Темы статей
Выбрать темы

Встречные наличные потоки в течение одного дня: ограничения и наказания

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Предприятие получило в кассу за продукцию собственного производства 10000 грн от физического лица — предпринимателя (ФЛП). В этот же день сотрудник юридического лица рассчитался с этим же ФЛП на 9000 грн. Какие штрафные санкции начиная с 2019 года угрожают предприятию и его должностным лицам? А если подобное нарушение было несколько раз? Давайте выясним.

Наличные ограничения — общее

Наличные расчеты / расчеты наличностью предусматривают платежи наличностью за реализованную продукцию/товары (выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества (п.п. 5 п. 3 Положения № 148*). То есть, чтобы считаться наличными, не имеет значения, связаны расчеты с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) или с внереализационными операциями.

В то же время наличность по п.п. 3 п. 3 Положения № 148 — это денежные знаки национальной валюты Украины (банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные банкноты и монеты, которые являются платежными средствами).

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правлении НБУ от 29.12.2017 № 148.

Общие принципы ограничений на наличные расчеты в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам прописаны в разд. II Положения № 148 (см. табл. 1).

Таблица 1. Ограничение на расчеты наличностью

Субъекты в расчетах

Предельная сумма наличных расчетов, грн

юрлицо

ФЛП

физлицо*

Юридическое лицо

10000

10000

50000*

ФЛП

10000

10000

50000

Физическое лицо

50000

50000

50000

* Под физлицами понимают всех физических лиц — несубъектов хозяйствования (как связанных с юрлицом или ФЛП трудовыми отношениями, так и сторонних).

** Лимит 50000 грн касается также расчетов с лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность (например, нотариусы или адвокаты) и не зарегистрированы как ФЛП (см. БЗ 109.13).

Учтите! По предписаниям пп. 6 и 7 Положения № 148 не ограничивается:

количество субъектов, с которыми предприятие (ФЛП) может осуществлять наличные расчеты в течение дня. Следовательно, сумма наличности сравнивается с предельной суммой по каждому контрагенту отдельно, а не совокупно по всем за день;

количество платежных документов, которыми оформляются наличные расчеты. Однако важно, чтобы общая сумма по всем документам при расчетах с одним лицом за день не превысила предел, определенный пп. 6 и 7 Положения № 148.

Зато наличные ограничения вообще не касаются (п. 8 Положения № 148):

1) расчетов субъектов хозяйствования с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольных пожертвований и благотворительной помощи;

3) использования наличности, выданной на командировку;

4) выплат, связанных с оплатой труда;

5) использования наличных средств из фонда оперативно-розыскных (негласных следственных) действий, созданного во исполнение ч. 3 ст. 24 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» от 14.10.2014 № 1698-VII и ч. 4 ст. 17 Закона Украины «О Государственном бюро расследований» от 12.11.2015 № 794-VIII.

Также не попадает под наличное ограничение внесения средств в кассу банка или небанковского учреждения для дальнейшего их перевода на текущие счета получателя (см. БЗ 109.13). Впрочем, в определенных случаях 50-тысячное ограничение может распространяться на расчеты подотчетного лица в почтовом отделении наличностью с физлицом. Так, когда подотчетное лицо передает наличность почтовому оператору, который:

— будет выплачивать физлицу-продавцу именно наличность в своем отделении, то на такие операции наличное ограничение распространяется;

— будет зачислять средства на текущий счет физлица, то наличное ограничение не действует.

Подробности читайте в статье «Закупаем сельхозпродукцию через почтового оператора» // «Налоги & бухучет», 2021, № 21.

Наличные ограничения — в обе стороны

Итак, ограничения, установленные п. 6 Положения № 148, не позволяют субъекту хозяйствования (юрлицу или ФЛП) осуществлять наличные расчеты на сумму, которая превышает 10 (50) тыс. грн в день с одним контрагентом. При этом фискалы уже давно настаивают на том, что

для сравнения с предельной суммой расчеты, которые осуществляются в течение одного дня с одним и тем же лицом, надо брать в совокупном размере в обе стороны

То есть для сравнения с предельной величиной встречные потоки наличности (поступление и выдачу) с одним лицом следует подытоживать (см. БЗ 109.13).

Заметьте: если одной из сторон наличных расчетов является субъект хозяйствования (юрлицо или ФЛП), никакого значения не имеет, как получена наличность — поступила в кассу предприятия как выручка или же подотчетное лицо (которое выступает от имени субъекта хозяйствования) сняло ее со счета с помощью корпоративной карты. Во всех этих случаях следует помнить о наличных ограничениях. Подтверждает этот вывод абзац пятый п. 6 Положения № 148 (ср. ). По его нормам наличные ограничения касаются также расчетов за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды, за счет наличности, полученной с помощью электронного платежного средства — платежной карты.

А вот расчеты, которые осуществляются с помощью платежной карты без снятия при этом наличности (например, через платежный терминал), считаются безналичными (ч. 3 ст. 341 ХКУ). Такие операции не относятся к кассовым в понимании Положения № 148. А следовательно, наличные ограничения на них не распространяются (см. БЗ 109.13).

Поэтому 10-тысячное ограничение наличных расчетов в полную силу срабатывает при приобретении подотчетным лицом ТМЦ, работ или услуг для хозяйственных нужд предприятия у другого субъекта хозяйствования — в вашем случае ФЛП. И не суть важно, осуществлялось такое приобретение за счет полученной ранее (в кассе или с использованием корпоративной платежной карты) наличности или за счет собственных средств работника. Ведь в такой ситуации он выступает (выполняет поручение) и платит от имени предприятия, которое он представляет. Следовательно, при покупке ТМЦ, работ или услуг у субъектов хозяйствования (юрлиц или ФЛП) действует 10-тысячное ограничение (см. БЗ 109.13). А вот на окончательный расчет с работником при возвращении ему израсходованных собственных средств за приобретенный им товар/услугу для предприятия распространяется не 10-тысячное, а 50-тысячное ограничение (подробности см. в статье «Наличность под отчет: ограничений нет?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 100).

Отсюда вывод — если в течение одного дня в кассу предприятия получена от ФЛП наличность в размере 10000 грн за собственную продукцию и в тот же день ваш сотрудник приобрел что-то у ФЛП на 9000 грн, наличное ограничение было превышено. Чем это угрожает?

Наказание за нарушение

За нарушение наличных ограничений предусмотрена только административная ответственность. Финансовых санкций для субъекта хозяйствования за несоблюдение наличных лимитов не установлено.

Следовательно, нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью, приводит согласно ст. 16315 КУоАП к наложению штрафа на ФЛП и должностных лиц юридического лица в размере от 1700 до 3400 грн (см. табл. 2).

Если же за превышение предельных сумм расчетов наличностью должностное лицо предприятия или ФЛП уже штрафовали, то санкция за повторное нарушение тем же лицом в течение года со дня наложения административного взыскания будет составлять уже от 8500 до 17000 грн (см. БЗ 109.19).

Таблица 2. Административная ответственность

Вид правонарушения

Штрафные санкции

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью

Штраф от 100 до 200 ннмдг

(от 1700 до 3400 грн)

Совершение таких действий лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение

Штраф от 500 до 1000 ннмдг

(от 8500 до 17000 грн)

* Необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

Формально админштраф может угрожать не только должностным лицам вашего предприятия. Под этот штраф за сверхлимитные расчеты наличностью может попасть и ваш клиент-покупатель — ФЛП. Правда, только в том случае, если расчеты с ним будут проведены от имени субъекта хозяйствования — ФЛП.

Таким образом, в случае превышения предельных сумм наличных расчетов за товар оштрафовать могут как продавца, так и покупателя, если, конечно, последний не обычное физлицо. К обычным физлицам админштраф по ст. 16315 КУоАП не применяется. Согласны с этим и налоговики (см. БЗ 109.19).

Заметьте! Никаких освобождений от админответственности в период действия карантина не предусмотрено*. Поэтому

админштраф за нарушение ограничений по наличным расчетам — вне карантинного моратория

* Напомним: действие COVID-карантина продлено до 31 августа 2022 года.

Что касается админштрафов и военной остановки течения сроков по п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, ситуация такова. Прямого освобождения от наложения админштрафов в этом подпункте и в других нормах НКУ вообще нет. Речь идет исключительно о возможности остановки сроков их уплаты.

Поэтому по требованиям п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ течение сроков до отмены военного положения остановлено не только по налоговому, но и по прочему законодательству, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. А среди последних — налоговики.

Соблюдение субъектами хозяйствования установленных ограничений во время осуществления ими наличных расчетов между собой и/или с физическими лицами контролируют налоговики (пп. 191.1.4 и 20.1.10 НКУ, п.п. 8 п. 58 Положения № 148). Именно фискалы уполномочены рассматривать дела о привлечении должностных лиц предприятия или ФЛП к админответственности по ст. 16315 КУоАП (согласно ст. 2342 КУоАП).

Следовательно, если считать, что контроль за выполнением этих норм КУоАП (как прочего законодательства) осуществляют налоговики, то можно утверждать, что, в частности, сроки уплаты упомянутых админштрафов остановлены нормой п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ до отмены военного положения. Поэтому, вроде бы, можно не спешить их обжаловать (по крайней мере в вышестоящий орган) и уплачивать.

Впрочем, есть и другое мнение, по которому положения п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ о приостановке сроков ни к каким нормам и срокам из КУоАП не могут применяться. Ведь наложение штрафов, предусмотренных КУоАП, является следствием контроля за соблюдением прочих норм законодательства Украины, а не за требованиями КУоАП. Поэтому п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ о приостановке сроков ни к каким нормам и срокам из КУоАП точно не может применяться. Подробно об этой проблеме читайте в статье «Военная» остановка течения сроков и админштрафы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 32.

Короткие сроки для админответственности

Спасительной соломинкой, способной освободить от админштрафа в вашем случае, может быть только истечение срока привлечения к админответственности, установленного в ст. 38 КУоАП. По этой статье админштраф может быть наложен не позже чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позже чем через два месяца со дня его выявления. Исключение — случаи, когда дела об админправонарушениях подведомственны суду (судье). Но в вашем случае дела подведомственны как раз таки налоговикам.

Что касается фискалов, то они уклоняются от ответа на вопрос, в какие сроки хозсубъект может быть привлечен к админответственности за нарушение наличных расчетов. Налоговики просто цитируют нормы ст. 38 КУоАП (см. БЗ 109.19). На практике же контролеры часто утверждают, что эти нарушения длящиеся (дескать, наличность же не возвращена) и штрафуют по ст. 16315 КУоАП (от 1700 до 3400 грн).

Мы же уверены, что такие правонарушения вообще не могут считаться длящимися. Ведь наличный платеж-нарушение уже совершено (и завершено). Следовательно, для админштрафа должен применяться срок давности в два месяца от даты проведения наличного расчета с превышением предельной суммы. Поэтому админштраф налоговики могут применить, только если со дня совершения нарушения не прошло два месяца.

Кстати, суды также признают подобные нарушения разовыми (см., например, постановление Восьмого апелляционного админсуда от 02.03.2020 по делу № 166/1501/19, постановление ВС от 24.01.2019 по делу № 203/28/17 (2-я/0203/31/2017)). Представители Фемиды констатируют, что

нарушение порядка проведения расчетов является разовым нарушением, поскольку не имеет длящегося характера и завершается в момент осуществления расчета

Совершение в течение определенного периода в разные дни нескольких нарушений проведения наличных расчетов за товары (услуги) может расцениваться лишь как повторяющееся — то есть совершаемое неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами и способом действия.

При этом заметьте: несколько одинаковых нарушающих действий в итоге составляют одно правонарушение. Поэтому если к вам придут на проверку и обнаружат несколько сверхлимитных расчетов наличностью, то за все такие случаи налоговики могут применить один штраф по ч. 1 ст. 16315 КУоАП, а не за каждый такой расчет. Но опять же только в том случае, если с даты последнего нарушения не прошло двух месяцев.

Еще раз отметим! Обнаружить ваше нарушение, допущенное при расчетах наличностью, и применить админштраф налоговики могут лишь во время проверки. При этом приостановка на период действия военного положения сроков проведения фактических и некоторых документальных внеплановых проверок теперь не действует (см. «Военная остановка сроков по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39). Не получится, к сожалению, спрятаться и от составления админпротоколов за нарушения, обнаруженные во время действия военного положения, за п.п 112.8.9 НКУ — обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) (см. БЗ 109.18).

Поскольку речь о военном положении (когда много вещей могут объективно мешать должным образом выполнять требования законодательства), отсутствие вины должно означать и отсутствие админштрафа (согласно ст. 9 КУоАП). То есть для того чтобы привлечь кого-либо к админответственности, надо установить наличие вины в совершении правонарушения. А она здесь может быть все-таки не во всех случаях... Поэтому если доказать, что были приняты все меры, чтобы предотвратить возможное правонарушение, можно избежать админответственности.

И все же запомните! Все те сверхлимитные наличные расчеты, со дня осуществления которых на момент проверки пройдет два месяца, под админштраф не попадут. А вот за более свежие превышения 10-тысячного ограничения ответить придется.

Выводы

  • Хозсубъекты (юрлица и ФЛП), которые проводят расчеты наличностью между собой, должны соблюдать ограничение в 10000 грн, а при расчетах с физлицами — в 50000 грн в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам.
  • За нарушение порядка проведения наличных расчетов, в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью, должностным лицам предприятия и ФЛП угрожает админответственность в общем случае от 1700 до 3400 грн.
  • Админштраф налоговики могут применить, только если со дня совершения правонарушения — с даты проведения наличного расчета с превышением предельной суммы — не прошло два месяца.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше