Темы статей
Выбрать темы

Освобождение от платы за землю во время войны

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Не успел истечь предельный срок подачи земельной отчетности на 2022 год, как русский захватчик коварно ворвался на нашу землю. Уплачивать налоги в таких чрезвычайных условиях для многих оказалось непростым делом, и, понимая это, законодатель отменил ответственность за их несвоевременную уплату. Конечно, воспользоваться этой общей нормой могут и плательщики платы за землю. Вместе с тем, для них законодатель предусмотрел собственные льготы. Они позволяют многим субъектам хозяйствования определенным образом уменьшить общую налоговую нагрузку. Что это за льготы, кто может ими воспользоваться и что нужно для этого?

Старые довоенные льготы

Земельный налог. В течение действия военного положения (ВП) все льготы в отношении уплаты земельного налога, которые были установлены раньше, остаются действующими. Для юридических лиц они предусмотрены п. 282.1, а также п. 1 и 7 подразд. 6 разд. XX НКУ (см. БЗ 111.04 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Если вы задекларировали свою льготу в годовой декларации, то для вас в этой части все остается без изменений.

Единственный случай, который может требовать подачи уточняющей декларации, — льгота для предприятий и организаций общественных объединений лиц с инвалидностью (п.п. 282.1.2 НКУ). Чтобы воспользоваться ею, таким плательщикам следует иметь соответствующее разрешение, порядок предоставления которого утвержден постановлением КМУ от 08.08.2007 № 1010 (подробности см. в «Налоги & бухучет», 2021, № 60). Срок действия такого разрешения может составлять квартал, полугодие, три квартала, год.

Так вот,

разрешения, которые исчерпают свой срок в период действия ВП, продляются на период его действия и в течение двух календарных кварталов после прекращения/отмены ВП

Это предусмотрено п. 1 постановления КМУ от 19.03.2022 № 323. Поэтому даже если вы имели разрешение на пользование льготой лишь на 1 квартал, оно автоматически продлевается как минимум до конца текущего года. В связи с этим вам следует уточнить ранее поданную годовую отчетность по земельному налогу. Срок подачи уточняющей декларации — в течение 20 календарных дней месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения (БЗ 111.05 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Вместе с тем этот срок теперь можно и не соблюдать — см. об этом в следующем разделе.

Арендная плата. Порядок взимания арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) определен разд. ХІІ НКУ. Положениями этого раздела никаких льгот по арендной плате не предусмотрено (БЗ 111.04 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Однако на период действия ВП установлено освобождение и от арендной платы, но только на отдельных территориях (об этом речь идет немного дальше).

Военное послабление для всех

Если в течение действия ВП на территории Украины какой-либо налогоплательщик не имеет возможности своевременно исполнить свою налоговую обязанность, в частности своевременно уплатить налоги и сборы, подать отчетность, он освобождается от ответственности, предусмотренной НКУ. Но при условии, что исполнит эти обязанности в течение шести месяцев* после прекращения/отмены ВП (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

* С учетом изменений, внесенных Законом Украины от 24.03.2022 № 2142-ІХ.

Это — самое общее освобождение. Оно касается всех плательщиков — юр- и физлиц, в том числе и упрощенцев, которые не имеют возможности исполнить налоговые обязанности в отношении всех налогов, в частности и по плате за землю. О подробностях применения этого освобождения читайте по ссылке i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/march/issue-18/article-119780.html. Остановимся здесь лишь на специфике платы за землю и только для юрлиц*:

* Отдельные замечания для физлиц, а также для ФЛП сделаем в конце статьи.

1) плательщики, которые решили ограничиться годовой декларацией по плате за землю, свою обязанность подать земельную отчетность в текущем году уже выполнили (предельный срок — 21.02.2022). Дальше задекларированную годовую сумму налога они должны были бы уплачивать ежемесячно равными долями в течение 30 дней следующего месяца (п. 287.3 НКУ). Таким образом, предельный срок уплаты за январь — 2 марта — пришелся уже на период ВП. Поэтому

если вы не в состоянии уплатить январскую плату за землю, а также следующие месячные платежи, штрафов до конца войны за это не будет;

2) плательщики, которые решили вместо одной годовой декларации ежемесячно подавать отчетную декларацию в течение 20 календарных дней месяцаследующего за отчетным (п. 286.3 НКУ), январскую декларацию подали еще в мирное время. Они освобождаются от ответственности за неподачу деклараций, начиная с февральской, а за неуплату налога — так же, как и годовики.

Освобождение по отдельным участкам

Соответствующее освобождение предусмотрено п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором будет прекращено/отменено ВП. В этот период не начисляется и не уплачивается плата за землю (ни земельный налог, ни арендная плата) за земельные участки:

1) расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц. Перечень таких территорий определяется КМУ;

2) определены областными военными администрациями как загрязненные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения.

На сегодня ни перечня территорий от КМУ (см. п. 1), ни соответствующих перечней от областной военной власти (см. п. 2) нет. Однако в отношении первой категории земельных участков из двух, указанных выше, имеем свежее разъяснение налоговиков (БЗ 111.05 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Они указывают:

после официального обнародования перечня КМУ плательщикам платы за землю за соответствующие участки в пределах определенных территорий следует, по возможности, подать уточняющие декларации

В таких декларациях необходимо налоговые обязательства, которые были задекларированы к уплате в ранее поданных налоговых декларациях:

за январь и февраль 2022 года — оставить неизменными;

начиная с марта 2022 года аннулировать — указать в размере «0».

Примеры заполнения уточняющих деклараций по земельному налогу и по арендной плате за 2022 год размещены на веб-портале ГНС по ссылке: tax.gov.ua/zakonodavstvo/podatki-ta-zbori/zagalnoderjavni-podatki/plata-za-zemlyu--fizichni-oso/formi-zvitnosti/.

Обратите внимание! Несмотря на то что ныне действующей является новая редакция формы налоговой декларации по плате за землю (утверждена приказом Минфина от 18.02.2022 № 83), а также невзирая на требование п. 50.1 НКУ, по которому уточняющую декларацию подают по форме, действующей на время подачи, налоговики заполнили старую форму декларации (утвержденную приказом Минфина от 16.06.2015 № 560). Трудно сказать, сделали они это сознательно (пока не появилась электронная форма новой декларации) или случайно…

Остановимся на заполнении отдельных реквизитов уточняющей декларации.

Шапка декларации. Самое первое, что надо сделать, — проставить соответствующую отметку в поле «Земельний податок» или «Орендна плата» в зависимости от того, какую именно разновидность платы за землю вы уточняете, а в поле «Тип декларації» — отметку «Уточнююча». Дальше в поле «з урахуванням уточнень з» следует указать «01.03», поскольку уточняются налоговые обязательства, начиная с марта. Заполнение остальных реквизитов очевидно.

Раздел І «Расчет суммы земельного налога». Похоже, что освобождение от платы за землю по п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ налоговики льготой не считают. Подтверждается это и свежими справочниками льгот по состоянию на 01.04.2022 № 107/1 и 107/2, где такая льгота не прописана. Учитывая это, в графе 13 «Річна сума земельного податку» рассчитывается сумма земельного налога только за два месяца (январь — февраль 2022 года).

Графа 14 «Код пільги» в примере налоговиков осталась почему-то не заполненной, хотя в своем разъяснении они рекомендуют указывать здесь номер закона, которым было введено освобождение, а именно «2120».

И наконец в графу 17 «Річна сума земельного податку (до сплати)» просто переносится показатель графы 13.

Раздел ІІ «Расчет суммы арендной платы». В графе 12 «Річна сума орендної плати» налоговики тоже рекомендуют рассчитать сумму только за два месяца (январь — февраль 2022 года).

Раздел ІІІ «Расчет налогового обязательства». Заполнение этого раздела для обеих разновидностей платы за землю не должно вызывать каких-либо затруднений. Добавим лишь, что в строке 9 «Доповнення до декларації» налоговики советуют указать «Податкові зобов’язання уточнено в зв’язку з прийняттям Закону України «Про внесення змін до Податкового кодексу України та інших законодавчих актів України щодо дії норм на період дії воєнного стану».

Освобождение для плательщиков спецЕН

Временно, с 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, плательщиками спецЕН могут быть ФЛП (в том числе общесистемщики) и юрлица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 10 млрд грн (п.п. 9.2 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).

Стать плательщиком спецЕН можно или с 1 апреля текущего года, если успели подать заявление до 31 марта, или со следующего рабочего дня после подачи такого заявления — в случае подачи заявления, начиная с 1 апреля*. Вновь созданные субъекты хозяйствования (то есть те ФЛП и юрлица, которые будут зарегистрированы после 1 апреля 2022 года) будут считаться плательщиками спецЕН со дня их государственной регистрации, если подадут соответствующее заявление в течение 10 дней.

* Такая опция предусмотрена Законом Украины от 24.03.2022 № 2142-ІХ.

Как и остальные единщики,

плательщики спецЕН освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по земельному налогу за соблюдение условий из п.п. 4 п. 297.1 НКУ

Что это за условия? Освобождение от земельного налога распространяется на земельные участки, которые используются плательщиками спецЕН для осуществления хозяйственной деятельности (кроме деятельности по предоставлению земельных участков и/или недвижимого имущества, которое находится на таких земельных участках, в аренду (наем), ссуду, на другом праве пользования) (БЗ 108.03 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). При этом арендодатели собственной недвижимости должны уплачивать земельный налог пропорционально той части площади здания, которое передано в аренду (наем, ссуду) (БЗ 111.02, которая была действующей до 01.01.2022 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

Сделаем промежуточные выводы.

1. В полной мере освобождение от земналога по п.п. 4 п. 297.1 НКУ (и соответствующие ограничения также) почувствуют только плательщики спецЕН — бывшие общесистемщики.

2. Для тех плательщиков спецЕН, которые был раньше на упрощенной системе в группах 1 — 3, переход на спецЕН в плане уплаты земельного налога ничего не изменит. При отсутствии арендных операций они не подавали годовую земельную декларацию, поэтому теперь после перехода на спецЕН уточнять им тоже нечего (опять же — в случае отсутствия арендных операций).

3. Бывшие плательщики сельхозЕН должны учитывать следующий нюанс: находясь на группе 4, они имели освобождение за земельные участки, которые использовали для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства, теперь же освобождение шире — за земельные участки для осуществления хозяйственной деятельности, однако с ограничениями для арендодателей земли/недвижимости.

4. Указанное освобождение не распространяется на спец-единщиков — плательщиков арендной платы за землю. Они по-прежнему должны уплачивать ее в полном объеме, если, конечно, не попадают под освобождение за п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. предыдущий раздел) или вообще не имеют возможности своевременно уплатить налоги (см. раздел «Военное послабление для всех»).

Важно! Если юрлицо было плательщиком земельного налога до перехода на спецЕН (подалоа годовую декларацию на текущий год), оно должно подать уточняющую декларацию по земельному налогу, в которой уменьшить налоговые обязательства начиная с апреля до конца года. Срок ее подачи — в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (БЗ 111.05, которая действовала до 01.07.2020, но в этой части, считаем, может использоваться и в дальнейшем — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques), то есть до 20 мая.

Заполнить такую декларацию можно аналогично тому, как налоговики показали здесь — tax.gov.ua/data/material/000/044/51042/deklarats_ya_utochnena_podatok_na_zemlyu.doc, за исключением:

— поля шапки декларации «з урахуванням уточнень з» — здесь следует указать «01.04», если уточняются налоговые обязательства, начиная с 1 апреля, или тот день, когда перешли на спецЕН, если заявление подали после 1 апреля;

— графы 13 «Річна сума земельного податку» раздела І — в ней рассчитывается сумма земельного налога за период с начала года до даты перехода на спецЕН если перешли с 1 апреля, то за январь — март 2022 года);

— строки 9 «Доповнення до декларації» раздела ІІІ — в нем советуем указать, что «Податкові зобов’язання уточнено в зв’язку з переходом на спрощену систему оподаткування з 01 квітня 2022 року».

Обратите внимание! Как только во исполнение п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ появится перечень территорий от КМУ или соответствующие перечни от областной военной власти, о которых шла речь в предыдущем разделе статьи, плательщики спецЕН — бывшие общесистемщики будут иметь право уточнить земельный налог еще раз, начиная с марта 2022 года. Как им заполнить такую уточненку, расскажем после появления указанных перечней.

И последнее в этом разделе. Плательщик спецЕН опять станет плательщиком земельного налога, если:

— осуществит операцию по предоставлению земли/недвижимости в аренду (найм, ссуду, на другом праве пользования) — с того месяца, в котором произойдет такая операция;

— начнет использовать земельный участок в нехозяйственной деятельности — с того месяца, когда произойдет такое использование;

— будет прекращено/отменено ВП — с первого дня месяца, следующего за месяцем прекращения/отмены ВП (только для тех плательщиков, которые до перехода на ЕН были на общей системе налогообложения).

В этом случае таким субъектам хозяйствования придется опять подать уточняющую земельную декларацию. Как только победим, сразу расскажем подробно, что надо будет сделать. А пока что — несколько замечаний для физлиц и ФЛП.

Нюансы освобождения для физлиц и ФЛП

Вообще-то, начисление платы за землю всем без исключения физлицам, в том числе и зарегистрированным как ФЛП, должны осуществлять контролирующие органы. В связи с этим физлица — плательщики платы за землю, которые удовлетворяют соответствующим критериям, должны были бы автоматически получить:

— освобождение от земельного налога и/или арендной платы по отдельным участкам, предусмотренное п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ;

— освобождение от земельного налога для единоналожников, предусмотренное п.п. 4 п. 297.1 НКУ.

Казалось бы, никаких проблем с применением любого из вышеперечисленных земельных освобождений физлица, а также ФЛП иметь не должны. Однако предыдущая практика фискалов наводит нас на другую мысль.

Дело в том, что традиционно фискалы настаивают (БЗ 111.05 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques): начисление платы за землю они осуществляют лишь в том случае, если право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка оформлено именно на физлицо.

Если же то или иное вещное право на землю оформлено на ФЛП, то он должен подавать декларацию по плате за землю по тем же правилам, что и юрлица

Из-за этого в свое время, невзирая на прямую «карантинную» норму п. 524 подразд. 10 разд. XX НКУ, которая предоставляла освобождение от платы за землю за март 2020 года всем физическим лицам, освобождение получили только те ФЛП, которые должны были, по версии фискалов, подавать декларацию. Остальным же физлицам (а таких — бесспорное большинство) в перерасчете земельного налога в сторону уменьшения за указанный период было отказано (БЗ 111.05 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Поэтому нельзя исключать такой же подход и при применении фискалами освобождения по п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (ср. ).

А как быть ФЛП — плательщикам спецЕН, которые только что получили право на освобождение по п.п. 4 п. 297.1 НКУ? Например, тем, кто раньше находился на общей системе. К сожалению, налоговики отдельного разъяснения для них не подготовили. В то же время, если такие ФЛП, прислушиваясь к указаниям фискалов, подали годовую декларацию на текущий год, есть смысл сейчас подать уточняющую декларацией к ней. Конечно, по возможности. А мы уверены, что такая возможность вскоре появится у всех. Все будет Украина!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше