Что является основанием для назначения нетрудоспособных выплат? Ответ на этот вопрос дает ч. 1 ст. 23 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105). В ней указано следующее: основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является сформированный на основе медицинского заключения о временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности. В случае работы по совместительству основанием для назначения пособии является копия листка нетрудоспособности, удостоверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы.
Аналогичное требование в отношении назначении больничных по совместительству на основании удостоверенной копии содержится в Порядке оплаты первых пяти дней…, утвержденном постановлением КМУ от 26.06.2015 № 440 (дальше — Порядок № 440).
Интересно, что с 01.01.2023 Закон № 1105 работает в новой редакции, а в Порядок № 440 также вносились изменения. Однако требование «в отношении копии» оставили неизменным.
Конечно, в случае когда больничные назначают по совместительству, а листок нетрудоспособности выдан в форме документа на бумаге, без такой копии не обойтись.
А как быть, если работодатель по совместительству получил цифровую копию электронного больничного в личном кабинете страхователя на портале ПФУ? Нужна ли здесь еще и удостоверенная по основному месту работы бумажная копия? Ответ Пенсионного фонда (см. письмо от 17.03.2023 № 9726-10744/О- 03/8-2800/23):