11.11.2024

Инвентаризация-2024: организационные и процедурные моменты

Проведение сплошной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности является обязательным. В этом году годовую инвентаризацию, как, собственно, и две предыдущие, проводим в условиях военного положения (ВП). Поэтому каждому бухгалтеру важно знать, как правильно организовать и провести ежегодную инвентаризацию и какие военные аспекты следует при этом учитывать. Именно в этом ключе мы будем освещать инвентаризационные вопросы в данном тематическом номере. А начнем с азов и расскажем о сроках проведения инвентаризации, ее документальном оформлении и напомним о негативных последствиях, которые ожидают за непроведение обязательной инвентаризации.

Зачем нужна инвентаризация?

Перед составлением годовой финансовой отчетности все без исключения предприятия обязаны провести годовую инвентаризацию — даже во время действия ВП (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете*, п. 7 разд. I Положения № 879**). То есть касается эта процедура всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, системы налогообложения или категорий — микро-, малое, среднее или крупное предприятие (п. 2 разд. I Положения № 879).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

** Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Более того,

Положение № 879 не освобождает от обязанности провести годовую инвентаризацию предприятия, имущество которых находится на временно оккупированной территории (ВОТ) или в районах проведения военных (боевых) действий

Другое дело, что такие предприятия проводят инвентаризацию только в случае возможности безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены их обязательства и собственный капитал (п. 8 разд. I Положения № 879).

Цель годовой инвентаризации активов и обязательств — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете, п. 5 разд. I Положения № 879). Достигается она путем проверки и документального подтверждения наличия объектов инвентаризации, их состояния, соответствия критериям признания и оценки.

Годовая инвентаризация должна быть сплошной. То есть инвентаризацией охватывают все виды активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения, технического состояния и особенностей использования, в том числе переданные в прокат или сданные в аренду (п. 6 разд. I Положения № 879).

Сроки проведения инвентаризации

Общие сроки. В общем случае годовую инвентаризацию следует провести до даты баланса, то есть до 31 декабря (п. 10 разд. I Положения № 879). Однако конкретные сроки начала и окончания инвентаризации, ее продолжительность, а также объекты, которые подлежат инвентаризации, устанавливает руководитель предприятия в приказе о проведении инвентаризации. Главное — провести инвентаризацию в течение периода, установленного п. 10 разд. I Положения № 879 для разных групп активов и обязательств, и успеть завершить ее до конца отчетного года (см. табл. 1).

Таблица 1. Общие сроки проведения годовой инвентаризации

п/п

Вид активов и обязательств

В какой срок проводят

1

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств (ОС), которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.)

В течение 3 месяцев до даты баланса (то есть в период с 1 октября до 31 декабря)

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, прочих материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженности

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

2

Незавершенные капитальные инвестиции

В течение 2 месяцев до даты баланса (то есть в период с 1 ноября до 31 декабря)

Незавершенное производство и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

3

Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Прочие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Особые сроки. Для отдельных активов п. 10 разд. I Положения № 879 устанавливает определенные особенности при определении сроков проведения инвентаризации. А именно разрешено проводить инвентаризацию:

1) земельных участков, зданий, сооружений и других недвижимых объектоводин раз в три года. Все остальные ОС следует инвентаризировать ежегодно;

2) инструментов, приборов, инвентаря (мебели) — ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих активов в течение 3 лет;

3) библиотечных фондов по решению руководителя — в течение года по графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а свыше 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;

4) драгоценных металлов и камней, которые содержатся в приборах, оборудовании и других изделиях, — одновременно с инвентаризацией этих активов.

Сроки инвентаризации недоступного имущества

В какие сроки тогда проводить годовую инвентаризацию предприятию, имущество которого находится на ВОТ и/или в районах проведения боевых действий? Ведь проинвентаризировать имущество, к которому нет безопасного и беспрепятственного доступа, предприятию не удастся (см. статью «Инвентаризация на временно оккупированной территории» // «Налоги & бухучет», 2024, № 91).

Здесь стоит помнить:

обязательная инвентаризация неподконтрольного имущества вообще не отменяется — просто момент проведения этой процедуры пока что откладывается (отсрочивается)

Как только исчезнут препятствия доступу к имуществу, первичным документам и регистрам бухучета, предприятия из ВОТ и районов боевых действий обязаны (п. 8 разд. I Положения № 879):

— провести в общем порядке сплошную инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете в отчетном периоде, на который приходится такой месяц.

И если дата осуществления такой инвентаризации вписывается в рамки периодов для проведения годовой инвентаризации из п. 10 разд. I Положения № 879, тогда повторно инвентаризировать такое имущество перед составлением годовой финотчетности предприятию не нужно.

Впрочем в случае установления фактов хищения (кражи), недостачи, уничтожения (порчи) имущества руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение провести инвентаризацию этого отдельно определенного имущества на день установки таких фактов (п. 8 разд. I Положения № 879). Поэтому при таких обстоятельствах не нужно ожидать 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, а можно действовать оперативно. Тогда инвентаризацию проводят в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. I Положения № 879). Однако такая выборочная инвентаризация не заменяет годовую инвентаризацию. Последнюю все равно придется провести в полном объеме до 31 декабря отчетного года.

Документальное оформление инвентаризации

Старт инвентаризации. Чтобы начать проведение инвентаризации, руководитель должен издать распорядительный документ — приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации.

В приказе, в частности, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды активов и обязательств, которые инвентаризируются

Этим же приказом иногда утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий.

В то же время бывают случаи, когда сроки и порядок проведения инвентаризации определяют в приказе об организации бухучета или в приказе об учетной политике. Тогда, чтобы началась годовая инвентаризация, можно обойтись без отдельного приказа. Достаточно непосредственно перед ее началом отдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Проведение инвентаризации. Во время проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет (п. 15 разд. II Положения № 879):

инвентаризационные описи, в которых фиксируют наличие, состояние и оценку активов предприятия и тех активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются за балансом.

В инвентаризационной описи активы приводят по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, отдельно по местонахождению таких ценностей и лицам, ответственным за их хранение, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре (п. 16 разд. II Положения № 879);

акты инвентаризации, в которых показывают наличие наличности, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке, дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются в соответствии с требованиями НП(С)БУ, НП(С)БУ в государственном секторе, МСФО и других актов законодательства.

Акты инвентаризации заполняют с учетом объектов инвентаризации. При этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставление с данными бухучета (п. 16 разд. II Положения № 879).

Однако в Положении № 879 не определено, по какой форме оформлять такие инвентаризационные документы. На наш взгляд, для этого можно:

1) использовать уже утвержденные формы инвентаризационных описей, например, приказом Минфина от 17.06.2015 № 572 для бюджетных учреждений или приведенные в приложении к письму Минагрополитики от 04.12.2003 № 37-27-12/14023;

2) разработать собственные формы, например опираясь на утвержденные. Главное, чтобы они отвечали требованиям ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.3 Положения № 88*.

* Положение о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88.

Финальные аккорды инвентаризации. После окончания инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) передают в бухгалтерию. Там их проверяют, таксируют. А потом бухгалтерская служба должна сверить данные из документов, предоставленных инвентаризационной комиссией, с данными учета. Для этого составляют сличительные ведомости активов и обязательств, в которых отражают расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) (пп. 19 и 20 разд. II Положения № 879).

Результаты инвентаризации оформляют протоколом инвентаризационной комиссии

За образец можно взять форму протокола инвентаризационной комиссии, утвержденную приказом Минфина от 17.06.2015 № 572.

В протоколе приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879):

— причины недостач, потерь, излишков;

— предложения о зачете вследствие пересортицы, списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач.

Предприятия могут прилагать к протоколам другую информацию, которая является существенной для принятия решений в отношении признания и оценки активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности.

Протокол инвентаризационной комиссии должен рассмотреть и утвердить руководитель предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. IV Положения № 879).

Результаты годовой инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражают в бухгалтерском учете и финансовой отчетности не позже чем в декабре отчетного года (п. 3 разд. IV Положения № 879). Как именно это сделать, см. в статьях «Инвентаризация и учет имущества, уничтоженного врагом» // «Налоги & бухучет», 2024, № 91, «Потеря активов без войны» // «Налоги & бухучет», 2022, № 90, «Учет пересортицы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 90, «Недостачи в пределах норм» // «Налоги & бухучет», 2021, № 82, «Учет излишков после инвентаризации» // «Налоги & бухучет», 2021, № 82.

Примеры заполнения инвентаризационной описи запасов, сличительной ведомости результатов инвентаризации запасов и протокола инвентаризационной комиссии приведены в приложении к этой статье.

Последствия непроведения инвентаризации

За непроведение обязательной инвентаризации никакие прямые финансовые санкции предприятию не грозят. Поскольку это не предусмотрено бухгалтерским законодательством. А начисление (уплата) налогов, сборов (обязательных платежей) непосредственно не связано с проведением инвентаризации.

Впрочем непроведение или некачественное проведение годовой инвентаризации может привести к другим негативным последствиям для предприятия и его должностных лиц (см. табл. 2).

Таблица 2. Ответственность за непроведение обязательной инвентаризации

Что грозит?

В чем нарушение?

Негативы для предприятия

Признание финотчетности недостоверной

Годовая финансовая отчетность, составленная без предварительного проведения инвентаризации, ставит под сомнение ее достоверность. А учитывая, что на основании данных финотчетности определяют налог на прибыль (п.п. 134.1.1 НКУ), то возникает вопрос: может ли недостоверность финотчетности привести к доначислению налога на прибыль при проверке?

Напрямую — вряд ли. Даже если из-за непроведения инвентаризации налог на прибыль и определен неправильно, то, чтобы доначислить его, налоговики должны заставить предприятие провести инвентаризацию и пересчитать финрезультат. И только если окажется, что финотчетность таки недостоверная и есть занижение финрезультата, только тогда фискалы смогут доначислить налог на прибыль

Админарест имущества плательщика

Нормы п.п. 20.1.9 НКУ предоставляют контролирующим органам право требовать во время проведения проверок от налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств (ОС), товарно-материальных ценностей (ТМЦ), денежных средств, снятия остатков ТМЦ, наличности. Так вот, если налогоплательщик (его должностные лица или лица, которые осуществляют наличные расчеты и/или деятельность, которая подлежит лицензированию) отказывается от проведения такой инвентаризации, то к нему может быть применен админарест имущества (п.п. 94.2.8 НКУ). Подробнее см. статью «Налоговики требуют провести инвентаризацию: что надо знать» // «Налоги & бухучет», 2023, № 91

Проведение инвентаризации через суд

Если ОС предприятия или ТМЦ находятся под таможенным контролем или использовались предприятием вместе с товарами, которые были помещены в соответствующий таможенный режим, — у предприятия при проверке могут требовать провести инвентаризацию этих активов. При непроведении такой инвентаризации контролеры могут обязать предприятие провести указанную инвентаризацию через суд (п.п. 8 ч. 1 ст. 347 ТКУ)

Наказание для должностных лиц

Административная ответственность

Для должностных лиц предприятия КУоАП предусматривает несколько видов административных штрафов за непроведение или некачественное проведение инвентаризации:

1) общий случай. Прямая админответственность за несвоевременную или некачественную инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностные лица предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн) — за повторное нарушение в течение года.

Правда, должностных лиц обычных предприятий этот штраф не касается. Потому что согласно ст. 2341 КУоАП рассматривать дела за такие нарушения может Госаудитслужба, которая имеет полномочия контролировать только бюджетные средства. А потому оштрафовать должностные лица обычных предприятий (в том числе тех, которые получают в оплату поставленных товаров/услуг бюджетные средства) формально не может (см. статью «Операции с бюджетниками: контроль» // «Налоги & бухучет», 2019, № 48);

2) юрлицо, которое ликвидируется. В таком случае несвоевременная, неполная или проведенная с нарушением инвентаризация влечет за собой наложение штрафа на должностные лица юрлица и других лиц, привлеченных к прекращению юрлица, в сумме от 100 до 150 ннмдг (от 1700 до 2550 грн) (ч. 3 ст. 1666 КУоАП). Если в течение года такое правонарушение совершают во второй раз, то на голову комиссии по прекращению юридического лица, ликвидатора, других лиц, привлеченных к прекращению юрлица, может быть наложен админштраф в размере от 150 до 250 ннмдг (от 2550 до 4250 грн).

Рассмотрение дел по таким нарушениям возложено на Госаудитслужбу и ГНСУ (ст. 2341 и ст. 2342 КУоАП).

И в первом, и во втором случае непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позже чем через два месяца со дня его выявления (ст. 38 КУоАП);

3) предоставление в статистику недостоверных данных. Грозит должностному лицу админштрафом на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь инвентаризация, не проведенная перед составлением годовой финотчетности, может поставить под сомнение достоверность финотчетности предприятия.

Размер штрафа за такое нарушение — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн). А за повторное в течение года нарушение размер штрафа будет представлять уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн).

Рассматривают дела об административных правонарушениях, определенных ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП)

Дисциплинарная ответственность

К работникам, виновным в непроведении инвентаризации, работодатель может применить меры дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ). Меры дисциплинарного взыскания — право, а не обязанность работодателя.

Чаще всего объявляют выговор. Ведь для увольнения должны быть основания, перечисленные в КЗоТ. Например, в п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ — систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, которому раньше объявлялся выговор. Причем после предыдущего выговора не должно пройти больше 1 года (см. статью «Поощрения и дисциплинарные взыскания» // «Налоги & бухучет», 2021, № 92).

Для применения дисциплинарного взыскания должны быть соблюдены следующие условия:

— оформлен приказ, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;

— дисциплинарное взыскание применено в течение месяца со дня выявления проступка (срок отпуска или больничный в этот период не включается). Не налагается вообще после окончания 6 месяцев с момента совершения нарушения

Выводы

  • Каждое предприятие ежегодно до даты баланса обязано провести сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств. Освобождение для неподконтрольного имущества не предусмотрено.
  • Предприятия, имущество которых находится на ВОТ или в районах проведения боевых действий, должны его проинвентаризировать по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность безопасного и беспрепятственного доступа.
  • Для документирования результатов инвентаризации используют инвентаризационные описи, акты инвентаризации и сличительные ведомости активов и обязательств.
  • За непроведение обязательной инвентаризации есть риск признания годовой финансовой отчетности недостоверной, а должностные лица могут поплатиться админштрафом.

Примеры заполнения

Инвентаризационная опись запасов

Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов

Протокол инвентаризационной комиссии