Учет в Госфинмониторинга: надо ли становиться на учет, когда и как?
Право или обязанность? Если коротко, то ФЛП, которые предоставляют бухгалтерские услуги, обязаны встать на учет в Госфинмониторинга. То же касается юрлиц, которые предоставляют бухуслуги. Объясняем почему.
Дело в том, что есть такое понятие — субъект первичного финмониторинга (СПФМ). К ним относятся, в частности:
— бухгалтеры, субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету;
— субъекты хозяйствования, которые осуществляют консультирование по вопросам налогообложения.
Об этом речь идет в пп. «б», «в» п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361*.
При этом
СПФМ не являются бухгалтерами / налоговыми консультантантами — наемными работниками
О чем идет речь в том же п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361.
Потому-то и получается, что ФЛП и юрлица, которые предоставляют бухгалтерские услуги и/или консультируют о налогообложении, являются СПФМ.
А одной из обязанностей СПФМ как раз и есть постановка на учет в специально уполномоченном органе (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 361). И таким уполномоченным органом для этих субъектов является именно Госфинмониторинг.
Когда становиться на учет и как? Надо учесть следующие важные моменты.
1. Тот или иной код КВЭД (например, 69.20 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению») еще не является однозначным показателем для постановки на учет. Впрочем, как и его отсутствие.
Смотрите: логика не в наличии/отсутствии КВЭД, а в фактическом предоставлении тех или иных услуг. В частности, речь идет об услугах по:
— ведению бухучета;
— предоставлению консультаций о налогообложении хозсубъектам и физлицам, если у вас есть доступ к информации о хозоперации(ях) клиента (см. письмо Минфина от 09.03.2021 № 26110-05-10/7351).
Более подробно о наличии/отсутствии КВЭД для статуса СПФМ читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 82.
2. Правила постановки на учет можно найти в постановлении КМУ от 09.09.2020 № 850 (далее — Порядок № 850). Порядок № 850 вступил в силу с 01.01.2021, о чем мы предупреждали в «Налоги & бухучет», 2020, № 86.
Этот документ так определяет сроки для постановки на учет в Госфинмониторинга:
— для юрлиц, которые предоставляют бухуслуги / налоговые консультации, это — 3 рабочих дня с даты назначения работника, ответственного за проведение финмониторинга (об этом мы скажем позже). Но не позже дня проведения первой финоперации или даты установления деловых отношений с клиентом;
— для ФЛП, которые предоставляют бухуслуги / налоговые консультации, это — не позже дня проведения первой финоперации или даты установление деловых отношений с клиентом.
Конечно, для тех, кто предоставляет бухуслуги, более актуальным является именно установление деловых отношений.
Подробно об этих сроках можно почитать в «Налоги & бухучет», 2020, № 86.
Постановка на учет по общему правилу происходит в электронном виде
Подать соответствующую информацию можно через электронный кабинет по ссылке: cabinet.fiu.gov.ua/ (выбираем «Кабинет СПФМ»). Для этого, конечно, понадобится электронная подпись. Также можно зайти с помощью id.gov.ua.
Однако в период военного положения есть нюанс. Во время входа в электронный кабинет сообщается, что информация, поданная в Госфинмониторинга через эту систему, не принимается на учет до тех пор, пока не вступит в силу приказ Минфина от 04.06.2021 № 322. А это произойдет только после завершения военного положения (в первый понедельник четвертого месяца после этого события).
И здесь будут работать нормы п. 4 Порядка № 850: если возможности встать на учет через электронный кабинет нет, то всю необходимую информацию можно подать в бумажном виде. В частности, путем послания по почте с уведомлением о вручении почтового отправления по адресу Госфинмониторинга или вручения под расписку. Необходимые формы берем из приказа Минфина от 29.01.2016 № 24. Что подтверждает и Госфинмониторинг*.
* См. по ссылкам: cabinet.fiu.gov.ua/news/3efa900153ce429b962c54728325ad7c и cabinet.fiu.gov.ua/news/b1f66565dd014dbbb1a2f87be9617bcd.
Последствия (не)учета в Госфинмониторинга и контроль
Последствия учета. Для ФЛП и юрлиц они несколько отличаются. Об этом мы будем делать замечание во время их перечисления. Итак, если вы имеете статус СПФМ, то речь идет о таких самых главных, по нашему мнению, обязанностях.
1. Сообщать в Госфинмониторинг о:
а) подозрительных операциях клиентов. В операции надо искать признаки преступной деятельности, в том числе отмывания доходов. В этом нужно ориентироваться на типологические исследования и рекомендации, разработанные, в частности, Госфинмониторингом. Внимание! ФЛП и юрлица (которые предоставляют бухуслуги / консультируют по вопросам налогообложения) о пороговых финоперацях не сообщают (это, например, всем нам известные операции на сумму больше 400 тыс. грн; см. ч. 2 ст. 10 Закона № 361);
б) несоответствии данных о бенефициарах в ЕГР* данным о реальных бенефициарах. Актуальную информацию о подаче юрлицами данных о бенефициарах можно найти в «Налоги & бухучет», 2023, № 80 и «Налоги & бухучет», 2022, № 75.
* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
Сообщать обо всем нужно будет через электронный кабинет.
2. Разрабатывать свои правила финмониторинга и назначать спецсотрудника, который выполняет функции финмониторинга.
Не должны разрабатывать правила финмониторинга, а также брать в штат спецсотрудника хозсубъекты — НЕюрлица, которые работают самостоятельно (например, бухгалтеры-ФЛП)
О таком освобождении нам говорит ч. 1 ст. 8 Закона № 361.
Но юрлицам и ФЛП с наемными работниками разрабатывать правила финмониторинга и назначать спецсотрудника придется.
Кто контролирует СПФМ? ФЛП и юрлиц, которые предоставляют бухуслуги / консультируют по вопросам налогообложения, контролирует Госфинмониторинг и Минфин. Порядок надзора установлен в постановлении КМУ от 16.06.2023 № 662.
Последствия (не)учета: ответственность. Штрафы именно за то, что вы не встали на учет, прямо не предусмотрены.
Но есть достаточно сомнительная по формулировке штрафная санкция в п. 14 ч. 5 ст. 32 Закона № 361: «за нарушение прочих требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия». Размер штрафа — до 3000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (51000 грн). Ключевое здесь — «до». Не ко всем должны применять именно максимальную сумму. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств, перечисленных в ч. 7 ст. 32 Закона № 361. Например, будет учитываться финансовое положение СПМФ, наличие сотрудничества с госорганами и наличие/отсутствие убытков для третьих лиц.
Хотя здесь также стоит учесть, что действует Закон Украины от 03.03.2022 № 2115-IX. Он предусматривает, что к юрлицам и ФЛП не применяется админ- и/или уголовная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчетности и документов. Однако в Госфинмониторинга разъясняют, что информацию можно не подавать только при отсутствии физической возможности это сделать.
Также все еще остается открытым вопрос выявления нарушителей (то есть тех, кто не встал на учет)… Но надеяться на то, что вас не поймают, — стратегия не ахти. Поэтому будьте осторожны!
Выводы
- ФЛП и юрлица, которые предоставляют бухуслуги, являются специальными субъектами первичного финмониторинга (СПФМ) и должны встать на учет в Госфинмониторинга.
- ФЛП и юрлица, которые консультируют по вопросам налогообложения и имеют информацию о конкретных операциях клиента, должны встать на учет в Госфинмониторинга.
- Бухгалтеры — наемные работники не являются СПФМ и не обязаны становиться на учет в Госфинмониторинга.
- СПФМ сообщают в Госфинмониторинг о подозрительных операциях и расхождениях в данных о бенефициарах (между фактической информацией и информацией, которая указана в ЕГР).