Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтер-ФЛП, к постановке на учет готовьсь!

Амброзяк Наталья, юрист
Настало время вернуться к теме финмониторинга. Да, «финмониторинговый» Закон № 361* — это не только бенефициары, контроль за финоперациями и сложности в их проведении. Закон № 361 — это еще и новые требования для бухгалтеров-ФЛП и компаний, оказывающих бухгалтерские услуги. Заинтригованы? Давайте не будем торопить события. Расскажем обо всем по порядку.

* Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX (см. подробнее в «Налоги & бухучет», 2020, № 30, с. 21).

Предыстория

Закон № 361 вступил в силу 28.04.2020 г. и принес новые хлопоты для хозсубъектов, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги. Среди спецсубъектов первичного финмониторинга оказались (ч. 2 ст. 6 Закона № 361):

— бухгалтеры и хозсубъекты, предоставляющие бухуслуги;

— хозсубъекты, консультирующие по вопросам налогообложения;

— хозсубъекты, предоставляющие юруслуги;

— лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юрлицами;

— хозсубъекты, предоставляющие посреднические услуги в операциях по купле-продаже недвижимости, а также хозсубъекты, консультирующие за вознаграждение по поводу такой купли-продажи.

Строго говоря, они были там и раньше. Но их жизнь стала отягощена новыми обязанностями.

Что же страшного в статусе «субъект первичного финмониторинга»?

1. Стукачество. Эти субъекты должны сообщать в Госфинмониторинг о:

а) подозрительных операциях своих клиентов. Понятие в Законе № 361 весьма расплывчатое (см. ст. 21). В операции нужно искать признаки преступной деятельности, в том числе отмывания доходов. Ясно только, что субъекты финмониторинга должны учитывать типологические исследования и рекомендации, разработанные, в частности, Госфинмониторингом (см. по ссылке: fiu.gov.ua/pages/finansovii-monitorint/metodologija/rekomendaci). Например, подозрительными при определенных условиях могут стать контакты с благотворительными организациями (кроме тех, которые работают под эгидой международных организаций);

б) несоответствии данных о бенефициарах в ЕГР** с данными о реальных бенефициарах. Мало того, что за несообщение грозит ответственность субъекту первичного финмониторинга, так еще и появится риск для юрлица получить штраф (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 32, с. 25). Обратите внимание: юрлица, зарегистрированные в ЕГР до 28.04.2020 г., пока данные о бенефициарах не обновляют! То есть к госрегистратору им пока бежать не нужно!

** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Конечно, уже сейчас клиенты некоторых хозсубъектов напрягаются по этому поводу.

2. Разработка своих правил финмониторинга и назначение спецсотрудника, который выполняет функции финмониторинга.

Не должны разрабатывать правила финмониторинга, а также брать в штат спецсотрудника хозсубъекты-неюрлица, которые работают в одиночку (например, бухгалтеры-ФЛП)

О таких освобождениях нам говорит ч. 1 ст. 8 Закона № 361.

3. Большие штрафы. Финмониторинговые «прегрешения» могут повлечь за собой два типа ответственности: административную (в ст. 1669 КУоАП) и финансовую (в разд. VIII Закона № 361). Например, должностные лица или ФЛП могут легко заработать штраф в размере 5100 грн.

4. Постановка на учет. Для того, чтобы бухгалтеры-ФЛП и прочие перечисленные выше спецсубъекты не «затерялись в толпе», в их обязанности входит постановка на учет в Госфинмониторинге (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 361).

Как только вступил в силу Закон № 361, подходящего для него порядка постановки на учет спецсубъектов не существовало. Вернее, он был, но принят еще под старую нормативку*.

* Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 05.08.2015 г. № 552.

В связи с этим Госфинмониторинг рекомендовал «новеньким» субъектам финмониторинга становиться на учет, руководствуясь старыми порядками (см. по ссылке: fiu.gov.ua/ в разделе «Фінансовий моніторинг»>«Для небанківських установ»).

После появления Закона № 361 еще теплилась надежда, что новый порядок смягчит ситуацию. Но ожидания, к сожалению, не оправдались ☹.

Да, уже появился новый Порядок № 850**. Но

** Утвержден постановлением КМУ от 09.09.2020 г. № 850.

новый порядок постановки на учет субъектов первичного финмониторинга вступит в силу с 01.01.2021 г.

Какие же правила он устанавливает?

Порядок постановки на учет

Сроки. Они зависят от статуса хозсубъекта, и установлены в п. 5 Порядка № 850.

Если это юрлица, то они должны встать на учет в Госфинмониторинге в течение 3 рабочих дней с даты назначения сотрудника, ответственного за проведение финмониторинга, но не позднее дня проведения первой финоперации либо даты установления деловых отношений с клиентом (заключения договора, в том числе публичного).

Если это ФЛП, хозсубъекты, оказывающие юруслуги, адвокаты, адвокатские бюро/объединения, нотариусы, хозсубъекты-посредники в купле-продаже недвижимости, торгующие драгметаллами за наличные, те, кто проводит азартные игры/лотереи, то — не позднее дня проведения первой финоперации либо даты установления деловых отношений с клиентом.

Что делать уже работающим хозсубъектам? Считаем, что встать на учет нужно в промежутке между 01.01.2021 г. и первой финоперацией, проведенной в 2021 году, либо установлением делового контакта с клиентом.

Хотя в отношении бухФЛП, скорее, ключевое — это установление деловых отношений. А вот момент проведения финоперации, считаем, касается финучреждений либо субъектов, которые становятся субъектами финмониторинга в случае сопровождения конкретных операций. Например, хозсубъекты-посредники в купле-продаже недвижимости.

Куда и как обращаться? Чтобы встать на учет, нужно обратиться в Госфинмониторинг.

Обратите внимание: общение с Госфинмониторингом происходит в электронном виде через так называемый е-кабинет. Но если с подачей документов в электронном виде проблемы, то допускается их подача в бумажном виде по почте с уведомлением о вручении или под расписку (п. 4 Порядка № 850).

Но пока е-кабинет находится в разработке (см. по ссылке: fiu.gov.ua/elektronnij-kabinet.html).

А если не встать на учет? Именно за непостановку на учет прямого штрафа вы не найдете. Административной ответственности только лишь за факт непостановки на учет нет. А вот в п. 14 ч. 5 ст. 32 Закона № 361 есть «резиновая» санкция за иные нарушения финмониторингового законодательства — штраф до 51 тыс. грн.

Обратите внимание на предлог «до». Дело в том, что каждый конкретный случай должен оцениваться проверяющими. В зависимости от такой оценки устанавливается размер штрафа. Критерии оценки определены в ч. 7 ст. 32 Закона № 361 (ср. ). Среди них есть, например, финансовое состояние субъекта первичного финмониторинга или убытки третьих лиц из-за нарушения (если сумму убытков можно определить).

Поэтому если вы — небольшой ФЛП-бухгалтер, а ваши клиенты не замешаны в серьезных подозрительных операциях, то, возможно, непостановка на учет не станет причиной опустошения ваших карманов.

Обратите внимание: если вы до 01.01.2021 г. не следовали рекомендациям Госфинмониторинга и не становились на учет, то считаем, что ответственность наступать не должна.

Что в итоге?

Конечно, в связи с тем, что новый порядок вступит в силу со следующего года, можно попробовать поиграться с видами деятельности. Например, перепрофилировать услуги в информационные (код КВЭД 63.11). Для этого над предметом договора, правами и обязанностями сторон придется хорошенько потрудиться и переформулировать их.

Но учтите два момента.

Во-первых, консультирование по налоговым вопросам не спасет. Хозсубъекты-консультанты — это такие же субъекты первичного финмониторинга, как и бухгалтеры-ФЛП. Во-вторых, если ваш клиент попадет в поле зрения Госфинмониторинга, к примеру, с признаками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, то такие фокусы вас не спасут. Это только усилит ваши шансы получить максимальные штрафы.

Еще один вариант: стать бухгалтером — наемным работником. На них ни одна из проблемных финмониторинговых обязанностей не распространяется. Бухгалтеры — наемные работники не являются субъектами первичного финмониторинга.

Также обратите внимание на право лиц, оказывающих юруслуги, не сообщать о своих подозрениях, если они защищают клиента, представляют его интересы в судах и в делах досудебного урегулирования споров или предоставляют консультации по защите и представительству клиентов (ч. 3 ст. 10 Закона № 361). Да, обязанность встать на учет останется. Да, статус никуда не денется. Но от «стукачества» можно частично откреститься. А это дополниительное доверие со стороны клиентов!

Остается под вопросом и возможность проконтролировать всех субъектов. На первый взгляд, это сделать не сложно. Открываем ЕГР и просматриваем виды деятельности на предмет специальных кодов КВЭД.

Но код КВЭД ≠ обязанность встать на учет в Госфинмониторинге. Ведь делать это нужно как минимум не позднее даты установления деловых отношений. А нет отношений/финоперации — нет и обязанности.

Вычислить «неучтенных», конечно, можно. Но для этого нужно провести серьезную подготовительную работу. Получить доступ к данным об операциях конкретных хозсубъектов. Но перед этим, считаем, нужно, чтобы хозсубъектом заинтересовались.

Тем не менее, поскольку порядок постановки на учет вступает в силу только 1 января, время решить для себя вопрос еще есть.

выводы

  • С 28.04.2020 г. Госфинмониторинг рекомендовал спецсубъектам финмониторинга (в том числе бухгалтерам-ФЛП) становиться на учет по старому Порядку № 552.
  • С 01.01.2021 г. вступает в силу новый порядок регистрации субъектов первичного финмониторинга, среди которых бухгалтеры-ФЛП.
  • С 01.01.2021 г. ФЛП-бухгалтерам нужно будет становиться на учет в Госфинмониторинге не позднее установления деловых контактов с первым клиентом.
  • Бухгалтеров, работающих по трудовому договору, финмониторинговые правила не касаются.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше