Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

20-ОПП vs транспортные средства: военные пертурбации

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июнь, 2022/№ 42
Печать
Во время войны судьба транспортных средств сложилась по-разному. Некоторые из них были переданы для военных целей, некоторые вынужденно перестали использоваться, другие пострадали от захватчиков и тому подобное. Давайте с вами разберемся, как с помощью ф. № 20-ОПП правильно сообщить об их состоянии налоговикам.

Начнем с того, что сейчас продолжает действовать предусмотренная п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ остановка течения сроков, определенных налоговым законодательством / другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков. Проще говоря, не истекают сроки выполнения плательщиками некоторых их обязанностей.

Эту норму несколько «подрезали» — Законом № 2260. Предусмотрели исключения для подачи отчетности / уплаты налогов, сборов / регистрации НН/РК и тому подобное. Но вот в отношении сроков подачи ф. № 20-ОПП норма п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ продолжает работать. То есть сроки, отведенные для ее подачи, остановлены до прекращения или отмены военного положения. И не важно, есть у вас возможность подать ф. № 20-ОПП или нет. Впрочем, если возможность есть, то, очевидно, лучше соблюдать довоенные правила.

Есть случаи, когда сам плательщик будет заинтересован подать ф. № 20-ОПП как можно быстрее (чтобы зарегистрировать РРО/ПРРО, чтобы не блокировались НН/РК и тому подобное). П.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, конечно, не запрещает подавать ф. № 20-ОПП. Он лишь дает возможность не укладываться в предельные сроки ее подачи.

Военные особенности подачи уведомления

Обратим внимание на некоторые особенности подачи уведомления по ф. № 20-ОПП, которые могут пригодиться налогоплательщикам во время действия военного положения.

Вы

можете подать форму в электронном виде (идентификатор электронной формы J(F)1312004).

Кстати, пока что действует ограничение, что предоставление электронных сервисов и прием электронных документов от налогоплательщиков осуществляются только в рабочие дни с 8 до 18 часов (п.п. 69.18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Если же электронный способ недоступен по каким-то причинам — не проблема. Подать ф. № 20-ОПП можно другим способом. Можно обратиться лично или путем почтового отправления. В довоенные времена подавать ф. № 20-ОПП следовало в налоговый орган по основному месту учета плательщика. Впрочем, сейчас не все налоговые работают. Поэтому налоговики указывают, что во время действия военного положения предоставление административных услуг, выполнение других функций сервисного обслуживания осуществляется органами ГНС независимо от места учета налогоплательщика (129.02 БЗ). Следовательно, понимаем это так, что обращаться можно в любую налоговую — действует принцип экстерриториальности.

Укрупнение: специфика для транспорта*

* Подробнее об этом вы могли прочитать в статьях «Объекты на колесах: 20-ОППшные особенноости», «Налоги & бухучет», 2020, № 75 і «Транспорт в ф. № 20-ОПП и его укрупнение», «Налоги & бухучет», 2022, № 11.

В частности, в п. 8.4 Порядка № 1588 указано, что в слечае если у субъекта хозяйствования имеются однотипные (по виду, использованию, состоянию и виду права собственности) автомобильные транспортные средства (ТС), которые НЕ являются пунктами:

— передвижной розничной торговли;

— общественного питания;

— услуг, иных нежели пассажирские и грузовые перевозки,

информация о них подается одной строкой.

При этом в графе 3 «Тип объекта налогообложения» указывается «автомобильные транспортные средства» (с учетом позиции налоговиков в графе 3 ставим «34» или «34 — Автотранспорт») и в графе 12 «Регистрационный номер объекта налогообложения» — количество таких транспортных средств.

Напомним, что в общем случае (если говорим об одном ТС) в графе 12 указывают номер кузова транспортного средства — для легкового автомобиля; номер шасси транспортного средства — для грузового автомобиля и прицепа. Для водного транспорта, в свою очередь, указывают бортовой регистрационный номер, а для авиационного — регистрационный знак.

Такими же правилами «укрупнения» можно руководствоваться и в отношении ТС спецназначения (автопогрузчик, эвакуатор, снегоуборщик, седельный тягач и тому подобное**). По крайней мере так рекомендуют налоговики — категория 116.11 БЗ.

** ТС специального назначения — ТС, предназначенный для выполнения специальных рабочих функций (для аварийного ремонта, автокран, пожарный, автобетономешалка, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижных телевизионных и звуковых станций и тому подобное). То есть для всех перечисленных ТС можно применять такие же правила.

Дальше. При изменении укрупненной информации о ТС руководствоваться нужно следующими правилами (см. другую консультацию в той же категории 116.11 БЗ).

1. В случае изменения количества ТС в связи с их продажей/приобретением:

— в графу 2 «Код признака предоставления информации» вносится значение «3 — изменение сведений об объекте налогообложения»,

— в графе 12 указывается фактическое количество однотипных ТС на момент подачи уведомления по ф. № 20-ОПП.

Все остальные графы также заполняются (см. пример в статье «Транспорт в ф. № 20-ОПП и его укрупнение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 11);

2. В случае изменения местонахождения, состояния, вида права собственности некоторых ТС:

— в строке с обобщенной информацией, которая подлежит разделению в связи с изменениями, произошедшими в отношении некоторых объектов налогообложения, информация о которых включена в обобщенную, в графу 2 вносится значение «3». И уменьшается количество однотипных ТС в графе 12;

— по объектам налогообложения, по которым произошли изменения, информация предоставляется отдельными строками в количестве, необходимом для отражения объектов, которые группируются по одинаковым состоянию, виду права собственности, местонахождению. В графе 2 этих строк проставляется значение «1 — первичное предоставление информации об объектах налогообложения». Идентификатор этих объектов налогообложения при этом изменяется.

3. Если произошли изменения по всем объектам налогообложения, включенным в обобщенную информацию, в т. ч. через изменение назначения объекта налогообложения, то в строке с обобщенной информацией в графе 2 проставляется значение «6 — закрытие объекта налогообложения», а информация в об объектах, в отношении которых произошли изменения, подается по правилам согласно п. 2 Памятки для заполнения раздела 3 уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (приложения к Уведомлению по ф. № 20-ОПП). То есть по общим правилам — как при первичном внесении данных о таких объектах.

Дальше, ориентируясь в том числе на приведенные правила, рассмотрим конкретные ситуации, с которыми столкнулись наши читатели, и постараемся найти из них выход!

Передано для нужд армии: какое состояние объекта?

Передали свой автомобиль в рамках выполнения военно-транспортных обязанностей для нужд ВСУ. Какое состояние объекта при этом необходимо указать в графе 9 ф. № 20-ОПП?

Сначала заметим, что передача ТС для удовлетворения нужд ВСУ, других образованных в соответствии с законами воинских формирований, а также правоохранительных органов специального назначения, госспецсвязи и Госспецтрансслужбы (дальше условно будем называть их воинскими) регулирует ст. 6 Закона № 3543*** и Положение № 1921****.

*** Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 № 3543-XII.

**** Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921.

«Причастны» к выполнению военно-транспортных обязанностей в т. ч. и предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждане — собственники ТС.

Начнем с выбора состояния, которое следует указать в графе 9 ф. № 20-ОПП.

Напомним, в этой графе указывают следующие условные обозначения: 1 — строится / готовится к введению в эксплуатацию; 2 — эксплуатируется; 3 — временно не эксплуатируется; 5 — непригоден к эксплуатации; 6 — объект отчужден/возвращен собственнику; 7 — изменение назначения / перепрофилирование; 8 — арендуется; 9 — сдается в аренду.

Какой вариант избрать? Все будет зависеть от того, какая именно у нас ситуация : 1) или мы передали ТС войску временно, и после демобилизации ТС подлежат возврату; 2) или имеем дело с изъятием ТС в пользу войска. То есть мы утратили право собственности на него. Более подробно об этом вы могли прочитать в статье «Мобилизация транспорта — процедура и учет», «Налоги & бухучет», 2022, № 22.

В случае 1 подойдет состояние «3» (временно не эксплуатируется) в графе 9 в комбинации с кодом «3» (изменение сведений об объекте налогообложения) в графе 2. Потому что мы не списываем ТС с баланса, продолжаем начислять амортизацию на такие ТС.

Если информация о таком ТС была укрупнена, то:

— одной строкой уменьшаем количество объектов группы так, как было сказано выше (в графу 2 «Код признака предоставления информации» вносится значение «3» (изменение сведений об объекте налогообложения), а в графе 12 указывается уменьшенное количество ТС группы);

— второй строкой даем обновленную информацию о «мобилизованном» ТС (в графе 2 ставим «1» (первичное предоставление информации об объектах налогообложения), а в графе 9 состояние «3» (временно не эксплуатируется)).

В случае 2 подойдет состояние «6» (объект отчужден/возвращен собственнику) в графе 9 в комбинации с кодом «6» (закрытие объекта налогообложения) в графе 2.

Если информация о таком ТС была укрупнена, то нужно будет заполнить 3 строки:

— одной строкой уменьшаем количество объектов группы (см. выше);

— второй проводим «первичное предоставление» информации о таком «мобилизованном» ТС (в графе 2 ставим «1» (первичное предоставление информации об объектах налогообложения), а в графе 9 состояние «2» (эксплуатируется));

— третьей проводим отчуждение ТС (состояние «6» (объект отчужден/возвращен собственнику) в графе 9 в комбинации с кодом «6» (закрытие объекта налогообложения) в графе 2).

Вынужденный простой: ваши действия

Если ТС временно не используется, нужно ли что-то делать (в контексте ф. № 20-ОПП)?

В мирные времена, если отдельный объект налогообложения (объект, связанный с налогообложением) не использовался, об этом стоило бы сообщить налоговикам. В графе 2 ф. № 20-ОПП «Код признака предоставления информации» при этом в отношении такого объекта необходимо было бы указать «3» (изменение сведений об объекте налогообложения), а в графе 9 «Состояние объекта налогообложения» ф. № 20-ОПП — «3» (временно не эксплуатируется).

В военное время объектов с таким статусом у плательщиков оказалось, к сожалению, множество. Необходимо ли и в такой ситуации заморачиваться подачей этого уведомления?

Считаем, что в этой ситуации как раз таки можно и не спешить. Принимая во внимание то, что течение сроков, отведенных для подачи ф. № 20-ОПП, фактически остановили до прекращения или отмены военного положения,

отсчет 10 рабочих дней, отведенных для подачи формы, начнется только после завершения военного положения

При самых оптимистичных раскладах военное положение закончится 24 августа, в таком случае подать форму можно будет аж в начале сентября.

Впрочем, если возможность подать ф. № 20-ОПП есть, то рекомендуем воспользоваться ею сейчас, а не «откладывать в долгий ящик».

Усложняется вопрос, если имеем дело с укрупнением. Если есть много ТС, данные о которых при подаче ф. № 20-ОПП были приведены одной строкой, а вы решили (или вам пришлось) отказаться от использования одного из них, то действуем, как было сказано выше:

— одной строкой уменьшаем количество объектов группы (в графу 2 «Код признака предоставления информации» вносится значение «3» (изменение сведений об объекте налогообложения), а в графе 12 указывается уменьшенное количество ТС группы);

— второй строкой даем обновленную информацию о «спящем» ТС (в графе 2 ставим «1» (первичное предоставление информации об объектах налогообложения), а в графе 9 состояние «3» (временно не эксплуатируется)).

Повреждено оккупантами: что в ф. № 20-ОПП?

Если наши ТС были повреждены в результате враждебных обстрелов, как это отразить в уведомлении по ф. № 20-ОПП?

Повреждения бывают разными. Одни могут окончательно вывести ТС из строя, другие — обусловить необходимость проведения ремонта разной степени сложности.

Если «вернуть к жизни» ТС уже точно не удастся, то в ф. № 20-ОПП его следует отразить, указав состояние (графа 9) 5 «непригоден к эксплуатации» в комбинации со значением «6» (закрытие объекта налогообложения) в графе 2.

Если такое ТС было «укрупнено», то придется заполнить по нему три строки, как при отчуждении в пользу военных (см. выше вопрос с «мобилизацией» ТС).

Впрочем, если вы планируете привести ТС в исправное состояние до окончания военного положения (и 10 дней после его прекращения или отмены), то считаем, что подавать ф. № 20-ОПП не обязательно. Ведь, во-первых, санкции в этом случае не могут быть наложены, а, во-вторых, вы избавите налоговиков от лишней работы. А им сейчас и без того есть чем заняться.

Выводы

  • В отношении сроков подачи ф. № 20-ОПП норма п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ об остановке сроков продолжает работать.
  • Есть случаи, когда сам плательщик будет заинтересован подать ф. № 20-ОПП как можно быстрее (чтобы не блокировались НН/РК и тому подобное). П.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, конечно, не запрещает подавать ф. № 20-ОПП.
  • В отношении транспорта есть своя специфика укрупнения/разукрупнения информации в ф. № 20-ОПП.
  • В случае «мобилизации» ТС все будет зависеть от того, какая именно у нас ситуация: 1) или мы передали ТС войску временно и после демобилизации ТС подлежат возврату; 2) или имеем дело с изъятием ТС в пользу войска.
  • О «простое», повреждении ТС тоже следует информировать налоговиков, но «лихорадки» по срокам нет
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше