Административные правонарушения: перенос сроков есть или нет?!

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Май, 2020/№ 40
В избранном В избранное
Печать
Привлечение к административной ответственности — тема, которая приобрела актуальность для предприятий во время карантина. Если кто-то из должностных лиц совершит действия, которые при обычных условиях предусматривают наложение админштрафа, то что их ожидает в условиях карантина? Об этом поговорим сейчас.

Админштрафы — вне моратория

Мораторий на штрафы, введенный на период карантина (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), применяется только к штрафным санкциям, которые налагаются согласно НКУ. На административные правонарушения, за которые штрафуют согласно КУоАП, он не распространяется. Освобождение от штрафов в связи с карантином коснулось лишь отдельных админправонарушений, например нарушения порядка обнародования финотчетности (ст. 16316 КУоАП). Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 38-39, с. 7. В целом же

ответственность за админправонарушения на период карантина не ослаблена

Более того, при принятии «карантинного» законодательства в некоторые статьи КУоАП были внесены изменения, которые, наоборот, расширяли область применения административных штрафов и/или увеличивали их. Это касается, например, ответственности за: нарушение правил карантина (ст. 443 КУоАП); нарушение законодательства в части осуществления закупок (ст. 16414 КУоАП); нарушение порядка формирования цен и тарифов (ст. 1652 КУоАП).

А каким образом во время карантина будут применяться те админштрафы, которые связаны с большинством «учетных» правонарушений? То есть те, порядок применения которых формально никак не изменился? Давайте посмотрим!

Тактика молчаливого выжидания

Дела о некоторых админправонарушениях рассматривают непосредственно налоговые органы (ст. 2342 КУоАП). Например, о:

— нарушении порядка проведения наличных расчетов, в том числе превышении предельных сумм расчетов наличностью (ст. 16315 КУоАП);

— уклонении от предоставления декларации о доходах (ст. 1641 КУоАП);

— нарушении ЕСВ-законов (ст. 1651 КУоАП).

Также немало «учетных» админправонарушений, совершенных предприятиями, рассматривают суды (ст. 221 КУоАП) на основании протоколов, составленных налоговиками (ст. 255 КУоАП). Среди них, в частности (см. ориентировочный перечень в консультации из БЗ 132.03):

— нарушение порядка проведения расчетов (ст. 1551 КУоАП);

— нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КУоАП);

— неподача/несвоевременная подача платежек на уплату налогов и сборов (ст. 1632 КУоАП);

— нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ (ст. 1634 КУоАП) и др.

Напомним:

по разовым админправонарушениям срок наложения административного взыскания — два месяца, а если дело подведомственно суду — три месяца со дня совершения правонарушения

Этот срок давности установлен ст. 38 КУоАП и в связи с карантином его никто не продлевал. Поэтому фактически ничто не мешает виновному лицу после совершения админправонарушения дождаться, пока истечет срок давности и чувствовать себя свободным. При таких условиях мораторий на налоговые проверки (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) может существенно помочь должностным лицам предприятия (директору, главбуху и т. п.) избежать админштрафов, ведь он значительно сужает возможности налоговиков обнаружить разовое админправонарушение до того, как закончится срок для привлечения к админответственности.

К разовым админправонарушениям относятся, в частности: неподача или несвоевременная подача декларации или ЕСВ-отчетности; неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ и налогов.

Срок давности, предусмотренный ст. 38 КУоАП, в случае неподачи налоговой или ЕСВ-отчетности начинает отсчитываться со следующего дня после истечения предельного срока, предусмотренного для их подачи.

В случае неуплаты налоговых обязательств или ЕСВ срок давности начинаем считать со следующего дня после истечения предельного срока, предусмотренного для уплаты налогов, сборов или ЕСВ.

А в случае несвоевременной подачи декларации и ЕСВ-отчетности, несвоевременной уплаты ЕСВ и несвоевременного предоставления платежных поручений на перечисление налогов и сборов срок давности административного правонарушения исчисляется по дате фактической подачи декларации и ЕСВ-отчетности и по дате фактической уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) или ЕСВ.

Обращаем внимание! Тактика выжидания касается прежде всего админправонарушений, к которым налоговики имеют определенную причастность (рассматривают дела или составляют админпротоколы). Если идет речь об админправонарушении, разбирательство дела и составление протоколов по которым происходят без участия налоговиков, то здесь вероятность того, что админправонарушение будет обнаружено во время карантина, — такая же, как и раньше.

длящиеся правонарушения

Тактика выжидания не сработает в случае совершения длящихся правонарушений. Длящимися административными правонарушениями являются нарушения, связанные с долговременным, непрерывным невыполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой. Они характеризуются тем, что лицо, которое совершило определенные установленные действия или бездействие, и дальше находится в состоянии непрерывного продления этих действий или бездействия.

Среди длящихся админправонарушений налоговики называют (БЗ 132.03):

— отсутствие учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета (например, отсутствие учета результатов предпринимательской деятельности);

— отсутствие бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведение его с нарушением требований П(С)БУ;

— другие правонарушения, связанные с начислением налогов, которые возможно установить только в ходе документальной проверки на основании первичных документов.

Переждать такие админправонарушения не получится, ведь по ним срок взыскания начинают считать не со дня совершения, а со дня выявления (ст. 38 КУоАП). А датой выявления такого админправонарушения будет дата составления и подписания акта проверки. Поэтому здесь мораторий не поможет.

Если вы совершили такое админправонарушение (пусть даже во время карантина), налоговики вполне смогут обнаружить его уже после завершения карантина. Ведь

мораторий не предусматривает, что проверять период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. вообще никогда нельзя

Он лишь запрещает налоговикам проводить проверки на этот период. Да и предельные сроки на проведение проверок (п. 102.1 НКУ) в связи с карантином тоже продлены*.

* Об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 38-39, с. 26.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно