Темы статей
Выбрать темы

Простой на карантинных выходных

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Карантин становится все жестче. До 31 декабря 2020 года в Украине установлен общегосударственный карантин уже без разделения на зоны. И в период с 14 по 30 ноября 2020 года был объявлен локдаун выходного дня, который сейчас уже позади. И вопросов от наших читателей становится только больше. Поэтому для тех работодателей, кто принял решение ввести простой на карантинные выходные, предлагаем проверить правильность его оформления и разобраться с вопросами оплаты.

Новые карантинные правила введены постановлением КМУ от 11.11.2020 г. № 1100 как изменения в действующее постановление КМУ от 22.07.2020 г. № 641. Заработали они с 13 ноября.

В связи с этим с 14 ноября по 30 ноября в период с 00 часов 00 минут субботы до 00 часов 00 минут понедельника на территории Украины были введены новые запреты.

В течение трех так называемых карантинных уикендов 14-15, 21-22 и 28-29 ноября запрещалась работа практически всех субъектов хозяйствования (юрлиц и ФЛП), осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и предоставления услуг, которая предусматривает прием посетителей.

Для работников таких работодателей суббота и воскресенье, как правило, являются рабочими днями.

Гоструда неоднократно предоставляла разъяснения, что с целью реализации мероприятий, предусмотренных в случае установления карантина, работодатели обязаны принять все возможные меры, в частности введение простоя (см., например, vn.dsp.gov.ua/novini-upravlinnya/rozyasnennya-pitan/).

Поэтому многие работодатели приняли решение оформить именно простой на карантинные выходные.

Конечно, такое решение принималось поспешно, ведь новые правила заработали с 14 ноября, а увидели их только за день — 13 ноября. Поэтому сейчас в конце месяця самое время разобраться с правильностью оформления такого простоя и при необходимости «подшаманить», чтобы по документам было все красиво.

Основания для простоя

Понятие «простой» законодательно определено в ст. 34 КЗоТ.

Простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы; неотвратимой силой; другими обстоятельствами. И именно другие обстоятельства, а именно нормы постановления № 641, могут быть причиной для введения простоя на субботне-воскресные дни ноября.

Вообще, простой может возникнуть как по вине работодателя, так и по вине работников, а также по причинам, не зависящим от них.

Введение простоя на карантинные выходные дни — это тот случай, когда простой возникает по причинам, не зависящим от сторон трудового договора

В соответствии с положениями ст. 113 КЗоТ простоем считается как приостановление работы одного или нескольких работников, так и приостановление работы структурного подразделения или всего предприятия. Например, можно отправить в простой продавцов-консультантов магазина, а охранника оставить работать.

Порядок оформления простоя

Законодательство не определяет, какие документы нужно издать в момент введения простоя. По мнению Минсоцполитики (см. письмо от 04.10.2013 г. № 179/06/186-13), на время простоя не по вине работника оформляются акт простоя (фиксируются причины, обусловившие прекращение работы) и приказ работодателя.

Однако считаем, в сложившейся ситуации акт не нужен. Его обязательное наличие законодательством не предусмотрено. Если по объективным причинам блокируется работа предприятия и устранение причин простоя не зависит от работодателя, то комиссию не созывают и акт простоя не составляют.

Итак, период простоя оформляем приказом (распоряжением).

Это может быть как один приказ, в котором будут указаны дни простоя 14-15, 21-22, 28-29 ноября 2020 года, так и несколько отдельных приказов под каждые простойные выходные.

Заметим: ч. 2 ст. 34 КЗоТ предусмотрено, что в случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу.

Однако если такой перевод невозможен, нужно решить вопрос присутствия или отсутствия на работе работников во время простоя.

Этот вопрос может определяться Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и коллективным договором. Если в ПВТР или в коллективном договоре не установлено местонахождение работников во время простоя, то это необходимо оговорить в приказе (распоряжении).

В табеле учета рабочего времени простой обозначаем буквенным кодом «П» или цифровым кодом «23».

Оплата времени простоя

Время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного КМУ, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) (ч. 1 ст. 113 КЗоТ).

Однако работодатель имеет право в коллективном договоре или в Положении об оплате труда устанавливать более высокий размер оплаты времени простоя (ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР).

Присутствие или отсутствие работника на работе во время простоя не влияет на оплату труда за это время.

Учтите следующие правила при оплате простоя:

1) если начисляем 2/3 тарифной ставки (оклада), в расчет берем тарифную ставку (оклад) без учета доплат и надбавок;

2) если работнику установлен неполный рабочий день, то оплату за время простоя нужно рассчитывать исходя из тарифной ставки (оклада) с учетом его занятости;

3) оплата простоя не подлежит индексации (см. разъяснение Гоструда dsp.gov.ua/faq/chy-pidliahaiut-indeksatsii-vyplaty-za-chas-prostoiu/).

Пример 1. Часовая тарифная ставка рабочего — 60 грн/ч. В ноябре 2020 года он отработал 152 часа. Не отработано в связи с простоем 15 часов.

За ноябрь рабочему будет начислена:

— основная зарплата в сумме 60 грн/ч х х 152 ч = 9120 грн;

— оплата времени простоя: 60 грн/ч х 2 : 3 х х 15 ч = 600 грн.

Пример 2. Оклад работника — 7000 грн. Количество рабочих дней в ноябре согласно его графику работы — 25. Количество фактически отработанных — 22 раб. дн. Дни простоя не по вине работника — 3 раб. дн.

За ноябрь работнику начислена:

основная зарплата в сумме: 7000 грн : : 25 раб. дн. х 22 раб. дн. = 6160 грн;

оплата времени простоя: 7000 грн : : 25 раб. дн. х 2 : 3 х 3 раб. дн. = 560 грн.

Пример 3. Работник — сдельщик. Сдельная расценка за единицу продукции — 10,50 грн/шт. Норма изготовления продукции — 10 шт./ч. Фактический объем изготовленной продукции в ноябре 2020 года — 1620 шт. Не отработано в связи с простоем 15 часов.

Определим размер часовой тарифной ставки:

10,50 грн/шт. х 10 шт./ч = 105 грн/ч.

За ноябрь работнику будет начислена:

основная зарплата в сумме: 10,50 грн/шт. х х 1620 шт. = 17010 грн;

оплата времени простоя: 105 грн/ч х 2 : 3 х х 15 ч = 1050 грн.

Время простоя не по вине работника оплачивается без проведения доплаты до уровня минимальной зарплаты

Об этом говорится в разъяснении Минсоцполитики (см. по ссылке: msp.gov.ua/news/12305.html).

Следовательно, для обеспечения минимального размера заработной платы зарплату, начисленную работнику за фактически выполненную норму труда, следует сравнить с минзарплатой, рассчитанной пропорционально выполненной норме труда. При сравнительных расчетах оплату простоя отбрасываем как выплату за неотработанное время.

Начисление НДФЛ, ВС и ЕСВ

Оплату времени простоя включаем в фонд дополнительной заработной платы (п.п. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5). Соответственно она является базой начисления НДФЛ, ВС и ЕСВ в общем порядке по правилам, определенным для зарплаты.

Внимание! Если в связи с введением простоя в ноябре 2020 года сумма зарплаты основного работника не превысит размера минимальной зарплаты, то ЕСВ по ставке 22 % начисляем исходя из минималки.

Если за ноябрь 2020 года работнику в связи с простоем будет начислена зарплата в сумме, которая меньше чем предельная величина дохода для применения НСЛ (в 2020 году — 2940 грн), применяем НСЛ при наличии заявления и подтверждающих документов (при необходимости).

Отражение в отчетности

Оплату простоя отражаем и в форме № 1ДФ, и в Отчете по ЕСВ как обычную зарплату, отдельно не выделяем.

Вынуждены предупредить! Если зарплаты работников опустятся ниже минималки в связи с оплатой в размере 2/3 оклада, Пенсионный фонд, который анализирует отчеты по ЕСВ, может передать эту информацию в Гоструда.

Простой в средней зарплате

При расчете выплат, исчисляемых в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (отпускных, оплаты за дни командировок и т. д.), исключаем и дни, приходящиеся на период простоя не по вине работника, и сумму его оплаты. Это следует из абзаца шестого п. 2 этого Порядка. Так, время, в течение которого работник в соответствии с действующим законодательством или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключаем из расчетного периода.

Обратите внимание! Из расчетного периода исключаем время простоя не по вине работника и его оплату только в случае, если он оплачен частично.

Оплату за дни простоя включаем в расчет больничных и декретных, поскольку оплата простоя входит в фонд оплаты труда, а значит, и в базу начисления ЕСВ и дни простоя не исключаются из расчетного периода.

выводы

  • Простой, введенный работодателем на выходные дни ноября 2020 года на основании требований КМУ, это простой по причинам, не зависящим от сторон трудового договора.
  • Приказ (распоряжение) о введении простоя и табель учета использования рабочего времени являются документальным подтверждением для оплаты времени простоя.
  • Время простоя, введенное на карантинные выходные, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада), если условиями коллективного договора или положения об оплате труда не установлен более высокий размер оплаты.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше