Вода — полезное ископаемое
С водой мы имеем дело ежедневно. Она находится вокруг каждого из нас. Но многие из нас забывают, что вода является полезным ископаемым.
Об этом говорит и п.п. 14.1.91 НКУ. Но это гордое имя присваивается не всей воде, а только добываемой из недр земли. То есть только подземная вода является полезным ископаемым.
Поэтому те субъекты хозяйствования, которые не добывают воду из недр, а, например, забирают ее из поверхностных водных объектов (рек, озер, прудов и т. п.), имеют дело с водой, которой статус полезных ископаемых не предоставлен.
Для кого добыча воды — табу
Отнесение подземной воды к полезным ископаемым сразу вызывает у субъектов хозяйствования, собирающихся добывать воду, вопрос: а как этот статус влияет на их право осуществлять ее добычу?
Этот вопрос является достаточно актуальным для ФЛП — плательщиков ЕН групп 1 — 3 и юрлиц — плательщиков ЕН группы 3. Дело в том, что
этим плательщикам ЕН прямо запрещены добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения (п. 5 п.п. 291.5.1 НКУ)
Чтобы ответить на вопрос, следует открыть постановление КМУ от 12.12.94 г. № 827, которым утвержден Перечень полезных ископаемых общегосударственного и местного значения.
В соответствии с этим Перечнем все виды подземных вод, а именно минеральные (лечебные, лечебно-столовые, природные столовые), питьевые (для централизованного и нецентрализованного водоснабжения), промышленные, технические и теплоэнергетические, признаны полезными ископаемыми общегосударственного значения.
Следовательно, добывать подземные воды, а также продавать их плательщик ЕН групп 1 — 3 не может. На это указывают и фискалы (письма ГНСУ от 03.05.2019 г. № 1953/Б/99-99-13-02-03-14/ІПК и от 13.04.2021 г. № 1510/ІПК/99-00-04-03-03-06).
Следовательно,
если плательщик ЕН групп 1 — 3 осуществляет добычу полезных ископаемых, в частности воды, то он не может быть плательщиком ЕН
Он нарушает условия пребывания на упрощенной системе, поскольку осуществляет добычу полезных ископаемых общегосударственного значения.
В то же время плательщикам ЕН групп 1 — 3 не запрещены операции с водой. То есть не запрещено использовать воду в своей хозяйственной деятельности (для производственных целей) или питьевых и санитарно-гигиенических. Главное условие, чтобы такая вода не была добыта из недр земли самим плательщиком ЕН групп 1 — 3. То есть чтобы сам упрощенец не осуществлял технологические операции по изъятию и перемещению, в том числе временное хранение, на поверхность подземной воды (п.п. 14.1.51 НКУ).
Следовательно, если упрощенец только приобретает воду у других субъектов, которые добыли ее, то такую воду он может использовать в своей деятельности и на санитарно-гигиенические и питьевые нужды, оставаясь плательщиком ЕН.
При этом он не станет плательщиком рентной платы:
— ни в части рентной платы за добычу воды, потому что воду он не добывает;
— ни в части рентной платы за спецводопользование, потому что на сегодняшний день плательщиком этой части рентной платы является только первичный водопользователь, т. е. субъект хозяйствования, добывающий воду или забирающий ее из водного наземного источника.
Купив воду у других, плательщик ЕН становится только вторичным водопользователем, которые рентную плату за спецводопользование не платят.
СельхозЕН и вода — друзья
А вот для плательщиков сельхозЕН запрета на добычу полезных ископаемых, а следовательно, и подземной воды нет.
Но чтобы плательщики сельхозЕН могли добывать подземную воду, они должны получить соответствующие разрешительные документы, а также, возможно, уплатить рентную плату.
Спецводопользование. Одним из документов, которые следует получить при добыче воды из скважины, является разрешение на спецводопользование. Его получает тот субъект, который добывает воду из земли с помощью определенных технических средств (ст. 48 ВКУ).
Осуществляя такие действия, хозсубъект производит спецводопользование. А оно в соответствии со ст. 49 ВКУ осуществляется только на основании разрешения на спецводопользование.
Этот вывод не касается только случая, когда забор воды происходит в объеме до 5 м3 за сутки, кроме той, которая используется для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды.
Из этого следует: когда плательщик сельхозЕН будет добывать из скважины в сутки не более 5 м3 воды, то ему такие операции можно делать без получения разрешения на спецводопользование. Если же он будет добывать воду в большем объеме, то придется получить разрешение на спецводопользование.
Чтобы получить такое разрешение, следует ориентироваться на требования ст. 49 ВКУ, а также на Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.
Обращаем внимание! Независимо от того, получил ли плательщик сельхозЕН разрешение на спецводопользование или нет (поскольку добывает до 5 м3 воды в сутки) и использует ли он воду в хоздеятельности или для санитарно-гигиенических целей (по общему правилу, в этом случае рентную плату за спецводопользование платить не следует), начислять рентную плату за спецводопользование он не будет. Дело в том, что
плательщики сельхозЕН в соответствии с п.п. 5 п. 297.1 НКУ освобождаются от начисления, уплаты и подачи отчетности по рентной плате за спецводопользование
Подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 10, с. 22.
Добыча. Вообще-то, добывать подземные воды (кроме минеральных) из скважины можно только на основании спецразрешений (ст. 21 Кодекса о недрах). Но есть случаи, в которых плательщики сельхозЕН могут это делать и без разрешения
Речь идет о двух случаях (ст. 23 Кодекса о недрах):
1) когда добывают подземную воду из скважины для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, из каждого из водозаборов в объеме, не превышающем 300 м3 в сутки;
2) если добытчиками воды из скважины являются сельхозтоваропроизводители, часть сельхозтоваропроизводства которых за предыдущий отчетный год равна или превышает 75 % и такую добытую воду они используют для сельскохозяйственных, производственных, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд.
Поскольку мы говорим о плательщиках сельхозЕН, которые держат сельхоздолю на уровне 75 % и воду используют в своей деятельности, то обычно они разрешения на добычу не получают.
В то же время тот факт, что плательщик сельхозЕН может добывать воду без разрешения на добычу, не говорит, что он не будет платить рентную плату за добычу воды.
Дело в том, что:
— во-первых, от уплаты рентной платы за добычу воды плательщики сельхозЕН не освобождены;
— во-вторых, плательщиками рентной платы для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов, которые относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хоздеятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на спецводопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).
Из вышеприведенного следует, что из числа плательщиков сельхозЕН не будут платить рентную плату за добычу воды только те, кто:
— или не получили разрешение на спецводопользование, т. е. в сутки добывают воду в объеме менее 5 м3. На это указывают и фискалы в БЗ 122.04;
— или отнесены к фермерским хозяйствам.
Остальным плательщикам сельхозЕН придется платить рентную плату за добычу воды. Начислять ее они будут исходя из стоимости добытого полезного ископаемого, т. е. стоимости добытого объема воды из скважины.
Для начисления рентной платы следует перемножить стоимость добытой воды и ставку рентной платы в размере 5 % от стоимости воды.
Когда рентную плату за добычу воды рассчитывает плательщик сельхозЕН, который априори не является горным предприятием, то у него постоянно возникают проблемы с определением стоимости добытой воды.
Дело в том, что стоимость добытой воды для расчета рентной платы рассчитывается по большей из таких величин:
— по фактическим ценам. То есть исходя из размера дохода, полученного от реализации воды (п.п. 252.7.1 НКУ). Правила определения фактической цены прописаны в п. 252.8 НКУ;
— по расчетной стоимости. Когда определяют этот показатель, то принимают во внимание расходы, понесенные на добычу воды, которые скорректированы на уровень рентабельности горного предприятия при добыче определенного вида полезных ископаемых (п.п. 252.7.2 НКУ). Правила определения расчетной стоимости прописаны в п. 252.16 НКУ. Размер коэффициента рентабельности на 2021 год при добыче воды определен на уровне 0,103 (письмо ГКЗУ от 02.03.2021 г. № 210/02).
Когда воду добывают для потребления, то у плательщика сельхозЕН не будет фактической цены реализации воды (она равна нулю). Поэтому для расчета следует брать расчетную стоимость.
Рентную плату за добычу исчисляют в приложении 1 к декларации по рентной плате. В нем налог рассчитывается за каждый квартал отдельно. Правила заполнения этого приложения см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 42, с. 24.
Подают такую декларацию ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Налог уплачивают в течение 10 дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для подачи налоговой декларации по рентной плате (п. 257.5 НКУ).
ВЫВОДЫ
- Плательщикам ЕН групп 1 — 3 запрещено добывать подземную воду.
- Плательщики сельхозЕН могут добывать такую воду иногда даже без получения разрешительных документов.
- Плательщик сельхозЕН рентную плату за спецводопользование вообще не платит, а рентную плату за добычу — только когда добывать воду можно без разрешений или он является ФХ.