Темы статей
Выбрать темы

Льготы по налогу на прибыль во время войны

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В возникших непростых условиях плательщики стараются не только продолжать уплачивать налоги, но и оказывать военную помощь государству. Для обороны страны передаются автомобили, одежда, обувь, продукты питания, лекарства, ГСМ и т. д. Поэтому в налоговоприбыльном учете плательщикам разрешено такую помощь оставить в налоговых расходах. Поговорим о таких военных правилах подробнее.

Помощь для обороны страны (армии, больницам и другим получателям):

— не считается реализацией (п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Для целей налогообложения не считаются операциями по реализации добровольная передача (отчуждение, изъятие) товаров, в том числе подакцизных, или предоставление услуг:

армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, МВД, ГСЧС и другим силовым структурам, а также воинским формированиям и объединениям, воинским частям, добровольным формированиям территориальных громад, учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств госбюджета, и другим получателям, перечисленным в п.п. 69.5;

— органам местного самоуправления;

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций.

Поэтому и у малодоходников, и у высокодоходников стоимость таких безвозмездно переданных товаров/услуг в налоговоприбыльном учете останется в налоговых расходах и на общих основаниях будет уменьшать финрезультат (объект налогообложения). При этом никаких налоговоприбыльных разниц не возникнет. Поэтому не придется отражать ни благотворительную разницу (по п.п. 140.5.9 НКУ), ни продажные разницы (по пп. 138.1, 138.2 НКУ) — в случае передачи основных средств. Причем освобождение от благотворительной разницы также прописано и в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

— освобождена от увеличивающей благотворительной разницы (п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). От увеличивающей благотворительной разницы по п.п. 140.5.9 НКУ освобождается сумма средств или стоимость бесплатно переданных специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), технических средств наблюдения, лекарств и медизделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения (а также других товаров, работ, услуг по перечню КМУ*), добровольно перечисленных (переданных):

— армии (ВСУ, воинским частям, Нацгвардии, СБУ, МВД, другим силовым структурам и получателям, перечисленным в п.п. 69.6);

— учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств госбюджета;

— заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности, а также

— суммы средств, перечисленные на спецсчета, открытые НБУ для сбора средств.

* Однако, как сообщили налоговики, пока «для других товаров, работ, услуг» такой перечень не утвержден и только разрабатывается правительством. Поэтому освобождение от разницы «для других товаров, работ, услуг» пока что не работает (БЗ 102.12).

Поэтому

такую помощь разрешается учесть в налоговоприбыльном учете в налоговых расходах в полной сумме (без ограничений 4 % лимитом)

Подробнее см. «Помощь армии: налоговые нюансы во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 21 и «Одариваем ВСУ через благотворительный фонд: расходы без разниц» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63.

Причем, раз по военной помощи корректировка финрезультата не проводится, фискалы отмечали, что в связи с этим следует заполнить приложение ПП к декларации по налогу на прибыль. Поскольку освобождение от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ считается налоговой льготой — код льготы «11020399» согласно Справочнику льгот (БЗ 102.12).

Приложение ПП

Плательщики, пользующиеся льготами по налогу на прибыль, должны заполнять приложение ПП «Інформація про суми податкових пільг» к декларации, в котором рассчитывать сумму льгот по налогу на прибыль. Определиться с полным перечнем налоговых льгот по налогу на прибыль помогут Справочники налоговых льгот (как отмечалось, освобождение военной помощи от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ считается налоговой льготой — код льготы 11020399).

Как посчитать сумму льготы по военной помощи? Под налоговой льготой понимают сумму потерь бюджета (т. е. недоплаченный налог). Ну а поскольку в данном случае предусмотрено освобождение от разницы (т. е. на разницу финрезультат не увеличивают), то сумму налоговой льготы рассчитывают так:

Налоговая льгота = потери бюджета = увеличивающая разница по п.п. 140.5.9 НКУ х 18 %

То есть берут ту сумму разницы, которая возникла бы, не будь освобождений. И к ней применяют ставку налога на прибыль 18 %. В связи с этим напомним, что в общем случае увеличивающая разница по п.п. 140.5.9 НКУ возникает на стоимость сверхлимитных бесплатных передач, т. е. превышающих 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый отчетный год. То есть разница возникает лишь по той сумме расходов, которые оказались сверхлимитными.

Поэтому если, например, в III квартале оказали военной помощи на 50000 грн, но в прошлом 2021 году были получены налоговые убытки (т. е. лимит благотворительных расходов — «0» (нулевой) и все расходы были сверхлимитными и образуют разницу), то сумму льгот в приложении ПП к декларации по налогу на прибыль за три квартала рассчитаем так:

1

2

3

4

5

6

11020399

Тимчасово, на період до припинення або скасування воєнного стану на території України, коригування, встановлені підпунктом 140.5.9 пункту 140.5 статті 140 Кодексу, не проводяться щодо сум коштів або вартості ...

9000*

01.07.2022

30.09.2022

* Сумма льготы по налогу на прибыль: 50000 грн х 18 % = 9000 грн.

А вот если бы за прошлый год налогооблагаемой прибыли, наоборот, было «с головой» и сумма оказанной военной помощи не вышла за рамки 4 % лимита (т. е. разницы по п.п. 140.5.9 НКУ не возникло), то никакой налоговой льготы в приложении ПП рассчитывать не следовало. О расчете льгот в приложении ПП см. также «Приложение ПП — информация о суммах налоговых льгот» // «Налоги & бухучет», 2022, № 6 (ср. ).

Неприбыльные организации

Во время военного положения неприбыльные организации (НПО) могут оказывать помощь армии, больницам, переселенцам и для обеспечения обороны страны без ограничений. И финансировать такие расходы, не связанные с уставными целями и направлениями деятельности, даже если этого не предусмотрено уставом НПО.

Такая возможность предусмотрена п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, которым установлено, что на период военного положения НПО может использовать доходы и передавать имущество, оказывать услуги:

армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, МВД, Управлению госохраны, Госслужбе спецсвязи и защиты информации, воинским формированиям и объединениям, воинским частям, добровольным формированиям территориальных громад, учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств госбюджета и другим получателям, перечисленным в п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ;

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций;

— перечислять денежные средства на спецсчета для сбора средств, открытые НБУ, а также

оказывать благотворительную помощь физическим лицам (не являющимся учредителями, участниками НПО или связанными с ними лицами), которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия или вынужденным переселенцам, которым пришлось оставить место проживания в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (и в частности, ставшим на учет в качестве внутренне перемещенных лиц).

Поэтому такая помощь не считается нарушением НПО-условий из п. 133.4 НКУ и не может повлечь за собой утрату неприбыльного статуса. О том же говорят и налоговики (см. консультацию БЗ 102.04).

Выводы

  • Во время военного положения помощь для обеспечения обороны страны (армии, больницам и другим получателям) можно учесть в налоговых расходах без ограничений. Никаких налоговых разниц при этом не возникнет.
  • Если помощь армии, больницам, переселенцам оказывают неприбыльные организации, то это не считается нарушением НПО-условий и не приведет к утрате неприбыльного статуса.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше