Темы статей
Выбрать темы

Сезонно-выносное: с военными поправками

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
В этом году работа летних площадок поставлена под незаурядную угрозу. Кому-то совсем не до этого (из числа как потенциальных посетителей, так и собственников такого бизнеса), а у многих клиентов нет настроения для их посещения. Впрочем, победа, которая непременно будет за нашей страной, способна перевернуть все с ног на голову» (хотя, точнее, наоборот, поставить все на свои места). Предлагаем вспомнить общие правила функционирования летних площадок и выяснить, какие «поправки» в состояние дел внесли военные реалии.

В этой статье будем говорить исключительно о летних площадках, которые открываются возле уже действующих заведений ресторанного хозяйства (на прилегающих к ним территориях, дворах и т. п.). В таком случае летная площадка фактически является продолжением территории заведения ресторанного хозяйства (его частью).

Возможность создания заведением ресторанного хозяйства летних площадок (открытых площадок для приема пищи) предусмотрена в таблице 2 «Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляют заведения ресторанного хозяйства» (последняя позиция) Государственного стандарта Украины «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация» (ГОСТ 4281:2004), утвержденного наказом Госпотребстандарта от 31.03.2004 № 59.

Открытие летних площадок относится к дополнительным услугам ресторанов, баров, кафе, закусочных, буфетов.

Разрешение на размещение

Обычно территория, которая расположена рядом с заведением ресторанного хозяйства, находится в коммунальной или государственной собственности. А это означает, что для размещения на ней летней площадки нужно получить разрешение на ее размещение у компетентных органов местной власти.

Как получить такое разрешение, определяет орган местного управления своим решением. То есть узнать, как можно законно получить во временное пользование близлежащую территорию, нужно в соответствующем местном органе.

Если же летняя площадка размещена в собственном дворе или на другой собственной территории субъекта хозяйствования, то никакое дополнительное разрешение не понадобится!

Важно!

Сейчас в отношении разрешительных документов действуют послабления, предусмотренные постановлением № 314*.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы обеспечения ведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения» от 18.03.2022 № 314. Его анализу посвящен материал «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения», «Налоги & бухучет», 2022, № 25.

В частности:

— в период военного положения право на проведение хозяйственной деятельности может приобретаться субъектами хозяйствования на основании представления в Министерство экономики декларации о ведении хозяйственной деятельности без получения разрешительных документов;

— сроки действия действующих срочных лицензий и документов разрешительного характера автоматически продлены на период военного положения. Причем, считаем, это правило действует со дня введения военного положения — 24.02.2022, а не с 19.03.2022 — даты вступления в силу указанным постановлением.

Что касается самого заведения общественного питания, то и оно, и земельный участок под ним должны находиться или в собственности, или в пользовании (например, на правах аренды) хозяйствующего субъекта.

Осваиваем новые территории: становимся на учет?

Как быть, если организовать работу заведения общественного питания и обустроить летную площадку решил субъект хозяйствования, который переехал на новую территорию (так сказать релоцировал свой бизнес). Перерегистрироваться ли ему по новому месту? Это тот еще вопрос. Мы говорили, что спешить не следует (статья «Релокация бизнеса в пределах Украины: детали», «Налоги & бухучет», 2022, № 25).

А вот о самом заведении общественного питания новичку желательно уведомить налоговую по основному месту учета налогоплательщика путем подачи на такой объект ф. № 20-ОПП. При этом если у налогоплательщика происходит открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не находится на учете, то такой налогоплательщик обязан стать на учет по неосновному месту учета в налоговой по местонахождению такого объекта.

Реализовать это просто: в ф. № 20-ОПП достаточно сделать отметку «» или «+» в графе 11 «Прошу взяти на облік за неосновним місцем обліку за місцезнаходженням об’єкта оподаткування».

Что качается сроков, то в мирное время сделать это нужно было бы в течение 10 раб. дн. после открытия заведения. Впрочем, помним, что во время действия военного положения ни о каком нарушении сроков речь идти не может. Ведь

согласно п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ ПКУ на период до прекращения или отмены военного положения для налогоплательщиков останавливается течение сроков, определенных законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Если такую деятельность по новому адресу решил провести единоналожник, который переехал из другой территории нашей страны, то ему, кроме прочего, желательно внести изменения в свои учетные данные, указав новое место проведения хозяйственной деятельности (конкретно — по адресу открытого объекта или «в пределах всей территории Украины»).

Для внесения изменений в реестр плательщиков единого налога при изменении ведомостей такой субъект хозяйствования должен подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения с информацией о соответствующих изменениях.

Впрочем, если раньше в качестве места ведения хозяйственной деятельности он избрал «в пределах всей территории Украины», то сейчас дополнительно ничего менять не нужно.

Обустраиваем по фен-шую!

Имеем в виду с соблюдением всех существующих правил, которые установлены для организации летних площадок. В частности, для летних площадок, которые являются малыми архитектурными формами, нужно учесть требования, изложенные в Правилах № 198*.

* Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 № 198.

Так, в некоторых местах размещать летние площадки не разрешено в принципе. Перечень таких мест приведен, в частности, в п. 35 Правил.

При размещении МАФ не допускается повреждение или уничтожение зеленых насаждений (согласно п. 36 Правил № 198).

Уголок покупателя: достаточно одного

Каждое заведение ресторанного хозяйства должно иметь уголок покупателя.

Впрочем, если летнюю площадку открывает заведение, которое уже его имеет (а именно так и должно быть!), то заводить еще один такой уголок не нужно.

Если же по какой-то причине это требование соблюдено не было, исправить это должно именно заведение общественного питания. Находиться такой уголок должен именно в заведении, а не непосредственно на летней площадке.

Уголок покупателя при этом должен содержать (согласно п. 10 Порядка № 833*):

1) информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

2) адреса и номера телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей (ее можно почерпнуть в разделе «Контакты» на сайте Госпродпотребслужбы (dpss.gov.ua/) или ее главных управлений в областях или г. Киеве).

* Порядок ведения торговой деятельности..., утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833.

Режим работы

При его определении субъект хозяйствования должен учесть ряд ограничений, а именно:

комендантский час, который может быть установлен на территории области, района, ОТГ, города или другого населенного пункта. Заметим, что такой вид ограничения может вводиться не только на тех территориях, где ведутся боевые действия, но и на территориях, где существует реальная угроза жизни и безопасности лиц, интересам общества или государства. Как не досадно, и сейчас в нашем государстве нет таких регионов, где можно быть уверенным в абсолютной безопасности их жителей. «Спутником» комендантского часа является специальный режим светомаскировки. Понятно, что во время комендантского часа о работе летних площадок не может быть и речи;

ограничение на продажу алкогольных напитков. Опять-таки на территории разных административно-территориальных единиц могут быть установлены как полный запрет продажи алкоголя, так и запрет на его продажу в определенное время суток, например, в ночное время. Рекомендуем подробно ознакомиться с соответствующим решением местного органа власти, ведь на практике встречаются разные предписания. В частности, нужно выяснить, касаются ли ограничения именно заведений ресторанного хозяйства. Поскольку при обычных («не военных») условиях согласно ч. 9 ст. 153 Закона № 481* запрет продажи алкоголя в определенное решением время суток не касается заведений ресторанного хозяйства.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-BP.

Сделать это (ознакомиться с соответствующими решениями) можно на портале соответствующего органа.

Кроме того, необходимо принять все меры, чтобы обеспечить возможность максимально быстро покинуть летнюю площадку в случае объявления воздушной тревоги. В частности, заранее предупредить о такой вероятности посетителей заведения и сообщить им адрес ближайшего бомбоубежища.

«Карантинные» ограничения: забытое прошлое?

Несмотря на то, что коронавирусные проблемы сейчас отошли на второй план, «карантинный» вопрос продолжает существовать. Потому что сейчас карантин продолжается до 31.05.2022.

Но есть нюансы. Так, постановлением № 372* на период военного положения Кабмин:

* Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1236» от 26.03.2022 № 372. Вступило в силу 28.03.2022.

рекомендовал физическим лицам и субъектам хозяйствования соблюдать противоэпидемические меры, направленные на предотвращение распространения COVID-19;

— прописал, что уровень эпидемической опасности распространения COVID-19 («зеленый», «желтый», «оранжевый», «красный») не устанавливается. А МОЗ прокомментировал так: «Согласно изменениям, зеленый, желтый, оранжевый и красный уровни эпидемической опасности распространения COVID-19 и соответствующие ограничительные противоэпидемические меры не применяются на период военного положения в Украине»*.

* moz.gov.ua/article/news/zatverdzheno-osoblivosti-dii-karantinu-v-umovah-voennogo-stanu

Поэтому ориентируемся на специальные Противоэпидемические меры*. Кстати, прописаны в них и нюансы для летних площадок! Опять же таки, они сейчас имеют лишь рекомендательный характер (до отмены военного положения).

* Противоэпидемические меры в заведениях общественного питания на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Украины от 06.10.2021 № 13.

РРО/ПРРО-правила: «береженого Бог бережет»

Использовать ли РРО/ПРРО при расчетах за товары, которые будут потреблены на летней площадке? Ответ на этот вопрос зависит от того, должен ли использовать РРО/ПРРО субъект хозяйствования, который организовал летнюю площадку.

Сейчас РРО/ПРРО-льгот не так уж и много. Так, ФЛП-единоналожники группы 1, у которых сохранилась РРО/ПРРО-льгота, к летним площадкам отношения не имеют. А ФЛП-единоналожники других групп этой льготы уже не имеют. О чем подробнее вы могли прочитать в статье «Как работать с РРО/ПРРО в военное время», «Налоги & бухучет», 2022, № 22.

Напомним, что без РРО/ПРРО, но с расчетными книжками/квитанциями (тоже «не мед»!) согласно ст. 10 Закона об РРО могут осуществлять деятельность в сфере торговли и общественного питания субъекты хозяйствования, названные в Перечне № 1336*.

* Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО и/или ПРРО с использованием РК и КУРО, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 № 1336.

В связи с этим можно не применять РРО/ПРРО (но применять при этом зарегистрированные у налоговиков книгу учета расчетных операций и расчетные книжки/квитанции) на летних площадках, расположенных на территории: (1) села, поселка при условии, что их открыли субъекты хозяйствования, которые относятся к предприятиям потребительской кооперации или являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые используют продукцию собственного производства; (2) закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел, поселков; (3) сел, поселков и пгт, которым согласно Закону № 56/95* предоставлен статус горных.

* Закон Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.95 № 56/95.

Но такие субъекты не могут торговать подакцизными товарами (теми же алкогольными напитками) — иначе они утратят право не применять РРО/ПРРО. А именно их продажа, как правило, приносит львиную долю дохода собственникам летних площадок. Кроме того, такие субъекты должны соблюдать другие правила, установленные этим Перечнем.

Также заметим, что на период действия военного положения действует штрафное послабление в отношении ответственности за нарушение требований Закона об РРО* (предусмотренное п. 12 разд. ІІ Закона).

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/ 95-ВР.

Так, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушения требований этого Закона не применяются, кроме (!) санкций за нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

Поэтому

при продаже подакцизных товаров штрафное освобождение не действует!

Более того, есть некоторая «нестыковка» с нормой из п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в отношении фактических проверок, которая формально дает налоговикам возможность вообще ставить под сомнение штрафное освобождение.

Поэтому мы бы не советовали игнорировать требование применять РРО/ПРРО при проведении расчетных операций, если такая возможность есть. И помним — где есть РРО/ПРРО, должен быть (за некоторыми исключениями) и POS-терминал (подробнее о чем в статье «POS-терминал и военное положение», «Налоги & бухучет», 2022, № 24).

Алкогольные и табачные нюансы

Напоследок поговорим о продаже алкогольных напитков и табачных изделий, которые, по крайней мере в мирное время, были характерным атрибутом летних площадок.

Организовывая их продажу, нужно помнить, что, во-первых, такая деятельность подлежит лицензированию, а во-вторых, органами местной власти могут быть установлены запреты и в связи с этим (о чем мы уже упоминали ранее).

Вопросы лицензирования регулирует Закон № 481. Лицензированию подлежит розничная торговля как алкогольными напитками (кроме столовых вин), так и табачными изделиями (включая курение кальяна), а с 01.01.2021 — еще и жидкостями, которые используются в электронных сигаретах.

При этом на розничную торговлю алкогольными напитками нужна отдельная лицензия, а на розничную торговлю табачными изделиями — отдельная.

Если алкоголь и табак потребляются на летней площадке, которая является продолжением ресторанного заведения, то получать на нее отдельную (дополнительную) лицензию не нужно, если лицензия уже получена таким заведением.

Дело в том, что в этом случае расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия проводят через РРО/ПРРО самого заведения, возле которого открыта такая площадка.

Мы уже упоминали, что сроки действия действующих срочных лицензий автоматически продлены на период военного положения (благодаря постановлению № 314). Это означает, что если срок действия имеющихся у хозсубъектов лицензий кончится, в течение времени военного положения — начиная с 24 февраля и включая день его прекращения (окончания) — такая лицензия должна считаться действующей до последнего дня военного положения. Пока что военное положение действует до 25.05.2022, но нет никаких гарантий того, что оно не будет продлено в очередной раз.

Кроме того, в Закон № 481 внесены изменения, согласно которым признаны на период военного положения действующими лицензии, по которым в этот период не уплачен очередной платеж и/или истек срок действия лицензии на производство и обращение (торговлю) спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и ЖЭС; производство, оптовую или розничную торговлю и хранение горючего.

Новичкам (тем, кто в военное время решил «покорить» новый вид деятельности) разрешается вести хоздеятельность без получения лицензий — на основании подачи в Минэкономики декларации о ведении хозяйственной деятельности (подробнее о чем вы могли прочитать в статье «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения», «Налоги & бухучет», 2022, № 25). При этом тем, кто работал в период военного положения на основании декларации, после войны придется получать разрешительные документы и лицензии в общем порядке. Для этого им безотлагательно, но не позднее одного месяца после отмены военного положения, надо будет обратиться в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и к субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг.

Из «военных» нововведений также нужно обратить внимание на возможность избрания группы 3 единого налога со ставкой 2 % (так называемый «спецЕН») теми субъектами, которые осуществляют розничную продажу любых подакцизных товаров (о чем подробнее в статье «Алкоголь/табак на упрощенке? Да», «Налоги & бухучет», 2022, № 27).

Пиво на разлив: что учесть?

Особую популярность в теплое время года имеет разливное пиво. В том числе оно часто «льется рекой» и на летних площадках. Что необходимо учесть его продавцам?

Вообще для того, чтобы продавать пиво на разлив на вынос, не обязательно быть заведением ресторанного хозяйства. Главное — иметь лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками.

А вот заведения ресторанного хозяйства (конечно, также при наличии лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками) могут продавать пиво на разлив с возможностью потребления на месте (на той же летней площадке).

В категории 113.03 БЗ налоговики указывают, что осуществлять продажу алкогольных напитков на разлив для потребления на месте имеют право исключительно:

— субъекты хозяйствования общественного питания;

— специализированные отделы, которые имеют статус субъектов хозяйствования общественного питания, субъектов хозяйствования с универсальным ассортиментом товаров.

Больше деталей найдете в статьях: «Торговля алкоголем на разлив», «Налоги & бухучет», 2021, № 88, «Продаем пиво/вино навынос в ПЭТ», «Налоги & бухучет», 2021, № 88.

Если пиво, которое продается в розницу, хранят по тому же адресу, где оно продается (так происходит обычно), то такой склад не следует вносить в Единый реестр мест хранения алкоголя (согласно ч. 56 ст. 15 Закона № 481). Но если склад и место торговли пивом находятся по разным адресам, то данные о таком месте хранения нужно внести в Единый реестр.

И наконец, не забудьте о «розничном» акцизе. Его исчисляют из стоимости реализованных подакцизных товаров (пива) с учетом НДС по ставке 5 % (п.п. 215.3.10 НКУ).

Выводы

  • Субъектам, которые намерены открыть летние площадки, немного упрощена (на время действия военного положения) жизнь в части выполнения разрешительных процедур (получения разрешений, лицензий).
  • «Карантине» требования / ограничения на период военного положения не действуют.
  • Впрочем, следует учесть особенности работы во время военного положения: комендантский час, возможное ограничение в отношении реализации алкоголя и т. п.
  • Штрафное РРО-освобождение не касается тех, кто осуществляет продажу подакцизных товаров.
  • Продажа алкоголя и табачных изделий может осуществляться в группе 3 единого налога со ставкой 2 % («спецЕН»).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше