Темы статей
Выбрать темы

Если пропал товар в пути

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Как быть, если часть товара в дороге потерялась и к покупателю доехал не весь товар? Кому предъявлять претензию: продавцу или перевозчику? Как продавцу отражать реализацию, а покупателю приходовать товар? Какими будут последствия у сторон в НДС-учете? Рассмотрим эту ситуацию подробнее.

Оформляем недостачу

Если при приемке выявлено несоответствие фактического количества или качества товаров данным, указанным в сопроводительных документах, то составляют акт о приемке (п. 3.7 Методрекомендаций № 2). Для этих целей можно использовать акт о приемке материалов типовой формы № М-7 (утвержден приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193).

Такой акт составляют в двух экземплярах. Первый вместе с приложенными к нему документами передают в бухгалтерию, а второй — отделу снабжения или юридическому отделу для направления претензии.

Оформленный акт служит основанием:

— для учета нормативных недостач ТМЦ (в пределах норм естественной убыли) при транспортировке. Напомним, что при оприходовании товаров сумму нормативных недостач (в пределах норм естественной убыли), возникших при транспортировке, включают в первоначальную стоимость фактически поступившего товара (пп. 2.2, 5.7 Методрекомендаций № 2), а также

— для предъявления претензии виновнику на сумму сверхнормативных недостач ТМЦ (т. е. недостач сверх норм естественной убыли или когда такие нормы не установлены).

Кому предъявлять претензию?

Если перевозчик принял товар без замечаний и по его вине товар пропал в пути, то виновником нанесенных убытков будет перевозчик. Кому он должен компенсировать потери?

Здесь все зависит от договорных условий, т. е. от того, когда по договору переходят от продавца к покупателю риски и контроль, связанные с товаром: до транспортировки или после.

Если риски и контроль, связанные с товаром, перешли к покупателю:

— до транспортировки (т. е. в момент передачи товара перевозчику), то в случае утраты товара в пути пострадавшей стороной будет покупатель (поскольку продавец в таком случае рисков, связанных с товаром при транспортировке, не несет). Поэтому именно покупатель будет предъявлять претензию перевозчику. Правда, если согласно договорным условиям перевозку заказывал и оплачивал продавец, то покупатель может передать продавцу право на предъявление претензии перевозчику, поскольку сам с перевозчиком никаких договорных отношений не имеет (подробнее об этой ситуации см. «Налоги & бухучет», 2017, № 13, с. 19);

— после транспортировки, то в случае утраты товара в пути пострадавшей стороной будет продавец (поскольку именно он несет риски, связанные с товаром, на протяжении всего срока перевозки). Поэтому именно продавец в таком случае предъявит претензию перевозчику. Правда, вторым пострадавшим окажется покупатель, поскольку получит товар меньшего количества, чем по договору. А потому покупатель может выставить продавцу претензию и требовать от продавца допоставить недостающий товар или отказаться от переданного товара и его оплаты, а если товар оплачен — требовать возврата средств (ч. 1 ст. 670 ГКУ).

Бухгалтерский учет

Учет у продавца и покупателя опять же во многом зависит от договорных условий и момента передачи рисков и контроля на товар.

У продавца. Если риски, связанные с товаром, передаются покупателю:

— в момент, когда товар передан перевозчику (отгружен), то продавец на дату такой отгрузки отражает реализацию товара: показывает бухучетные доходы и расходы (списывает себестоимость) исходя из всей стоимости отгруженного товара. Для продавца в этой ситуации операция продажи завершена в момент передачи товара перевозчику (считается, что товар поставлен). Поэтому корректировать объемы реализации (доходы и расходы) из-за последующей потери товара перевозчиком у продавца оснований нет;

— после транспортировки — в момент когда товар передан покупателю, то на такую дату продавец отражает реализацию товара (признает доходы и расходы: Дт 361 — Кт 702 и Дт 902 — Кт 281) исходя из стоимости фактически доставленных покупателю товаров. А на стоимость товаров, утраченных при транспортировке (Дт 947 — Кт 281), предъявляет претензию перевозчику (Дт 374 — Кт 715).

У покупателя. Активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем (п. 3 разд. I НП(С)БУ 1).

Недостающие товары определению активов не соответствуют, поэтому приходовать недостающий товар покупателю не нужно

Задолженность по предъявленной перевозчику/продавцу претензии отражается проводкой: Дт 374 — Кт 63. При получении возмещения делается запись: Дт 311 — Кт 374. А если продавец осуществляет допоставку: Дт 20, 22, 28 — Кт 374.

Налоговый учет

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете операции отразятся по бухправилам. Никаких корректировок в связи с выявленной недостачей, а также при получении возмещения от виновного лица НКУ не предусмотрено.

Правда, виновник, возмещающий убытки, должен помнить об увеличивающей разнице из п.п. 140.5.11 НКУ — при возмещении убытков неплательщикам налога на прибыль или плательщикам-нулевикам. А вот когда возмещение выплачивается прибыльщику или предпринимателю на общей системе налогообложения, то увеличивать финрезультат не нужно.

НДС. По первому событию (отгрузке или предоплате) продавец начислил поставочные НО по НДС исходя из всей стоимости отгруженного товара. И если риски и контроль, связанные с товаром, переходят к покупателю:

— в момент передачи товаров перевозчику — то уменьшать НО по НДС из-за последующей потери товара перевозчиком у продавца оснований нет (так как поставка состоялась и завершена в момент передачи товара перевозчику). Что же касается покупателя, то он приходует товар по фактическому количеству. И соразмерно этому количеству должен показать НК. Как этого достичь? Для этого покупатель отнесет в НК всю сумму входного НДС на основании НН поставщика. Напомним, что НК сохраняется и по сумме входного НДС, приходящейся на недостачу в пределах норм естественной убыли (БЗ 101.04). А вот при оприходовании товара и выявлении расхождений на часть недостающего товара, потерянного в пути (сверх норм естественной убыли), покупатель начислит компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ;

— после транспортировки — то продавцу из-за потери части товара в пути придется частично откорректировать ранее начисленные поставочные НО. Для этого продавец составит уменьшающий РК, который должен зарегистрировать покупатель (см. БЗ 101.16, действовавшую до 17.07.2020 г.). А также по утраченным товарам (которые не будут использованы в хоздеятельности) продавец должен компенсировать НК, отраженный при их приобретении, путем начисления компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ. В свою очередь, у покупателя входной НК из НН будет скорректирован благодаря РК (а если нет РК, то на основании бухсправки).

Что же касается собственно убытков, возмещаемых перевозчиком из-за потери товаров при транспортировке, то суммы возмещения ущерба согласно п. 188.1 НКУ не облагаются НДС. Правда, налоговики до сих пор высказываются по-разному. И считают суммы возмещения то компенсацией стоимости утраченных товаров и требуют облагать их НДС (письмо ГНСУ от 15.12.2020 г. № 5203/ІПК/99-00-05-06-02-06). То адекватно разъясняют, что средства, поступающие как возмещение ущерба, согласно п. 188.1 НКУ в базу обложения НДС не включаются (письмо ГНСУ от 16.09.2020 г. № 3876/ІПК/99-00-05-06-02-06) — такой вывод налоговиков поддерживаем. Подробнее об этом см. в статье «Возмещение ущерба (убытков) и НДС».

И в подкрепление — пример.

Пример. Продавец отгрузил покупателю товар стоимостью 24000 грн (в том числе НДС — 4000 грн), себестоимостью — 12000 грн. По договорным условиям риски, связанные с товаром, переходят к покупателю после транспортировки. Однако фактически:

— покупателю был доставлен товар на сумму 18000 грн (в том числе НДС — 3000 грн), себестоимостью — 9000 грн, а

— часть товара стоимостью 6000 грн (в том числе НДС — 1000 грн), себестоимостью 3000 грн была утрачена при перевозке.

Продавец выставил претензию на сумму 6000 грн перевозчику, который возместил убытки. Покупатель перечислил продавцу оплату за фактически полученный товар.

В учете будут сделаны такие записи:

Учет пропажи товара при перевозке

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн

Дт

Кт

У продавца

1

Переданы товары перевозчику

281/2*

281/1

12000

2

Начислены НО по НДС

643

641/НДС

4000

3

По доставленной покупателю части товаров:

— признан доход

361

702

18000

— списаны начисленные НО

702

641/НДС

3000

— списана себестоимость

902

281/2

9000

4

По пропавшей части товаров:

— списана себестоимость пропавших товаров на расходы

947

281/2

3000

— начислены компенсирующие НО

949

641/НДС

600

— откорректированы ранее начисленные НО по НДС (методом «красное сторно») после регистрации РК

643

643/2

1000

643/2

641/НДС

1000

5

Предъявлена претензия перевозчику

374

715

6000

6

Получена компенсация от перевозчика

311

374

6000

7

Получена оплата от покупателя за фактически полученный товар

311

361

18000

У покупателя

1

Оприходован товар, фактически полученный от продавца

281

631

15000

2

Отражен скорректированный НК по поступившему товару:

— отражена сумма НК на основании НН

644/1

631

4000

641/НДС

644/1

4000

— скорректирован (уменьшен) НК на основании РК или по бухсправке (методом «красное сторно»)

641/НДС

631

1000

3

Перечислена продавцу оплата за фактический товар

631

311

18000

У перевозчика

1

Признана претензия

948

685

6000

2

Возмещены убытки продавцу — пострадавшей стороне

685

311

6000

* Субсчет 281/2 «Товары в пути».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше