Темы статей
Выбрать темы

Списание шин и аккумуляторов

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Шины и аккумуляторы на автомобиль — это расходные компоненты, которые неизбежно изнашиваются в процессе эксплуатации автомобиля. Как правило, они должны списываться лишь после того, как выработают определенный ресурс. Но не всегда складывается так, как хочется... А что если предприятие решит списать автомобильные расходники до истечения установленного срока? Какие учетные последствия его ждут?

Начнем с технической стороны вопроса, а затем уже приступим к учетным особенностям.

Установленный ресурс

Автомобильные шины. Величиной, определяющей срок их службы, является суммарный пробег (наработка), который рассчитывают с начала эксплуатации шины до перехода в предельное состояние по износу с учетом восстановления пробега после ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора, если это допускает производитель (п. 5 разд. I Правил № 549, п. 2.1 Норм № 488). Причем предельное состояние шины — это состояние, при котором:

а) либо среднее значение высоты рисунка протектора не превышает минимально допустимой высоты, установленной законодательством (п.п. «а» п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения и приложение 6 к Нормам № 488);

б) либо исчерпан назначенный ресурс шины, который для различных категорий шин определен п. 44 разд. V Правил № 549 с даты их изготовления. Правда, если есть документ, который подтверждает, что производитель установил иной назначенный ресурс шины, то руководствуемся именно им.

Если величина фактического пробега шины достигает показателя ее среднего ресурса, автомобильные шины подлежат списанию (п. 7.1 Норм № 488). В то же время допускается дальнейшая эксплуатация такой шины, если остаточная высота рисунка ее протектора больше установленной законодательством предельно допустимой высоты. Но при условии, что техническое состояние шины соответствует требованиям законодательства (п. 7.2 Норм № 488).

Важно: если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, которые не подлежат устранению или ремонт которых экономически нецелесообразен, такие шины подлежат списанию. Причем независимо от того, соответствует ли фактический ресурс шин приведенному в Нормах № 488 (п. 3.2 Норм № 488).

Таким образом, основным (!) при принятии решения о списании шин является их фактическое состояние, а не достижение нормативов их использования.

Аккумуляторные батареи. Для них Нормами № 489 также установлены показатели среднего ресурса аккумулятора с ориентиром на календарные месяцы использования аккумуляторной батареи (п. 3.10 Норм № 489). При этом решающим для списания аккумулятора является факт того, что батарея достигла предельного состояния (п. 3.12 Норм № 489). Предельным является состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация аккумулятора недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной либо восстановление ее исправности невозможно / нецелесообразно (разд. 2 Норм № 489).

В то же время, аналогично порядку списания автомобильных шин, аккумулятор подлежит списанию, даже если фактический период его использования меньше нормативного, в случае выявления производственных или эксплуатационных дефектов и если такой аккумулятор не подлежит ремонту либо ремонт экономически нецелесообразен (п. 3.13 Норм № 489).

Как видим, Нормы № 488 и № 489 допускают возможность списания как шин, так и аккумуляторов до истечения установленного им ресурса. Но при условии, что они не соответствуют техническим характеристикам, их ремонт экономически не целесообразен, а значит, они не могут использоваться по своему прямому назначению.

Бухгалтерский учет

Шины. Напомним: на практике применяют два способа учета шин. Первый способ (выгодный), когда стоимость шин списывают в состав расходов уже в момент их передачи в эксплуатацию. Либо второй способ (фискальный): списание откладывается до момента их фактического списания (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 67, с. 68).

При выгодном способе учета шин их стоимость списывают на соответствующий вид расходов (в зависимости от направления использования автомобиля). Если после окончания использования шины:

— продают на сторону как вторсырье: (1) приходуют шины по чистой стоимости реализации; (2) отражают доход от реализации; (3) списывают себестоимость реализованного вторсырья;

— передают на утилизацию: (1) отражают их только в оперативном учете, (2) стоимость услуг по утилизации включают в прочие операционные расходы (п. 2.13 Методрекомендаций № 2).

То есть в случае применения выгодного способа учета стоимость шин при передаче в эксплуатацию списывают на расходы периода в соответствии с направлением использования автомобиля. А вот в случае использования фискального способа происходит «оттяжка» во времени — стоимость шин попадает в состав расходов не в момент их передачи в эксплуатацию, а в момент фактического их выбытия.

Аккумуляторы. Аккумулятор относится к запасам и порядок его учета аналогичен порядку учета шин. Только способ учета будет один — выгодный. Ведь аккумуляторы (в отличие от шин) не нужно снимать с автомобиля в связи с сезонными изменениями. Они снимаются один раз — когда полностью отрабатывают свой рабочий ресурс и подлежат замене. Значит, стоимость аккумулятора можно списывать на расходы периода уже в момент его установки на автомобиль.

Но помните: так поступают лишь при учете аккумулятора для автомобиля на классическом топливе. Ведь если речь пойдет об аккумуляторе для электромобиля, где его стоимость составляет от стоимости самого автомобиля 50 % и выше, то целесообразно аккумулятор учитывать как объект основных средств (ОС). И тут может быть два варианта учета: (1) классический — аккумулятор учитывается в составе стоимости автомобиля и его списание происходит путем частичной ликвидации ОС; (2) компонентный — аккумулятор учитывают как отдельный объект ОС и списывают как ликвидацию ОС (подробно см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 103-104, с. 14).

Мы же здесь говорим об аккумуляторах с незначительной стоимостью относительно стоимости самого автомобиля.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Налоговоприбыльный учет шин и аккумуляторов полностью ориентирован на бухучет. Никаких специальных разниц здесь нет.

Нет никаких корректировок финрезультата также в случае списания шин и аккумуляторов, не выработавших свой ресурс

Но учтите: в целом по автомобилю (если стоимость шин и аккумулятора была включена в первоначальную его стоимость) высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам придется применять амортизационные разницы (пп. 138.1 и 138.2 НКУ). Причем стоимость шин и аккумулятора, изначально установленных на автомобиле, предназначенном для нехозяйственной деятельности, в налоговом учете вообще амортизироваться не будет (п.п. 138.3.2 НКУ).

НДС. В общем порядке право на налоговый кредит возникает у плательщика в случае приобретения шин или аккумулятора с входным НДС (при условии наличия НН, зарегистрированной в ЕРНН). А в случае использования автомобиля в нехозяйственной деятельности или в безНДСных операциях начисляются компенсирующие налоговые обязательства (НО) по НДС (п. 198.5 НКУ).

При фискальном подходе, компенсирующие НО придется также начислить при списании шин или аккумулятора ранее срока, установленного Нормами № 488 и № 489. Но, считаем, действовать так нужно, если шины и аккумулятор соответствуют техническим характеристикам и вполне могут использоваться по своему назначению.

Если же шины и/или аккумулятор списывают по причине их повреждения, исключающего ремонт (восстановление), полагаем, оснований для начисления компенсирующих НО нет. Ведь, как мы уже выяснили, такое списание вполне вписывается в требования Норм № 488 и № 489 (ср. ). Следовательно, нехозяйственная направленность такого списания отсутствует. Предупредим: налоговики этот подход могут не приветствовать.

И еще: если предприятие решит продать аккумулятор или шины в качестве вторсырья, то операцию рассматриваем через призму обыкновенной поставки. Начисляем НО исходя из договорной цены реализации, которая соответствует балансовой стоимости шин их чистой реализационной стоимости. То есть минбаза будет равна цене реализации. Объясняется это тем, что первоначально приобретали шины, которые по факту были использованы по их назначению, а при продаже уже дело имеем с другим объектом запасов (вторсырьем), который будет использован по другому назначению (см. аналогичный вывод в письме ГФСУ от 16.03.2016 г. № 5737/6/99-99-19-03-02-15).

Пример. Предприятие списывает шины и аккумулятор автомобиля, который использует администрация предприятия.

Фактический ресурс демонтированных шин, по Нормам № 488, не истек. Но есть эксплуатационные дефекты, не позволяющие использовать шины в дальнейшем, а ремонт не целесообразен. Ранее шины приобретались отдельно от автомобиля, их учет ведется фискальным способом. Балансовая стоимость шин — 2000 грн. Цена реализации — 1200 грн (в том числе НДС).

Автомобильный аккумулятор также не отработал установленный Нормами № 489 срок, но у него выявлен эксплуатационный дефект, который не подлежит ремонту. Поскольку аккумулятор не может использоваться по своему назначению, принято решение сдать его на утилизацию. Цена утилизации — 200 грн без НДС.

Списание автомобильных шин и аккумулятора

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

дебет

кредит

Демонтированные шины изъяты из эксплуатации и принято решение их продать

1

Шины списаны с баланса*

92

207/1

2000

2

Приходуем шины в качестве вторсырья**

209

719

1000

3

Отгружены шины покупателю

377

712

1200

4

Отражены НО по НДС

712

641/НДС

200

5

Списаны с баланса шины в связи с выбытием

943

209

1000

6

Получена компенсация от покупателя

311

377

1200

* Поскольку выявлены эксплуатационные дефекты, которые не подлежат устранению, шины подлежат списанию независимо от выработанного ресурса (п. 3.2 Норм № 488). Соответственно, НО по НДС согласно п. 198.5 НКУ не начисляем. Хотя налоговики могут быть против.

** Согласно п. 2.12 Методрекомендаций № 2 на сумму этой стоимости в бухучете признаем прочий операционный доход.

Произведена замена аккумулятора и старый аккумулятор сдан на утилизацию

7

Установлен на автомобиль новый аккумулятор

92

207

2000

8

Передан на утилизацию старый аккумулятор*

9

Получены и оплачены услуги по утилизации старого аккумулятора (подписан акт)

949**

631

200

631

311

200

* Поскольку в бухучете не признают активом отходы, реализация и/или использование которых в производственном процессе не предполагаются (п. 2.13 Методрекомендаций № 2), то и приходовать аккумулятор на баланс не нужно. Списание отражаем лишь в оперативном учете.

** Услуги по утилизации включаем в прочие операционные расходы периода согласно абзацу третьему п. 2.13 Методрекомендаций № 2.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше