Темы статей
Выбрать темы

Операции с хладагентами (фреонами и т. п.): акциз и лицензирование

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Уже неоднократно к нам обращались читатели, которые осуществляют операции с хладагентами (фреонами), в частности торгуют такими товарами, импортируют для собственных нужд, используют в производстве и т. п. Читателей интересует, являются ли эти товары подакцизным горючим? И соответственно: надо ли приобретать лицензию(и) для операций с ними и необходимо ли регистрировать акцизный склад и становиться плательщиком горючего акциза? Давайте вместе с этим разберемся.

Что такое «фреоны»

Хладагенты-«фреоны». По данным Википедии «хладагент» — это рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении или в процессе расширения забирает теплоту от охлаждаемого объекта и потом после сжатия передает ее охладительной среде (воде, воздуху и т. п.). Самыми известными хладагентами являются фреоны (хладоны). Это — группа галогенопроизводных углеводородов. Но на практике «фреонами» почему-то называют (в частности и по документам) также другие углеводороды хладагенты: этан, пропан и т. п. Поэтому

дальше мы для удобства будем называть «фреонами» не только «классические» фреоны (хладоны), но и другие углеводороды хладагенты

Отметим также, что хладагентом является и аммиак. Но он по нормам НКУ точно не является подакцизным горючим, потому о нем сегодня речи не будет.

Маркировка и использование. Маркировка фреонов обычно начинается с буквы R (R12, R124, R600...). На сегодняшний день существует много разновидностей фреона и синтез новых модификаций (в том числе путем смешивания старых) не прекращается.

Использование фреонов достаточно широкое: они широко применяются в холодильных машинах и т. п., кондиционерах (и т. п. климатическом оборудовании), фреоном заправляют баллончики и аэрозоли в парфюмерии и медицине, его используют в разных производствах и даже некоторые виды — при гашении пожаров (поскольку «классический» фреон перекрывает огню доступ к кислороду) и для других целей.

В то же время некоторые виды фреонов (особенно «классических») негативно влияют на озоновый слой Земли, потому сейчас некоторые такие виды (в первую очередь R12 и R22) являются полностью запрещенными для использования. В частности, по этой причине импорт, экспорт и обращение некоторых видов хладагентов могут быть контролируемыми (см. ниже). Кроме того, некоторые из видов «не классических» фреонов могут быть отнесены к подакцизным. В этой плоскости вопроса нас сегодня больше всего и интересуют.

Фреон — подакцизный товар?

Что такое «горючее»? Напомним, что к группе таких подакцизных товаров, как «горючее», отнесены многие химические вещества, в частности разнообразные виды газов, растворителей и т. п. Поэтому не удивительно, что тех читателей, кто имеет «серьезные дела» с фреонами (импортирует-экспортирует, торгует, использует в производственных целях) сильно смущает вопрос, являются ли фреоны или какие-то их виды подакцизным горючим? А также — другие вопросы (в том числе производные от этого), связанные с фреонами. Здесь стоит отметить, что «ведущий» Закон № 481*, посвященный государственному регулированию (в том числе и лицензированию), в частности, операций с горючим, в ст. 1 устанавливает, что термин «горючее» в нем употребляется в значении, приведенном в НКУ.

Этот термин «фигурирует» в п.п. 14.1.1411 НКУ. Он определяет «горючее» как нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, которые используются в качестве компонентов моторных топлив, другие товары, указанные в п.п. 215.3.4 НКУ.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения...» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Является ли конкретный фреон подакцизным? Итак, ответы на наши вопросы надо искать в п.п. 215.3.4 НКУ, потому что именно в нем перечислены те коды и виды товаров, которые для целей как НКУ, так и Закона № 481 считаются «горючим». А для целей НКУ — еще и подакцизными товарами (подакцизным горючим), операции с которыми облагаются акцизом и администрируются достаточно специфически.

Вот с поиском ответов и возникают сложности. Определить, является ли конкретный вид фреона подакцизным горючим, возможно только на основании информации о назначении товара, его фракционном составе и физико-химических показателях. Конечно, это должно подтверждаться документами (сертификатами соответствия, паспортами качества, заключениями компетентного экспертного учреждения и т. п.).

Хорошо, если по документам уже определен корректный код УКТ ВЭД для соответствующего вида (химического состава) фреона — тогда убедитесь в его корректности. А потом

откройте п.п. 215.3.4 НКУ, и если среди указанных кодов подакцизного горючего такой код не находите, тогда этот вид фреона не является ни горючим, ни подакцизным товаром для целей как Закона № 481, так и НКУ

Тогда в отношении такого товара (фреона) вас уже не волнуют ни вопросы, связанные с акцизным налогом, ни вопросы лицензирования, которые регулирует Закон № 481.

Хотя, кроме этого, стоит также проверить и другие вопросы в отношении операций с конкретным видом фреона, которые могут вызвать проблемы. В частности, некоторые виды «классических» фреонов (например, как упомянутые озоноразрушающие R-12 и R-22, которыми раньше заправлялись большинство холодильников) вообще могут быть под запретом или их импорт/(ре)экспорт будет подлежать лицензированию Минэкономики (см. ниже).

Проблемы с определением кода УКТ ВЭД. Если код УКТ ВЭД по вашему виду фреона не определен или вы не уверены в его корректности, стоит приложить усилия, чтобы определить корректный код УКТ ВЭД в отношении этого вида фреона. В этом вопросе могут помочь «продвинутые» таможенники или таможенные брокеры. Или можно получить экспертное заключение Торгово-промышленной палаты о соответствии конкретного вида (химической формулы) фреона конкретному коду УКТ ВЭД. Возможно, получится недешево, но будете уверены, является ваш товар подакцизным или нет...

Наши поиски ответов на этот вопрос сначала завели нас на таможенные форумы, где мы неоднократно сталкивались с тем, что декларанты не могут определиться с кодами УКТ ВЭД определенных фреонов. Преимущественно фреоны отвечали товарным кодам УКТ ВЭД с товарной позиции 2903 («Галогенированные производные углеводородов»), а товары с такими кодами вообще отсутствуют в перечне подакцизного горючего! Но по большей части это — так называемые «классические» фреоны...

Мы проверили информацию о подакцизных фреонах, полученную от читателей, и оказалось, что на практике случаются исключения — среди именно «не классических» фреонов. То есть

есть некоторые виды хладагентов из упомянутых нами выше других углеводных (которые на практике тоже называют «фреонами»), которые имеют коды подакцизного горючего

Например, в письме ГНСУ от 16.03.2021 № 969/ІПК/99-00-09-03-02-06 речь идет именно о таких двух видах хладагента/фреона (R600a и R290), которые по Экспертному заключению ТПП имеют коды УКТ ВЭД подакцизного горючего (2901 10 00 10 и 2711 12 19 00 соответственно, и на них установлена ставка акциза 52 евро за 1000 литров). Поэтому слишком важно прояснить вопрос: «конкретный вид фреона — горючее или нет?»...

Если фреон — «горючее»: акцизные проблемы

Итак, если оказалось, что ваш вид (или виды) фреона отвечает(ют) коду(ам) подакцизного горючего, то надо иметь в виду следующее. Акцизные последствия того, что ваш вид фреона — «горючее», будут зависеть от определенных факторов. В частности: от видов операций, направлений использования фреона, объема емкостей и прочего.

Объект — ввоз (импорт). Объекты обложения акцизным налогом могут возникать как при ввозе «горючего»-фреона в Украину (п.п. 213.1.3 НКУ), так и при его реализации (п.п. 213.1.12 НКУ). Однако в первом случае

если у хозсубъекта будет только ввоз фреона без его дальнейшей реализации, то ему не надо регистрироваться плательщиком акциза и отчитываться (подавать декларации, справки и т. п.) по этому налогу

Однако помните, что «реализацией горючего» может считаться и использование его для собственных нужд (в случае превышения соответствующих объемов — см. дальше).

Таким образом, если вы только ввозите подакцизный фреон в Украину (скажем, исключительно для собственных нужд в небольших объемах — см. ниже), то уплатите акциз на таможне и все — регистрироваться плательщиком акцизного налога с реализации горючего (далее — горючего акциза), вести отдельный учет и т. п. вам не надо.

Объект — реализация. А вот если вы будете осуществлять операции по «реализации горючего» (см. определение этого термина в п.п. 14.1.212 НКУ), то есть по реализации подакцизного фреона, то надо будет заблаговременно (минимум за три дня до начала осуществления таких операций — см. п.п. 212.3.4 НКУ) зарегистрироваться плательщиком горючего акциза. И получите все «веселые» учетно-отчетные последствия, в частности и обязательность составления и регистрации акцизных накладных (АН)...

Огромные штрафы за нерегистрацию акцизных складов, а также за реализацию горючего без регистрации плательщиком горючего акциза см. соответственно в пп. 128.2 и 117.3 НКУ...

Когда регистрироваться плательщиком не нужно. А теперь попробуем очертить некоторые пределы, не пересекая которые, можно осуществлять операции с подакцизным фреоном без регистрации плательщиком горючего акциза и всех тех сложностей, которые эта регистрация с собой несет...

Во-первых, если фреон используете исключительно для собственных нужд, следите, чтобы не превысить объемы, которые являются критическими для признания акцизного склада: общий объем емкостей для хранения горючего в конкретном помещении / на территории не должен превысить 200 м3, а общий годовой объем полученного горючего не должен быть больше 1000 м3. Обращаем внимание, что при исчислении надо учитывать все виды имеющихся емкостей и виды полученного горючего (но — без учета объема горючего, полученного через колонки на АЗС/АГЗС и т. п.), а не только (для) фреона!

Во-вторых, не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно, кроме операций по реализации такого горючего его производителями). Поэтому если вы осуществляете операции с фреоном, помещенным в баллоны емкостью до 5 л (включительно), то тоже можно расслабиться и не регистрироваться плательщиком горючего акциза.

В-третьих, если вы приобретаете и реализуете фреон не для собственных нужд, то стремитесь в ваших «купи-продай» схемах избегать физического получения и передачи фреона. Поскольку термин «реализация горючего» (кроме акцизного склада) привязан еще и к физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего, то можно попробовать «обойти» его по какой-то торговой схеме. По одной из тех, по которой горючее (подакцизный фреон) будет двигаться, «физически» обходя торговца-посредника: от поставщика (или хранителя) сразу по адресам покупателей (о таких схемах работы см. «Торговля горючим «без мест», но с чужого «места» хранения!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 74). В то же время надо иметь в виду и некоторые негативные судебные решения в отношении похожих схем — см. «Как Верховный Суд требует лицензии и «акцизной» регистрации от посредников при покупке горючего!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 94...

Если зарегистрировались плательщиком. В случае когда регистрации плательщиком горючего акциза избежать не удастся, работайте (если вы не сами импортируете фреон) с теми поставщиками, которые вас будут своевременно обеспечивать необходимыми документами (в первую очередь — зарегистрированными АН!), тогда можно избежать лишних акцизных потерь, хотя и — с непростыми акцизным учетом и подачей отчетности...

Если фреон — «горючее»: лицензии?

Виды лицензий. Если вы осуществляете оптовую или розничную продажу и/или импорт (или реэкспорт)* подакцизных видов фреона в баллонах емкостью более 5 л, то согласно ст. 15 Закона № 481 вам необходимо приобрести соответствующую лицензию в зависимости от видов осуществляемых с фреоном операций. В зависимости от видов торговли: на розничную торговлю и/или оптовую (в том числе — без места) торговлю горючим. Для импорта или реэкспорта фреона специальную лицензию приобретать не надо, но необходимо иметь хотя бы какую-то лицензию на операции с горючим: на торговлю или хотя бы на хранение горючего (см. ту же ст. 15 Закона № 481).

* Насколько нам известно, в Украине фреоны не производят, потому здесь упоминаем не экспорт, а реэкспорт. А также — не трогаем и вопрос с лицензиями на производство горючего...

О лицензии на хранение. Вот здесь несколько слов и о лицензии на хранение. Она не будет нужна, если хранится фреон в баллонах до 5 л (включительно) или когда у вас на это место уже есть лицензия на оптовую или розничную торговлю горючим (за исключением случаев, когда есть лицензия на оптовую торговлю без места).

Заметим, что

на хранение подакцизного фреона лицензия будет нужна (на каждое место хранения), независимо от того, зарегистрирован ли хранитель плательщиком горючего акциза

А неплательщикам этого акциза следует помнить, что при физической (!) передаче подакцизного фреона на хранение на сторону осуществляется операция по реализации горючего (см.: «Передаешь горючее на хранение? Ты — плательщик акциза!» // «Налоги & бухучет», 2020, № 40). Поэтому лучше получить лицензию и хранить у себя.

Бонус: о специальных ВЭД-лицензиях

Если вы — субъект ВЭД и собираетесь импортировать и/или экспортировать какие-то виды фреона (или других видов хладагентов), сначала проверьте, не являются ли они запрещенными. А также — на наличие их в перечнях отдельных товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию. На 2024 год такие товары содержатся в приложениях к постановлению КМУ от 27.12.2023 № 1402. Особое внимание при этом обращайте на приложение 2! Кроме того, разные товары, которые могут содержать в себе хладагенты (комплектоваться ими), есть и в приложении 3.

Как мы отметили, фреоны в Украине не производятся, потому проблема с получением таких лицензий (их выдает Минэкономики) преимущественно касается импортных операций. Хотя не исключается и реэкспорт...

Выводы

  • Те хладагенты, которые называются фреонами (хладонами), — это группа галогенопроизводных углеводородов. Но на практике «фреонами» называют также другие углеводороды хладагенты: этан, пропан и т. п.
  • Чтобы определиться, является ли конкретный вид фреона подакцизным горючим, надо четко знать его код УКТ ВЭД и проверить, есть ли такой код в перечне подакцизного горючего в п.п. 215.3.4 НКУ.
  • Даже если вы имеете дело с видом фреона, который является подакцизным горючим, регистрироваться плательщиком акциза в ряде ситуаций не нужно (импорт/использование фреона в предельных объемах для собственных нужд, осуществление операций с фреоном в баллонах емкостью до 5 л (включительно), использование схем работы, которые исключают физическую передачу фреона и т. п.).
  • Если придется зарегистрироваться плательщиком горючего акциза, работайте (если вы не сами импортируете фреон) с теми поставщиками, которые вас будут своевременно обеспечивать документами, в первую очередь — зарегистрированными АН!
  • Для осуществления оптовой или розничной продажи и/или импорта (или реэкспорта), а также для хранения подакцизного фреона вам необходимо приобрести у ГНС необходимого вида лицензию.
  • Кроме того, импорт (и реэкспорт) некоторых видов фреонов может требовать получения специальной лицензии в Минэкономики.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше