Темы статей
Выбрать темы

Сроки остановились: как это влияет на уплату штрафов

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Может ли остановка на период военного/чрезвычайного положения течения сроков, определенных налоговым и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, как-то повлиять на вопросы уплаты или взимание/взыскание штрафных санкций? Имеем в виду штрафные санкции, доначисленные по результатам тех видов проверок субъектов предпринимательства, которые разрешены во время действия военного положения. Давайте в данном материале вместе проанализируем эти вопросы.

Что сейчас проверяется и штрафуется

Во время военного положения, к сожалению, не все виды проверки отменены и не все штрафы неприменимы. Поэтому рассмотрим вопросы остановки течения сроков через призму тех проверок и штрафов, которые разрешены фискалам во время военного положения. Возможно, это натолкнет нас на определенные нефискальные выводы.

Фактические проверки и штрафы. Напомним, что с 17 марта изменениями в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прекращен мораторий на проведение любых видов фактических проверок. Заметим, что заодно на период действия военного положения был приостановлен и ковидный мораторий на проверки, установленный п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Поэтому фискалы могут сейчас «фактически» проверять любого налогоплательщика, если есть повод для его фактической проверки.

Напомним, что во время фактических проверок НКУ (см. пп. 80.2.1 — 80.2.7) предоставляет налоговикам право проверять вопросы:

1) нарушения законодательства в отношении производства и обращения подакцизных товаров;

2) наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов;

3) осуществления расчетных операций, в том числе с обеспечением возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (то есть через POS -терминалы), а также — ведение кассовых операций;

4) соблюдения работодателем законодательства в отношении заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Кроме того, в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ отдельно указано, что

в случае выявления по результатам фактических проверок нарушений к плательщикам налогов применяется ответственность согласно НКУ, законам, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы

При этом в таком случае не применяются: мораторий на применение штрафов на период действия военного положения и/или на период действия COVID-карантина и положения п.п. 112.8.9 НКУ (который освобождает от финответственности за совершение налоговых правонарушений вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)).

Потому в случае выявления нарушений на фактических проверках штрафы вам гарантированы.

Камеральные проверки и штрафы. Также фискалам сейчас разрешается проводить такие камеральные проверки:

деклараций или уточняющих расчетов (в случае их подачи), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, сформированного на основании НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН (то есть до войны), а также согласно ТД*,

— налоговых деклараций плательщика ЕН гр. 4 (сельхозЕН).

* За исключением товаров (продукции), определенных пп. 215.3.1, 215.3.2, 215.3.21 и 215.3.31 НКУ (спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, сигареты и папиросы, сигариллы, а также жидкости, которые используются в электронных сигаретах (ЖЭС)).

А теперь напомним, что п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ предусмотрено, что на период до прекращения или отмены военного положения для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Заметим, что согласно ст. 41 НКУ под «контролирующими органами» следует понимать налоговые и таможенные органы.

А теперь посмотрим, как в призме этой остановки течения на время военного положения сроков из налогового и другого законодательства должны происходить штрафные последствия упомянутых (разрешенных в это военное время) видов проверок.

Санкции по Закону № 481

Вопрос фактических проверок соблюдения законодательства в отношении производства и обращения подакцизных товаров, а также вопрос наличия лицензий и других документов — это по большей части вопросы проверок налоговиками выполнения норм «табачно-алкогольно-горючего» Закона № 481.

Контроль за большинством вопросов, которые регулирует этот Закон, возложен именно на ГНС — как на орган, который выдает соответствующие лицензии (ст. 16 Закона № 481). Но в то же время контроль возложен также и на «другие органы в пределах компетенции, определенной законами Украины».

Решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью второй ст. 17 Закона № 481 принимаются налоговыми органами и «другими органами исполнительной власти в пределах компетенции, определенной законами Украины». В случае невыполнения хозсубъектом такого решения сумма штрафа взыскивается на основании решения суда.

Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании…» (далее — Порядок) утвержден постановлением КМУ от 02.06.2003 № 790 (ср. ). Решение о применении финсанкций к хозсубъектам за нарушения норм Закона № 481 составляется по форме согласно приложению к этому Порядку и в 3-дневной срок присылается хозсубъекту или выдается его уполномоченному представителю. В п. 10 этого Порядка указано, что в случае невыполнения хозсубъектом решения о применении финансовых санкций в течение 30 дней после его получения сумма санкций взыскивается на основании решения суда. В светлые нормы п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ думалось бы, что упомянутые сроки должны быть приостановлены и хозсубъекты, на которых наложены такие санкции, могут потянуть с их уплатой до прекращения военного положения (еще и плюс упомянутые 30 дней).

Однако, считаем такой вывод весьма смелым. Ведь контроль за соблюдением этого «табачно-алкогольно-горючего» законодательства — упомянутых Закона № 481, а также Порядка — возложен не только на контролирующие органы. Да и Порядок предусматривает проведение проверок, принятие решений и их оформление не только «контролирующими органами» и их представителями.

Поэтому, думаем,

если хозсубъект не уплатит санкций по полученному по такой проверке решению в течение 30 дней и фискалы обратятся в суд по решению об их взыскании, то суд целиком может принять решение о взыскании

К таким выводам мы пришли, во-первых — по причинам того, что контроль за соблюдением этого законодательство возложен не только на контролирующие органы. А во-вторых — исходя из «духа закона». Ведь решение об отмене моратория на фактические проверки (изменения в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) принималось законодателями позже — уже когда в НКУ была норма п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. И лишить путем остановки сроков уплаты штрафов контролирующие органы фактического влияния на нарушителей, выявленных по результатам фактических проверок, выглядело бы не очень логично и не отвечало бы «духу закона»…

РРО-санкции

Что касается РРО-санкций, то здесь до отмены военного положения действует мораторий почти на все штрафы, предусмотренные Законом об РРО (см. п. 12 ч. ІІ «Заключительные положения» действующей редакции этого Закона). Исключением являются только санкции за нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров! Такие нарушения налоговики как раз и выявляют на законодательно «реанимированных» фактических проверках.

Но в данном случае, поскольку контроль за соблюдением Закона об РРО в этой части и, в частности, по порядку осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров возложен именно (и только!) на налоговиков, то

формально можно утверждать, что течение сроков уплаты штрафов, установленных Законом об РРО, согласно п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ должно останавливаться до отмены военного положения

Ведь в данном случае налоговые органы самостоятельно контролируют выполнение всех норм Закона об РРО. И лишь контроль за порядком выполнения операций по торговле валютными ценностями в наличной форме кроме налоговиков должен осуществлять также и НБУ.

За нарушения требований Закона об РРО и, в частности, за нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, сейчас могут применяться штрафы, предусмотренные ст. 17 этого Закона по решениям налоговиков, вынесенным по итогам фактических проверок хозсубъектов по вопросам осуществления расчетных операций. Ст. 25 Закона об РРО установлен срок для уплаты таких штрафов: согласованные суммы этих штрафных санкций подлежат перечислению хозсубъектами в госбюджет в течение 10 календарных дней со дня их согласования.

Поэтому, если решение о применении штрафов было принято во время военного положения (по итогам фактических проверок, осуществленных начиная с 17 марта), даже если наказанный хозсубъект согласился с ним, все равно есть основания утверждать, что предусмотренный ст. 25 Закона об РРО 10-дневный срок для уплаты штрафа остановлен пунктом 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ вплоть до отмены военного положения. И эти 10 дней должны отсчитываться, начиная с первого дня, следующего за днем отмены военного положения. То есть формально можно утверждать, что уплата таких штрафов во время военного положения — дело добровольное.

«Кассовые» штрафы. Поскольку ответственность за нарушения, выявленные на фактических проверках ведения кассовых операций (в т. ч. нарушение лимитов наличных расчетов), предусмотрена КУоАП, то о (не)уплате штрафов, наложенных по таким проверкам, читайте в отдельном материале «Остановка течения сроков и админштрафы» этого номера.

«Посткамеральные» санкции по НКУ

Необходимо ли уплачивать доначисленные суммы налогов и штрафы по результатам камеральных проверок деклараций по НДС и плательщиков сельхозЕН?

Ведь сроки на согласование и уплату налоговых обязательств, в т. ч. штрафов, доначисленных по результатам таких проверок, установлены в НКУ, контроль за соблюдением требований которого возложен именно на налоговые органы.

Следовательно, если налоговики доначислят по результатам таких камеральных проверок суммы налогов и/или штрафных санкций, все равно можно утверждать, что течение 10-дневного срока, установленного для них уплаты пунктом 57.3 НКУ, приостановлено до отмены военного положения упомянутым п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Посмотрим, что по этому поводу скажут суды.

Однако сюда можно добавить еще следующие нефискальные факты. Пункт 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в отношении этих разрешенных видов камеральных проверок содержит еще такую норму: течение сроков подачи и рассмотрения возражений, дополнительных документов и объяснений, прием, посылка и обжалование налогового уведомления-решения останавливаются. Поэтому

можно утверждать, что доначисленные камеральной проверкой суммы плательщиком не согласованы, поскольку у него есть 10-дневный срок на обжалование, предусмотренный ст. 56 НКУ, который тоже остановлен до отмены военного положения

А согласно п.п. 14.1.175 НКУ налоговый долг — это сумма согласованного денежного обязательства, не уплаченного в установленный НКУ срок (и непогашенной пени, начисленной согласно НКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше