Темы статей
Выбрать темы

Скидки и бонусы

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Редкий покупатель устоит перед такими милыми сердцу словами, как «скидки» и «бонусы». Торговые предприятия это прекрасно знают и нередко стимулируют людей совершать покупки именно путем предоставления таких «плюшек». Ну а мы с вами сейчас разберемся, как такую «замануху» отразить в учете предприятия-продавца. Причем рассмотрим учет скидок, предоставляемых как в момент реализации, так и после отгрузки товаров, а также учет бонусов в рознице.

3.1. Скидки, предоставляемые в момент реализации

На законодательном уровне вопрос предоставления скидок урегулирован ст. 632 ГКУ. Согласно этой норме цена в договоре устанавливается по договоренности сторон.

Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных законом или договором. В связи с этим оптовым продавцам в договоре желательно сразу предусмотреть возможность предоставления скидки. Впрочем, если изначально такая возможность не была установлена, всегда можно необходимые положения добавить в договор путем заключения дополнительного соглашения.

Розничные предприятия осуществляют торговлю на условиях публичного договора (ч. 1 ст. 633 ГКУ). Он, как правило, выполняется в момент осуществления продажи и заключается в устной форме согласно ч. 1 ст. 206 ГКУ. Поскольку изменение цены после выполнения договора невозможно (ч. 3 ст. 632 ГКУ), скидки на розничном предприятии предоставляются в момент осуществления продажи. Исключением может быть лишь пересмотр цены в случае, если после продажи обнаружен брак или какое-либо другое несоответствие товара заявленным характеристикам.

Учтите: вам следует позаботиться о правильном документальном оформлении скидок. В частности, торговому предприятию нужно разработать Положение о маркетинговой политике и/или Положение о скидках, в которых предусмотреть все возможные виды скидок, условия их предоставления и порядок оформления.

На предприятии розничной торговли скидки зачастую предоставляют при проведении различных акций и распродаж. На каждое такое мероприятие продавец разрабатывает план и издает приказ о его проведении. Но помните: при проведении акций и распродаж необходимо учитывать нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности требования ч. 4 — 6 ст. 15 Закона № 1023.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете саму сумму скидки, предоставленной в момент реализации товаров, не отражают. То есть на дату отгрузки товаров в учете продавца показывают доход от их реализации уже с учетом скидки (по кредиту субсчета 702). Одновременно с отражением дохода от реализации происходит стандартное списание себестоимости реализованных товаров (дебет субсчета 902).

Однако не все так просто с предприятиями розничной торговли, учитывающими товары по реализационной стоимости. Ведь изначально товары передают в розницу по продажной стоимости, включающей определенный размер торговой наценки. Однако фактически впоследствии товары отпускаются по меньшей стоимости, т. е. «реализуется» не вся начисленная торговая наценка. Это обстоятельство обязывает устранить влияние суммы предоставленных скидок на упомянутые показатели. В этом случае сумму наценки, приходящейся на реализованный товар, определяют по формуле:

img 1

где ТНреал — сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные в отчетном месяце товары;

СТреал — фактическая стоимость проданных в отчетном месяце товаров (в размере поступившей выручки);

Сск — сумма скидок, предоставленных покупателям в течение отчетного месяца;

Ср. % ТН — средний процент торговой наценки (порядок расчета этого показателя см. в подразделе 2.1).

Налог на прибыль. Доходы и расходы по налогу на прибыль будут соответствовать доходам и расходам в бухгалтерском учете. Это касается и высокодоходников, и малодоходников. Дело в том, что разд. III НКУ не предусматривает корректировок бухгалтерского финансового результата на суммы скидок.

НДС. Налоговые обязательства по НДС на «скидочные» товары начисляют в общем порядке. Базой налогообложения в этом случае является продажная стоимость товаров с учетом скидки. Именно поэтому в графе 7 налоговой накладной на поставку товаров со скидкой указывают конечную цену уже с учетом скидок. Отдельно скидки в ней не приводят (см. подкатегорию 101.16 БЗ).

Но все же не забывайте: база обложения НДС не может быть ниже цены приобретения таких товаров (абзац второй п. 188.1 НКУ). То есть в целях обложения НДС нужно сравнивать цену реализации с ценой приобретения. Если выше оказывается цена приобретения, на сумму превышения следует доначислить налоговые обязательства по НДС записью: Дт 949 — Кт 641/НДС. На эту сумму продавец составляет отдельную налоговую накладную с типом причины «15»*.

* Либо сводную налоговую накладную с таким же типом причины — не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлена поставка товара.

Учтите:

если скидки предоставляются до отгрузки товара, но после получения предоплаты от покупателя, придется произвести корректировку

На дату возврата средств продавец составляет РК к оформленной ранее налоговой накладной и направляет его покупателю для регистрации в ЕРНН. Право на уменьшение налогового обязательства по НДС продавец получает только после регистрации РК в ЕРНН покупателем (абзац четвертый п.п. 192.1.1 НКУ).

Налогообложение доходов физлиц. Согласно п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ в состав налогооблагаемого дохода физических лиц включается, в частности, доход, полученный как дополнительное благо в виде суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров, индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

Таким образом, если скидка предоставляется только отдельному покупателю (например, только другу директора магазина), то ее сумма включается в налогооблагаемый доход такого покупателя как дополнительное благо. Указанный доход облагают налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по ставке 18 %. Причем в базу налогообложения он должен попасть увеличенным на «натуральный» коэффициент, определенный в соответствии с п. 164.5 НКУ. При ставке налога 18 % этот коэффициент составляет 1,219512.

Также придется удержать с такого дохода военный сбор (далее — ВС)**. Причем учтите: для расчета ВС при получении неденежного дохода законодательство не предусматривает применение каких-либо коэффициентов (см. подкатегорию 126.05 БЗ).

** Напоминаем: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход является объектом обложения ВС на основании п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Если же скидка распространяется на любого покупателя и при ее предоставлении отсутствует избирательный подход, то оснований для включения суммы скидки в налогооблагаемый доход покупателей — физических лиц нет (см. разъяснение из подкатегории 103.02 БЗ).

Дополнительный аргумент в пользу необложения предоставленных скидок — отсутствие персонифицированного учета покупателей

Но тут налоговики могут зацепиться за то, что продавцы при выдаче покупателям дисконтных карточек, как правило, просят заполнить анкету с персональными данными. Поэтому фискалы зачастую настаивают: если продавец идентифицирует покупателей, то скидка является индивидуальной.

Конечно, такие претензии безосновательны. Если скидка предоставляется всем держателям дисконтных карточек на равных условиях, то она является обычной. Следовательно, независимо от того, проводилась персонификация покупателей или нет, сумма такой скидки не должна облагаться НДФЛ и ВС. Заметим также, что более лояльно налоговики на местах смотрят на ситуацию, когда продажа товара по дисконтным карточкам осуществляется по оптовым ценам, а не со скидкой.

Далее приведем примеры бухгалтерского учета операций по продаже товаров со скидкой на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Пример 3.1. Предприятие оптовой торговли предоставляет всем своим покупателям сезонную скидку в размере 10 % на весь ассортимент реализуемых товаров. За период проведения акции предприятие реализовало товаров на общую сумму 288000 грн (в том числе НДС — 48000 грн) с учетом скидки. Себестоимость реализованных товаров составила 200000 грн.

В учете предприятия реализация товаров со скидкой отразится следующим образом (см. табл. 3.1):

Таблица 3.1. Учет реализации товаров со скидкой предприятием оптовой торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

361

702

288000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

702

641/НДС

48000*

* Поскольку продажная стоимость товаров с учетом скидки (240000 грн) превышает цену их приобретения (200000 грн), базой обложения НДС является продажная стоимость.

3

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

281

200000

4

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

240000

— себестоимость реализованных товаров

791

902

200000

5

Поступила оплата товаров от покупателей

311

361

288000

Пример 3.2. Магазин проводит рекламную акцию, в ходе которой с 1 по 30 сентября 2021 года всем покупателям предоставляется скидка на весь ассортимент постельного белья в размере 12 %.

Остаток товара по розничным ценам (сальдо по дебету субсчета 282) на начало месяца составил 144000 грн. Торговая наценка в остатках товаров (сальдо по кредиту субсчета 285) — 57600 грн.

В течение сентября 2021 года магазин приобрел товар на сумму 33120 грн (в том числе НДС — 5520 грн).

Продажная (розничная) стоимость приобретенного товара — 46000 грн. Торговая наценка составила 18400 грн.

За месяц реализован товар по розничным ценам (без учета скидки) на сумму 63000 грн. Сумма скидки составила 7560 грн.

В кассу поступила выручка в сумме 55440 грн (63000 грн - 7560 грн).

В учете предприятия-продавца указанные операции отражают следующими записями (см. табл. 3.2):

Таблица 3.2. Учет реализации товаров со скидкой предприятием розничной торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Остаток на начало месяца:

— продажной стоимости товаров

282

144000

— торговой наценки

285

57600

Приобретение товаров

2

Получены товары от поставщика

281

631

27600

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

631

5520

641/НДС

644/1

5520

4

Оплачены полученные товары

631

311

33120

5

Товары переданы в розницу

282

281

27600

6

Начислена торговая наценка

282

285

18400

Реализация товаров

7

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

301

702

55440

8

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

702

641/НДС

9240

9

Отражена сумма предоставленной скидки

285

282

7560*

* Эта сумма отражена отдельной строкой, чтобы показать размер скидки. На практике, как правило, скидку отдельно на счетах бухгалтерского учета не отражают, а списывают в общей сумме реализованной торговой наценки.

10

Списана сумма реализованной торговой наценки

285

282

17640*

* Сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитываем следующим образом:

1) определяем средний процент торговой наценки:

(57600 грн + 18400 грн) : (144000 грн + 46000 грн) х 100 % = 40 %;

2) определяем сумму реализованной торговой наценки: 63000 грн х 40 % : 100 % = 25200 грн.

Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 9 таблицы, в строке 10 указываем разницу:

25200 - 7560 = 17640 (грн).

11

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

37800*

* Себестоимость реализованных товаров определяют как разницу между стоимостью реализованных товаров по розничным ценам (без учета скидки) и торговой наценкой, относящейся к таким товарам: 63000 - 25200 = 37800 (грн).

12

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

46200

— себестоимость реализованных товаров

791

902

37800

13

Остаток на конец месяца:

— продажной стоимости товаров

282

127000

— торговой наценки

285

50800

3.2. Бонусы в рознице

Для удержания постоянных клиентов розничные торговые предприятия нередко разрабатывают различные программы лояльности. Среди них так называемая бонусная программа. Она работает так. Первоначально товар оплачивается по его полной стоимости — без предоставления скидки в момент продажи. При этом с каждой покупки покупателю начисляются бонусы на его карточку лояльности, а накопленные таким образом бонусы он может потратить частично либо полностью в счет следующей покупки. По сути,

бонус — это обязательство продавца предоставить покупателю скидку при условии, что он воспользуется своим правом на ее получение

Другими словами, предприятие при продаже определенного товара предоставляет покупателю скидку, на которую он может уменьшить стоимость своей следующей покупки.

При этом помните: все условия программы лояльности должны быть задокументированы у продавца и обнародованы им соответствующим образом для всех покупателей. Условия выпуска бонусных карточек, количество и порядок начисления бонусов (процент от продажи) и прочие особенности определяют в условиях такой программы лояльности.

Теперь, когда мы прояснили, что представляет собой бонусная программа, рассмотрим, как ее реализация сказывается на учете предприятия-торговца.

Бонусная карточка

После того как условия бонусной программы согласованы и утверждены, продавец обычно выпускает бонусные карточки.

Сразу заметим: бонусная карточка не является электронным платежным средством. Она признается материальным активом, который приходуется на баланс предприятия по дебету субсчета 209. Первоначальная стоимость такого актива определяется:

— при приобретении у сторонней организации согласно п. 9 НП(С)БУ 9;

— при изготовлении собственными силами на уровне производственной себестоимости согласно НП(С)БУ 16 (п. 10 НП(С)БУ 9).

Можно выделить два варианта распространения бонусных карточек:

— продажа карточки за денежную компенсацию;

— бесплатное предоставление карточки всем желающим либо при выполнении определенных условий (одноразовая закупка на определенную сумму либо несколько покупок выше установленной общей суммы).

Если карточки покупателям реализуют за деньги, то доход от их продажи отражают на субсчете 712, а себестоимость реализации — на субсчете 943. При бесплатной же раздаче их стоимость просто списывают в состав расходов на сбыт (счет 93).

Что касается НДС, то реализация бонусной карточки считается поставкой (п.п. 14.1.191 НКУ), а значит, есть объект обложения НДС. А вот что касается бесплатного их распространения, то здесь «палка о двух концах».

Напомним: в общем случае при бесплатных поставках базу обложения НДС определяют исходя из минбазы, определенной согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ. Но с бонусными карточками складывается такая ситуация. С одной стороны, они не имеют самостоятельной ценности и сами по себе никакой экономической выгоды покупателю/получателю карточки не дают. Это всего лишь материальный носитель права на скидку — никакого товара здесь нет. Строго говоря, покупателю нужна не сама карточка, а право, которым обладает ее предъявитель (покупка по сниженным ценам и т. д.). Значит, и минбазу нужно определять исходя из стоимости этого права. А поскольку нет ни обычной цены, ни цены приобретения этого права, то и минбазы здесь тоже нет.

С другой стороны, не исключено, что налоговики будут определять минбазу бонусных карточек исходя из цены их (карточек) приобретения. Поэтому осторожным плательщикам при безвозмездной выдаче карточек покупателям безопаснее все же начислять налоговые обязательства исходя из минбазы согласно п. 188.1 НКУ.

Рассмотрим учет приобретения и реализации бонусных карточек на примере.

Пример 3.3. Предприятие приобрело у поставщика 200 бонусных карточек на сумму 2400 грн (в том числе НДС — 400 грн). В дальнейшем карточки реализованы покупателям за 3600 грн (в том числе НДС — 600 грн).

Покажем, как отразить указанные операции в учете предприятия-торговца, в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Учет бонусных карточек

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Приобретение бонусных карточек

1

Оприходованы бонусные карточки

209

631

2000

2

Начислен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

631

400

641/НДС

644/1

400

3

Уплачены деньги за карточки поставщику

631

311

2400

Реализация бонусных карточек

4

Реализованы бонусные карточки покупателям

301

712

3600

5

Отражены налоговые обязательства по НДС

712

641/НДС

600

6

Списана первоначальная стоимость карточек

943

209

2000

7

Отнесены на финансовый результат:

— доход от реализации бонусных карточек

712

791

3000

— себестоимость реализованных бонусных карточек

791

943

2000

Также заметим, что отдельные торговые предприятия отказываются от выпуска «материальных» бонусных карточек, отдавая предпочтение электронной идентификации покупателей, например, по номеру телефона. Это позволяет избежать дополнительных финансовых расходов на выпуск «пластика».

Начисляем бонусы

В момент продажи товара, за покупку которого покупателю начисляются бонусы, никакой скидки не предоставляется. То есть имеет место обычная операция реализации товара по полной его стоимости. Следовательно, в бухучете признают доходы и начисляют налоговые обязательства по НДС на всю сумму реализации товара.

Как мы сказали, покупатель при покупке товара с начислением бонусов приобретает право купить в будущем товар со скидкой за счет списания (аннулирования) бонусов, накопленных на карточке лояльности. Причем этим своим правом он может даже не воспользоваться. Поэтому

для целей бухгалтерского учета начисленные бонусы целесообразно учитывать на забалансовом субсчете 042 «Непредвиденные обязательства»

Если в течение срока действия бонусов покупатель так ими и не воспользуется, то их списывают с забалансового учета.

В отношении НДС-учета отметим, что при зачислении бонусов на карточку лояльности никаких оснований для начисления налоговых обязательств нет. Согласны с этим и налоговики (см. письма ГФСУ от 12.12.2018 № 5198/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 17.07.2019 № 3307/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Продаем товар за бонусы

Для целей учета реализации товаров за бонусы можно выделить две схемы работы:

— предоставление права на покупку в будущем товара со скидкой;

— оплата товара бонусами (зачет).

Что представляет собой каждая из этих схем работы, опишем ниже.

Право на скидку. В этом случае покупатель получает обыкновенную скидку, размер которой зависит от условий бонусной программы и количества бонусов на карточке. Если приобретается несколько товаров, их стоимость логично уменьшать пропорционально, иначе будет больше шансов нарваться на минбазу при начислении налоговых обязательств по НДС.

Если сумма бонусов равна стоимости товара (предоставляется 100-процентная скидка), то его реализацию отражают в учете как безвозмездную передачу в рекламных целях.

Как правило, договорная стоимость товара определяется в момент его продажи уже с учетом скидки. И в базу обложения НДС попадает именно эта сумма, но не ниже цены приобретения (п. 188.1 НКУ)*.

* Конечно, речь идет о тех товарах, которые не подпадают под необъектные (ст. 196 НКУ) или освобожденные от обложения НДС (ст. 197 НКУ).

В случае превышения цены приобретения над ценой реализации доначисляем НДС.

А вот начислять компенсирующие налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ, считаем, не нужно. Поскольку, предоставляя своим покупателям скидки, продавец рассчитывает повысить реализацию своего товара, что является доказательством связи продажи товара со скидкой (в том числе со 100-процентной) с хозяйственной деятель- ностью.

Доход от реализации «бонусного» товара в бухгалтерском учете отражают по кредиту субсчета 702 за вычетом скидки.

Учет продажи товаров за бонусы рассмотрим на примере.

Пример 3.4. Покупатель приобретает в магазине товар за 1680 грн (в том числе НДС — 280 грн).

Цена приобретения этого товара продавцом — 700 грн.

За предыдущие покупки покупателю начислены бонусы в сумме 1320 грн.

Покупатель использует все бонусы, поэтому ему предоставлена скидка на сумму 1320 грн.

Таблица 3.4. Предоставление скидки на сумму бонусов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Реализован товар покупателю с учетом скидки

(1680 грн - 1320 грн)

301

702

360

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

60

3

Начислены налоговые обязательства на сумму превышения цены приобретения над договорной стоимостью

((700 грн - 300 грн) х 20 % : 100 %)*

949

641/НДС

80

* Поскольку договорная стоимость товаров (300 грн) ниже цены их приобретения (700 грн), базой обложения НДС является цена приобретения.

4

Уменьшена (списана) вся торговая наценка (1680 грн - 700 грн)

285

282

980

5

Списана себестоимость реализованного товара

902

282

700

Оплата бонусами (зачет). Сразу скажем, что такая схема работы имеет много острых углов, хотя налоговики упорно ее продвигают (см. письма ГФСУ от 12.12.2018 № 5198/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 17.07.2019 № 3307/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

В этом случае, начисляя бонусы, продавец, видимо, должен признавать своего рода задолженность перед покупателем. Соответственно, когда покупатель воспользуется начисленными бонусами, эта задолженность уменьшится на сумму использованных бонусов. При этом оплата полной стоимости приобретаемого товара происходит частично денежными средствами, а частично бонусами (пересчитанными в денежное выражение). На сумму использованных таким образом бонусов продавец отражает расходы на сбыт (счет 93), а не уменьшает сумму дохода.

Следовательно, продажная цена товара не уменьшается, а на сумму, уплаченную денежными средствами, и на сумму, списанную за счет бонусов, начисляют налоговые обязательства по НДС.

То есть выходит, что уменьшить базу обложения НДС на сумму использованных бонусов в этом случае не получится, поскольку договорной будет продажная стоимость товара.

Мы же считаем, что сами по себе бонусы не могут являться компенсацией за товар и облагаться НДС (ни при их накоплении, ни при списании).

Но учтите: если в чеке (накладной и т. д.) будет указана полная стоимость товара (без скидки), то отвертеться от НДС на всю сумму продажи товара будет сложно. Поэтому, как правило, в рознице такая схема работы не используется.

Налог на прибыль

Что касается налоговоприбыльного учета всей схемы работы по бонусной программе, то он в общем случае полностью ориентирован на бухгалтерский учет. Никаких корректировок бухгалтерского финрезультата на сумму бонусов (скидок) разд. III НКУ не предусматривает.

НДФЛ и ВС

Бонус — это разновидность скидки, с той лишь разницей, что она предоставляется не в момент продажи товара, а накапливается. Воспользоваться этой скидкой можно при выполнении заранее оговоренных условий.

И тут нужно вспомнить п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ. Эта норма устанавливает, что суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для плательщика налога, включаются в состав его налогооблагаемого дохода. Это значит, если скидка предоставляется отдельным покупателям, т. е. носит индивидуальный характер, тогда ее сумму включают в налогооблагаемый доход таких покупателей в виде дополнительного блага. Поэтому появляется обязанность удержать НДФЛ и ВС.

Таким образом, для необложения НДФЛ и ВС важно, чтобы программа лояльности была предназначена для всех ее участников. Если скидка предоставляется абсолютно всем покупателям — держателям бонусной карточки на равных условиях, то, считаем, здесь отсутствует индивидуальный характер таких скидок.

Следовательно,

независимо от того, проводится персонификация ее получателей или нет, сумма такой скидки не должна облагаться НДФЛ и ВС*

* О необложении скидки, предоставляемой физлицу, если при определенных условиях на нее имеет право неограниченный круг лиц, говорят и налоговики в разъяснении из подкатегории 103.02 БЗ.

В приложении 4ДФ к Объединенной отчетности по НДФЛ, ВС и ЕСВ** ее также показывать не нужно.

** Утверждена приказом Минфина от 13.01.2015 № 4.

3.3. Скидки после отгрузки

Скидки, предоставляемые продавцом после отгрузки (реализации) товаров в отношении прошлых покупок, в деловой практике принято называть ретроскидками. При этом сумма скидки должна быть четко привязана к определенному товару.

Особенностью ретроскидок является то, что в момент продажи товаров продавец еще не знает, выполнит ли в дальнейшем покупатель договорные условия, дабы получить скидку. Как правило, подобные скидки предоставляют по результатам достигнутого покупателем определенного объема закупок, вследствие своевременной оплаты или же соблюдения других условий, оговоренных догово- ром.

Далее поговорим, как такие скидки отразить в учете продавца и покупателя.

Ретроскидки в учете продавца

Бухгалтерский учет. Поскольку на момент отгрузки товара еще не известно, выполнит ли покупатель условия для получения скидки, продавец изначально признает доход исходя из обусловленной договором стоимости. И только в момент, когда появились основания для снижения цены, он этот доход корректирует.

Для отражения скидок, предоставленных после отгрузки товаров, используют субсчет 704 «Вычеты из дохода». На сумму скидки корректируют ранее отраженный доход от реализации и уменьшают задолженность покупателя: Дт 704 — Кт 361. Одновременно продавец вправе откорректировать ранее начисленные налоговые обязательства по НДС методом «красное сторно» (на сумму ретроскидки): Дт 704 — Кт 643/2* и Дт 643/2 — Кт 641/НДС.

* Рекомендуем ввести дополнительный субсчет 643/2 «Налоговые обязательства: РК без регистрации», который бы учитывал разрыв во времени между составлением РК и фактом его регистрации покупателем в ЕРНН.

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете никаких особенностей. В этом случае нужно полностью ориентироваться на бухгалтерские правила.

Корректировок финрезультата при предоставлении ретроскидок НКУ делать не обязывает

НДС. В НДС-учете скидки, предоставленные после отгрузки товаров, рассматривают как изменение суммы компенсации стоимости проданных товаров. Это значит, что в месяце реализации товаров продавец отражает налоговые обязательства по НДС в полной сумме в общем порядке.

В месяце предоставления скидки предприятие-продавец на основании п. 192.1 НКУ должно выписать РК к налоговой накладной с условным кодом причины корректировки «101» и направить его покупателю.

Какой датой составлять РК? Четкого ответа на этот вопрос в нормативке нет. Из требований ст. 192 НКУ только следует, что в общем случае РК должен быть составлен на дату проведения перерасчета. Вместе с тем определенные выводы на этот счет можно сделать из разъяснений налоговиков (см. письма ГНСУ от 06.03.2020 № 970/6/99-00-07-03-02-06/ІПК и ГУ ГНС в г. Киеве от 30.10.2020 № 4476/ІПК/26-15-04-01-18, разъяснение из подкатегории 101.15 БЗ). Так, исходя из их позиции, РК состав- ляют:

если товар отгружен и не оплачен — на дату оплаты, т. е. на дату окончательного расчета с покупателем;

если товар отгружен и оплачен — на дату погашения задолженности, образовавшейся после согласования изменения цены, т. е. на дату возврата денежных средств.

Если при уменьшении цены денежные средства покупателю не возвращаются, а засчитываются в счет оплаты другого товара, то уменьшающий РК составляют на дату подписания документа о зачете средств (см. письмо ГНСУ от 06.03.2020 № 970/6/99-00-07-03-02-06/ІПК).

Уменьшающий РК должен зарегистрировать в ЕРНН покупатель.

И только после регистрации РК в ЕРНН предприятие-продавец имеет право уменьшить налоговые обязательства по НДС (п.п. 192.1.1 НКУ)

При этом если регистрация РК проведена своевременно, продавец уменьшает налоговые обязательства в периоде составления РК. В случае когда покупатель нарушил сроки, установленные п. 201.10 НКУ (независимо от причины), уменьшить налоговые обязательства можно не ранее периода регистрации РК (см. разъяснение из подкатегории 101.15 БЗ).

Если же покупатель вообще не зарегистрирует РК, то уменьшить налоговые обязательства по НДС предприятие-продавец не сможет.

И еще. Если вы предоставляете послепродажную скидку покупателям — неплательщикам НДС, откорректировать (уменьшить) сумму ранее начисленных налоговых обязательств по этому налогу нельзя. Запрет содержит п. 192.2 НКУ.

А теперь рассмотрим порядок учета у предприятия-поставщика скидок, предоставляемых после отгрузки, на примере.

Пример 3.5. Предприятие оптовой торговли реализовало розничной торговой фирме — плательщику НДС товары на сумму 176400 грн (в том числе НДС — 29400 грн). Покупная стоимость товара — 128800 грн (без учета НДС).

После отгрузки товара покупателю была предоставлена скидка в размере 7 %, т. е. 12348 грн (176400 грн х 7 % : 100 %).

В учете предприятия указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 3.5):

Таблица 3.5. Учет реализации товаров со скидкой, предоставляемой после отгрузки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Отгружен товар покупателю

361

702

176400

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости отгруженного товара

702

641/НДС

29400

3

Списана себестоимость реализованного товара

902

281

128800

4

Откорректирован на сумму скидки ранее отраженный доход от реализации товара

704

361

12348

5

Откорректированы отраженные ранее налоговые обязательства по НДС методом «красное сторно» (после регистрации РК в ЕРНН)

704

643/2

2058

643/2

641/НДС

2058

6

Получена оплата за товар

311

361

164052

7

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товара (без учета скидки)

702

791

147000

— вычеты из дохода (сумма скидки без НДС)

791

704

10290

— себестоимость реализованного товара

791

902

128800

Обратите внимание: описанный нами порядок учета применяется в том случае, когда из содержания договора четко следует, что речь идет именно о скидке, а не о мотивационной (поощрительной) выплате поставщика покупателю. В противном случае учетные последствия будут иные (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 13, с. 12).

Ретроскидки в учете покупателя

Бухгалтерский учет. Поскольку на момент поступления товаров покупатель еще не знает, выполнит ли он условия для получения скидки, то он приходует на баланс товар по первоначальной стоимости, исчисленной по общим правилам (п. 9 НП(С)БУ 9). И только в момент, когда станет известно о получении ретроскидки (будет оформлен акт об установлении новой цены или ее изменении), покупатель сможет откорректировать стоимость ранее оприходованных товаров и уменьшить задолженность перед их поставщиком (см. письмо Минфина от 13.01.2015 № 31-11410-08-10/699).

Порядок действий покупателя напрямую зависит от того, находится товар, по которому получена скидка, на складе или уже продан.

Если весь товар или его часть на момент получения ретроскидки числятся на балансе предприятия, то на сумму скидки уменьшают их первоначальную стоимость и кредиторскую задолженность перед поставщиком. Для этого покупатель на сумму скидки (без НДС), приходящейся на оставшиеся на складе товары, делает запись методом «красное сторно»: Дт 281 — Кт 631.

Если же товар продан и скидка предоставлена в том же отчетном периоде (году), на момент получения ретроскидки (на дату оформления акта) корректируют (уменьшают) себестоимость реализованных товаров и одновременно уменьшают кредиторскую задолженность перед поставщиком. Корректировку осуществляют на сумму скидки (без НДС), приходящейся на реализованные товары, методом «красное сторно»: Дт 902 — Кт 631. Если, скажем, товары были использованы для рекламы, тогда сторнируют расходы на сбыт: Дт 93 — Кт 631.

Другая ситуация: товары реализованы в прошлом году, а скидка предоставляется в текущем. В таком случае сумму полученной ретроскидки лучше отразить проводкой: Дт 631 — Кт 719.

Налог на прибыль. Налоговоприбыльный учет полностью ориентирован на бухгалтерский. Никакие корректировки ни малодоходникам, ни высокодоходникам осуществлять не нужно. Они разд. ІІІ НКУ не предусмотрены. Нюансы могут возникнуть, только если предприятие-продавец является «особым» нерезидентом, но в этом разделе мы операции с нерезидентами не рассматриваем*.

* Этот вопрос вы можете изучить в «Налоги & бухучет», 2018, № 35-36, с. 14.

НДС. На размер предоставленной продавцом товаров ретроскидки покупатель должен уменьшить сумму входного налогового кредита по НДС. Выполняют такую корректировку методом «красное сторно» записью: Дт 641/НДС — Кт 631. Причем

для целей уменьшения налогового кредита не важно, товары все еще числятся на складе покупателя или уже реализованы/списаны

Также, чтобы уменьшить налоговый кредит, покупателю не нужно ждать РК от поставщика на уменьшение цены товаров. Поскольку согласно п.п. 192.1.1 НКУ покупатель должен уменьшить налоговый кредит по результатам того периода, в котором ему предоставлена ретроскидка.

И все же получателю ретроскидки стоит позаботиться о том, чтобы продавец товаров составил и предоставил ему на регистрацию уменьшающий РК. Такой РК подтвердит, что покупатель получил именно ретроскидку, а не вознаграждение за маркетинговые услуги, которое часто видится налоговикам.

А теперь рассмотрим пример.

Пример 3.6. Оптовый покупатель — плательщик НДС закупил товар у производителя на сумму 720000 грн (в том числе НДС — 120000 грн).

После оприходования товара покупателю была предоставлена скидка в размере 10 %, т. е. 72000 грн (720000 грн х 10 % : 100 %).

На момент предоставления скидки товар полностью реализован розничным торговцам (в том же отчетном периоде).

Как указанные операции отразить в учете предприятия-покупателя, см. в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Учет приобретения товаров со скидкой, предоставляемой после отгрузки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Оприходован товар, полученный от покупателя

281

631

600000

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости полученного товара (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

631

120000

641/НДС

644/1

120000

3

Списана себестоимость реализованного товара*

902

281

600000

4

Откорректирована себестоимость реализации методом «красное сторно» на сумму скидки

902

631

60000

5

Уменьшен отраженный ранее налоговый кредит по НДС методом «красное сторно»

641/НДС

631

12000

6

Перечислена оплата за товар поставщику

631

311

648000

7

Списана на финансовый результат себестоимость реализованного товара

791

902

540000

* Для упрощения примера прочие проводки, отражающие реализацию товара розничным торговцам, мы здесь не приводим.

выводы

  • В бухгалтерском учете саму сумму скидки, предоставленной в момент продажи, не отражают.
  • Сумма индивидуальной скидки, предоставленная только конкретному покупателю-физлицу, подлежит обложению НДФЛ и ВС.
  • Продавец реализацию товара за бонусы может учитывать через предоставление скидки (уменьшение дохода) или путем зачета бонусов в оплату стоимости проданного товара (доход от реализации при этом не уменьшается).
  • В бухучете для отражения скидок, предоставленных после отгрузки товаров, используют субсчет 704.
  • В случае предоставления скидки на товары после их отгрузки предприятие-продавец имеет право уменьшить налоговые обязательства по НДС при условии составления им РК к налоговой накладной и его регистрации покупателем в ЕРНН.
  • При получении ретроскидки от продавца предприятие-покупатель должно уменьшить сумму входного налогового кредита по НДС по результатам того периода, в котором такая скидка предоставлена.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше