Темы статей
Выбрать темы

Продажа товара в наборе/комплекте vs риск блокировки НН

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. Предприятие импортирует четыре товара, добавляет к ним два товара украинского производства и продаем один комплект в сборе. Весомую часть этого комплекта составляют импортные товары. Не будут ли блокироваться наши НН из-за того, что «на входе» шесть товаров, а «на выходе» (в продаже) уже один товар (комплект)? Если такой риск есть, то как его избежать?

Сразу отметим — риск блокировки такой налоговой накладной (НН) действительно есть. Но давайте разберемся со всем по порядку.

Если мы решили продавать приобретенные товары как комплект (как одну товарную позицию) и договор предусматривает именно продажу товара как комплекта (как одной товарной позиции), то

в НН и расходной накладной такую поставку отражают тоже одной строкой

На это обращали внимание и налоговики (см., в частности, письма ГНСУ от 15.12.2021 № 4655/ІПК/99-00-21-03-02-06 и от 10.06.2021 № 2368/ІПК/99-00-21-03-02-06). Ведь НН должна отвечать данным первички, а первичка, в свою очередь, — данным договора.

Расшифровывать комплект/набор по составляющим (даже если среди них есть импортные составляющие) в НН и в первичном документе не нужно.

Стоит также отметить, что для того, чтобы продавать собранные в комплект товары покупателю как единый товар, вы должны и в бухучете провести (задокументировать) комплектацию этого товара (через акт комплектации). Это нужно для того, чтобы подтвердить, что товар, который вы продаете, получен в результате объединения отдельных составляющих. Иначе налоговики могут признать вашу НН составленной на несуществующую операцию.

Если НН составляется на поставку комплекта/набора, то нужно определить на этот комплект/набор код УКТ ВЭД. Также, поскольку у нас есть импортные составляющие, которые входят в комплект, нужно определить, будет ли наш комплект считаться импортным или отечественным. То есть нужно ли в его отношении указать в НН 10-значный код УКТ ВЭД (и проставлять соответствующую отметку в гр. 3.2 НН), или возможно обойтись лишь 4-значным кодом УКТ ВЭД.

Как определить код УКТ ВЭД. Если в комплект входят товары, которые можно классифицировать в разных товарных позициях УКТ ВЭД,

то при определении кода УКТ ВЭД следует руководствоваться Правилом 3 Основных правил интерпретации УКТ ВЭД*

* Основные правила интерпретации УКТ ВЭД из приложения к Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 04.06.2020 № 674-IX. С 01.01.2023 мы перейдем на обновленный Таможенный тариф (о чем подробнее в статье «Новая редакция УКТ ВЭД с 01.01.2023» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89). Но в части правил интерпретации УКТ ВЭД, которые нас интересуют, ничего не изменится.

В частности, для кодировки наборов товаров применяют Правило 3б). А им предусмотрено, что

классификация набора должна происходить по тому материалу или компоненту, который определяет основные свойства этих товаров

То есть по ключевому компоненту — товару, который характеризует набор и предоставляет ему основной опознавательный признак.

Компонент, определяющий основные свойства товаров, которые входят в набор, может определяться разными факторами в зависимости от вида товара. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или ролью, которую играет этот материал/компонент в использовании товара.

Чаще всего как фактор выбирают стоимость (то есть определяют основным компонентом тот товар из набора, который имеет наибольшую стоимость). Но так бывает не всегда. Например, станок для бритья может стоить дешевле лезвий к нему. Но набор «станок + лезвия» имеет смысл закодировать по главной «роли» — как станок. А если в наборе пляжное полотенце и крем от солнца, то смотрим, что дороже, и применяем к набору его код.

После того как выбрали основной компонент,

именно его кодом УКТ ВЭД и кодируем набор

Если товар нельзя классифицировать по какому-то компоненту, который предоставляет ему отличительную черту, тогда определяем код УКТ ВЭД по Правилу 3в) — классифицируем его в товарной позиции с самым большим порядковым номером среди номеров таких товарных позиций.

Импортный или отечественный. Если составляющими комплекта являются как отечественные товары, так и импортные, надо определить, каким является наш комплект: импортным или отечественным. Учитывая, что имеют место простые сборочные/комплектовочные операции, то критерий достаточной переработки из ст. 40 ТКУ здесь не выполняется.

А следовательно, целесообразно в этом случае определять товар импортным или отечественным, ориентируясь на определенный для комплекта код УКТ ВЭД. То есть если мы код УКТ ВЭД на комплект определили по коду ключевого компонента, то

если этот основной компонент был импортным, следовательно, в НН надо указать 10-значный код УКТ ВЭД. Соответственно и в гр. 3.2 НН надо поставить отметку «Х» (признак импортного товара)

Риски блокировки. А теперь о блокировке. Если код УКТ ВЭД «реализации» (код «комплекта») отличается на уровне первых четырех знаков от кодов УКТ ВЭД товаров, которые мы собрали в этот комплект, — то, скорее всего, сработает критерий рисковости 1 операций (несоответствие товаров «на входе» и «на выходе»).

Он срабатывает при отсутствии товара в приобретении или превышении реализации этого товара в 1,5 раза над его приобретением. А следовательно, есть риск блокировки такой НН (больше деталей об этом найдете в статье «Блокировка НН по критерию рисковости операций 1: «видим насквозь» // «Налоги & бухучет», 2022, № 85).

Здесь стоит отметить, что учет товаров на «входе» (приобретение) и «на выходе» (реализация) ведется по соответствующему коду УКТ ВЭД (на уровне первых четырех знаков), причем не в количественном, а в стоимостном выражении (то есть по данным гр. 10 НН).

Можно ли избежать блокировки НН в этом случае по критерию рисковости 1 операции? Спасти от блокировки может:

— или соответствие НН признакам безусловной регистрации, названным в п. 3 «блокировочного» Порядка № 1165* (например, соответствие НН критерию «500 тысяч»). Здесь отдельно надо сказать о подаче Таблицы данных, ведь это также один из критериев безусловной регистрации. Следовательно, для избежания блокировки НН на поставку самостоятельно укомплектованных наборов / дальнейших блокировок (если НН уже заблокирована), можно

подать Таблицу данных плательщика НДС с объяснениями и документы об укомплектовании товаров в наборы

Больше деталей о подаче Таблицы данных найдете в статье «Могут ли подать Таблицу данных торговцы?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 88 (ср. );

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

— или наличие хотя бы одного показателя позитивной налоговой истории* (подробнее об этом см. статью «Позитивная история плательщика: как предотвратить блокировку налоговой накладной?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 88).

Выводы

  • Если в комплект входят товары, которые можно классифицировать в разных товарных позициях УКТ ВЭД, то при определении кода УКТ ВЭД следует руководствоваться Правилом 3 Основных правил интерпретации УКТ ВЭД.
  • Если составляющими комплекта являются как отечественные товары, так и импортные, надо определить, каким является наш комплект: импортным или отечественным.
  • Если код УКТ ВЭД «реализации» (код «комплекта») отличается на уровне первых четырех знаков от кодов УКТ ВЭД товаров, которые мы собрали в этот комплект, — то высок риск блокировки НН.
  • Для избежания блокировки НН на поставку самостоятельно укомплектованных наборов / дальнейших блокировок (если НН уже заблокирована), можно подать Таблицу данных плательщика НДС с объяснениями и документы об укомплектовании товаров в наборы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше