Темы статей
Выбрать темы

Методрекомендации по бухучету подмарафетили: заметки о главном

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Приказом от 18.10.2022 № 337 Минфин подкорректировал ряд своих методических рекомендаций по бухгалтерскому учету. В частности, изменениям подверглись методрекомендации по бухучету основных средств (ОС), биологических активов, запасов, нематериальных активов (НМА) и об учетной политике предприятия. Начал действовать этот приказ с 19 октября — со дня обнародования на официальном веб-сайте Минфина. Рассмотрим подробно, что же именно отредактировал Минфин.

Коррективы методрекомендаций по бухучету являются отголоском:

— недавних изменений, которые были внесены Законом Украины от 19.07.2022 № 2435-ІХ в Закон о бухучете* (см. статью «Первичка, обнародование, консолидированная финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61), а также

— правок в НП(С)БУ и некоторые другие нормативно-правовые акты, которые определяют правила ведения бухучета, в частности НП(С)БУ 7 «Основные средства» (см. статью «Изменения от Минфина: ОС, финуслуги, расходы, инвентаризация» // «Налоги & бухучет», 2022, № 55) и НП(С)БУ 30 «Биологические активы» (см. статью «Новации в оценке биоактивов» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

Уделим внимание наиболее существенным нововведениям (см. таблицу). А вот на косметических правках наподобие замены слова «износ» на «накопленную амортизацию» внимание не будем концентрировать.

Единственное отметим, что в Методрекомендациях по бухучету НМА, утвержденных приказом Минфина от 16.11.2009 № 1327, слово «Положение» во всех падежах заменили словами «Национальное положение» в соответствующих падежах. Вот и все здесь изменения. Собственно, это же касается и всех остальных методрекомендаций.

Изменения в методрекомендации по бухучету

Объект изменений

Суть изменений

Методрекомендации по бухучету ОС*

Определение ОС

Согласно обновленному п. 2 Методрекомендаций № 561 под ОС понимают материальные активы, которые предприятие удерживает с целью их использования в процессе производства или поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет больше одного года (или операционного цикла, если он продолжительнее года).

То есть к понятию ОС прибавлено «выполнение работ». Этим его полностью согласовали с определением ОС, приведенным в п. 4 НП(С)БУ 7. Впрочем, эта правка никак не повлияла на порядок бухучета ОС

Реквизиты первички

Первичные документы, которыми оформляется движение ОС, должны содержать информацию не только о должностях, как это, собственно, требовалось и раньше, но и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления (п. 5 Методрекомендаций № 561). Исключение — первичные документы, требования к которым устанавливает НБУ

Группы ОС

К группам ОС относятся не просто животные и многолетние насаждения, а лишь те из них, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, а также плодоносные растения (пп. 1.7 и 1.8 п. 7 Методрекомендаций № 561). Опять-таки — это уточняющее изменение, которое согласовывает ее с пп. 5.1.7 и 5.1.8 НП(С)БУ 7.

А вот животные и многолетние насаждения, которые связаны с сельхоздеятельностью, входят в состав биологических активов

Срок полезного использования и ликвидационная стоимость ОС

По аналогии с п. 25 НП(С)БУ 7 в случае изменения ожидаемых экономических выгод от использования объекта ОС срок его полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость следует пересматривать на конец каждого отчетного года (п. 24 Методрекомендаций № 561). То есть не реже чем один раз в году на конец отчетного периода мы обязаны пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость всех своих ОС.

Напомним, что до внесенных изменений обязательно надо было пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС при любом изменении ожиданий и в любой момент. А нормы пересматривать / изменять ликвидационную стоимость вообще не существовало. Хотя не было и запрета это делать.

Теперь же пересматривать/изменять срок эксплуатации и ликвидационную стоимость нужно только на конец отчетного года. Впрочем, при желании, никто не запрещает пересматривать их, когда изменились обстоятельства, на которых базировалась эта оценка (см. п. 6 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»)

Амортизация

Амортизировать объект ОС исходя из нового срока полезного использования и новой ликвидационной стоимости необходимо начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования и/или ликвидационной стоимости (п. 24 Методрекомендаций № 561).

Начисленную амортизацию по-прежнему отражаем увеличением суммы износа ОС (Кт 131, 132) и расходов предприятия (Дт 92, 93, 94). Исключение составляют случаи включения ее в себестоимость другого актива и балансовую стоимость такого актива (Дт 23, 151, 152, 153). Аналогичное требование выдвигает и п. 30 НП(С)БУ 7

Изменение метода амортизации

Новый п. 28 Методрекомендаций № 561 четко устанавливает, что изменение метода амортизации, срока полезного использования и ликвидационной стоимости объекта ОС отражаются как изменения учетных оценок в соответствии с НП(С)БУ 6.

А согласно п. 8 НП(С)БУ 6 влияние изменения учетных оценок включают в Отчет о финрезультатах в том периоде, в котором состоялись изменения, а также в следующих периодах, если изменения влияют и на эти периоды. Это значит, что при изменении метода амортизации не нужно осуществлять перерасчет суммы амортизации с момента введения объекта ОС в эксплуатацию.

Собственно о том, что изменение метода амортизации считается изменением учетной оценки, Минфин сообщил еще в письме от 02.11.2009 № 31-34000-20-23-5535/5708

Переоценка нулевых ОС

Из Методрекомендаций № 561 исключен абзац третий п. 36. Он предусматривал, что переоцененную остаточную стоимость объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью следовало определять путем сложения справедливой стоимости этого объекта и его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа. Также для таких объектов, которые продолжают использоваться, обязательно должна была определялась ликвидационная стоимость. Так вот, эту спецнорму о переоценке объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью Минфин исключил, как удалил ее раньше и из п. 17 НП(С)БУ 7. Следовательно, переоценивать ОС с нулевой остаточной стоимостью нужно в общем порядке, предусмотренном абзацем первым п. 17 НП(С)БУ 7

Определение непригодности ОС

Обновленная редакция п. 42 Методрекомендаций № 561 теперь предусматривает, что созданная руководителем предприятия комиссия, а не постоянно действующая комиссия, как это было раньше, в отношении объекта ОС, который подлежит списанию, определяет:

— непригодность его к использованию;

— возможность использования такого ОС другими предприятиями, организациями и учреждениями;

— неэффективность или нецелесообразность улучшения (ремонта, модернизации и т. П.) этого ОС.

В полномочия этой же комиссии входит оформление соответствующих первичных документов — она составляет и подписывает акты на списание ОС.

То есть комиссия может создаваться под списание конкретных объектов ОС, а не на постоянной основе вообще для списания всех ОС

* Методические рекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561.

Методрекомендации по бухучету биоактивов*

Сфера действия

Теперь п. 1.2 уточняет, что Методрекомендации № 1315 не распространяются, в частности, на плодоносные растения, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, особенности учета которых определяются другими НП(С)БУ. А таким бухстандартом, напомним, является НП(С)БУ 7. Исключение — продукция таких плодоносных растений. То есть в отношении продукции плодоносных растений Методрекомендации № 1315 применяют

Расходы на продажу

По всему тексту Методрекомендаций № 1315 вместо термина «расходы на месте продажи» употребляется понятие «расходы на продажу».

По нормам п. 4 НП(С)БУ 30 «Биологические активы» под расходами на продажу понимают расходы, связанные с продажей биологических активов и сельхозпродукции (комиссионные вознаграждения продавцам, брокерам, непрямые налоги, которые уплачиваются при реализации продукции и т. п., за исключением финансовых расходов). То есть чтобы оценить биоактив и сельхозпродукцию, аграрию следует из справедливой стоимости вычесть расходы на продажу на любом рынке, а не только бирже. Раньше уменьшить справедливую стоимость при оценке биоактивов и сельхозпродукции можно было только на расходы, связанные с продажей на активном рынке

Реквизиты первички

Из п. 1.4 Методрекомендаций №1315 убрали упоминание о том, что типовые формы соответствующих первичных и сводных учетных документов, которыми оформляется поступление, перемещение и выбытие биологических активов, должны утверждаться Госстатом. Отныне это прерогатива центральных органов исполнительной власти.

Если же аграрий использует самостоятельно разработанные первичные документы, то они уже не должны обязательно содержать место их составления. А вот должности, наоборот, в такой первичке должны быть рядом с фамилиями ответственных лиц. Это не касается первичных документов, требования к которым устанавливает НБУ

Признание биоактивов и сельхозпродукции

Подобно п. 5 НП(С)БУ 30, подкорректированный п. 2.1 Методрекомендаций № 1315 сейчас определяет, что для того чтобы признать биологический актив активом, предприятие должно контролировать его в результате прошлых событий. Раньше там было — осуществляет управление биологическим активом и контроль за его использованием.

Что касается первоначального признания сельхозпродукции активом, то обновленный п. 2.4 Методрекомендаций № 1315 требует в дальнейшем осуществлять контроль над ней, а не управление и контроль за использованием сельхозпродукции, как это было раньше.

То есть отныне, чтобы признавать биологический актив или сельхозпродукцию активом, у предприятия должен быть контроль над таким активом

Плодоносные растения и многолетние насаждения

Сады, виноградники, ягодники и т. п. п. 3.2 Методрекомендаций № 1315 называет теперь плодоносными растениями, а не многолетними насаждениями.

А вот многолетние насаждения могут быть объектом бухучета незрелых долгосрочных биологических активов только при условии, что они связаны с сельскохозяйственной деятельностью (п. 3.5 Методрекомендаций № 1315)

Первоначальная оценка биоактивов

По общему правилу в случае первоначального признания биоактивов их оценивают по справедливой стоимости, уменьшенной на ожидаемые расходы на продажу (п. 4.1 Методрекомендаций № 1315). Это правило не действует только тогда, когда справедливую стоимость достоверно определить невозможно. При таких обстоятельствах аграрий оценивает приобретенные со стороны биоактивы по первоначальной стоимости, которую определяет согласно НП(С)БУ 7 или НП(С)БУ 9 «Запасы».

То есть теперь Методрекомендации №1315 в этой части полностью отвечают требованиям п. 7 НП(С)БУ 30.

До этих нововведений зачислять биологические активы на баланс при приобретении следовало исключительно по первоначальной стоимости

Оценка биоактивов на дату баланса

По нормам обновленного п. 5.1 Методрекомендаций № 1315 на дату промежуточного и годового баланса биологические активы все аграрии должны оценивать исключительно по справедливой стоимости, уменьшенной на ожидаемые расходы на продажу. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные п. 11 НП(С)БУ 30. А по нему оценить биоактивы по первоначальной стоимости возможно только в случае, когда справедливую стоимость таких активов на дату баланса достоверно определить невозможно. Поэтому никаких послаблений для аграриев — плательщиков налога на прибыль Методрекомендации № 1315, как и НП(С)БУ 30, больше не предусматривают (см. уточненные пп. 5.8 и 5.19 Методрекомендаций № 1315)

Аналитический учет

В аналитическом учете биологические активы следует отражать в денежном и натуральных измерителях и, как уточняет п. 3.6 Методрекомендаций № 1315, — с указанием количества биоактивов

* Методические рекомендации по бухучету биологических активов, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2006 № 1315.

Методрекомендации по бухучету запасов*

Первичка на запасы

Из п. 3.1 Методрекомендаций № 2 исключено упоминание о том, что поступление запасов на предприятие оформляет соответствующими документами, типовые формы которых утверждаются Госстатом. Эта функция остались только за центральными органами исполнительной власти.

Также из текста Методрекомендаций № 2 убрали ссылку на отмененный приказ Минстата от 21.06.96 № 193, которым были утверждены типовые формы первичных учетных документов по учету сырья и материалов. Подробно об этом читайте статью «Прощай, типовая первичка по ОС, МБП, запасам!» // «Налоги & бухучет», 2021, № 85.

По обновленному п. 3.3 Методрекомендаций № 2 получение запасов как взнос в уставной капитал оформляют:

— или приходным ордером;

— или актом о приеме материалов;

— или товарно-транспортной накладной (по форме № 1-ТН, утвержденной приказом Минтранспорта от 14.10.97 № 363).

А вот во время инвентаризации тары можно использовать бюджетную типовую форму инвентаризационной описи запасов, утвержденную приказом Минфина от 17.06.2015 № 572 (см. обновленный п. 6.8 Методрекомендаций № 2).

Отпуск материалов сверх установленного лимита или в случае замены материалов может оформляться выпиской отдельной накладной (требования) материалов по разрешению руководителя предприятия или лиц, на то уполномоченных (п. 3.13 Методрекомендаций № 2)

Аналитический учет

В п. 5.3 Методрекомендаций № 2 уточнено, что аналитический учет запасов ведется в разрезе мест хранения, материально ответственных лиц и видов запасов в денежном и натуральных измерителях. При этом указывают количество запасов (вес, меру и т. п.)

* Методические рекомендации по бухучету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 № 2.

Методрекомендации по учетной политике*

Критерии разграничения недвижимости

В п. 2.22 Методрекомендаций № 635, где речь идет о критериях разграничения объектов инвестиционной недвижимости и операционной недвижимости, определения этих понятий дополнено словами «выполнения работ».

Следовательно, собственные или арендованные на условиях финансовой аренды земельные участки, здания, сооружения, которые располагаются на земле, удерживаемые с целью:

— получения арендных платежей и/или увеличения собственного капитала, а не для производства и поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, административной цели или продажи в процессе обычной деятельности — это инвестиционная недвижимость;

— использования для производства или поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг, или же в административных целях — это операционная недвижимость

* Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 № 635.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше