Темы статей
Выбрать темы

Оформление простоя

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Если предприятие планирует приостановить деятельность, то одним из вариантов отношений с наемных работников в этот период является введение для них простоя. Поговорим о том, при каких условиях можно объявить простой, есть ли ограничения по его продолжительности, о документальном оформлении простоя и других вопросах.

Основания для введения

Понятие «простой» законодательно определенно в ч. 1 ст. 34 КЗоТ. Так, простой — это приостановка работы, которая может быть вызвана отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.

Вообще, простой может возникнуть как по вине работодателя, так и по вине работников, а также по причинам, не зависящим от сторон трудового договора. Поскольку рассматриваем простой в период приостановки деятельности предприятия, то простой по вине работника оставим вне поля зрения.

Законодательством не установлено четких условий (оснований) объявления простоя на конкретном предприятии. Также не установлено и никаких ограничений. Поэтому решение вопроса об объявлении простоя в полной мере зависит от объективных обстоятельств, которые сложились на предприятии, и желания работодателя.

Обязательное условие для введения простоя — это наличие обстоятельств, которые повлекли остановку работы предприятия или его структурных подразделений

Обратите внимание! Наличия правового режима военного положения в Украине недостаточно для объявления простоя, если предприятие может продолжать функционировать. Это отмечало Управление инспекционной деятельности в Черновицкой области Юго-западного межрегионального управления Гоструда в разъяснении от 01.06.2023.

Поэтому если предприятие временно приостановило деятельность в период действия военного положения и при этом часть работников переехали в более безопасные места или выехали за границу, то оформлять простой не обязательно. С такими работниками можно приостановить действие трудовых договоров, если одновременно как работодатель, так и работник не могут исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором. Или же на основании личных заявлений работников предоставить им отпуска, в том числе без сохранения заработной платы.

В случае, когда такие варианты не подходят, можно запустить процедуру сокращения численности или штата в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Подробно об увольнении по этому основанию читайте в статье «Нет работы: что делать с работниками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 28.

Отправлять ли в простой всех и сразу?

Простой можно ввести как для предприятия в целом, так и для отдельных его подразделений или отдельных работников. Это следует из норм ст. 113 КЗоТ. Поэтому объявляя простой на предприятии, учтите, что даже в такой период определенные работники должны продолжать исполнять свои обязанности. Поэтому отправлять в простой всех и сразу не надо.

Так, для отдельных категорий работников простой в принципе не может быть введен. В частности, постоянно находиться на своем рабочем месте надо охраннику.

Если работник исполняет свои должностные обязанности периодически (2 — 3 раза в неделю), для него будет целесообразным введения не простою, а режима неполного рабочего времени.

Для лиц, которые привлекаются к работе несколько раз в месяц, допустим вариант установления простоя на неделю или две с последующим выходом на работу на несколько дней. Потом им опять может быть введен простой на 1 — 2 недели.

Также возможна ситуация, когда работник, для которого был введен простой, неожиданно понадобился на работе, например, для ликвидации последствий аварийной ситуации. В этом случае следует отменить простой для такого работника, а после выполнения необходимых работ опять его ввести. Ведь выход работников на работу во время простоя не отвечает условиям ст. 34 КЗоТ.

Часть 2 ст. 34 КЗоТ предусматривает, что в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу. Такой перевод возможен на все время простоя, но не более чем на 1 месяц. Например, в случае введения простоя для отдельного структурного подразделения некоторые работники могут быть переведены на работу в другое структурное подразделение. Следовательно, для них простоя не будет.

Внимание! Если отдельные работники до введения простоя предприятия (или его структурного подразделения) находились в отпусках (оплачиваемых или неоплачиваемых) или на больничном, им простой не объявляем до выхода из отпуска или выздоровления. Соответственно никаких корректировок оплаты осуществлять не нужно.

Заметьте, что простой не является изменением существенных условий труда для работников, поскольку это вынужденная остановка работы, которая не изменяет установленные условия труда (см. разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда от 10.03.2023).

Место пребывания работников во время простоя

Время, на которое может вводиться простой, законодательство не ограничивает. Это может быть как несколько часов, так и весь период до окончания военного положения. Однако простой не по вине работника — это удовольствие не из дешевых, ведь этот период работодатель должен оплачивать. О том, как именно, читайте в статье «Оплата простоя» // «Налоги & бухучет», 2023, № 75.

В случае продолжительного простоя нужно решить вопрос присутствия или отсутствия работников на работе.

Место пребывания работника во время простоя законодательство не определяет. Поэтому

должны ли работники находиться на рабочем месте во время простоя, решает работодатель

Если да, то они находятся на рабочем месте в соответствии с установленным режимом работы, но при этом не исполняют свои должностные обязанности (см. разъяснение Гоструда от 02.06.2022).

Вопрос присутствия или отсутствия работника на рабочем месте во время простоя может определяться Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. Но если в упомянутых документах не установлено местонахождение работников во время простоя, то это необходимо оговорить в приказе (распоряжении) (см. ниже).

Этот момент важен, в частности, и потому, что если в период простоя с работником, который не находится на рабочем месте, произойдет несчастный случай, то он будет квалифицироваться как несчастный случай непроизводственного характера.

Порядок оформления

Ни КЗоТ, ни другие акты законодательства не регулируют подробно порядок ввода простоя на предприятии и не указывают на то, какие именно документы нужны для его введения.

По мнению Минсоцполитики, для оформления простоя не по вине работника работодателю надо совершить следующие действия (см. письмо от 04.10.2013 № 179/06/186-13):

— оформить акт простоя, в котором зафиксировать причины, обусловившие остановку работы предприятия, и

— издать приказ (распоряжение) об объявлении простоя.

Заявления от работников для оформления простоя не нужны.

Акт простоя. Оформление такого акта, по нашему мнению, не является обязательным, если причины приостановки деятельности предприятия и их устранение не зависят от работодателя и при этом четко известны дата и время начала простоя. Например, работа предприятия, которое занимается организацией массовых мероприятий, ограничена распоряжением органа местного самоуправления. В таком случае для объявления простоя достаточно приказа (распоряжения) работодателя.

Приказ (распоряжение) о простое. В нем целесообразно указать следующую информацию:

— причины и обстоятельства, из-за которых объявляется простой на предприятии;

— дату (время) начала и продолжительность простоя (дату (время) его завершения). Если дату окончания простоя установить заранее невозможно, указываем событие, с которым связано его завершение (например, до окончания боевых действий на территории населенного пункта);

— для кого объявлен простой — для всего предприятия, определенных подразделений или отдельных работников;

— порядок оплаты времени простоя;

— необходимость присутствия или отсутствия работников на рабочих местах;

— ответственное лицо за сообщение приказа (распоряжения) другим работникам.

(ср. )Приказ (распоряжение) о введении простоя может быть доведен до работников с помощью средств электронных коммуникационных сетей, определенных правилами документооборота предприятия. Подробнее об этом читайте в статье «Дистанционный документооборот» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68.

Пример оформления приказа об объявлении простоя — см. на рисунке ниже.

img 1

Фрагмент приказа об объявлении простоя на предприятии

Любых ограничений по срокам для ознакомления работников с приказом (распоряжением) об объявлении простоя нет. Главное — сделать это до начала простоя.

Табель. В табеле учета использования рабочего времени отражайте простой следующим образом:

— в верхней ячейке указывайте количество часов простоя (например, «8»);

— в нижней ячейке указывайте буквенное обозначение «П» или цифровой код «23».

Выход из простоя. Если работодатель нашел выход из кризисной ситуации и имеет возможность обеспечить работников работой и средствами производства, действие приказа о введении простоя в работе отменяется, простой прекращается, а работники приступают к выполнению своих трудовых обязанностей (см. разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда от 11.05.2023).

Выводы

  • Простой можно ввести как для предприятия в целом, так и для отдельных его подразделений или отдельных работников.
  • Вопрос присутствия или отсутствия работника на рабочем месте во время простоя определяет работодатель. Однако даже находясь на рабочем месте во время простоя, работник не должен исполнять свои обязанности.
  • Законодательных ограничений по времени, на которое может быть объявлен простой, нет.
  • Введение простоя на предприятии оформляют приказом (распоряжением) и, в случае целесообразности, — актом простоя.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше