«Пропорциональный» лимит дохода
Действительно, если часть 2023 года единоналожник работал на спецЕН, то:
1) спецЕН-доход (какого бы размера он ни был) в расчете лимита не участвует
(п.п. 91.4.1 подразд. 8 разд. ХХ НКУ);
2) но одновременно с этим сам лимит (предельный объем дохода) для соответствующей группы плательщиков ЕН определяется пропорционально к количеству календарных месяцев текущего календарного года, в течение которых плательщик ЕН не применял спецЕН (п.п. 91.4.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).
Напомним, что в 2023 году «общий» лимит дохода для плательщиков группы 3 составлял 7818900 грн (1167 х 6700 грн).
Если, как в нашем примере, плательщик ЕН работал на обычном ЕН (5 %) с 01.01.2023 по 31.03.2023 (3 месяца), а потом с 01.08.2023 по 31.12.2023 (5 месяцев), то «пропорциональный» лимит дохода определяется так*:
* Подробнее о расчете «пропорционального» лимита см., в частности, в статьях: «С 01.01.2023 — на спецЕН, с 01.08.2023 — на ЕН: лимит дохода для 2023 года» // «Налоги & бухучет», 2023, № 93, «Внутри» 2023 года — на спецЕН, с 01.08.2023 — на ЕН: лимит дохода для 2023 года» // «Налоги & бухучет», 2023, № 93.
7818900 грн: 12 месяцев х 8 месяцев = 5212600 грн.
В нашем же случае общий доход, полученный на обычном ЕН, составил 5900000 грн. Следовательно, предельный лимит дохода превышен и это превышение состоялось в IV квартале 2023 года.
Например, если плательщик налога с самого начала 2023 года находился бы на 2 % (спецЕН), а с 01.08.2023 вместе со всеми вернулся на обычный единый налог, то лимит дохода, который такой плательщик мог бы получить на обычном едином налоге в 2023 году, составил бы 3257875 грн (7818900 грн : 12 месяцев x 5 месяцев). Соответственно в таком случае любое превышение именно этой суммы, которое состоялось в IV квартале 2023 года, приводит к последствиям, о которых мы подробно расскажем дальше.
Если превысили «пропорциональный» лимит
В таком случае для плательщика наступают последствия, как при превышении лимита дохода. У плательщика возникает обязанность:
Перейти на общую систему налогообложения. В нашем случае превышение объема дохода у плательщика группы 3 состоялось в IV квартале 2023 года. Поэтому с 01.01.2024 (с 1-го числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором состоялось такое превышение) плательщик обязан
перейти на общую систему налогообложения (п.п. 298.2.3 НКУ)
По требованиям НКУ подать заявление о переходе на общую систему налогообложения в этом случае нужно не позже 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение дохода (абз. 3 п.п. 3 п. 293.8 НКУ). То есть предельный срок подачи такого заявления (если превышение дохода пришлось на IV квартал 2023 года) —
не позже 20.01.2024 (поскольку 20 января 2024 года выходной (суббота), то заявление следует подать накануне — 19.01.2024)
Заявление (по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308; электронная форма J/F0102003) подают:
1) с отметкой в поле «Відмова»;
2) при этом в поле «5.5. «Відмова від спрощеної системи оподаткування»:
— указываем дату отказа — «01 січня 2024 року»;
— а причиной отказа выбираем «перевищення протягом календарного року обсягу доходу, встановленого підпунктами 1 — 3 пункту 291.4 статті 291 глави 1 розділу XIV Кодексу (для платників першої — третьої груп)».
Если предельный срок подачи заявления будет пропущен? В таком случае, считаем, стоит подать заявление с опозданием, особенно если вы работали на безНДСной ставке ЕН 5 % и после перехода на обычную систему налогообложения у вас возникает обязанность зарегистрироваться плательщиком НДС. Ведь
чем быстрее плательщика исключат из Реестра плательщиков ЕН, тем быстрее можно будет зарегистрироваться плательщиком НДС, а значит, меньшими будут негативные последствия отсутствия обязательной НДС-регистрации
Об этом еще отдельно пойдет речь дальше.
Если заявление так и не будет подано, то, скорее всего, после подачи декларации за 2023 год (с задекларированной суммой превышения «пропорционального» лимита) налоговики самостоятельно по акту камеральной проверки аннулируют регистрацию плательщика ЕН датой «01.01.2024». Но что-то утверждать здесь наверняка трудно.
Задекларировать превышение дохода и уплатить ЕН с превышения. Поскольку превышение дохода состоялось в IV квартале 2023 года, то в декларации по ЕН за 2023 год нужно:
— сумму дохода, которая вписалась в «пропорциональный» лимит (в нашем случае это 5212600,00 грн), — показать в строке 1 разд. II декларации;
— а сумму превышения дохода (в нашем случае это 687400,00 грн (5900000,00 - 212600,00)) — в строке 2 разд. II декларации.
С суммы превышения:
— плательщики ЕН группы 3 — юрлица уплачивают ЕН по двойной ставке. Так, если юрлицо было плательщиком НДС, то к «превышенному» доходу она применяет ставку 6 % (3 % х 2), а если не было плательщиком НДС — ставку 10 % (5 % х 2);
— ФЛП — уплачивают ЕН по ставке 15 %.
Сумму налога, начисленного по вышеуказанным ставкам, нужно уплатить в течение 10 календарных дней после окончания предельных сроков подачи декларации за квартал (п. 295.7 НКУ), то есть в обычный срок для уплаты ЕН группы 3 (в составе общего обязательства по ЕН, определенного в поданной ЕН-декларации). В нашем случае — не позже 19 февраля 2023 года.
Если работали на безНДСной ставке 5 % — зарегистрироваться плательщиком НДС. Если превышен лимит дохода для группы 3 (даже если речь идет о «пропорциональном» лимите), то, скорее всего, превышен и предел обязательной регистрации плательщиком НДС в 1 млн грн.
Обязанность регистрации плательщиком НДС при приходе с ЕН без НДС на общую систему, напомним, возникает, если объем облагаемых НДС-операций поставки (продажи) товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев (в нашем случае это будет объем операций за 2023 год) превысил 1 млн грн (без учета НДС) (п. 183.4 НКУ).
В объем 1 млн включаются облагаемые НДС операции поставки, то есть те, которые (1) подлежат налогообложению по ставкам 20 %, 0 %, 7 %, 14 %) и (2) освобожденные от налогообложения (льготные).
При этом не включаются в объем 1 млн операции, которые не являются объектом налогообложения. То есть, например, если, находясь в рядах плательщиков ЕН, субъект хозяйствования предоставлял услуги, место поставки которых, определенное по правилам ст. 186 НКУ, находится за пределами Украины, — то эти услуги необъектные и в объем 1 млн не включаются. Больше деталей о этом найдете в статье «1 млн для НДС-регистрации: как посчитать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12.
Допустим, что объем поставок за последние 12 календарных месяцев превысил предел обязательной НДС-регистрации (то есть 1 млн грн). Тогда важно учесть, что
подать заявление на НДС-регистрацию плательщик, у которого с 01.01.2024 возникла обязанность перейти на общую систему налогообложения, должен был бы не позже 10-го числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения (п. 183.4 НКУ). То есть не позже 10 января 2024 года
Но этот срок уже истек.
Если плательщик не подал заявление на НДС-регистрацию в этот срок, то надо учесть, что:
1) начиная с 11.01.2024 субъект хозяйствования будет нести ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика. То есть
каждая отгрузка и каждый полученный аванс (имеется в виду первое событие), осуществленные начиная с 11.01.2024, — приводят к возникновению НДС-обязательства
2) а вот права как плательщика НДС (право на налоговый кредит, возможность регистрировать налоговые накладные)
появятся только по операциям, которые уже состоятся после того, как субъекта хозяйствования зарегистрируют плательщиком НДС
То есть лишь после того, как плательщик подаст заявление на НДС-регистрацию и налоговики включат плательщика в Реестр плательщиков НДС. При этом в соответствии с п. 3.11 Положения № 1130* зарегистрируют субъекта в этом случае плательщиком НДС со дня внесения записи в Реестр плательщиков НДС.
Следовательно, фактически с 11.01.2024 и до даты регистрации плательщиком НДС (до внесения записи в Реестр плательщиков НДС) НДС превратится в налог с оборота (ведь права на налоговый кредит по операциям до даты регистрации у плательщика не будет). К тому же налоговики потребуют, кроме собственно начисления НДС, применить и штрафы «за доначисление» по ст. 123 НКУ.
Поэтому
плательщик сам должен быть заинтересован не тянуть с НДС-регистрацией
Если 10-дневный срок истек, то можно подать заявление об НДС-регистрации с опозданием. В самом заявлении ф. № 1-ПДВ как причину регистрации нужно выбрать причины (одновременно):
- «Пункт 181.1 статті 181 розділу V Кодексу», «Загальна сума від здійснення операцій з постачання товарів/послуг, що підлягають оподаткуванню згідно з розділом V Кодексу, у тому числі з використанням локальної або глобальної комп'ютерної мережі, нарахована (сплачена) такій особі протягом останніх 12 календарних місяців, сукупно перевищує встановлену статтею 181 розділу V Кодексу суму (без урахування податку на додану вартість), крім особи, яка є платником єдиного податку першої - третьої груп»;
- «Абзац перший пункту 183.4 статті 183 розділу V Кодексу», «Особа переходить на сплату інших податків і зборів, встановлених Кодексом, із спрощеної системи оподаткування, що не передбачає сплати податку».
На рассмотрение заявления налоговикам отводится 3 рабочих дня. Но следует учесть, что
заявление ф. № 1-ПДВ от вас налоговики примут только после того, как будет информация об исключении плательщика из Реестра плательщиков ЕН
То есть сначала нужно, чтобы было подано заявление об отказе от ЕН или налоговики по результатам проверки аннулировали регистрацию плательщика ЕН.
Допустим, что плательщика внесут в Реестр плательщиков НДС с 23.01.2024. В таком случае:
1) с 11.01.2024 по 22.01.2024 по всем операциям поставки (продажи) должен начисляться НДС;
2) по операциям приобретения, осуществимым в период с 11.01.2024 по 22.01.2024, плательщик не будет иметь права на налоговый кредит;
3) плательщик не сможет зарегистрировать НН с датами 11.01.2024 — 22.01.2024;
4) право на подачу НДС-декларации у плательщика в этом случае возникнет только начиная с отчетного периода «23.01.2024 — 29.02.2024» (см. п.п. «а» п. 202.1 НКУ)*, то есть с отчетного периода, когда лицо стало плательщиком НДС. А это значит, что доначислить налоговые обязательства по операциям поставки, которые возникли с 11.01.2024 по 22.01.2024, потребуют сами налоговики с применением штрафов по ст. 123 НКУ.
* «Если лицо регистрируется как плательщик налога с другого дня, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается от дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца» (п.п. «а» п. 202.1 НКУ).
Выводы
- Если плательщик ЕН сейчас выявил, что в IV квартале 2023 года превысил предельный лимит ЕН-дохода («пропорциональный» лимит дохода), то с 01.01.2024 у него возникает обязанность перейти на общую систему налогообложения.
- Предельная дата подачи заявления о переходе на общую систему налогообложения в этом случае — 19.01.2024 (поскольку 20.01.2024 выходной (суббота)). Если этот срок пропущен, стоит подать заявление с опозданием (особенно если еще дополнительно возникает обязанность НДС-регистрации).
- Если плательщик работал на безНДСной ставке ЕН 5 %, но за предыдущие 12 календарных месяцев (в нашем случае за 2023 год) объем налогооблагаемых операций поставки (продажи) превысил 1 млн грн, возникает обязанность регистрации плательщиком НДС. Срок подачи заявления на НДС-регистрацию истек 10.01.2024. С 11.01.2024 по всем операциям поставки возникают НДС-обязательства. А вот права на налоговый кредит по операциям, осуществленным с 11.01.2024 до даты регистрации плательщиком НДС, не будет.