Темы статей
Выбрать темы

Объединенный отчет: а вот и изменения...

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Минфин приказом от 04.07.2022 № 189 внес изменения в форму Налогового расчета и приложения к нему, в частности 4ДФ, а также в порядок заполнения такого Расчета. Что изменяется? Насколько изменения являются глобальными? Когда подаем новую форму впервые? Вас интересуют ответы на эти вопросы? Если да, то присоединяйтесь к разговору. Будет интересно и полезно!

Ожидаемы ли изменения, которые внесены в форму Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет, Расчет) и Порядок № 4*?

* Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 № 4.

Да. Дело в том, что с:

1) 17.03.2022 заработал новый п. 920 разд. VIII Закона № 2464**. Он дал право работодателям — плательщикам единого налога групп 2 и 3 во время периода мобилизации по собственному решению не уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ;

** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

2) 05.04.2022 вступил в силу п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ, который установил особенности применения п.п. 165.1.24 НКУ (налогообложение сельхозпродукции) в период с 01.04.2022 до прекращения/отмены действия военного положения.

Для корректного отражения (а в случае с сельхозпродукцией и просто для отражения) таких нововведений в Налоговом расчете нужно было внести изменения в него. И вот мы их получили. Правда, немножко не вовремя, но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.

А еще изменения будут интересны тем работодателям, у которых есть работники, заключившие контракт добровольца территориальной обороны и по которым сохраняется средний заработок. С них и начнем.

Добровольцы теробороны

Под добровольцами теробороны понимаем работников, которые являются членами добровольческого формирования и заключили контракт добровольца территориальной обороны. Эти работники могут привлекаться к выполнению заданий территориальной обороны в рабочее время. В таком случае за это время работодатели сохраняют за работниками — добровольцами теробороны место работы, должность и средний заработок на основании ч. 1 ст. 119 КЗоТ.

С каким же кодом категории застрахованного лица в графе 08 Д1 отражать средний заработок добровольца теробороны? С таким вопросом к нам обращались бухгалтеры, формируя Налоговые расчеты за І, а потом и за ІІ квартал 2022 года. Мы советовали использовать тот же код, с которым показывали в Д1 зарплату таких работников. Ведь на то время ничего другого Порядок № 4 предложить не мог.

И вот, наконец, приложение 1 к Порядку № 4 дополнено новым кодом категории застрахованного лица (далее — код категории ЗЛ)

«75» — сумма начисленной средней зарплаты лицу, заключившему контракт добровольца теробороны, на которую начисляется ЕСВ по ставке 22 %

«А с каким кодом категории ЗЛ отражать средний заработок добровольцев теробороны, на который начислен ЕСВ по ставке 8,41 %?» — спросите вы. Похоже, что о них не подумали, когда вносили изменения. Поэтому ничего не остается, как использовать и в дальнейшем зарплатный код категории ЗЛ «2». Отдельный код для среднего заработка добровольца теробороны, с которого уплачен ЕСВ в размере 8,41 %, не предусмотрен.

Кстати, о том, как отличить добровольца теробороны от работника, который проходит военную службу, читайте в статье «Доброволец теробороны или военнослужащий? Как отличить и почему это важно» // «Налоги & бухучет», 2022, № 55.

Закупка сельхозпродукции у населения

Временно с 01.04.2022 и в течение периода действия военного положения налоговый агент удерживает НДФЛ и ВС с доходов физлица от продажи собственной сельхозпродукции, если такое лицо не предоставило копию справки о наличии у него земельных участков и/или справки о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства, или документов, которые идентифицируют лицо. Именно так положение п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ разъяснил Минфин.

Такие налогооблагаемые сельхоздоходы физлица налоговый агент отражает в 4ДФ Налогового расчета общей суммой, то есть без персонификации. Также общей суммой указывает и удержанные из этих доходов НДФЛ и ВС (см. абзац третий п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ).

Впервые потребность отразить скопом налогооблагаемые сельхоздоходы могла возникнуть у налоговых агентов при подаче 4ДФ за ІІ квартал 2022 года. Однако выполнить требования НКУ они не имели возможности, поскольку форма 4ДФ этого не позволяла.

В комментарии к разъяснению Минфина (см. статью «Сельхозпродукция, НДФЛ, ВС и разъяснения Минфина» // «Налоги & бухучет», 2022, № 45) мы отмечали, что, скорее всего, изменения, необходимые для отражения неперсонифицированных доходов от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, будут внесены в разд. ІІ 4ДФ. Что же, как мы предполагали, так и случилось.

Минфин дополнил разд. ІІ 4ДФ двумя новыми строками: «Доходи від продажу сільськогосподарської продукції» и «Доходи від продажу сільськогосподарської продукції — виключення»

Таким образом, если вы закупали сельхозпродукцию у населения, которую:

1) не облагали налогом на основании п.п. 165.1.24 НКУ, то начисленные/выплаченные суммы сельхоздоходов персонифицировано отражаете в разд. І 4ДФ с соответствующим признаком дохода (признак «148» — доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, кроме продукции животноводства; признак «179» — доходы, полученные от продажи собственной продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД);

2) облагали налогом в соответствии с п. 23 подразд. 1 разд. ХХ, то общие суммы таких налогооблагаемых сельхоздоходов без персонификации и общие суммы удержанного из них и перечисленного НДФЛ/ВС указываете в разд. ІІ 4ДФ в строке «Доходи від продажу сільськогосподарської продукції».

Хорошо, а что делать с 4ДФ за ІІ квартал 2022 года, если он уже подан? Нужно ли после того как изменения вступили в силу, подавать уточненки с общими суммами налогооблагаемых сельхоздоходов? Считаем, что нет, не нужно. Ведь форма, которая действовала в течение периода подачи отчетности за ІІ квартал 2022 года для налоговых агентов, которые имели возможность исполнять свои налоговые обязанности, не предоставляла возможность отразить такие выплаты. Поэтому вины такого налогового агента в том, что он не отразил в 4 за ІІ квартал 2022 года налогооблагаемые сельхоздоходы физлиц, нет.

Переходим к последней порции изменений, которых так ожидали работодатели-единоналожники групп 2 и 3, принявшие решение не платить ЕСВ за мобилизованных работников.

Неуплата ЕСВ за мобилизованных

Эту порцию изменений, которые были внесены в форму Налогового расчета и в Порядок № 4, комментировать тяжелее всего. Почему? Потому что кажется, что тот, кто их разрабатывал, не читал п. 920 разд. VIII Закона № 2464, а содержание этого пункта ему пересказывали по испорченному телефону. Поехали разгребать «счастье».

С 17.03.2022 вступил в силу п. 920 разд. VIII Закона № 2464, которым установлено, что во время периода мобилизации, определенного Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 69/2022, утвержденным Законом Украины от 03.03.2022 № 2105-IX,

работодатель — единоналожник группы 2 или 3 имеет право по собственному решению не уплачивать ЕСВ за работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ

Такие не уплаченные суммы ЕСВ будут уплачиваться за счет госбюджета, кроме периодов, в которых наемные работники, призванные во время мобилизации на военную службу в ВСУ, получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен ЕСВ за счет госбюджета (см. абзац второй п. 920 разд. VIII Закона № 2464).

А чтобы понимать, сколько и за кого платить, законодатель обязал работодателей отражать в Налоговом расчете суммы ЕСВ, начисленные на доход работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ. И это несмотря на то, что такие суммы ЕСВ непосредственно работодатель не будет уплачивать.

Конечно, для отражения в Д1 сумм ЕСВ, которые не уплачиваются работодателями, был нужен отдельный код категории застрахованного лица. Причем еще на этапе подачи отчетности за I квартал 2022 года. Однако разработчики не спешили и изменения появились только сейчас. Что же в итоге получили?

Приложение 1 к Порядку № 4 дополнили новыми кодами категории ЗЛ «76» — «80». В зависимости от ставки ЕСВ (22, 5,5, 5,3 %), с ними предлагается отражать в Д1 зарплату наемных работников, которые были призваны во время мобилизации на военную службу в ВСУ, и которые не получали доходов в виде денежного обеспечения, и за которых работодатели-единоналожники приняли решение не уплачивать ЕСВ.

Так, обычным работодателям-единоналожникам групп 2 и 3 для указанных целей предлагается использовать код категории ЗЛ «76». Причем этот код для ставки ЕСВ 22 %. Ставка 8,41 % не упоминается ни в абзаце третьем п. 920 разд. VIII Закона № 2464, ни в изменениях к Порядку № 4. Что из этого следует? Что если среди тех, за кого принято решение не уплачивать ЕСВ, есть мобилизованный работник с инвалидностью, то на его заработок следует начислять ЕСВ по ставке 22 % и отражать с кодом «76».

Что касается других новых кодов категорий ЗЛ, то код «78» — для ставки 5,5 %, а «77», «79», «80» — для ставки 5,3 %.

Сводные данные, которые отражены в строках с кодами категорий ЗЛ «76» — «80», будут попадать в специально предусмотренные для этого новые строки основной части Налогового расчета. Да-да! Налоговый расчет изложили в новой редакции, добавив в его разд. I строки для отражения:

— суммы начисленной зарплаты за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ, которые не получали доходы в виде денежного обеспечения (строки 1.6, 1.6.1 — 1.6.3, 2.6, 2.6.1 — 2.6.3 разд. I Расчета);

— ЕСВ на сумму начисленной зарплаты за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ, которые не получали доходы в виде денежного обеспечения (строки 3.7, 3.7.1 — 3.7.3 разд. I Расчета);

— доначисленных и отсторнированных сумм ЕСВ в связи с исправлением ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины, которые не получали доходы в виде денежного обеспечения (строки 4.4, 4.4.1 — 4.4.3 и 6.4, 6.4.1 — 6.4.3 разд. I Расчета соответственно).

Внимание! Сумы ЕСВ, которые отражаются в указанных строках, не учитываются в общей сумме ЕСВ, который подлежит уплате работодателем за соответствующий отчетный период (строки 7 и 8 разд. I Расчета). И это хорошо.

А что НЕ хорошо? Это название категорий работников, которые предлагается отражать с кодами «76» — «80»:

наемные работники, призванные во время мобилизации на военную службу в ВСУ, которые не получали доходы в виде денежного обеспечения

Откуда работодатели должны знать на момент принятия решения о неуплате ЕСВ, получали ли их мобилизованные работники доходы в виде денежного обеспечения? Да и какая норма Закона № 2464 обязывает работодателей получать такую информацию, а главное от кого? Не найдете вы такую норму в данном Законе.

Как (с каким кодом категории ЗЛ) отражать работника, если он таки получал денежное обеспечение одновременно со средним заработком? Неужели работодатель-единоналожник в этом случае не мог воспользоваться предписаниями п. 920 разд. VIII Закона № 2464? Конечно, мог! Указанная норма Закона № 2464 не ставит право работодателя на неуплату ЕСВ в зависимость от получения работником денежного обеспечения в период военной службы работника.

Так что же за ЕСВшные изменения мы получили? Как с ними работать? Официальных объяснений пока что нуль. Но объяснить, что имелось в виду, и при необходимости доказать все толком время еще есть. Имеем надежду, что оно не будет потрачено даром.

Когда отчитываемся по измененной форме?

Изменения к Налоговому расчету, о которых мы сегодня говорили, вступили в силу 09.08.2022. Поэтому согласно абзацу второму п. 46.6 НКУ первым отчетным периодом, за который необходимо подать Налоговый расчет по новой форме, должен быть ІV квартал 2022 года.

В то же время, поскольку этих изменений ожидали уже давно, а также учитывая имеющийся опыт вступления в силу предыдущих изменений в Налоговый расчет и его приложения, думаем, налоговики будут настаивать, что отчитываться по новой форме надо начиная с ІІІ квартала 2022 года.

Выводы

  • 09.08.2022 вступили в силу изменения в форму Налогового расчета и порядок его заполнения, которые введены приказом Минфина от 04.07.2022 № 189.
  • Раздел ІІ формы № 4ДФ дополнен строками для отражения налогооблагаемых сельхоздоходов физлиц.
  • Приложение 1 к Порядку № 4 дополнено кодом категории ЗЛ «75», с которым будем отражать среднюю зарплату, начисленную работникам, заключившим контракт добровольца теробороны.
  • В Налоговый расчет внесены изменения, которых ожидали работодатели-единоналожники групп 2 и 3. Однако эти изменения требуют объяснения, поскольку не стыкуются с предписаниями Закона № 2464.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше