04.11.2024
Обновленная форма — с октября-2024. Минфин приказом от 09.08.2024 № 400 (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 28.08.2024 № 418) изложил в новой редакции формы налоговой отчетности по НДС (см. статью «Налоговая накладная и декларация по НДС: обновлены формы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 74). По большей части изменения вызваны Законом Украины от № 09.05.2024 № 3706-IX, который определил особенности обложения НДС экспорта сельхозтоваров, к которым во время действия военного положения (ВП) применяется режим экспортного обеспечения НДС. В то же время есть важные коррективы, которые касаются всех плательщиков НДС.
Впервые новую форму НДС-декларации следует применять с 1 ноября 2024 года (см. разъяснение ГНСУ от 27.09.2024). То есть
обновленную приказом Минфина № 400 форму декларации по НДС впервые следует подавать начиная с отчетности за октябрь 2024 года (не позже 20.11.2024)
Также налоговики отметили, что начиная с 01.11.2024 плательщики НДС должны использовать и новую форму уточняющего расчета (УР).
Изменения в форме декларации. Если говорить об изменениях, внесенных в форму самой декларации по НДС, то в целом аналогичные изменения состоялись и в УР. Однако есть небольшое отличие, которое назовем дальше.
Поэтому в НДС-декларации:
1) добавлена строка 2.3 для отражения операций экспорта товаров, в отношении которых применяется режим экспортного обеспечения НДС. В ней следует отражать соответствующие операции по ставке 0 % — в строке 2.3.1, по ставке 20 % — в строке 2.3.2 и по ставке 14 % — в строке 2.3.3. Однако произойдет это, когда Кабмин примет соответствующее решение и введет режим экспортного обеспечения (см. письма ГНСУ от 28.10.2024 № 29885/7/99-00-21-03-02-07 и от 02.07.2024 № 19083/7/99-00-21-03-02-07, разъяснение ГНСУ от 27.06.2024, статьи «Экспортное обеспечение и НДС: комментарий от ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 56 и «Режим экспортного обеспечения для сельхозпродукции» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14);
2) бывшая строка 7 разбита на строки 7.1 и 7.2. Следовательно теперь:
— строка 7.1 предназначена для НДС-корректировок объемов поставки и налоговых обязательств (НО), которые проводятся на основании ст. 192 НКУ;
— строка 7.2 предусмотрена для корректировок НО по экспортному обеспечению в случаях, определенных п.п. 97.4 подразд. 2 разд. XX НКУ, в разрезе НДС-ставок (строки 7.2.1, 7.2.2 и 7.2.3);
3) добавлена строка 11.4 для отражения объемов приобретения (без НДС) ввезенных без НДС на таможенную территорию Украины товаров, необоротных активов;
4) изменено название и соответственно назначение строки 15 декларации. Сейчас в ней отражают корректировку налогового кредита (НК) без наличия зарегистрированного расчета корректировки (РК). А вот в УР для этих целей предусмотрена строка 15.1. Также УР содержит строку 15.2 для корректировки НК в связи с перерасчетом доли использования необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015, в налогооблагаемых операциях. Это и есть то самое отличие;
5) отрицательное значение (ОЗ) НДС, задекларированное в строке 19 декларации, отныне необходимо полностью расшифровывать в приложении Д2 в хронологическом порядке и в разрезе поставщиков;
6) изменена таблица в заключительной части декларации для расшифровки увеличения/уменьшения остатка отрицательного значения на основании УР и/или налогового уведомления-решения (НУР) (в случае заполнения строк 16.2 и/или 16.3 декларации). Так, в отношении НУР теперь следует указывать не только отчетный период, в котором оно согласовано, но и индивидуальный налоговый номер (ИНН) поставщика, по которому увеличен/уменьшен остаток отрицательного значения.
Приложения к декларации. Теперь декларация по НДС имеет 6 приложений вместо бывших 7, поскольку старые приложения Д2 и Д3 объединили в одно нынешнее приложение Д2. Соответственно изменилась вся дальнейшая нумерация приложений.
По сравнению со своими предшественниками не отличаются:
— новое приложение Д3 — аналог старого приложения Д4 (заявление о возврате бюджетного возмещения и/или средств с НДС-счета);
— новое приложение Д4 — аналог старого приложения Д5 (расчет НДС-льгот);
— новое приложение Д6 — аналог старого приложения Д7 (заявление-жалоба).
А вот новые приложения Д1, Д2 и Д5 подверглись изменениям.
Приложение Д1. Раздел I приложения Д1 дополнен таблицей 1.3. Предназначена она для расшифровки корректировок НО по экспорту отдельных видов товаров, в отношении которых применяется режим экспортного обеспечения НДС. Но отражать в ней нужно будет только РК, составленные на основании пп. «б» и «в» п.п. 97.4 подразд. 2 разд. XX НКУ. То есть в случае: (1) приведения данных налоговой накладной (НН) в соответствие с таможенной декларацией (ТД) без изменения ставки НДС и (2) корректировки ставки НДС и начисленной суммы налога.
В таблицу 2.2 (расшифровка корректировок НК) добавлены новые графы 3.3 и 3.4, где нужно указывать период составления:
— РК (расшифровка строки 14 декларации);
— другого документа, если НК корректируют без РК (расшифровка строки 15 декларации).
Приложение Д2. Теперь это сочетание старых приложений Д2 и Д3. Но здесь полностью изменена таблица 1 для расшифровки ОЗ. Отныне в ней необходимо
полностью расшифровать ОЗ, которое отражено по строке 19 декларации в хронологическом порядке его возникновения, начиная с самого давнего отчетного периода (строка 1) и заканчивая ближайшим периодом, и в разрезе поставщиков
А дальше распределить это ОЗ по графам 8 — 10 таблицы 1 на сумму, которая:
— засчитывается в погашение налогового долга (строка 20.1 декларации) — графа 8;
— заявляется к бюджетному возмещению (строка 20.2 декларации) — графа 9;
— переносится в состав НК следующего отчетного периода (строка 21 декларации) — графа 10.
Приложение Д5. По сравнению со своим предшественником, приложение Д5 не содержит больше строки и таблицы, которые касались перерасчета доли использования в отношении старых необоротных активов (приобретенных до 01.07.2015). Кроме того, теперь расчет коэффициента распределения по итогам года (в декларации за декабрь) следует проводить в строке 1 таблицы 1 (раньше это делали в строке 3.1, но теперь строк 3.1 — 3.3 таблица 1 не содержит).
Обновленную форму НДС-декларации, как и ее предшественницу, все плательщики НДС могут подать сугубо в электронной форме (п. 49.4 НКУ). Для подачи нужно использовать декларацию с идентификатором формы J0200126/F0200126.
По общему правилу, чтобы декларация была подана своевременно, ее следует подать не позже окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок подачи налоговой декларации (п. 3 разд. III Порядка № 21*). А в соответствии с п.п. 49.18.1 и п. 203.1 НКУ декларация по НДС подается за базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 2 разд. II Порядка № 21).
Однако в военное время по требованиям п.п. 69.18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ принятие электронных документов от налогоплательщиков осуществляет в рабочие дни с 8 до 20 часов.
Общее правило. Подают декларацию по НДС в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 203.1 НКУ, п. 2 разд. II Порядка № 21). При этом если последний день срока подачи декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный день, который наступает за выходным или праздничным днем (п. 49.20 НКУ). Учитывая это,
предельный срок подачи декларации по НДС за октябрь 2024 года — 20.11.2024
И только если у плательщика НДС отсутствует возможность своевременно исполнить свою налоговую обязанность и это подтверждено должным образом, тогда декларацию по НДС можно подать (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
— в течение 6 месяцев после ВП, если возможности не будет до конца ВП;
— в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей во время ВП.
Подробно об этом читайте в «Невозможность выполнение налоговых обязанностей + потеря первички из-за войны: что говорят суды?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 51 и «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
Первый отчетный период. Если лицо регистрируется плательщиком НДС не с первого дня календарного месяца, то первым отчетным периодом для него является период, который начинается от дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца (п.п. «а» п. 202.1 НКУ). Допустим, дата регистрации лица плательщиком НДС приходится на 10.09.2024. Тогда впервые отчитаться по НДС такой плательщик обязан за период с 10 сентября по 31 октября 2024 года. При этом в первой декларации в поле 02 «Звітний (податковий) період» указывают первый полный календарный месяц — в нашем случае октябрь 2024 года. То есть впервые подать НДС-отчетность следует в ноябре — не позже 20 ноября 2024 года. Это отмечают и налоговики в БЗ 101.24.
Последний отчетный период. В случае аннулирования НДС-регистрации последним отчетным периодом плательщика является период, который начинается от дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования регистрации (п. 184.6 НКУ). В таком случае в поле 02 вступительной части декларации указывают последний неполный период, а в специальном поле заключительной части проставляют отметку «Х» о подаче последней декларации.
Подать декларацию плательщик обязан в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, в котором состоялось аннулирование регистрации плательщика НДС. Например, если аннулирование регистрации плательщиком НДС приходится на 25.10.2024, то плательщик подает декларацию за период с 01.10.2024 по 25.10.2024 не позже 20.11.2024.
Пустая декларация. По общему правилу декларацию по НДС плательщик подает за отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, которые подлежат декларированию, в соответствии с требованиями НКУ (п. 9 разд. III Порядка № 21).
Из этого следует, что плательщик НДС может не подавать пустые декларации по НДС, но при условии, что в отчетном периоде (п. 49.2 НКУ, п. 9 разд. III Порядка № 21):
— отсутствует объект обложения НДС и
— нет других показателей, которые подлежат декларированию.
Если в текущем периоде хозяйственную деятельность не осуществляли, но есть переходящий остаток ОЗ по НДС предыдущего/предыдущих периодов, то декларацию надо подавать
При таких условиях декларация не может считаться пустой. Ведь есть такой показатель к декларированию, как отрицательное НДС-значение.
И только когда хозяйственная деятельность в течение отчетного периода не проводилась и отсутствуют показатели, которые подлежат декларированию (в том числе суммы ОЗ предыдущих периодов), то декларацию по НДС за такой отчетный период можно не подавать. Возможность не подавать пустые НДС-декларации подтверждают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 23.07.2020 № 3014/ІПК/99-00-05-06-02-06, БЗ 101.24).
Правда, п. 49.21 НКУ обязывает подавать налоговые декларации за каждый отчетный период независимо от того, осуществляли хозяйственную деятельность в отчетном периоде или нет, плательщиков акцизного налога, которые:
— реализуют горючее или спирт этиловый;
— имеют действующие лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию согласно законодательству.
Однако фискалы четко говорят, что требование п. 49.21 НКУ касается только безусловной подачи декларации по акцизному налогу. И это правило не следует распространять на все декларации таких субъектов, в частности на НДС-декларацию (см. письма ГНСУ от 08.10.2024 № 4750/ІПК/99-00-09-04-03, от 02.08.2023 № 2250/ІПК/99-00-09-04-03-06, от 28.07.2023 № 2182/ІПК/99-00-09-04-03-06, БЗ 114.07). Подробно см. статью «Деятельность приостановлена: следует ли отчитываться за период простоя?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 75.
Здесь учтите! Если два месяца подряд не подать декларации по НДС (с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ — то есть с учетом возможности-невозможности выполнения плательщиком своих налоговых обязанностей), то по критерию 6 НДС-плательщику могут присвоить рисковый статус. Поэтому плательщику даже при отсутствии показателей для декларирования проще подать пустые НДС-декларации, чтобы избежать угрозы получения рискового статуса плательщика НДС (см. статью «Критерии рисковости плательщика» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59).
Сумма НО к уплате, которая определена в поданной декларации по НДС, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для подачи налоговой декларации (п. 57.1 НКУ).
Если предельный срок уплаты НО приходится на выходной или праздничный день, последним днем уплаты НО считается операционный день, следующий за выходным или праздничным днем (последний абзац п. 57.1 НКУ).
Следовательно, задекларированные НДС-обязательства за октябрь 2024 года необходимо уплатить не позже 02.12.2024, ведь 30.11.2024 — выходной день (суббота).
После того, как плательщик НДС определит тип НДС-декларации («звітна» — строка 011 или «нова звітна» — строка 012) и заполнит поле 02 «Звітний (податковий) період», в котором укажет год и месяц, за который подается декларация (как его определить, описано выше), переходят к отражению данных о самом плательщике НДС (см. таблицу).
Данные НДС-плательщика во вступительной части декларации (поля 03 — 05)
Код поля | Какую информацию приводят |
03 | В поле 03 «Платник» указывают наименование НДС-плательщика согласно регистрационным документам. Соответственно указывают: — полное наименование для юрлица и постоянного представительства нерезидента; — фамилию (при наличии), имя, отчество (при наличии) — для физлица. То есть ФЛП — плательщики НДС в поле 03 такую часть своего имени, как «фамилия» и «отчество», указывают только при наличии в регистрационных документах; — название, дату и номер договора (соглашения) — для договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом, соглашения о распределении продукции с соответствующей отметкой «Договір про спільну діяльність від ____________ № ______», «Договір про управління майном від ____________ № ______» или «Угода про розподіл продукції від ____________ № ______» |
031 | В поле 031 «Податковий номер платника податку1 або серія (за наявності) та номер паспорта2» указывают налоговый номер (пп. 2.2 и 2.4 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588): — для юрлиц — код согласно ЕГРПОУ плательщика налога (8-значный номер); — для лица, которое не имеет кода ЕГРПОУ, — регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами (9-значный номер); — для физлиц — регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица. Серию (при наличии) и номер паспорта указывают сугубо граждане Украины, в паспорта которых внесена отметка, свидетельствующая о наличии права осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта |
04 | В поле 04 «Індивідуальний податковий номер платника податку на додану вартість» указывают ИНН плательщика НДС (согласно Реестру плательщиков НДС). Соответственно (п. 1.6 Положения о регистрации плательщиков НДС, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130): — 12-значный — для юридических лиц; — 12-значный — для физических лиц; — 9-значный — для договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом, соглашений о распределении продукции и т. п.; — 12-значный (или 9-значный) — для постоянных представительств нерезидентов |
05 | В поле 05 «Податкова адреса» указывают налоговый адрес: — для юрлица — его местонахождения, сведения о чем содержатся в ЕГР. Для предприятия, переданного в доверительное управление, — местонахождение доверительного собственника (п. 45.2 НКУ); — для физлица — его местожительство, по которому оно берется на учет как налогоплательщик в контролирующем органе (п. 45.1 НКУ). Также в этом поле указывают: почтовый индекс, телефон, электронный адрес |
Кроме того, в специальном поле вступительной части декларации обязательно указывают наименование налогового органа по месту учета плательщика налога, в который подают НДС-декларацию (п. 49.1 НКУ).
Не стоит забывать, что когда плательщик применяет кассовый метод налогового учета НДС в соответствии с п.п. 14.1.266 НКУ, то обязательно должен регулярно проставлять отметку «+» в специальном поле заключительной части декларации, которой сообщать о своем статусе кассовика (см. письма ГФСУ от 20.08.2020 № 3478/ІПК/99-00-05-06-02-06, от 22.02.2019 № 698/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 28.09.2018 № 4233/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 25.10.2018 № 4579/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, БЗ 101.24). Лица, которые применяют / могут применять кассовый метод НДС-учета, определены абзацами четвертым и пятым п. 187.1, п. 187.10 и п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (см. статью «Случаи определения НДС-обязательств по деньгам: кассовый метод и бюджетная оплата» // «Налоги & бухучет», 2023, № 81). Именно такие
плательщики, которые применяют кассовый метод в чистом виде (то есть и НО, и НК определяют по деньгам), ставят отметку о применении кассового метода в декларации по НДС
А вот если осуществляются поставки товаров/услуг за счет бюджетных средств в соответствии с п. 187.7 НКУ, тогда отметку о применении кассового метода в декларации по НДС не проставляют (см. письмо ГНСУ от 11.03.2024 № 1259/ІПК/99-00-21-03-02, БЗ 101.24).
Кроме собственно самой декларации по НДС, плательщик также должен подать в ее составе предусмотренные Порядком № 21 приложения. Заодно могут подаваться и другие документы, которые не являются составляющими отчетности (об их наличии проставляют отметки «Х» в заключительной части декларации). А также плательщик может подать объяснение произвольной формы (п. 46.4 НКУ), заполнив спецполе заключительной части декларации.
Приложения к декларации. Количество приложений к НДС-декларации после последнего обновления уменьшилось — теперь их 6, а не 7. Произошло это, повторим, благодаря тому, что бывшие приложения Д2 и Д3 объединили в приложение Д2.
Приложения прилагаются к НДС-декларации при наличии событий, которые подлежат отражению в таких приложениях (п. 11 разд. ІІІ Порядка № 21, см. БЗ 101.24). То есть пустые приложения, которые не содержат показателей, подавать не нужно.
Другие НДС-документы. Вместе с декларацией по НДС субъекты хозяйствования могут подавать не только приложения, но и другие документы. Это могут быть:
— уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права составления НН и РК (по форме приложения 1 к Порядку № 21) — подается в начале года (вместе с декларацией за первый отчетный период года) и в дальнейшем в течение года (вместе с декларацией за тот отчетный период, в котором изменился перечень филиалов) (п. 9 разд. ІІІ Порядка № 21). О подаче этого уведомления в заключительной части декларации проставляют отметку «Х». На этом акцентируют внимание и налоговики в БЗ 101.23;
— оригиналы экспортных ТД (экземпляров декларанта) — только если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины (заполнена строка 2 декларации), осуществлялось не с использованием электронной ТД, а на основании бумажной ТД (п. 12 разд. III Порядка № 21). В заключительной части декларации указывают их количество (шт.). Это отмечают и фискалы (см. БЗ 101.24);
— документы, которые освобождают от начисления НДС-обязательств при ликвидации основных средств (п. 189.9 НКУ). Подать такие документы контролерам НДС-плательщик может или добровольно (по собственной инициативе), или по запросу налоговиков (см. ОНК, утвержденную приказом Минфина от 03.08.2018 № 673, БЗ 101.27);
— копии документов, предусмотренных п. 201.10 НКУ, которые прилагаются к заявлению-жалобе Д6 на поставщика (п. 16 разд. ІІІ Порядка № 21).