Критерии рисковости плательщика НДС приведены в приложении 1 к Порядку № 1165*. Всего их 8. Важно!
Плательщика могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких восьми критериев рисковости (п. 6 Порядка № 1165)
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
Согласно установленным критериям причиной отнесения плательщика в рисковые может стать:
— подозрительная регистрация плательщика НДС (критерии 1 — 4);
— отсутствие счета в банке или у небанковского предоставителя платежных услуг (критерий 5);
— неподача НДС-отчетности / финансовой отчетности (критерии 6, 7);
— имеющаяся у налоговиков налоговая информация о рисковости операций, осуществляемых плательщиком (критерий 8). Подробнее о таких критериях см. таблицу.
Критерии рисковости плательщика НДС
№ п/п | Критерий рисковости | Пояснение |
Подозрительная (фиктивная) регистрация плательщика | ||
1 | Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов | Первые 4 критерия рисковости связаны с фиктивной регистрацией плательщика. То есть в таком случае плательщик может оказаться в рисковых, если налоговики заподозрят признаки фиктивности в его регистрации, выявят нереальность деятельности или злоупотребления при ее ведении и получат информацию о том, что плательщик: — зарегистрирован на несуществующие или поддельные документы; — оформлен на подставное (несуществующее / умершее / без вести пропавшее) лицо; — зарегистрирован лицами, которые не имели намерений осуществлять финансово-хозяйственную деятельность; — зарегистрирован и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия учредителей и назначенных руководителей. Такие данные контролеры собирают на основании: — информации из государственных реестров; — открытых источников информации; — информации о судебных разбирательствах (открытых уголовных производствах), в частности, по данным Единого реестра судебных решений; — встречных сверок; — анализа регистрационных и учетных данных плательщика; — сведений о должностных лицах плательщика; — сведений об учредителях (данных о составе учредителей, связанности учредителей юрлиц с другими налогоплательщиками, долях в уставном капитале, состоянии его формирования, информации о бенефициарах); — направления запросов другим органам с целью сбора налоговой информации; — другой информации, имеющейся или полученной налоговыми органами из внутренних и внешних источников в соответствии со ст. 72, 73 НКУ |
2 | Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) в органах госрегистрации физлицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам | |
3 | Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) в органах госрегистрации физлицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или осуществлять полномочия согласно информации, предоставленной такими лицами | |
4 | Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) и осуществлял финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и/или руководителями | |
Отсутствие банковских счетов | ||
5 | Плательщик НДС — юридическое лицо не имеет открытых счетов в банке / у небанковского предоставителя платежных услуг, кроме счетов в Казначействе (не касается бюджетных учреждений) | Заметьте, что такой критерий установлен только для юрлиц (и не касается физлиц-предпринимателей). По нему в рисковые может угодить предприятие — плательщик НДС, у которого отсутствуют счета, открытые в банках или у небанковского предоставителя платежных услуг. Вероятность попадания в рисковые по этому критерию высока у вновь созданных предприятий при открытии (в начале деятельности) — т. е. когда только решается вопрос об открытии счетов. Причем, по идее, после открытия счета плательщика-новичка должны автоматически вывести из рисковых. Поскольку об открытии счета банки / небанковские предоставители платежных услуг должны уведомлять контролирующий орган, в котором на учете стоит плательщик (п. 69.2 НКУ, Порядок подачи уведомлений об открытии/закрытии счетов.., утвержденный приказом Минфина от 18.08.2015 № 721). И после получения об этом информации налоговики должны принять решение об исключении плательщика из рисковых (п. 6 Порядка № 1165). Но на практике зачастую для отмены рискового статуса плательщику приходится идти по процедуре выхода из рисковых. То есть подавать пояснения о том, что счет открыт (вместе со справкой с банка об открытии такого счета). Региональная комиссия должна рассмотреть такие документы в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения от плательщика, и на их основании принять решение об отмене рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165). Поэтому, чтобы предприятию не оказаться в рисковых с первых дней создания, с открытием счета лучше не затягивать. Либо регистрироваться плательщиком НДС после того, как процедура создания доведена до конца и счет открыт. Данное условие (об открытии счетов в банке / у небанковского предоставителя платежных услуг) не касается бюджетных учреждений |
Неподача НДС-отчетности / финансовой отчетности | ||
Два следующих критерия, когда плательщику могут присвоить рисковый статус, связаны с неподачей им отчетности | ||
6 | Плательщиком НДС не поданы за два последних отчетных (налоговых) месяца контролирующему органу декларации по НДС (с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) | Зачислить в рисковые по этому критерию могут, если два месяца подряд не подавалась НДС-отчетность. В связи с этим напомним, что обязанность по подаче декларации возникает только при наличии (!) в отчетном периоде показателей для декларирования. Иначе, если показатели для декларирования отсутствовали (не велась деятельность / отсутствовал объект налогообложения / нет переходящего отрицательного значения по НДС), то пустую декларацию по НДС можно не сдавать (п. 49.2 НКУ, п. 9 разд. III Порядка № 21, письмо ГНСУ от 23.07.2020 № 3014/ІПК/99-00-05-06-02-06, БЗ 101.23). Поэтому, строго говоря, если НДС-отчетность не подавалась из-за отсутствия показателей, то включать плательщика в рисковые по этому критерию налоговики не вправе. Однако будут ли фискалы при принятии решения о присвоении рискового статуса выяснять, по какой причине плательщиком не подавались декларации, — не ясно. Поэтому плательщику даже при отсутствии показателей для декларирования проще подать пустые декларации во избежание угрозы получения рискового статуса* |
7 | Плательщиком налога на прибыль не подана контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период (с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) | Напомним, что финансовая отчетность является обязательным приложением к декларации по налогу на прибыль. Поэтому даже если в прибыльной декларации возникли нулевые показатели, то подавать декларацию (из-за приложения — финансовой отчетности, которая по-любому будет содержать какие-то данные) плательщику налога на прибыль все равно придется. Также имейте в виду, что без финансовой отчетности декларацию по прибыли не примут (!) (плательщик получит отказ в приеме декларации и такая декларация будет считаться не поданной, п. 49.15 НКУ, БЗ 102.22). Обнародование годовой ФО. К тому же для плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением, п. 46.2 НКУ установлена обязанность подавать отдельно налоговикам проаудированную годовую финотчетность не позже 10 июня года, следующего за отчетным (подробнее об этом см. в статье «Годовая финотчетность: обнародование» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11). Однако в связи с военным положением (ВП) разрешено обнародовать годовую финансовую отчетность позже — в течение 3 месяцев по окончании ВП в полном объеме за весь период необнародования (п.п. 42 п. 1 Закона Украины от 03.03.2022 № 2115-IX, предпоследний абзац п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, БЗ 102.22, подробнее см. в статье «Финотчетность с аудитотчетом фискалам — в течение 3 месяцев после ВП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 97). Об освобождении в таком случае плательщиков от ответственности (штрафов) за отложенное обнародование ФО из-за ВП говорилось в письме ГНСУ от 26.05.2023 № 12059/7/99-00-04-03-01-07 и разъяснении ГНСУ от 09.06.2023 (подробнее см. в статье «Не подали налоговикам проаудированную финотчетность — штрафов нет!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48). Поэтому с учетом действия таких военных правил плательщики, не подавшие в течение ВП налоговикам проаудированную годовую финансовую отчетность до 10 июня, не должны зачисляться в рисковые по критерию 7* |
* Важно! К тому же для критериев рисковости 6 и 7 учтены особенности ВП. Поэтому их применяют с поправкой на военные условия — т. е. с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ и отведенных этим подпунктом сроков на подачу отчетности в связи с ВП (т. е. с учетом продления сроков/возможности-невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей). Поэтому неподача отчетности на ВП (в частности, деклараций по НДС / финансовой отчетности), к примеру из-за невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей, не должна быть основанием для зачисления плательщика в рисковые по критериям 6 и 7. Подробнее о невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей из-за ВП см. статью «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98. А плательщиков налога на прибыль,, как отмечалось, не должны зачислить в рисковые, в частности, из-за неподачи налоговикам проаудированной годовой финансовой отчетности (которую можно обнародовать в течение 3 месяцев по окончании ВП). | ||
Имеется налоговая информация | ||
8 | У контролирующего органа имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК | Самый популярный критерий, по которому налоговики чаще всего присваивают плательщику рисковый статус. При зачислении в рисковые по этому критерию налоговики должны в деталях пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым. И указать в Решении о соответствии плательщика критериям рисковости код налоговой информации (из Справочника кодов, утвержденного приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17), которая послужила причиной включения плательщика в рисковые. Подробнее этому критерию посвящена отдельная статья тематического номера «Критерий 8 рисковости плательщика — «имеется налоговая информация» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59 (ср. ) |
Решение о рисковости плательщика принимает региональная комиссия (п. 6 Порядка № 1165). В день принятия решения региональной комиссией плательщику придет решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) в Электронный кабинет с указанием конкретного критерия рисковости — т. е. по какому из 8 критериев плательщика включили в рисковые. А при зачислении в рисковые по критерию 8 — еще и с указанием кода налоговой информации из Справочника кодов и расшифровкой в табличной части решения операции/операций, из-за которых плательщик отнесен к рисковым.
Проверить свой рисковый статус плательщик может в Электронном кабинете в разделе «Моніторинг ПН/РК»
Выводы
- Всего критериев рисковости — 8. Плательщика НДС могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких критериев.
- Включить в рисковые могут при подозрительной регистрации (критерии 1 — 4), отсутствии банковских счетов (критерий 5), неподаче НДС-отчетности / финансовой отчетности (критерии 6, 7) или если у налоговиков есть налоговая информация о рисковости операций, осуществляемых плательщиком (критерий 8).
- В решении о включении в рисковые должно поясняться, по какому критерию плательщик зачислен в рисковые. А при зачислении в рисковые по критерию 8 — также указываться код налоговой информации из Справочника кодов и расшифровываться операции, из-за которых плательщик стал рисковым.