Темы статей
Выбрать темы

Работа на ПРРО глазами фискалов

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Уже больше двух месяцев субъекты хозяйствования используют в своей деятельности программные РРО (ПРРО). За этот период налоговики успели издать целый ряд консультаций по поводу особенностей применения таких РРО (см. 109.24 БЗ). Сегодня кратко поговорим о наиболее интересных из них.

Вопрос

Ответ

Соединение ПРРО с другими программами/платежными системами

Может ли ПРРО быть интегрирован с операционной бухгалтерской системой учета?

ПРРО, как и любая другая программа, может быть интегрирован с операционной бухгалтерской системой учета субъекта хозяйствования.

На сегодня в бесплатных версиях программного обеспечения ПРРО, предоставленных ГНС, такая возможность отсутствует

Отсутствие интеграции ПРРО с бухгалтерской (скорее всего, фискалы имели в виду складскую программу) на сегодня стало первой преградой на применении юрлицами и некоторыми ФЛП бесплатного ПРРО, разработанного налоговиками. Потому что отсутствие такой интеграции вынуждает работников юрлица или ФЛП делать двойную работу. Отдельно проводить расчетную операцию, а отдельно — отражать в складской программе выбытие товаров.

Каким образом проводить расчетные операции через ПРРО в случае использования платежных терминалов (платежных карточек)?

В настоящее время осуществляется интеграция бесплатных программных решений с банковскими сервисами, которые позволят без дополнительных устройств (платежных терминалов) осуществлять безналичные платежи за товары/услуги

Интеграция ПРРО с POS-терминалами, а особенно с терминалами, которые реализованы в форме онлайн-сервиса, — это то, чего ожидали все субъекты, когда смотрели на ПРРО. Было бы неплохо с помощью одного телефона и платежной карточки клиента производить оплаты и выдавать чек ПРРО. Но, как видим, на сегодня применять ПРРО можно только при наличных расчетах или когда оплата была осуществлена не соединенным с ПРРО способом (через сайт продавца или интернет-эквайринг). Когда состоится интеграция ПРРО с платежными сервисами, никто сказать не может.

Работа ПРРО в режиме офлайн

Где контролируется время офлайн и как считается?

ПРРО во время работы в режиме офлайн должен обеспечивать контроль оставшегося времени, в течение которого может продолжаться режим офлайн (36 часов подряд или 168 часов в месяц).

Время, в течение которого ПРРО находился в режиме офлайн, подсчитывается путем суммирования следующих периодов:

— от даты и времени, которые указываются в сообщении с отметкой «початок переведення ПРРО в режим офлайн» до даты и времени, указанные в сообщении «завершення режиму офлайн»;

— от даты и времени, приведенных в сообщении «завершення режиму офлайн», до даты и времени, указанные в сообщении «початок переведення ПРРО в режим офлайн», если в период между ними на фискальном сервере не регистрировались в режиме онлайн-обмена расчетные документы, полученные от этого ПРРО

Фискалы указывают: для того, чтобы вывести ПРРО из офлайн-режима и прекратить счет времени в 36 часов подряд или 168 часов в месяц, недостаточно просто сформировать на ПРРО сообщение с отметкой «завершення режиму офлайн» и направить его на сервер фискалов. Нужно, чтобы обязательно на сервер фискалов после восстановления с ним связи были направлены сформированные во время работы на ПРРО в режиме онлайн расчетные документы.

Таким образом фискалы собираются бороться с тем, чтобы субъект не мухлевал и сознательно не растягивал выделенные ему 168 часов на целый месяц (все рабочие дни месяца), избегая при этом занесения данных об осуществленных расчетах на фискальный сервер.

Выдача чека ПРРО

Каким образом СХ может распечатать расчетный документ (чек) в ПРРО (Аndroid и Windows)?

На данное время не реализована возможность печати расчетного документа (чека) в ПРРО.

Для того, чтобы распечатать чек, субъект хозяйствования может в операционных системах Аndroid и Windows отправить расчетный документ на собственную электронную почту, после чего его распечатать

Фискалы взвешенно подошли к проблеме выдачи чека, сформированного на ПРРО, лицу, не имеющему телефона или электронного адреса, на который можно было бы направить электронный чек ПРРО. Напомним: именно так мы предлагали выдавать чек ПРРО таким лицам в «Налоги & бухучет», 2020, № 61, с. 8.

Исправление ошибок в ПРРО

Каким образом отменяется ошибочно проведенная сумма расчетов через ПРРО?

Отмена ошибочно проведенной суммы через ПРРО осуществляется путем формирования расчетного документа на возврат товара (фискальный кассовый чек выдачи средств) или путем сторнирования предыдущего чека и проведения операции продажи повторно

Фискалы дают шанс исправить ошибку, допущенную при проведении расчетов, одним из двух способов:

1) через фискальный кассовый чек выдачи средств (форма № ФКЧ-2);

2) через сторнирование ранее осуществленной операции.

Применить второй вариант исправления ошибки можно только тогда, когда вы обнаружили ошибку до момента регистрации следующего расчетного документа таким ПРРО. На это указывает п. 8 разд. IV Порядка регистрации, ведения реестра и применения ПРРО, утвержденного приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317 (далее — Порядок № 317).

Исправлять ошибку первым способом, т. е. формируя расходный чек ф. № ФКЧ-2, можно и в другое время. Но, на наш взгляд, формировать такой чек следует до тех пор, пока кассир не создаст Z-отчет. Дело в том, что только так можно избежать расхождения между остатком средств, которые находятся около ПРРО, с данными, указанными в Z-отчете.

Также обращаем внимание на то, что Порядок № 317 и фискалы не требуют от субъекта хозяйствования при исправлении ошибок (отмена ошибочно проведенной через ПРРО суммы расчета или ошибочно выбранной формы оплаты: наличность, карточка, кредит и т. п.) формировать акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета, ошибочной форме оплаты.

Хотя, на наш взгляд, составить такой акт не помешает. В нем субъект укажет данные об ошибочной сумме и реквизитах расчетного документа, в котором допущена ошибка, и тем же подтвердит, что отмена операции — это не желание уменьшить доход, а всего-навсего технологическая операция.

Работа на ПРРО

Каков порядок внесения разменной монеты в ПРРО?

Внесение разменной монеты в ПРРО осуществляется с помощью формирования чека «Службове внесення».

Подтверждением внесения соответствующей суммы в ПРРО как разменной монеты является фискальный отчетный чек (Z-отчет), в котором отражается информация об операции «службове внесення»

Хотя в ПРРО нет прикрепленного к нему физически ящичка, в котором бы хранились выручка и разменная монета, с помощью которой можно было бы дать сдачу покупателю (таким ящичком будет считаться какой-нибудь ящик, сейф или другое место, где будут храниться деньги), но правила внесения разменной монеты в него те же, что и при работе на привычном РРО.

Каким образом для СХ будет подтверждаться факт передачи данных от ПРРО на фискальный сервер?

Факт передачи регистрационного заявления, сообщений о выявлении неисправности ПРРО, открытии смены подтверждается получением соответствующих квитанций от фискального сервера.

Передача расчетного документа и фискального отчетного чека подтверждается получением фискального номера, который присваивается этим документам фискальным сервером

Следовательно, кассир работающий на ПРРО, после выполнения на аппарате, где установлен ПРРО, команды, которая дает возможность отправить документ на сервер налоговиков, сразу сможет сказать, зарегистрирован он на фискальном сервере или нет. Факт регистрации будет указан в квитанции, полученной с сервера.

Какое количество печатей необходимо регистрировать, если СХ имеет несколько ПРРО?

Действующим законодательством не предусмотрены ограничения по количеству электронных печатей во время их регистрации субъектом хозяйствования, который имеет несколько ПРРО.

При этом с помощью одного сертификата электронной подписи и/или печати можно работать одновременно только на одном ПРРО и только одному кассиру. Поэтому в случае одновременного использования нескольких ПРРО необходимо иметь соответствующее количество зарегистрированных кассиров, по которым были поданы сообщения о предоставлении информации о квалифицированном сертификате открытого ключа

Из этого следует, что один субъект может установить на разные аппараты (смартфоны, планшеты и т. п.) одно и то же программное обеспечение, которое является ПРРО. При этом, если кассиры, которым выданы аппараты (смартфоны), будут работать не одновременно, а посменно, то достаточно будет зарегистрировать один ПРРО в налоговой и подать в налоговую информацию о цифровых подписях кассиров, которые будут работать именно на зарегистрированном ПРРО, или цифровую печать, которая на нем будет использоваться.

Если же все кассиры будут работать одновременно на выданных им аппаратах, то субъекту придется зарегистрировать несколько ПРРО и подать данные об электронных подписях кассиров или печатях, которые будут использоваться при работе на каждом из ПРРО.

Как связаны между собой ПРРО, хозяйственные единицы и кассиры?

ПРРО регистрируется на отдельную хозяйственную единицу, реквизиты которой приводятся в расчетном документе (чеке).

Кассир, осуществляющий расчетные операции средствами такого ПРРО, должен удостоверять открытие смены, проведение расчетной операции путем наложения на сообщение об открытии смены, расчетный документ/Z-отчет своей электронной подписи или электронной печати субъекта хозяйствования, на которого зарегистрировано ПРРО

Субъект хозяйствования может использовать ПРРО только в той хозяйственной единице, на которую он зарегистрирован, т. е. данные о которой поданы в заявлении на регистрацию ПРРО.

Каким образом СХ уведомляет контролирующий орган об увольнении кассира?

В случае увольнения кассира субъект хозяйствования подает в контролирующий орган Уведомление о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа по идентификатору формы J/F139801 с типом подписи «припинення роботи» для такого кассира

При каждом увольнении или приеме на работу кассира, если субъект хозяйствования принял решение для работы на ПРРО использовать электронные подписи кассиров, ему придется информировать налоговую об изменении лица, которое будет работать на ПРРО. Во избежание этой циклической процедуры советуем для работы на ПРРО оформить электронную печать.

Можно ли применять ПРРО при продаже товаров через Интернет при отправке таких товаров по почте при условии оплаты за товар с отсрочкой платежа?

В программных решениях «пРРОсто», предоставляемых ГНС на безвозмездной основе, в настоящее время не реализована возможность проведения предварительной (авансовой) оплаты за товар и реализации товара с отсрочкой платежа.

Как минимум, на наш взгляд, на ПРРО можно запрограммировать получение предоплаты. Для этого при получении аванса за определенный товар вам следует просто выбрать его из списка запрограммированных товаров и указать цену этого товара за единицу и уже через количество товара (она может быть определена не целым числом, например, 0,25 или 1,5 и т.п.) выйти на полученную сумму аванса. А то, что говорят налоговики (БЗ 109.02), что при авансовой оплате следует указывать в кассовом чеке «передоплата товарів», это полная чепуха, поскольку эти действия не позволяют выполнить требование относительно предварительного программирования ПРРО.

Одновременная работа ПРРО и РРО

Может ли один СХ регистрировать и применять ПРРО наряду с классическими РРО?

Законодательно не установлено запретов и ограничений по применению одним субъектом хозяйствования ПРРО наряду с классическими РРО

По сути, это правильно. Выбираете для работы тот РРО, который вам подходит больше всего. И классический РРО, и ПРРО предназначены для одного — выполнять фискальную функцию. Хотя реализация этой функции у них происходит по-разному. Но результат один и тот же (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 61).

В то же время, если вы принимаете решение использовать ПРРО вместо классического РРО, регистрацию классического РРО необходимо отменить.

Тестирование ПРРО

Возможно ли после 01.08.2020 г. осуществлять тестирование ПРРО?

С 01.08.2020 г. осуществляется регистрация действительных ПРРО и регистрация (фискализация) фактически проведенных расчетных операций.

Тестирование ПРРО можно будет осуществлять, используя исключительно тестовых плательщиков и их ключи, перечень которых предоставлен в соответствующем разделе баннера, размещенного на веб-портале ГНСУ по ссылке: Главная > БАННЕР > Программные РРО > Перечень тестовых плательщиков

Налоговики понимают, что массовое использование РРО ФЛП — плательщиками ЕН групп 2 — 4 начнется именно с начала 2021 года. А потому они дают шанс всем желающим протестировать их чудо и принять решение, подходит оно им или нет.

Программирование ПРРО

Как осуществляется программирование наименования товаров (услуг) через ПРРО?

Программирование наименования товаров (услуг) через ПРРО осуществляется оператором (кассиром) самостоятельно путем добавления таких товаров с помощью самого программного обеспечения или с помощью импорта ранее подготовленного перечня номенклатуры, который формируется для каждого программного обеспечения в отдельном формате согласно инструкции, прилагаемой к тому же архиву, что и программное обеспечение

Вообще-то, проводить расчетные операции через РРО и/или через ПРРО следует с использованием режима предварительного программирования наименования товаров (услуг) (с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД для подакцизных товаров), цен товаров (услуг) и учета их количества. За неиспользование предварительного программирования даже предусмотрен штраф.

Поэтому казалось, что перед тем как ПРРО передать кассиру для работы, в нем уже должны быть запрограммированы все товары (их название, цена, возможно, код УКТ ВЭД), которые продаются в торговой точке. Программировать количество товара не нужно. Количество проданного товара будет указывать кассир при проведении расчетной операции через ПРРО. И этим самым он выполнит требование об учете количества товара (детали — в «Налоги & бухучет», 2020, № 62, с. 14).

Но, как видим, фискалы считают иначе. На их взгляд, программировать название товара/услуги в ПРРО можно уже перед самой их продажей. Заключение хорошее. Но соблюдают ли его местные налоговики, сказать сложно. Поэтому тем, кто торгует подакцизными товарами (за продажу которых без предварительного программирования светит штраф в размере 5100 грн), стоит обязательно запрограммировать ПРРО (название товара, его цену, код УКТ ВЭД) до начала использования.

Для продажи других товаров ответственность меньше, чем при продаже подакцизных (только 85 грн). Но тем, кто рисковать не хочет, лучше также запрограммировать свой ПРРО перед использованием.

КУРО и ПРРО

Нужно ли регистрировать КУРО на ПРРО?

Действующим законодательством в сфере проведения расчетов за товары (работы, услуги) в наличной и безналичной формах не предусмотрены регистрация и использование КУРО на ПРРО

Такой вывод не является странным. Дело в том, что на сегодня КУРО при работе на классических РРО используют, только когда вышел из строя РРО или когда пропал свет. И нужна КУРО только для того, чтобы в эти небольшие промежутки времени можно было осуществлять расчетные операции.

На ПРРО после исчезновения связи с сервером ГНСУ (в этот период ПРРО прекращает в полной мере выполнять фискальную функцию, а именно регистрировать чеки и другие документы на сервере ГНСУ) расчеты можно проводить, но с помощью режима офлайн.

То есть по большому счету режим офлайн на ПРРО заменяет для него КУРО и РК.

Формирование Z-отчета на ПРРО

Нужно ли ежедневно создавать Z-отчет при использовании ПРРО, в том числе если продолжительность смены (рабочего дня) СХ — 24 часа, и каковы условия хранения таких Z-отчетов СХ?

Фискальный отчетный чек (Z-отчет) создается средствами ПРРО ежедневно в электронной форме в случае осуществления расчетных операций или закрытия рабочей смены и подается на фискальный сервер средствами телекоммуникаций. Z-отчет может быть сформирован в электронной форме или распечатан.

После передачи на фискальный сервер Z-отчета и получения соответственно подтверждения от фискального сервера его хранение происходит по желанию субъекта хозяйствования удобным для него способом

Вспомните: Z-отчет нужно создавать лишь в те дни, когда есть расчетные операции. А если смена кассира начинается в конце одного дня, а заканчивается в начале следующего? Например, кассир заступил на смену в 8 вечера и его смена длится 12 часов, до 8 часов утра. При формировании Z-отчета на классическом РРО у фискалов на сегодня по этому поводу есть два подхода. По первому кассир должен обязательно выполнить Z-отчет до 24:00, а потом — в конце смены. По второму кассир должен выполнить Z-отчет после окончания рабочей смены, но не позднее 24 часов от ее начала. На наш взгляд, второй вариант является более взвешенным.

Рекомендуем его применять и при работе на ПРРО.

В то же время те, кто использует ПРРО, знают, что по алгоритму его работы, чтобы закрыть смену, кассир должен создать Z-отчет. Обычно смену кассир закрывает в конце рабочего дня. Только после закрытия смены (создания Z-отчета) на определенном ПРРО сможет начать работу другой кассир. Исходя из этого на ПРРО создавать Z-отчет придется даже в том случае, если на протяжении дня расчетные операции не осуществлялись. В ином случае передать управление ПРРО другому кассиру не удастся. Без закрытия смены (формирования Z-отчета) открыть новую смену нельзя (п. 5 разд. IV Порядка № 317).

В то же время если на ПРРО работает один кассир и у него в течение смены не было осуществлено ни одной операции (операции «службове внесення и «службова видача» не считаются расчетными), то за этот день теоретически он может не создавать Z-отчет. Впрочем, вряд ли какой-то кассир захочет оставить незакрытой смену на ПРРО. Хотя если он это сделает, то привлечь к ответственности за несоздание Z-отчета кассира не смогут

Проверка работы ПРРО клиентом

Каким образом покупатель сможет проверить расчетный документ (чек), выданный ПРРО, работающим в режиме офлайн?

В расчетном документе (чеке) обязательно должна быть отметка о проведении расчетной операции в режиме офлайн.

Проверить наличие этого чека в базе данных ГНСУ возможно через Электронный кабинет после завершения работы ПРРО в режиме офлайн и передачи им чека/чеков на фискальный сервер. Информация о фискальных номерах, вошедших в диапазон для использования ПРРО, которое работает в режиме офлайн, будет обнародована в Электронном кабинете с указанием данных о фискальном номере ПРРО и о субъекте хозяйствования для ПРРО, которого зарезервировано фискальные номера

Если в чеке ПРРО указано, что он работает в офлайн-режиме, то этот чек появится на сервере налоговиков, только когда ПРРО выйдет и из режима офлайн. Когда это произойдет, не понятно. Но покупателю следует помнить, что в режиме офлайн ПРРО может работать только в течение 36 часов подряд. Поэтому по сути через полтора суток после получения чека по идее на сервере он должен появиться.

Кроме того, то, что чек ПРРО, который вы получили, является реальным, можно проверить также в Электронном кабинете. Для этого вам следует проверить, входит ли номер вашего чека в диапазон номеров, выданных определенному РРО для работы в офлайн-режиме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше