Темы статей
Выбрать темы

РРО-штрафы: новые веяния военного времени

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Вскоре* исчезнут не только налоговые, но и РРО-послабления, которые были введены на время военного положения. А именно: должны возобновить применение штрафов за нарушение РРО-законодательства и для тех, кто торгует неподакцизными товарами. Поэтому сегодня пришло время вспомнить, кого могут наказать за нарушение РРО-правил и могут ли наказать за нарушения, допущенные в военное время.

* Изначально ожидалось, что это будет с 1 июля, но, похоже, отмена военных норм откладывается по крайней мере до 1 августа, а может, на еще более продолжительный срок.

РРО-штрафы в войну

Введение в Украине 24.02.2022 ВП не повлияло на правила использования РРО/ПРРО. Их должны использовать все субъекты хозяйствования, в том числе ФЛП, если они:

— осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания, услуг;

— осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, в частности с применением электронных платежных средств (ЭПС) при продаже товаров (предоставлении услуг);

не подпадают под освобождение от РРО/ПРРО по ст. 9 или 10 Закона об РРО.

Кроме того, в течение действия ВП налоговики имеют возможность выявить нарушение, проведя один из видов разрешенных во время ВП проверок. Например, такое нарушение они могут обнаружить во время проведения фактических проверок. Такие проверки разрешены во время ВП практически с самого начала введения ВП. Подробно об РРО-проверках читайте в «РРО/ПРРО: проверки и ответственность» // «Налоги & бухучет» 2022, № 54.

В то же время, даже выявив во время действия ВП нарушение РРО-законодательства, фискалы не могут наказать всех субъектов хозяйствования.

Причина этого кроется в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО. В соответствии с ним

на период действия ВП санкции за нарушение РРО-законодательства не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров

Это освобождение:

— касается всех субъектов хозяйствования — как ФЛП, так и юрлиц;

не ограниченно какой-то территорией, например, где ведутся/велись боевые действия. То есть касается всей территории Украины;

— амнистирует нарушение всех требований Закона об РРО. То есть не только собственно применения РРО/ПРРО, но и требований в отношении ведения учета товарных запасов ФЛП.

Следовательно, во время войны п. 12 разд. ІІ Закона об РРО должен спасать от штрафов за нарушение РРО-законодательства только при продаже неподакцизных товаров. Если же с нарушениями РРО-правил вы продаете подакцизные товары, избежать штрафов в период действия ВП не удастся.

Вскоре с подачи законопроекта № 8401 действие п. 12 разд. ІІ Закона об РРО наверняка будет отменено (см. «Что будет с 1 июля: проект № 8401 приближается» // «Налоги & бухучет» 2023, № 44).

Не освобождение, а отсрочка штрафа?

Что касается РРО-нарушений, совершенных во время ВП теми, кто не торгует подакцизкой, то у них на сегодня часто возникает вопрос:

смогут ли фискалы после отмены РРО-моратория на штрафы привлечь их к ответственности за РРО-нарушения военного времени (то есть в период с 24.02.2022 и по дату отмены п. 12 разд. ІІ Закона об РРО)?

Мнение фискалов. Фискалы считают, что у них есть право и проверять, и штрафовать за РРО-нарушения в период ВП. Об этом они уже успели заявить не раз (см. письма ГНСУ от 11.04.2023 № 878/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 16.01.2023 № 99/ІПК/99-00-07-04-01-06; ГУ ГНС в Винницкой области от 22.02.2023 № 404/ІПК/02-32-07-05-14, а также БЗ 109.18).

Аргументируют фискалы этот вывод формулировками, которые использовал законодатель, когда предоставил освобождение от РРО-штрафов. Так, они отмечают, что синтаксическая конструкция «временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины», использованная в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО, устанавливает временный (в определенный промежуток времени) запрет на применение РРО-штрафов, а не освобождает их от ответственности в целом. Поэтому они убеждены, что субъекты хозяйствования, которые допустили РРО-нарушение (независимо от того, совершенны эти нарушения «до», «во время» или «после» военного положения), будут нести ответственность согласно закону.

Хотя в то же время налоговики не против простить РРО-проступки тем, у кого невыполнение предписаний РРО-законодательства связано с форс-мажором (см. письма ГНСУ от 19.08.2022 № 1303/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 09.12.2022 № 2181/ІПК/99-00-07-04-01-06, а также БЗ 109.18). Так, они говорят, что не будут наказывать тех субъектов, которые допустили РРО-нарушения по причинам, например, потенциального/аварийного отключения электроэнергии или начала воздушной тревоги. Но, чтобы получить такое освобождение, они будут требовать от субъекта хозяйствования подтверждения факта форс-мажора надлежащими доказательствами. Так, в частности, если нарушение вызвано:

исчезновением света, то подтвердить форс-мажор можно информацией, размещенной на веб-порталах энергоснабженческих компаний, об отключении электроэнергии в соответствующей местности или невозможности ее поставки из-за повреждения энергетических сетей;

началом воздушной тревоги, то, по мнению фискалов, для подтверждения форс-мажора достаточно объяснения торговцев, что причина нарушения — алгоритм работы его торговой точки во время воздушной тревоги. На наш взгляд, подойдет приказ руководства о том, что в случае объявления воздушной тревоги работники магазина должны покинуть магазин (торговый зал), а в случае если воздушная тревога продолжалась в промежутке времени, в котором хозяйственный объект прекращает свою работу согласно расписанию, то все РРО-операции проводятся на следующий рабочий день, до начала проведения расчетных операций на таком РРО/ПРРО.

Инициатива неплохая. Фискалы даже нашли подтверждение своих выводов в НКУ, а именно они опираются на требования п.п. 112.8.9 НКУ, в котором сказано, что

налогоплательщика освобождают от ответственности, если нарушение было совершено в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)

В то же время поскольку об освобождении от РРО-штрафов из-за форс-мажора в Законе об РРО нет ни слова, больших надежд на форс-мажор возлагать не стоит. Хотя и забывать о нем, особенно торговцам подакцизными товарами, не следует.

Тем, кто торгует неподакцизными товарами, стоит больше надеяться на освобождение от РРО-штрафов на время действия ВП благодаря п. 12 разд. ІІ Закона об РРО. Хотя, как видим, и здесь налоговики пытаются вставлять палки в колеса. Хотя законотворцы обещают, что сделают так, чтобы фискалы не могли наказать за нарушения, допущенные во время действия ВП, при торговле неподакцизкой, даже если такое нарушение контролеры выявят после ВП.

Наша позиция. Мы не соглашаемся с тем, что п. 12 разд. ІІ Закона об РРО дает только отсрочку от РРО-штрафов, а не освобождение. Ведь:

во-первых, освобождение от РРО-ответственности при торговле неподакцизными товарами появилось в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО перед тем, как налоговикам было разрешено (17.03.2022) во время действия ВП осуществлять фактические проверки. Детали ищите в «Нововведение в проверках во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39 (ср. ).

И уже одно это может свидетельствовать о том, что законодатели РРО-освобождение при торговле неподакцизными товарами предоставили именно в формате полного освобождения от штрафов (независимо от того, когда такие нарушения будут выявлены), а не в формате переноса ответственности на послевоенные периоды. Ведь зачем было вводить перенос РРО-ответственности при продаже неподакцизного товара на период после завершения ВП, если в периоде освобождения от штрафов никаких проверок и так фискалы проводить не могли (ведь действовал тотальный мораторий на проверки). То, что впоследствии фактические проверки были возобновлены, на суть РРО-освобождения распространять нельзя. Ведь никто не мог спрогнозировать срок действия ВП и тот факт, что до конца ВП РРО-проверки будут возобновлены;

во-вторых, освобождение от штрафов при торговле неподакцизкой было предоставлено из-за того, что с начала ВП у многих торговцев не было просто объективной возможности проводить операции через РРО. Например, так могло случиться тогда, когда у субъекта, который отказался от использования КУРО и РК, исчез свет. В этом случае следовало или прекратить расчеты, или торговать с нарушением РРО-правил.

А поскольку в Законе об РРО не предусмотрено освобождение от ответственности за невыполнение предписаний данного Закона из-за наступления форс-мажора, то, наверное, законодатель решил не заморачиваться и освободить от РРО-штрафов всех, кто торгует неподакцизными товарами;

в-третьих, торговец, который уже допустил ошибки, например, из-за отсутствия объективной возможности проводить операции через РРО (в частности, когда у него исчез свет или нет бумаги для печати чеков), исправить такую ошибку не может физически. А следовательно, логично освободить его от штрафов в военное время навсегда, а не переносить наказание на более поздние периоды.

Учитывая все это, мы считаем, что

РРО-ошибки, которые были допущены при торговле неподакцизными товарами в период с 24.02.2022 и по дату отмены моратория, вообще ни при каких условиях штрафоваться не должны

При этом дата выявления РРО-ошибки значения не имеет.

Размер штрафа

Требования фискалов. Налоговики чаще всего применяют к торговцам и, наверное, будут так делать и за нарушения, допущенные в военное время, штраф по п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Он применяется за самые распространенные РРО/ПРРО-нарушения — непроведение или неполное проведение расчетной операции через РРО/ПРРО, невыдача расчетного документа. Размер этого штрафа составляет:

— если нарушение совершенно впервые100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг);

за каждое следующее нарушение — 150 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

И вот здесь возникает главный вопрос:

что является первым нарушением, а что считать повторным?

Налоговики считают, что продажа товара без применения РРО и/или ПРРО не является длящимся нарушением. А следовательно, невыдача кассового чека РРО/ПРРО во время каждой продажи товара признается отдельным нарушением (БЗ 109.18). Даже если эти нарушения выявлены впервые во время одной проверки.

Таким образом, по их мнению, первый факт невыдачи чека РРО/ПРРО является нарушением, совершенным впервые, а следующий факт невыдачи — уже повторным нарушением.

Поэтому если торговец два раза не выдал чек РРО/ПРРО, то у него будут два отдельных нарушения. При этом за первый факт невыдачи чека они наложат штраф в 100 %, а за каждый следующий факт невыдачи чека (как в течение одного дня, так и вообще в течение периода, который они проверяют) наложат штраф в размере 150 % суммы продажи товаров с нарушением.

Позиция судов. Чтобы защититься от такого подхода, торговцам приходилось идти в суд. И суды раньше становились на сторону торговца. Они говорили, что непроведение операций через РРО/РРО — это продолжаемое нарушение (не отождествлять с длящимся). Поэтому они считали, что когда один торговец совершает ряд идентичных проступков неоднократно с одинаковой целью, формой вины, то такие действия следует считать единым правонарушением (см. постановление ВС от 27.08.2020 по делу № 815/4014/16).

Исходя из этого слуги Фемиды делали вывод, что РРО-нарушение считается совершенным повторно, только если оно уже фиксировалось налоговиками во время предыдущих проверок (задокументировано актом предыдущей проверки).

В то же время на сегодня позиция судов изменилась (см. постановление ВСУ от 22.02.2022 по делу № 640/4426/19). Они начали поддерживать фискалов и настаивать на том, что каждый установленный налоговиками факт непроведения расчетных операций через РРО является отдельным правонарушением (детали в «РРО-ответственность: новая позиция Верховного Суда в отношении повторности нарушений, штрафы за военные нарушения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 24).

А следовательно, общий размер финансовых санкций необходимо определять с учетом количества раз допущенных правонарушений, независимо от того, выявлены такие нарушения налоговиками в пределах одной проверки или нет.

Таким образом, в случае выявления во время проверки подтвержденных должным образом нескольких фактов неоднократных нарушений РРО-требований (независимо от того, допущены они были подряд или в течение определенного периода в отдельные дни) только первый факт нарушения карается штрафом в размере 100 % продажи, остальные — 150 %.

Досадно то, что позицию ВС уже взяли на вооружение другие суды разного подчинения (см. постановление Пятого апелляционного админсуда от 12.04.2023 по делу № 420/19741/21).

Выводы

  • Во время военного положения штрафы за нарушение РРО-законодательства не применяются, кроме РРО-штрафов при продаже подакцизных товаров.
  • После отмены моратория налоговики намереваются штрафовать за нарушения, допущенные в военные периоды.
  • Чтобы избежать РРО-штрафов, торговцам неподакцизными товарами следует настаивать на том, что допущенные ими нарушения освобождены от РРО-штрафов окончательно независимо от периода их выявления, или говорить, что такое нарушение вызвано форс-мажором. Возможно, доказывать свою позицию придется в суде.
  • Штраф за РРО-нарушение составляет 100 % и 150 % в зависимости от того, допущено оно впервые или считается следующим. При этом суд на сегодня считает, что каждая операция по продаже товаров без РРО/ПРРО является отдельным нарушением. Поэтому во время одной проверки можно получить как 100 %, так и 150 % штраф, если нарушений окажется больше, чем одно.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше