Особенности военного времени
На практике нередко случается так, что изменяются экономические условия и/или складываются соответствующие обстоятельства и у резидента возникает необходимость вернуть нерезиденту средства. И особенно такие случаи участились во время войны. Потому что бывает, разные «военные» форс-мажоры мешают резидентам выполнить свои экспортные обязательства и надо возвращать ранее полученную по экспортному контракту предоплату. Или часто перепуганные событиями в Украине заграничные инвесторы и кредиторы жаждут вывести отсюда свои средства...
Раньше, до войны, проблем и ограничений в отношении возврата средств было меньше, но пришли трудные времена. Поэтому давайте посмотрим, какая сейчас ситуация с возвратом средств нерезидентам.
В каких случаях разрешено возвращать средства нерезам. Напомним, что во время войны действует ряд ограничительных норм специального постановления Правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» от 24.02.2022 № 18 (далее — постановление № 18).
Пунктом 14 постановления № 18 введены запреты для банков на осуществление трансграничного перевода валютных ценностей из Украины / перевода средств на корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнях / иностранной валюте, открытые в банках-резидентах, включая переводы, которые осуществляются по поручению клиентов.
Но в этом же п. 14 перечислен и ряд случаев, которые не подпадают под запрет. В частности, п.п. 23 п. 14 постановления № 18
позволяет проведение операций по возврату нерезиденту предоплаты, полученной резидентом на его текущий банковский счет в Украине после 23 февраля 2022 года по заключенному с нерезидентом договору по купле-продаже товара (!), в связи с невыполнением резидентом обязательств по этому договору
Кроме этого, что касается возвратов, то п.п. 193 п. 14 постановления № 18 еще позволяет операции по возврату в пользу нерезидентов страховых платежей (их частей) по досрочно прекращенным договорам страхования (перестрахования), полученных после 24 февраля 2022 года*. Но это послабление начало действовать только в конце мая этого года.
* Включая операции, связанные с выполнением судебных решений по таким случаям и с оплатой расходов на их выполнение.
В июне этого года НБУ позволил при соответствующих условиях возвращать и суммы по некоторым кредитам/займам/возвратной финпомощи (см. пп. 42 и 43 п. 14, а также п. 196 постановления № 18 и наш материал «НБУ разрешил расчеты с нерезидентами по некоторым кредитам» // «Налоги & бухучет», 2023 № 52).
Поэтому перевести валюту из Украины (а также приобрести инвалюту) сейчас можно только в определенных случаях, прямо предусмотренных законодательством, в частности этим постановлением. Три наиболее интересных нам из этих случаев мы и упомянули выше. Любые другие возвраты средств нерезидентам, которые не попали в исключения (в том числе инвестиций), сейчас фактически — под запретом.
Есть, правда, еще один вариант: п.п. 6 п. 14 постановления № 18 допускает проведение транзакций на основании отдельных разрешений (решений) НБУ, которые принимаются на основании распоряжений КМУ*. Но это тяжелый путь только для «избранных».
* Алгоритм реализации такой возможности изложен в упомянутом п.п. 6 п. 14 постановления № 18 (ср. ).
То есть во время войны, кроме тех исключений, НБУ позволяет только транзакции за границу, которые предусматривают импорт (получение) резидентами товаров, работ, услуг. Фактически, это ограничивает выведение инвестиций и должно подталкивать нерезидентов к реинвестированию заработанных в Украине средств. НБУ постепенно либерализует валютные ограничения, но до сих пор не позволяет хоз- и другим субъектам осуществлять большую часть трансграничных операций.
Детали возврата предоплат. Что касается разрешенного сейчас и наиболее интересного нам возврата нерезидентам предоплат, полученных по договорам (контрактам) «купли-продажи товара», то отметим следующее.
Во-первых, как прямо сказано в норме (п.п. 23 п. 14 постановления № 18), банк может позволить перечислить-вернуть только те авансы, которые были получены с начала войны. То есть — начиная с 24.02.2022. Если средства были получены раньше, их возврат формально под запретом! И обслуживающий банк вряд ли позволит вам такую транзакцию.
Во-вторых, в этой норме употребляется слово «товар». Но применить этот термин в широком значении (то есть, чтобы под «товаром» понимать и работы, и услуги), которое приведено в ст. 1 Закона о ВЭД**, мешают слова «договором по купле-продаже», ведь по таким договорам работы/услуги не реализуются. Поэтому
на практике могут появиться проблемы с возвратом полученных с 24.02.2022 авансов по контрактам, которые предусматривали выполнение работ или предоставление услуг в пользу нерезидентов
** Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 № 959-XII.
Хотя, возможно, вам и удастся убедить свой обслуживающий банк в более либеральном (широком) понимании этой нормы и вернуть аванс, полученный за работы или услуги. Но это может быть слишком трудно, потому что в других нормах постановления № 18 работы/услуги упоминаются отдельно от «товаров».
В-третьих, если вы уже «растранжирили» полученный по экспортному контракту от нерезидента аванс и у вас нет другой собственной свободной инвалюты, то вам будет нечем провести эти расчеты с нерезидентом (возврат аванса). Ведь инвалюты для целей возврата средств вам купить не удастся. Поскольку п. 12 постановления № 18 запрещает уполномоченным учреждениям осуществлять торговлю валютными ценностями (включая операции по поручению клиентов). И хотя среди исключений в отношении этого запрета в п.п. 4 п. 12 упомянута покупка инвалюты с целью проведения валютных операций, определенных в п. 14 постановления № 18, но под такие либеральные исключения, в частности, не попадают операции, определенные в п.п. 23 этого пункта. А именно в этом подпункте и речь идет о возврате нерезидентам авансов, полученных по договорам купли-продажи товаров. Поэтому нет собственной инвалюты — нет возврата... ☹
А вот покупка инвалюты для также разрешенных транзакций по возврату в пользу нерезидентов страховых платежей (их частей) по досрочно прекращенным договорам страхования (перестрахования), полученных после 24 февраля 2022 года, — не под запретом.
Учет возврата нерезиденту предоплаты
Налог на прибыль. В отношении влияния операций по возврату средств на этот налог — ориентир полностью на бухучет (см. ниже). Никаких налоговых разниц ради корректировки финрезультата до налогообложения по операциям возврата нерезидентам предоплат или каких-то других особенностей налогового учета таких операций НКУ не предусматривает. Не устанавливает НКУ никаких специальных корректировок и в отношении курсовых разниц (см. статью «Курсовые разницы в налоговоприбыльном учете» // «Налоги & бухучет», 2022, № 52).
Единый налог. Для ФЛП-единщиков, которые работают в группе 2 или 4, никаких налоговых последствий такой возврат иметь не будет, ведь они уплачивают фиксированные суммы ЕН.
У плательщиков ЕН группы 3, если получение аванса и возврат состоятся в одном отчетном периоде, тоже никаких последствий и отражений в налоговом учете не будет.
А вот если возврат будет в следующих отчетных периодах, то единщик группы 3 должен включить такой аванс в состав дохода в отчетном периоде, в котором были получены на счет деньги (в сумме, перечисленной в гривню по курсу НБУ на дату получения — п. 292.5 НКУ). А потом осуществить перерасчет дохода в налоговом периоде, в котором произошел их возврат, путем подачи уточнений к ранее поданной налоговой декларации или уточнения показателей в составе отчетной налоговой декларации за период возврата (п.п. 5 п. 292.11 НКУ, см. письмо ГФСУ от 08.11.2017 № 2551/К/99-99-13-01-02-14/ІПК, БЗ 108.01.05, разъяснение ГУ ГНС в Запорожской обл. от 13.01.2021, статью «Возвраты у единоналожников» // «Налоги & бухучет», 2019, № 77)*. Отметим, что в отличие от юрлиц, для ФЛП налоговики «педалируют» именно второй вариант (уточнение дохода в декларации за период возврата средств), см. БЗ 107.01.07 и письмо ГФСУ от 24.01.2019 № 263/6/99-99-13-01-02-15/ІПК.
* У плательщиков спецЕН отражение возврата авансов имеет свою специфику, ведь отчетность месячная и без нарастающего итога. Подробнее о том, как это им делать, читайте «Возврат у единоналожников-юрлиц» // «Налоги & бухучет», 2022, № 68.
Конечно, сумма корректируемого дохода в гривнях будет такая же: то есть по курсу НБУ именно на дату получения аванса, а не на дату возврата этих средств нерезиденту*.
* Но у юрлиц-единщиков еще могут быть проблемы с курсовыми разницами (в случае укрепления курса гривни за время «висения» задолженности по авансу. Подробнее читайте «Курсовые разницы у единоналожников» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59.
НДС. Возврат нерезиденту предоплаты, полученной за экспорт товаров, не будет иметь никаких НДС-последствий. Ведь получение (как и возврат) таких авансов в НДС-учете никак не отражается (см. п. 187.11 НКУ).
Нюансы могут возникнуть в некоторых случаях при возврате нерезам авансов по договорам, которые предусматривали предоставление услуг (в том числе, выполнение работ**). И здесь все зависит от места поставки услуг (в т. ч. работ), предусмотренных контрактом с нерезидентом. Авансы, полученные за услуги с местом поставки за пределами территории Украины (пп. 186.2 — 186.4 НКУ), также в НДС-учете плательщика никакой роли не играют. Ведь такие операции не являются объектом обложения НДС (п.п. «б» п. 185.1 НКУ). Поэтому их возврат тоже никак не скажется на НДС-учете.
** Напомним, что для целей обложения НДС термин «поставка услуг» (см. п.п. 14.1.185 НКУ ) достаточно широкий и охватывает также и операции по поставке (выполнению) работ!
А вот если контракт предусматривает услуги, местом поставки которых по нормам пп. 186.2 — 186.4 НКУ является территория Украины, НДС должен быть начислен по дате получения аванса от нерезидента — по общему правилу первого события (п. 187.1 НКУ). А поскольку операция поставки услуг не произошла, то на общих основаниях (в соответствии со ст. 192 НКУ) нужно будет убрать налоговые обязательства, составив минусовый РК на дату возврата нерезиденту аванса.
В то же время возможность возврата нерезидентам авансов, полученных по контрактам на выполнение/предоставление работ/услуг, сейчас — под вопросом (см. выше)!
Бухгалтерский учет. В наших случаях речь идет об операциях в иностранной валюте, поэтому главный учетный нормо-ориентир — НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов».
Поскольку кредиторская задолженность перед нерезидентом за полученный аванс является немонетарной (потому что должны не средства, а товары, работы или услуги), то она отражается в бухучете в сумме, перечисленной в гривни по курсу НБУ на дату получения аванса (авансов). И курсовые разницы на такую задолженность начисляться не должны (пп. 4 и 7 НП(С)БУ 21).
Однако,
как только будет принято решение о возврате аванса в связи с невозможностью выполнения резидентом обязанностей (и документально это подтверждено: расторгнут контракт и т. п.), задолженность превратится из немонетарной в монетарную
Поэтому логично уже на дату принятия такого решения перевести задолженность на другой субсчет, определить разницу между курсом НБУ, который действовал на эту дату, и курсом НБУ на дату получения аванса (по которому она значилась на балансе), посчитать и отразить в учете сумму курсовой разницы.
В дальнейшем плательщику в отношении этой монетарной задолженности нужно определять курсовые разницы (пп. 7 и 8 НП(С)БУ 21): на дату баланса и на дату осуществления операции (операций) по возврату нерезиденту аванса.
Пример.
1. По ВЭД-контракту на экспорт товаров 10 мая 2022 года резидент получил предоплату в сумме 160000 евро (курс НБУ на эту дату составлял 30,8610 грн за евро).
2. В связи с невозможностью выполнить экспорт товаров 20 марта 2023 года сторонами принято документально подтвержденное решение о прекращении действия контракта и возврате нерезиденту всей суммы предоплаты (курс НБУ на 20.03.2023 составлял 38,8523 грн за евро).
3. Курс НБУ на дату баланса (31.03.2023) — 39,7812 грн за евро.
4. 25 мая 2023 года нерезиденту была возвращена вся сумма аванса — 160000 евро (курс НБУ на дату возврата средств — 39,4100 грн за евро).
Возврат нерезиденту предоплаты
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, €/грн | |
Дт | Кт | |||
1 | Получена предоплата от нерезидента (€160000 х 30,8610 грн/€) | 316 | 681 | €160000 4937760 |
2 | Расторгнут контракт / принято решение о возврате предоплаты: | |||
а) переведена задолженность на другой субсчет | 681 | 685 | €160000 4937760 | |
б) начислена курсовая разница (€160000 х (38,8523 грн/€ - 30,8610 грн/€)) | 945 | 685 | 1278608* | |
3 | Начислена курсовая разница на дату баланса — 31.03.2023 (€160000 х (39,7812 грн/€ — 38,8523 грн/€)) | 945 | 685 | 148624 |
4 | Возвращена предоплата: | |||
а) перечислена инвалюта (€160000 х 39,4100 грн/€) | 685 | 312 | €160000 6305600 | |
б) начислена курсовая разница (€160000 х (39,4100 грн/€ - 39,7812 грн/€)) | 685 | 714 | 59392 | |
* Таким образом, по Кт субсчета 685 будет учитываться уже монетарная (!) задолженность, которую перечислили по курсу НБУ на дату расторжения контракта. И в дальнейшем на нее будут начисляться курсовые разницы. | ||||
Примечание. Для плательщика налога на прибыль эти операции выглядят достаточно выгодно. Поэтому в случае проверки фискалы наверняка будут стремиться поставить под сомнение начисление курсовых разниц. Но считаем приведенные нами корреспонденции, в том числе и начисления курсовых разниц, такими, которые отвечают нормативам. Подробнее см. статью «Курсовые разницы по авансам от нерезидента» // «Налоги & бухучет», 2021, № 39. |
Выводы
- Согласно действующим во время военного положения ограничениям банки позволяют возврат нерезидентам предоплаты, полученной резидентом только после 23 февраля 2022 года и только — по договорам по купле-продаже товара. Другие возвраты средств нерезидентам (за некоторыми исключениями) фактически под запретом и возможны только на основании отдельных разрешений (решений) НБУ.
- Возврат полученных после 23 февраля 2022 года предоплат возможен только за товары и только за счет имеющейся у резидента инвалюты.
- Возврат авансов по контрактам, которые предусматривали выполнение работ или услуг в пользу нерезидентов, формально — под запретом.
- Кредиторская задолженность перед нерезидентом за полученный аванс является немонетарной и отражается по курсу НБУ на дату получения аванса. Но с даты принятия решения о возврате аванса эта задолженность становится монетарной с начислением соответствующих курсовых разниц.