первичного профсоюза (ч. 1 ст. 39 Закона о занятости).

Процесс оформления на работу лиц, которые впоследствии будут направлены на работу на другое предприятие, не имеет каких-либо особенностей. Таких работников провайдер оформляет в общеустановленном порядке. Конечно, желательно, чтобы такие работники еще до заключения трудового договора были проинформированы о том, что фактически выполнять свои обязанности им придется у другого работодателя. Информация об этом указывается в заявлении о приеме на работу и/или в приказе о приеме на работу. Кроме того, положения о возможности выполнения работником служебных обязанностей у другого работодателя следует предусмотреть и в трудовом договоре с ним.

Работодатель работника (провайдер) обязан:

— выплачивать работнику зарплату в размере не ниже минзарплаты и зарплаты, которую получает работник у заказчика за выполнение такой же работы;

— обеспечивать работнику время работы и отдыха на условиях, определенных для работников заказчика;

— не препятствовать заключению трудового договора между работником и заказчиком, у которого выполнялись им работы.

Будьте внимательны! Часть 4 ст. 39 Закона о занятости запрещает провайдерам направлять работников на рабочие места к заказчику, у которого:

1) в течение года сокращена численность (штат) работников;

2) не соблюден норматив численности работников основных профессий**, задействованных в технологических процессах основного производства;

** Определяется на основании Методики расчета…, утвержденной приказом Минтруда от 04.09.2000 г. № 222.

3) привлекаются работники для выполнения работ на вредных, в опасных и тяжелых условиях труда, а также работ по основным профессиям технологического процесса основного производства.

Важно! Аренда персонала интересует и налоговиков, и Гоструда. Поэтому основная сложность состоит в том, чтобы все правильно оформить.

Документальное оформление

Важно понимать, что между заказчиком и работником провайдера не возникает отношений трудового характера. Их взаимодействие происходит в рамках гражданского законодательства. Причем согласно ГКУ персонал не может быть предметом договора аренды. Поэтому, как мы уже говорили, с точки зрения гражданского права договор о предоставлении персонала — это договор оказания услуг. Именно из этого следует исходить, определяя его содержание. Обязательно укажите срок действия договора, стоимость услуг по предоставлению персонала, порядок предоставления работников. Выполнение договора подтверждается соответствующими актами.

Внимание! При оформлении отношений по привлечению стороннего персонала будьте крайне внимательны к деталям. Предприятие-арендатора не стоит наделять правами работодателя. Иначе договор может быть признан недействительным, а отношения между предприятием и работником — не оформленными трудовыми.

Обычное предприятие-арендодатель

Деятельность по найму работников с целью выполнения ими работы у другого работодателя подпадает под КВЭД (ДК 009:2010): 78.10 «Деятельность агентств трудоустройства», 78.20 «Деятельность агентств временного трудоустройства», 78.30 «Прочая деятельность по обеспечению трудовыми ресурсами».

Может ли предприятие, у которого отсутствуют соответствующие КВЭД, передать своего работника другому работодателю?

Нет. Как мы уже говорили, для того чтобы стать провайдером, предприятие должно быть внесено в Перечень субъектов хозяйствования, осуществляющих такую деятельность. А без соответствующего КВЭДа попасть в этот Перечень, скорее всего, не удастся (см., например, письмо Минсоцполитики от 26.12.2013 г. № 14909/0/14-13/06). Поэтому зарегистрируйте КВЭД, подайте заявление и только потом можете заключать договоры о предоставлении персонала в аренду.

Кстати, предприниматели тоже имеют полное право осуществлять такую деятельность. Исключение — плательщики ЕН группы 1. А плательщики на второй группе ЕН могут предоставлять услуги аренды персонала только плательщикам ЕН (п.п. 2 п. 291.4 НКУ).

Потенциальные сложности

Кассир. Согласно п. 44 кассового Положения № 148*** руководитель предприятия может принять решение о выполнении функций кассира работником другого предприятия на основании заключенного между предприятиями договора о предоставлении персонала. Главное, чтобы этот договор содержал требование о полной материальной ответственности работника, который будет выполнять функции кассира у заказчика.

*** Утверждено постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

То есть провайдер должен заключить со своим работником-кассиром договор о полной матответственности (это обязательство фиксируется в договоре о предоставлении персонала).

Кроме того, в договоре о предоставлении персонала прописывают нормы, регулирующие порядок передачи, возврата, ответственности за недостачу и порядок возмещения заказчику провайдером утраченного имущества.

Нет никаких препятствий и для использования предоставленным сотрудником РРО. Кстати, в чеках РРО, Z-отчете и X-отчете отражать информацию относительно идентификации кассира необязательно (письмо ГНСУ от 26.03.2020 г. № 1259/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).

Подписант НН. На дату возникновения НО плательщик обязан составить НН с соблюдением условия о регистрации квалифицированной электронной подписи уполномоченного таким плательщиком лица (п. 201.1 НКУ). Как видите, тут идет речь об уполномоченном лице. А вот в п. 20 Порядка заполнения НН, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, сказано, что все НН скрепляются ЭЦП должностных лиц плательщика. О том, что на НН налагают ЭЦП именно должностных лиц продавца, сказано и в п. 10 Порядка ведения ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246. Из этого можно сделать вывод, что подписывать НН должны именно должностные лица продавца.

Но налоговики не стали так формальничать. Сославшись на ст. 207 ГКУ, они сделали вывод о том, что подписать НН может и должностное лицо другого субъекта хозяйствования, который согласно договору предоставляет плательщику налога услуги по предоставлению персонала (письмо ГНСУ от 28.04.2020 г. № 1712/6/99-00-07-03-02-06/ІПК).

Командированный. Направить работника в командировку может только его работодатель.

Поэтому в нашем случае направляет работника в командировку провайдер (на основании договора о предоставлении персонала, в котором предусмотрена возможность командировок и механизм компенсации командировочных расходов провайдеру). Он же отражает расходы на командировку в своем учете. А в расходы арендатора попадет сумма вознаграждения за оказанную провайдером услугу.

Налоговые последствия

НДС. Объектом обложения НДС являются операции, в частности, по поставке товаров/услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины (п. 185.1 НКУ).

Согласно п.п. «г» п. 186.3 НКУ местом поставки услуг по предоставлению персонала, в том числе если персонал работает по месту осуществления деятельности получателя услуг, считается место, в котором такой получатель зарегистрирован как субъект хозяйствования или — при отсутствии такого места — место его постоянного или преимущественного проживания.

Таким образом, операции по поставке резиденту услуг по предоставлению персонала являются объектом обложения НДС и подлежат налогообложению по основной ставке независимо от того, резидент или нерезидент ее оказывает.

Если же услуги по предоставлению персонала оказывают нерезиденту, то такая операция не является объектом обложения НДС, поскольку место поставки такой услуги находится за пределами таможенной территории Украины.

Будьте внимательны! К услугам по предоставлению персонала не относятся услуги посредничества в трудоустройстве. Место их поставки определяют согласно п. 186.4 НКУ — по месту регистрации поставщика. Поэтому такие услуги подлежат обложению НДС, только если их оказывает резидент, независимо от того, кому он их оказывает — резиденту или нерезиденту (см. письмо ГУ ГФС в Одесской обл. от 12.09.2017 г. № 1913/ІПК/15-32-12-02-22).

Услуги по предоставлению квалифицированного персонала для выполнения специальных функций предприятия, которые остаются трудоустроенными работниками провайдера и используют офисные помещения, оборудование, IT-инфраструктуру и т. д. последнего (т. е. провайдера), тоже не подпадают под требования п.п. 14.1.183 НКУ. Такой вывод звучит в письме ГНСУ от 27.04.2020 г. № 1699/6/99-00-07-02-02-06/ІПК (ср. ). А вот классифицировать эти услуги (определять, подпадают ли они под действие п.п. 186.2.2 или п. 186.3 НКУ) налоговики не стали. По этому вопросу они посоветовали обращаться в ГП «НИИ «Система», которое является разработчиком ГКПУ (ДК 016:2010).

Налог на прибыль. Разделом III НКУ не предусмотрена корректировка бухфинрезультата на разницы по операциям предоставления персонала. Поэтому и у поставщика таких услуг, и у их покупателя операции, связанные с арендой персонала, отразятся в налоговоприбыльном учете по бухгалтерским правилам.

Единый налог. Тут отметим, что суммы денежных средств, полученных привлеченным кассиром, включаются в ЕН-доход заказчика. Несмотря на то что кассир трудоустроен у другого субъекта хозяйствования — провайдера (письмо ГНСУ от 26.03.2020 г. № 1261/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).

выводы

  • Для того чтобы оказывать услуги аренды персонала, субъект хозяйствования должен зарегистрировать необходимые КВЭД и подать заявление на внесение в Перечень.
  • Поставка услуг по предоставлению персонала резиденту облагается НДС независимо от того, резидент или нерезидент был исполнителем этих услуг.
  • Раздел III НКУ не предусматривает корректировок на разницы по операциям предоставления персонала.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше