Темы статей
Выбрать темы

Длительные перебои с Интернетом: преодолеваем проблемы РРО/ПРРО-пользователей

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Беда, которая постигла всех нас недавно, когда из-за хакерской атаки лег один из национальных операторов мобильной связи, осветила немало проблем в работе РРО/ПРРО. Причем большинство из них не похожи на те, которые появлялись перед субъектами хозяйствования во время прошлогодних блэкаутов. Этой статьей внесем свой посильный вклад в их решение.

Ключевое отличие нынешнего интернет-блэкаута от прошлогодних атак на энергетическую инфраструктуру Украины заключается в том, что в этот раз обеспечение электроэнергией не нарушалось. То есть потребности в резервных источниках питания теперь не было.

Зато исчез мобильный и фиксированный Интернет, доступ к которому предоставлял оператор связи, пострадавший от враждебной атаки. И быстро найти равносильную замену его услугам, к сожалению, не удалось. А работать хоть без света, хоть без связи одинаково трудно. Как и в прошлом году, пользователи РРО/ПРРО почувствовали это на себе в полной мере.

Зачем кассовому аппарату Интернет

Отвечаем: чтобы передавать определенную информацию в электронном виде на сервер ГНСУ по проводным или беспроводным каналам связи. Этого требует от всех РРО/ПРРО-обязанных п. 7 ст. 3 Закона об РРО.

О какой именно информации идет речь? Налоговики называют ее контрольно-отчетной (БЗ 109.12). Это:

— или информация об общем объеме расчетных операций — при использовании электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО для купли-продажи иностранной валюты;

— или электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков — при использовании остальных РРО и любых ПРРО.

Передается контрольно-отчетная информация на сервер ГНСУ автоматически, независимо от воли плательщика, сроков для ее подачи Закон об РРО вообще не определяет

Главное, что для этого нужно, — наличие интернет-связи. При этом не имеет значения, каким именно подключениям к сети вы пользуетесь: мобильным или стационарным. Поэтому первое, что стоило сделать, когда лег ваш мобильный оператор, — попробовать подключиться к Интернету через кабель, Wi-Fi или другого оператора.

А если такой возможности нет? В принципе, тоже ничего страшного, все равно определенное время можно проводить расчетные операции и без Интернета. Что для этого нужно, читайте дальше.

Как работать без Интернета

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, классический или программный РРО вы используете.

Классический РРО. В случае временного отключения Интернета на первых порах никаких особенностей при проведении расчетов не возникает. То есть при исчезновении соединения с Интернетом вы, как и раньше, продолжаете использовать свой РРО в привычном режиме.

Объясняется это тем, что для работы РРО постоянный доступ к Интернету не нужен. Ведь классический РРО передает контрольно-отчетную информацию на сервер ГНСУ не в реальном режиме, а время от времени. Ее отправка на сервер инициируется РРО по факту составления Z-отчета. При этом, если соединение с Интернетом не появится через 72 часа после выполнения последнего Z-отчета, проведение расчетов придется приостановить, поскольку работа РРО будет заблокирована. О блокировке вам просигнализирует сам РРО.

Вместе с тем эта блокировка снимется сразу после восстановления связи РРО с сервером (см. письмо Миндоходов от 11.03.2014 № 4479/6/99-99-18-03-01-15). То есть

стоит на определенное время подключить кассовый аппарат к Интернету, дождаться, пока он передаст накопленную отчетную информацию, — и его можно будет опять использовать без наличия связи еще 72 часа подряд

Если потребность в этом действительно есть, можно после окончания рабочей смены переместить РРО в другое место с гарантированным доступом к Интернету, выполнить все разблокировочные процедуры и вернуть его опять на торговую точку.

Если же такой возможности нет, после блокировки РРО по причинам отсутствия связи следует действовать так же, как и при выходе из строя РРО или отключении электроэнергии:

или прекратить торговлю, если вы отказались от регистрации КУРО и РК на этот РРО;

или проводить расчетные операции с использованием КУРО и РК, зарегистрированных на такой РРО. Так можно делать не больше 7 рабочих дней.

Остальные подробности ищите в статье «Отключили электроэнергию / исчез Интернет: как быть пользователям РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 87.

Программный РРО. Без подключения к Интернету ПРРО теряет связь с фискальным сервером ГНСУ и потому не может направлять на сервер контрольно-отчетную информацию в режиме онлайн. Вместе с тем

если отсутствие Интернета не связано с перебоями в энергоснабжении, сам фискальный сервер остается при этом полностью работоспособным

О чем ГНСУ и сообщила плательщикам в своем разъяснении от 12.12.2023. Там же она предложила возможные варианты работы для пользователей ПРРО:

— до восстановления стабильной работы мобильного оператора перейти в режим офлайн и продолжить работу на ПРРО

или

— переключиться на другого оператора.

Обратите внимание! Продолжать роботу ПРРО в офлайн-режиме удастся, если такой ПРРО способен работать в режиме офлайн и при регистрации ПРРО от этого режима не отказались. Иначе придется ожидать возобновления связи без возможности осуществлять расчетные операции.

И еще одно.

Ограничения по срокам проведения расчетных операций в режиме офлайн, установленные ст. 5 Закона об РРО (не более 36 часов подряд и не более 168 часов в месяц), в период военного положения (ВП) не действуют

Однако при этом запрещается использование ПРРО в период отсутствия связи между ним и фискальным сервером ГНСУ без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров (БЗ 109.09). Чтобы его получить, стоило в заявлении о регистрации ПРРО указать, что он может работать в режиме офлайн.

РРО заблокирован, а POS-терминал работает

Если во время блэкаута такое случалось крайне редко, то сейчас, когда лег один из мобильных операторов, это оказалось достаточно распространенным. Объяснение здесь простое: РРО и POS-терминал, установленные на торговой точке, от начала обслуживались разными операторами связи. Поэтому когда состоялся сбой в работе того оператора, который обеспечивал связью РРО, и через 72 часа РРО заблочился, POS-терминал продолжал исправно работать, как и раньше.

Рассмотрим две возможных ситуации.

1. КУРО и РК не применяется. В предыдущем разделе мы отмечали, что следствием принятия такого решения пользователем РРО является запрет на проведение расчетных операций на период выхода из строя РРО. Это значит, что в таком случае

прием наличности и/или платежных карт без надлежащей фискализации расчетов не допускается. Причем ссылки на форс-мажорные обстоятельства (сбой в работе мобильного оператора) оправданиями таких действий служить не могут

Иначе говоря, пользователь РРО, который после блокировки РРО не прекратил работу своей торговой точки, сознательно нарушил Закон об РРО.

Более того! Раз его не поймали за руку в тот момент, то объемы наличных расчетов, осуществленных с нарушением, он вообще решил скрыть. А о безналичных расчетах (через POS-терминал), которые скрыть невозможно, у него возник закономерный вопрос, как их теперь фискализировать? Не стоит ли пробить чеки на безналичку, как только восстановится Интернет и РРО будет разблокирован?

По нашему мнению, так делать нет никакого смысла. Ведь момент формирования чека четко определен в п. 1 ст. 3 Закона об РРО: чек должен подтверждать выполнение расчетных операций, поэтому создавать его следует, когда кассир принимает от покупателя наличность или платежную карту. А в п. 2 ст. 3 Закона об РРО однозначно прописан момент передачи чека покупателю: сделать это надо при получении товаров (услуг).

При этом согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО

штрафуется как непроведение расчетных операций через РРО/ПРРО, так и невыдача соответствующего расчетного документа, который подтверждает выполнение расчетной операции

Поэтому даже если апеллировать к тому, что о несвоевременном формировании кассового чека в этой норме ничего не сказано, остается еще такое очевидное нарушение, как невыдача этого чека покупателю. Спастись от штрафов за эти нарушения могут только торговцы (кроме торговцев подакцизкой), которые совершили их на территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / временно оккупированных территориях (п. 14 разд. ІІ Закона об РРО). Подробности — в статье «Защита от РРО-штрафов с 01.10.2023: кто «под зонтиком» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79 (ср. ).

2. Использование КУРО и РК. В этом случае выписывать расчетные квитанции вы должны как на наличные, так и на терминальные расчеты. Это следует из определения понятия «сумма расчета», приведенного в Порядке ведения РК, КУРО*.

* Порядок регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

При этом специальных правил заполнения расчетных квитанций в случае безналичных расчетов Порядок ведения РК, КУРО не содержит. Вместе с тем в нем есть норма (см. абзац первый п. 8 гл. 4 разд. ІІ Порядка ведения РК, КУРО), согласно которой

по желанию субъекта хозяйствования можно создавать дополнительные графы, в частности в графе 5 раздела 1 КУРО, зарегистрированной на РРО, для указания сумм расчетов, которые получены (выданы) с использованием электронных платежных средств

Очевидно, чтобы воспользоваться этой нормой, следует определенным образом помечать безналичные расчеты в расчетных квитанциях, скажем, аббревиатурой «ЕПЗ». Остальные подробности — в статье «Заполнение расчетной квитанции: обязательно ли указывать наименование и единицу измерения каждого товара?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58.

ПРРО без связи, а POS-терминал со связью

Здесь акценты несколько иные, хотя общий подход к делу почти такой же.

ПРРО не работает в офлайне. Выше мы предупреждали: если при регистрации ПРРО от применения офлайн-режима отказались, придется ожидать возобновления связи. При этом осуществлять любые расчетные операции, как наличные, так и безналичные, на этом ПРРО вы не сможете.

Кроме того, ПРРО не будет работать в офлайн-режиме и тогда, когда исчерпался полученный в контролирующем органе диапазон фискальных номеров, а подключиться к фискальному серверу ГНСУ для получения нового диапазона не удается из-за отсутствия интернет-связи.

В целом обе этих ситуации тождественны той, когда пользователь классического РРО отказался от применения КУРО и РК на период выхода РРО из строя. Поэтому и их последствия в случае безналичных продаж будут аналогичными (см. соответствующий подраздел предыдущего раздела).

ПРРО может работать в офлайне. В этом случае все расчеты, в том числе и безналичные, следует проводить через ПРРО в общем порядке. Время работы ПРРО в этом режиме в период ВП не ограничено, однако офлайн может прекратиться, если исчерпается полученный в контролирующем органе диапазон фискальных номеров. Чтобы его обновить, на определенное время подключите ваш ПРРО к Интернету через другого мобильного оператора или через кабель или Wi-Fi. Что делать, когда такой возможности нет, мы уже сказали выше.

Незакрытая рабочая смена / несозданный Z-отчет

Многих пугают последствия такой бездеятельности, вызванной, однако, не небрежностью субъекта хозяйствования, а форс-мажорными обстоятельствами. В свое время мы проанализировали их в статье «Следует ли бояться ответственности за незакрытую рабочую смену или несозданный Z-отчет» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79. Поэтому сегодня остановимся на этом вопросе только в части, которая связана с перебоями с интернет-связью.

Во-первых,

ответственности собственно за незакрытие рабочей смены по любым причинам как на РРО, так и на ПРРО действующим законодательством не предусмотрено

К тому же вспоминать об обязанности закрыть смену на классическом РРО вообще некстати — термин «открытие/закрытие смены» применяется только в отношении программных РРО.

Во-вторых, вместо этого следует говорить о нарушении требования п. 9 ст. 3 Закона об РРО ежедневно создавать на РРО и/или ПРРО фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) в случае осуществления расчетных операций. А ответственность за это на сегодня мизерна — админштраф по ст. 1551 КУоАП, с чем соглашаются и сами фискалы (БЗ 109.18).

В-третьих, те субъекты, которые не смогли своевременно создать Z-отчет из-за форс-мажорных обстоятельств, в частности перебоев с интернет-связью, могут избежать и этой мизерной ответственности, если:

1) на РРО и/или ПРРО создадут Z-отчет не позже следующего рабочего дня, до начала проведения расчетных операций на таком РРО и/или ПРРО (БЗ 109.02). В рассматриваемой ситуации понимаем это требование так, что Z- отчет следует создать не позже следующего рабочего дня, когда появится соответствующая возможность для его создания (будет восстановлена связь);

2) будут иметь доказательства отсутствия вины. По аналогии с разъяснениями в БЗ 109.18, стоит иметь документы, которые подтверждают факт повреждения телекоммуникационной сети.

В-четвертых, есть шанс избежать также ответственности за неподачу электронной РРО-информации (штрафа в размере 510 грн согласно п. 10 ст. 17 Закона об РРО),

если задержка не превышает 7 рабочих дней и при этом имеются соответствующие документы, которые подтверждают факт повреждения телекоммуникационной сети

Об этом речь идет в БЗ 109.18.

Как известно, перебои со связью были устранены именно в семидневный срок, поэтому проблем с этим штрафом быть не должно. Думаем также, что для подтверждения хакерской атаки на мобильного оператора связи как общеизвестного факта хватит и скриншота с его официального сайта.

Выводы

  • Для проведения расчетных операций в случае, если РРО оказался заблокированным из-за длительного отсутствия доступа к Интернету, следует иметь КУРО и РК, которые зарегистрированы на РРО в налоговой по основному месту учета плательщика. Срок использования КУРО и РК — не больше 7 рабочих дней.
  • В случае блокировки РРО прием наличности и/или платежных карт без надлежащей фискализации расчетов в КУРО и РК, зарегистрированных на РРО, не допускается, даже если POS-терминал при этом продолжает исправно работать.
  • Если при работе с ПРРО исчезла интернет-связь, однако доступ к фискальному серверу ГНСУ не нарушался, можно продолжать осуществлять расчетные операции через такой ПРРО в офлайн-режиме или переключиться на другого оператора.
  • В период военного положения ПРРО может работать в режиме офлайн больше чем 36 часов непрерывно / 168 часов в течение календарного месяца, но только при условии получения в контролирующем органе диапазона фискальных номеров.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше