Темы статей
Выбрать темы

Веселые старты товарного учета, или Когда начинать?

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Учет товарных запасов у ФЛП, стартовавший 26.11.2021, продолжает набирать обороты и вызывать немало вопросов у предпринимателей. В частности, вопросы возникают у тех ФЛП, которые по состоянию на вышеуказанную дату не были обязаны вести товарный учет, но впоследствии произошли изменения в их деятельности. С какого времени должен стартовать в таком случае товарный учет? Или наоборот: ФЛП 26.11.2021 начали товарный учет, а теперь интересуются, при каких обстоятельствах его можно прекратить. Давайте разберемся вместе.

Об общих правилах товарного учета у ФЛП, а также о том, кого именно Закон об РРО* обязывает вести такой учет, мы уже неоднократно вам рассказывали (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 95, с. 20). Поэтому сейчас не будем повторяться, а сразу перейдем непосредственно к сути. Для начала давайте вспомним общие правила, по которым должен стартовать товарный учет ФЛП.

* Закон Украины от 06.07.95 № 265/95-ВР.

На старт! Внимание! Учет!

Первая запись, которую вносит ФЛП в Форму учета, должна отражать информацию об остатках товаров, имеющихся у этого ФЛП на дату приобретения им обязанности вести товарный учет. Если на эту дату у ФЛП нет никаких остатков, первую запись не делаем вообще (п. 5 разд. ІІ Порядка № 496**).

** Утвержден приказом Минфина от 03.09.2021 № 496.

Но в большинстве случаев какие-то товарные остатки у ФЛП есть. В таком случае ФЛП составляет Опись остатка товаров. Этот документ составляется в произвольной форме и должен содержать информацию о: (1) наименовании товаров, имеющихся у ФЛП на старте товарного учета; (2) количестве таких товаров (с указанием единицы измерения); (3) стоимости товарных остатков, самостоятельно определенной ФЛП (п. 2 разд. І Порядка № 496).

Стоимость товарных остатков, по нашему мнению, можно определять как в ценах приобретения, так и в ценах продажи. Что касается налоговиков, то они, похоже, склоняются к тому, что в стартовой Описи остатков стоимость товаров должна определяться в продажных ценах (см. письмо ГНСУ от 21.01.2022 № 79/ІПК/99-00-07-05-01-06). По нашему мнению, это неоднозначный вывод.

Информация в стартовой описи должна отражать информацию на дату, когда стартует учет (на начало этого дня) (п. 5 разд. ІІ Порядка № 496)

Собственно стартовую опись целесообразно составлять так, чтобы она отражала информацию о товарных остатках по состоянию на конец предыдущего рабочего дня (см. наши примеры). Кстати, Минфин в своем примере заполнения Формы учета (см.: mof.gov.ua/uk/regulatory_acts_draft_for_discussion_2021-483) подходит к этому вопросу так же. Никакие документы, которые бы подтверждали стоимость товаров, указанную в стартовой Описи, составлять не нужно. Стартовая Опись для целей товарного учета сама по себе является первичным документом (п. 2 разд. І Порядка № 496).

В форме учета информация о стартовых остатках всегда должна быть первой строкой. Исключение — когда таких остатков вообще нет. Стартовая запись делается так, как сказано в п. 5 разд. ІІ Порядка № 496:

— графа 1 — цифра «1» (первый номер записи);

— графа 2 — дата внесения записи (соответствует дате, на которую стартует товарный учет);

— графа 3 — «опис залишку товарів на початок обліку»;

— графа 4 — дата составления стартовой Описи;

— графа 5 — цифра «1»;

— графа 7 — общая стоимость товаров в соответствии со стартовой описью;

— графы 6, 8, 9 — не заполняются.

Ну а теперь поговорим о конкретных ситуациях, в которых товарный учет может стартовать позже, чем общая дата старта — 26.11.2021!

Появилась расчетная операция

Требование вести товарный учет (п. 12 ст. 3 Закона об РРО), как и все требования указанной статьи, распространяется только на тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции. То есть

товарный учет актуален тогда, когда у ФЛП есть либо торговля за наличные, либо эквайринг (безналичная торговля с применением карточек)

Еще раз обращаем на это внимание, потому что некоторые из вас уже успели в этом засомневаться. Судя по обращениям наших читателей, некоторые налоговики заявляют, что товарный учет является обязательным для всех ФЛП, которые по своей системе налогообложения и деятельности подпадают под п. 12 ст. 3 Закона об РРО (ср. ). Независимо от того, осуществляют ли они в принципе расчетные операции.

Поэтому пусть никто не вводит вас в заблуждение: пока у вас нет расчетных операций, вы не обязаны вести товарный учет. Вы, конечно, можете это делать «на всякий случай». Однако обязанность вести товарный учет возникает у ФЛП только тогда, когда у него появляются расчетные операции. То есть пока ФЛП торгует за чистый безнал — вести товарный учет он не обязан. Даже если он находится на общей системе, зарегистрирован плательщиком НДС или торгует ТСБТ.

Допустим, что у ФЛП по состоянию на 26.11.2021 не было расчетных операций. Соответственно, и товарный учет он не вел. Сейчас расчетные операции появляются. С какой даты нужно начинать вести товарный учет? Если читать требования Закона об РРО буквально, получается, что товарный учет нужно вести непосредственно с того дня, когда появилась первая расчетная операция.

Пример 1. ФЛП — плательщик ЕН группы 3 (плательщик НДС) торговал исключительно по безналичному расчету. Начиная с 07.02.2022 этот ФЛП начинает торговлю с оплатой еще и за наличные.

В такой ситуации товарный учет должен стартовать 07.02.2022. То есть на дату, когда возникла первая расчетная операция. При этом датой стартовой описи будет либо 04.02, либо 05.02, либо 06.02 — в зависимости от режима работы ФЛП. Допустим, что у ФЛП суббота и воскресенье — выходные. Тогда Форма учета заполняется так, как показано на рис. 1.

img 1

Рис. 1. Старт товарного учета при начале расчетных операций

Обращаем внимание! Если ФЛП заранее зарегистрировал и включил РРО/ПРРО на случай расчетной операции, то собственно начало работы с РРО/ПРРО — не основание синхронно заводить товарный учет. Прямой связи между обязанностью применять РРО/ПРРО и обязанностью вести товарный учет нет. Например, ФЛП-единоналожник группы 2, торгующий ГСМ в емкостях до 20 литров, обязан применять РРО/ПРРО, но товарный учет может не вести (см. БЗ 109.02).

ФЛП стал учетно-обязанным

Уже упомянутый п. 12 ст. 3 Закона об РРО определяет две категории ФЛП, которые при наличии расчетных операций должны вести товарный учет независимо от того, какими товарами они торгуют.

Это: (1) ФЛП-общесистемщики; (2) ФЛП-единоналожники, зарегистрированные плательщиками НДС. ФЛП, которые имели этот статус на 26.11.2021, должны завести товарный учет непосредственно с этой даты. Но есть еще ФЛП, которые могут стать общесистемщиками или единоналожниками-НДСниками позже. Очевидно, что

у ФЛП, которые после 26.11.2021 переходят на общую систему или на группу 3 со ставкой 3 %, сразу возникает обязанность вести товарный учет

Но как перейти на общую систему (п. 298.2 НКУ), так и изменить единоналожную группу (п.п. 298.1.5 НКУ) ФЛП может лишь на начало квартала. Поэтому в таком случае товарный учет у новоиспеченных учетно-обязанных ФЛП должен стартовать с первого числа того квартала, в котором они перешли на общую систему или на НДСную ставку ЕН.

Пример 2. ФЛП — плательщик ЕН (группа 3, ставка 5 %, торговля стройматериалами) в IV квартале 2021 года превысил предельный объем дохода, установленный п.п. 3 п. 291.4 НКУ. В связи с этим такой ФЛП начиная с 01.01.2022 находится на общей системе и продолжает осуществлять расчетные операции.

Для такого ФЛП товарный учет стартует 01.01.2022. Находясь на ЕН с безНДСной ставкой, ФЛП до 01.01.2022 спасался от товарного учета, не осуществляя торговлю товарами, для которых товарный учет является обязательным. Начиная с 01.01.2022 единоналожного статуса у такого ФЛП уже нет, а общесистемщики, осуществляющие расчетные операции, обязаны вести товарный учет. ФЛП получил статус общесистемщика 01.01.2022, поэтому на эту дату и стартует его товарный учет (см. рис. 2).

img 2

Рис. 2. Старт товарного учета при переходе на общую систему

Обращаем внимание! Если бывший единоналожник-безНДСник начиная с 01.01.2022 прекратил расчетные операции, товарный учет ему заводить не нужно. Так как в статусе общесистемщика он расчетных операций не осуществляет.

ФЛП на ЕН начал рисковую деятельность

ФЛП-единоналожники, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ плательщиками НДС, по общему правилу освобождены от товарного учета. Но есть такие товары, при продаже которых даже единоналожник-безНДСник обязан вести учет товарных запасов. Это: (1) ТСБТ; (2) лекарства; (3) медицинские изделия; (4) ювелирные изделия. Продажа любой из этих категорий товаров обязывает ФЛП завести товарный учет, даже если он единоналожник-безНДСник. И даже если рисковые товары продаются за чистый безнал, но в отношении других товаров или услуг у ФЛП есть расчетные операции.

Но если единоналожник-безНДСник по состоянию на 26.11.2021 не продавал рисковых товаров, а потом начал ими торговать? Это значит, что обязанность вести товарный учет у такого ФЛП возникает на дату, когда он начал продажу ТСБТ, лекарств, медизделий или ювелирки. Но как зафиксировать эту дату?

Наиболее безопасным вариантом будет начать товарный учет уже с той даты, на которую рисковые товары появились в торговой точке ФЛП

То есть не дожидаясь даты первой продажи таких товаров. И, конечно же, запись о поступлении рисковых товаров в торговую точку следует сделать до первой их продажи. Ведь продавать товары, не внесенные в Форму учета, запрещено (п. 9 разд. ІІ Порядка № 496).

Пример 3. ФЛП — плательщик ЕН (группа 2, торговля аксессуарами для мобильных телефонов) 02.02.2022 приобрел первую партию мобильных телефонов на сумму 70000 грн для продажи. Первая операция по продаже мобильного телефона за наличные произошла 09.02.2022.

В таком случае товарный учет у ФЛП должен стартовать уже с 02.02.2022. Несмотря на то, что фактически первая продажа мобильного телефона (который является ТСБТ) произошла позже. И обратите внимание: такой ФЛП должен завести товарный учет не только мобильных телефонов, но и всех своих товарных запасов (см.: tax.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/537086.html).

На практике первая партия рисковых товаров не попадет в стартовую Опись, а отразится отдельной записью о поступлении.

Ведь Опись будет составлена на конец предыдущего рабочего дня. То есть когда рисковых товаров на торговой точке еще не было (см. рис. 3).

img 3

Рис. 3. Старт товарного учета при начале торговли ТСБТ

Прекращение товарного учета

Представим теперь обратную ситуацию — когда и при каких условиях ФЛП может прекратить товарный учет. Здесь (в отличие от старта) не нужно составлять никакие описи и вносить никакие финишные записи в Форму учета. Вообще Порядок № 496 ничего не говорит о том, как прекратить товарный учет. Поэтому фактически ФЛП придется импровизировать.

Переход на учетно-свободный ЕН. Здесь все — более-менее понятно. Если ФЛП перешел с общей системы (или с НДСной ставки ЕН 3 %) на безНДСную ставку ЕН, товарный учет можно прекращать, как только ФЛП теряет статус учетно-обязанного. А поскольку перейти на ЕН с общей системы (п.п. 298.1.4 НКУ) и сменить группу (п.п. 298.1.5 НКУ) можно только с начала нового квартала, товарный учет в этом случае необходимо тянуть до последнего числа квартала, в котором ФЛП является либо общесистемщиком, либо единоналожником-НДСником. Ну и, конечно, прекращать товарный учет можно только тогда, когда в статусе единоналожника-безНДСника ФЛП не будет торговать рисковыми товарами.

Прекращение расчетных операций. Здесь ситуация немного сложнее. Если ФЛП прекращает расчетные операции (например, переходит на торговлю за чистый безнал), дату такого перехода необходимо зафиксировать внутренним документом произвольной формы. Тогда товарный учет можно прекратить начиная с даты, указанной в документе.

Прекращение торговли рисковыми товарами. Ситуация похожа на предыдущую, но здесь одного лишь внутреннего документа недостаточно. В придачу к нему ФЛП, который прекращает вести Форму учета, должен еще до финиша очистить ее от стоимости рисковых товаров. Иначе говоря, если ФЛП заявляет, что он прекратил торговлю ТСБТ, лекарствами, медизделиями и ювелиркой, все эти товары должны пройти в Форме учета через выбытие. То есть их нужно продать, списать как испорченные или использовать на собственные нужды (п.п. 5 п. 3 разд. ІІ Порядка № 496).

Другими словами, если ФЛП заявляет о прекращении торговли рисковыми товарами, они должны отсутствовать и на складе, и в соответствии с данными Формы учета. Еще до того, как ФЛП заявит о прекращении этого вида деятельности.

Для полной безопасности рекомендуем прекращать товарный учет только после того, как рисковый вид деятельности будет исключен из ЕН-реестра на основании Заявления ФЛП об изменении видов деятельности (п.п. 4 п.п. 298.3.1 НКУ). Если, конечно, такой вид деятельности можно выделить отдельно (например, код 47.73 для розничной торговли лекарствами).

ФЛП, торгующий услугами. Напомним: в соответствии со старой редакцией п. 12 ст. 3 Закона об РРО товарный учет должны были вести и те ФЛП, которые используют товарные запасы для предоставления услуг. Новая редакция с 01.01.2022 четко определяет: товарный учет распространяется только на продавцов товаров (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 97, с. 4). Поэтому

если ФЛП торгует лишь услугами, он мог смело прекращать товарный учет уже с 01.01.2022

А вот за период с 26.11.2021 по 31.12.2021 лучше такой учет все-таки было вести. Тогдашняя редакция Закона об РРО этого требовала, да и штраф по ст. 20 Закона об РРО был вдвое больше.

Имейте в виду! Налоговики игнорируют вышеприведенные факты. В свеженькой БЗ 109.02 они заявляют, что ФЛП, который включает товарные запасы в стоимость своих предоставленных услуг, и в 2022 году должен вести учет таких товзапасов. Показательно, что в этой консультации налоговики ссылаются на старую редакцию п. 12 ст. 3 Закона об РРО, действовавшую до 01.01.2022.

А если у ФЛП есть торговля как услугами, так и товарами? Формально с 01.01.2022 в Форме учета можно указывать только те товзапасы, которые являются товарами, а те, которые используются для предоставления услуг, — не указывать. Однако если место продажи товаров и место продажи услуг у вас совпадают — лучше продолжайте вести учет всех товарных запасов. Иначе будет сложно доказать, что они у вас для предоставления услуг, а не для продажи в качестве товаров.

Ну и напоследок. Если ФЛП, который прекратил учет товарных запасов, впоследствии снова будет иметь обязанность его вести, никакие промежуточные записи в Форме учета делать не нужно. То есть в этом случае ФЛП опять будет составлять стартовую Опись (только в графе 5 для такой стартовой Описи он уже будет указывать цифру «2», а не «1»).

выводы

  • Вести товарный учет должны только те ФЛП, у которых есть расчетные операции, и только с того дня, с которого у них появились расчетные операции.
  • При переходе ФЛП на общую систему или на ставку ЕН 3 % товарный учет стартует с первого дня пребывания ФЛП в этом налоговом статусе.
  • ФЛП, начавший торговать ТСБТ, лекарствами, медизделиями или ювелиркой, ведет товарный учет с того дня, с которого указанные товары появились на его торговой точке.
  • Налоговики настаивают, что ФЛП после 01.01.2022 продожают вести товарный учет при продаже услуг, в стоимость которых включаются товарные запасы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше