Сдача металлолома/макулатуры — освобождена от НДС. Операции по поставке макулатуры/металлолома (отходов черных и цветных металлов, включенных в «черный» и «цветной» Перечни, утвержденные постановлением КМУ от 12.01.2011 № 15) до 01.01.2027 освобождаются от обложения НДС — льготируются (согласно п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Поэтому при сдаче металлолома/макулатуры у плательщика наряду с облагаемой деятельностью появятся и льготные поставки (т. е. возникнет двойная деятельность). А, следовательно, появится необходимость в распределении НДС по ст. 199 НКУ.
На всякий случай уточним, что до 01.01.2022 льготная сдача металлолома не влекла за собой необходимости НДС-распределения. Так как поставки собственного металлолома (образовавшегося как отходы производства, от ликвидации основных средств и других подобных операций в ходе деятельности) освобождались от НДС-распределения благодаря абзацу третьему п. 199.6 НКУ. Однако с 01.01.2022 этот абзац был исключен. Поэтому теперь
для металлолома никаких поблажек нет, и он (как и макулатура) может повлечь необходимость распределения НДС по ст. 199 НКУ
Особенности НДС-распределения. В связи с этим напомним, что необходимость НДС-распределения по ст. 199 НКУ возникает:
— по покупкам двойного назначения (с НДС) — предназначенным для одновременного использования и в облагаемой, и в льготной деятельности (которыми обычно являются: аренда офиса, коммунальные платежи по зданию офиса или помещениям, в которых ведут двойную деятельность, расходы на услуги связи (телефон, Интернет), канцелярские расходы и т. д.). Конечно, при условии, что по ним был НДС на входе и по нему возникло право на НК. Ведь цель НДС-распределения — частично компенсировать сумму входного НДС, в части, приходящейся на льготную (необлагаемую) деятельность;
— если доля использования в необлагаемых операциях (называемая еще «антиЧВ») составит хотя бы 0,01 % в общем объеме поставок (поскольку долю при расчете округляют до 2 знаков после запятой, письма ГНАУ от 06.04.2011 № 9496/7/16-1517-05, от 25.10.2011 № 4261/6/15-3415-04). При этом долю (антиЧВ) рассчитывают в строке 2 таблицы 1 приложения Д6 к декларации по НДС по итогам месяца, в котором впервые появились необлагаемые льготные поставки (если в прошлом году плательщик не вел двойную деятельность и у него льготных поставок не было, а в текущем году они только появились). А плательщики, которые в прошлом году вели двойную деятельность, используют для НДС-распределения в текущем году прошлогоднее значение антиЧВ (его декларируют на текущий год в строке 1 таблицы 1 приложения Д6 к декларации по НДС за январь). Впрочем, если сдача металлолома/макулатуры — разовая операция и доля металлоломных/макулатурных поставок в общем объеме операций слишком уж мала и антиЧВ по расчету получилось нулевым (меньше 0,01 %), то распределять НДС не придется. Однако приложение Д6 с расчетом антиЧВ в таком случае все равно следует подать;
— в конце года (в декабре) проводят годовой НДС-перерасчет (с учетом свежего значения антиЧВ, рассчитанного исходя из фактически осуществленных за отчетный год объемов операций). То есть цель годового перерасчета — по итогам года скорректировать распределенный НДС с учетом пересчитанного антиЧВ и достовернее (точнее) провести НДС-распределение (п. 199.4 НКУ). Правда, учтите: если при годовом перерасчете посчитанное антиЧВ окажется меньше 0,01 %, то начисленные в отчетном году распределительные НО придется обнулить.
А что со стоимостью самого сырья? И еще один момент — по поводу стоимости самого сырья, из которого возник металлолом, или товаров, приобретенных в упаковке. Считаем, что по сырью, при обработке которого появились металлоломные отходы, или по товару, поступившему в упаковке, компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ начислять не нужно. Ведь ни металлолом/ни макулатура специально для льготных операций в данном случае не приобретались. А появились как неизбежные побочные отходы производства/деятельности.
Причем с неначислением компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ со стоимости сырья по металлолому, образовавшемуся как отходы производства, в последнее время стали соглашаться и налоговики (письма ГНСУ от 11.06.2021 № 2378/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 29.08.2022 № 1335/ІПК/99-00-21-03-02-06, подробнее см. «Металлолом как отходы производства: с чего начислять компенсирующий НДС?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 77). Не исключено, что под давлением судебной практики, поддерживающей отсутствие необходимости начисления плательщиками в таком случае компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ (подробнее см. «Необлагаемые отходы производства: вопросы НДС» // «Налоги & бухучет», 2021, № 66).
К тому же обнадеживает то, что в письме ГНСУ от 29.08.2022 № 1335/ІПК/99-00-21-03-02-06 налоговики не говорят о необходимости начисления со стоимости металлоломного сырья и распределительных НО по п. 199.1 НКУ (ср. ). Тогда как раньше, например, в ситуации с макулатурой, требовали их начисления со стоимости всего товара, поступившего в картонной упаковке, которая потом была сдана на макулатуру (письма ГНСУ от 30.07.2020 № 3148/ІПК/99-00-05-06-02-06, ГФСУ от 28.11.2019 № 1637/6/99-00-07-03-02-15/ІПК). Подробнее об операциях с металлоломом и макулатурой см. «Налоги & бухучет», 2021, № 66 и «Поставка льготного металлолома теперь с НДС-распределением» // «Налоги & бухучет», 2022, № 5. Поэтому надеемся, что налоговики больше не будут требовать начисления со стоимости металлоломного сырья/товара в упаковке (сданной на макулатуру) распределительных НО по ст. 199 НКУ.