Темы статей
Выбрать темы

Ежегодный отпуск: военные особенности

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Даже во время войны лица, работающие на основании трудовых договоров, имеют право на ежегодные отпуска. Однако в период действия военного положения применяются особые правила их предоставления. Давайте посмотрим, какие же нормы законодательства следует учитывать в этот период.

Во время военного положения, как и до его введения, обычные работодатели предоставляют ежегодные отпуска в соответствии с Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках). То есть этот нормативно-правовой акт остается действующим. Но в дополнение к нему нужно учитывать предписания Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-ІХ (далее — Закон № 2136). Об установленных Законом № 2136 особенностях предоставления ежегодных отпусков наш дальнейший разговор.

Праздничные и нерабочие дни

В мирное время при определении продолжительности ежегодных отпусков не учитывались праздничные и нерабочие дни, установленные ст. 73 КЗоТ. То есть отпуск фактически продлевался на количество праздничных/нерабочих дней, которые приходились на его период, но такие дни не оплачивались.

Однако во время военного положения не применяются нормы (см. ч. 6 ст. 6 Закона № 2136):

ст. 73 КЗоТ, определяющей перечень праздничных и нерабочих дней;

ст. 781 КЗоТ и ч. 2 ст. 5 Закона об отпусках, которыми предусматривается продление ежегодных отпусков на праздничные и нерабочие дни.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона № 2136 (24.03.2022) и до окончания действия военного положения праздничных/нерабочих дней в Украине нет. Это обычные календарные дни. Поэтому

если на период ежегодного отпуска приходятся дни, указанные в ст. 73 КЗоТ, продлевать на них такой отпуск не нужно

В связи с неприменением норм ст. 73 КЗоТ возникают особенности и в расчете сумм отпускных. В частности, для определения среднедневной зарплаты выплаты за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу ухода в отпуск (или за фактически отработанный период), делят на количество календарных дней расчетного периода. При этом из расчетного периода исключают праздничные и нерабочие дни, установленные законодательством, а также время, в течение которого работник не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично.

Поскольку в предшествующие 12 месяцев в Украине действовало военное положение, в этот период праздничных и нерабочих дней не было. А значит, пока при исчислении суммы отпускных расчетный период на такие дни уменьшать не придется.

Ежегодный основной отпуск за текущий год

Во время военного положения абзац первый ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 разрешает работодателю ограничивать продолжительность ежегодного основного отпуска 24 календарными днями за текущий рабочий год.

Здесь обратите внимание на два важных момента:

1) применять ограничение или нет — решать работодателю. То есть это его право, а не обязанность;

2) ограничение касается отпуска за текущий рабочий год.

Например, работник — лицо с инвалидностью ІІ группы имеет право на ежегодный основной отпуск 30 календарных дней за текущий рабочий год. В период действия военного положения работодатель может:

— предоставить ему отпуск в полном объеме (военное положение не является препятствием для этого)

или

— принять решение ограничить ежегодный основной отпуск за текущий рабочий год 24 календарными днями.

Если работодатель решил ограничить продолжительность ежегодного основного отпуска, неиспользованные дни (в нашем примере — 6 календарных дней) не пропадают. Предоставление неиспользованных дней такого отпуска переносится на период после прекращения военного положения.

При этом, как указано в абзаце втором ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 (в редакции, действующей с 24.12.2023), по решению работодателя такие неиспользованные дни могут предоставляться без сохранения заработной платы. Это не распространяется на руководящих работников заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогических, научно-педагогических и научных работников.

Однако с этой нормой не все так просто. Дело в том, что предоставление части ежегодного основного отпуска без сохранения зарплаты является ограничением прав и свобод граждан. А такое ограничение после завершения военного положения противоречит ст. 64 Конституции Украины. На этот факт обращало внимание и Минэкономики в письме от 28.01.2024 № 4706-05/6893-09 (см. «Налоги & бухучет», 2024, № 12). По мнению специалистов ведомства,

после прекращения военного положения неиспользованные дни оплачиваемых отпусков могут предоставляться только с сохранением зарплаты

Поэтому если работодатель ограничил ежегодный основной отпуск 24 календарными днями, оставшиеся дни, предоставляемые после окончания военного положения, рекомендуем оплачивать в общем порядке.

Важно! По нашему мнению, принимать решение об ограничении дней отпуска в отношении отдельных работников нельзя. Все работники должны быть в равных условиях (см. ст. 21 КЗоТ). Иначе Гоструда может усмотреть в действиях работодателя дискриминацию отдельных лиц, что является нарушением трудового законодательства.

Ежегодные дополнительные отпуска

В период действия военного положения предоставление работнику любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска в связи с усыновлением) сверх ежегодного основного отпуска, предусмотренного абзацем первым ч. 1 ст. 12 Закона № 2136, по решению работодателя может осуществляться без сохранения заработной платы. Такая возможность с 24.12.2023 предусмотрена абзацем третьим ч. 1 ст. 12 Закона № 2136. Это касается и ежегодных дополнительных отпусков.

Предоставление не использованных работником дней отпуска переносится на период после завершения военного положения. При этом упомянутой нормой разрешается по решению работодателя предоставлять их без сохранения заработной платы.

Указанные положения не применяются к руководящим работникам заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, а также к педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам.

Таким образом, в общем случае при предоставлении в период действия военного положения ежегодного дополнительного отпуска за текущий рабочий год работодатель может:

1) оплатить его по общим правилам

или

2) принять решение о предоставлении такого отпуска без сохранения зарплаты. То есть вид отпуска сохраняется, но отпускные за период такого отпуска не начисляются.

Если вы идете по второму пути, то учтите мнение Минэкономики, изложенное в письме от 28.01.2024 № 4706-05/6893-09 (ср. ).

Во-первых, предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за текущий рабочий год без сохранения зарплаты — это право, а не обязанность работодателя.

Также добавим, что, на наш взгляд, принимать решение о предоставлении оплачиваемых отпусков без сохранения зарплаты в отношении отдельных работников нельзя (см. ст. 21 КЗоТ).

Во-вторых,

воспользоваться возможностью не выплачивать отпускные работодатель может исключительно по отпускам, на которые работник получил право после 24.12.2023

Если дни ежегодного дополнительного отпуска были заработаны до этой даты, то они оплачиваются в общем порядке.

В-третьих, работодатель должен обосновать решение о предоставлении оплачиваемых отпусков без сохранения зарплаты и документально подтвердить наступление обстоятельств, которые повлекли такую необходимость.

В-четвертых, как и в случае с основным отпуском (см. выше), после окончания военного положения неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков могут быть предоставлены только с сохранением заработной платы. Обосновывают такой вывод в Минэкономики положениями ст. 64 Конституции Украины.

Неиспользованные дни отпусков прошлых лет

Что касается неиспользованных дней ежегодного отпуска за прошлые рабочие годы, то в период действия военного положения работодатель может (но не обязан!) отказать работнику в их предоставлении.

Обратите внимание! Закон № 2136 не уточняет, о каких именно ежегодных отпусках речь. Поэтому, по нашему мнению, отказать можно в предоставлении накопленных неиспользованных дней как основного, так и дополнительных ежегодных отпусков.

Если работодатель принимает решение об отказе, то такими отпусками работники смогут воспользоваться после окончания военного положения.

При этом во время военного положения не применяются (см. абзац пятый ч. 1 ст. 12 Закона № 2136):

ч. 7 ст. 79 КЗоТ и ч. 2 ст. 12 Закона об отпусках. Согласно этим нормам неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск;

ч. 5 ст. 80 КЗоТ и ч. 5 ст. 11 Закона об отпусках. Эти нормы запрещают непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение 2 лет подряд, а также непредоставление их в течение рабочего года лицам до 18 лет и работникам, имеющим право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями или особым характером труда.

Таким образом, пока военное положение не завершится, эти требования законодательства можно игнорировать.

Отказ в предоставлении отпуска

Часть 2 ст. 12 Закона № 2136 позволяет работодателю в период действия военного положения отказать в предоставлении любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска для ухода за ребенком до 3 лет), если работник привлечен к выполнению:

— работ на объектах критической инфраструктуры;

— работ по производству товаров оборонного назначения;

— мобилизационного задания (заказа).

В этих ситуациях можно отказать в предоставлении ежегодных отпусков (основного и дополнительных) как за предыдущие, так и за текущий рабочий год. В том числе в предоставлении 24-дневного минимума, предусмотренного абзацем первым ч. 1 ст. 12 Закона № 2136.

Эту норму можно распространить, например, на медработников (см. разъяснение Гоструда от 06.02.2024) и водителей транспортных предприятий (см. консультацию Гоструда от 26.03.2024).

Если работодатель отказывает в предоставлении определенного вида отпуска, неиспользованные дни переносятся на период после завершения военного положения.

А можно ли получить за неиспользованные дни компенсацию? Об этом читайте далее.

Выплата компенсации

Как указано в абзаце шестом ч. 1 ст. 12 Закона № 2136, в случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация согласно ст. 24 Закона об отпусках.

При этом учтите: ни в Законе об отпусках, ни в Законе № 2136 не указано, что не нужно компенсировать деньгами дни отпусков, которые работодатель планировал предоставить без оплаты (см. выше). А значит,

за все неиспользованные дни ежегодных основных и дополнительных отпусков при увольнении должна быть начислена и выплачена компенсация

А можно ли в период действия военного положения получить отпускную компенсацию без увольнения?

Работник по желанию может получить такую компенсацию в случае (ст. 24 Закона об отпусках):

призыва/приема на военную службу. Для этого работник подает работодателю соответствующее заявление не позднее последнего дня месяца, в котором он был освобожден от работы в связи с призывом/приемом на военную службу;

— если его ежегодный (основной и дополнительный) отпуск за один рабочий год превышает 24 календарных дня. Тогда за оставшиеся дни отпуска компенсация предоставляется по заявлению работника после использования им не менее 24 календарных дней ежегодного отпуска за соответствующий рабочий год (см. письмо Минэкономики от 03.05.2023 № 4706-05/20086-09).

Важно! Получить денежную компенсацию без увольнения могут только работники старше 18 лет.

Также не забудьте, что исчисление средней заработной платы для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, на которые работник приобрел право до 31.12.2023, осуществляется по особым правилам — исходя из выплат, начисленных в 2023 году. Подробнее см. в статье «Расчет средней зарплаты по Порядку № 100 изменен!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 74.

На этом завершим рассмотрение военных особенностей предоставления отпусков. Верим, что наша победа уже близко и скоро мы сможем вернуться к общим правилам, установленным Законом об отпусках.

Выводы

  • В период действия военного положения продолжительность ежегодных отпусков на праздничные и нерабочие дни не продлевают.
  • Во время военного положения работодатель может ограничивать продолжительность ежегодного основного отпуска 24 календарными днями за текущий рабочий год.
  • По мнению Минэкономики, после прекращения военного положения неиспользованные дни оплачиваемых отпусков могут предоставляться только с сохранением зарплаты.
  • В общем случае в период действия военного положения работодатель может принять решение о предоставлении ежегодного дополнительного отпуска, заработанного после 24.12.2023, без сохранения зарплаты.
  • Пока действует военное положение, работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных им дней ежегодного отпуска за прошлые рабочие годы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше