18.11.2024

Что влечет за собой смена прописки ФЛП?

Сегодня мы поговорим о ФЛП, который переехал и сменил прописку. Надо ли об этом сообщать налоговикам? Какие документы переоформить? И куда отчитываться и уплачивать налоги после переезда?

Почему важно иметь актуальный адрес в ЕГР?

Адрес, который указан по ФЛП в ЕГР как местонахождение, — это его официальный адрес, по которому с предпринимателем связываются госорганы, в т. ч. налоговая (п. 5 ч. 4 ст. 9 Закона № 755*).

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

Как правило, это — прописка ФЛП (если, конечно, ФЛП не регистрировался через «Дію» и не указал там другой адрес, чем его прописка*). Поэтому

если ФЛП меняет прописку, он должен обновить свое местонахождение в ЕГР

* Вас может заинтересовать статья «Если ФЛП зарегистрировался не там, где прописан: что говорят налоговики?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 50.

Иначе что? Правильно: иначе госорганы (налоговая, Гоструда, суды и т. п.) не смогут с ним оперативно связаться и наш ФЛП пропустит, например, налоговое уведомление-решение (НУР) на штраф, НУР с начислением налога, налоговые требования, запросы, приглашение на проверку, вызов в суд и т. п. А за этим не замешкаются штрафы, блокировка счетов и другие неприятности.

Например, за непредоставление документов или информации на запрос налоговиков можно получить штраф в размере минзарплаты на 1 января (ч. 2 п. 121.2 НКУ). В этом году это 7100 грн, а со следующего — 8000 грн! И что интересно, даже если почта не нашла ФЛП по местонахождению, налоговые документы все равно считаются врученными (п. 42.5 НКУ).

Конечно, ФЛП может перевести все общение с налоговиками в режим онлайн. Для этого стоит подать через Электронный кабинет заявление с идентификатором F1391602 о желании получать все документы через Электронный кабинет (больше деталей по этому поводу найдете в статье «Электронная переписка с налоговиками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 64).

Но дело не только в налоговиках. Даже и для налоговых целей надежнее, если местонахождение ФЛП, указанное в ЕГР, будет актуальным. В идеале, его стоит обновлять каждый раз, как только ФЛП переезжает. Тем более, что сейчас это можно сделать через «Дію», не выходя из дома и даже без любых документов о прописке или аренде по имени ФЛП (об этом сегодня еще расскажем).

Впрочем, на практике смена местонахождения в ЕГР означает автоматический перевод ФЛП в другую налоговую (если только он не переехал в пределах территории, которую обслуживает одна и та же налоговая). Вот из-за этого предпринимателям и не хочется лишних хлопот, потому что изменив местонахождение, им придется:

— выяснять новые счета для уплаты налогов и ЕСВ;

— выяснять ставки единого налога (ЕН) в группе 1 и 2 (потому что они устанавливаются местными органами власти и могут отличаться от предыдущих);

— отчитываться в новую налоговую и вообще иметь дело с новыми инспекторами.

При этом налоговики недавно разъяснили, что они специально не будут проверять, совпадает ли прописка ФЛП с его местонахождением в ЕГР, и не будут штрафовать в случае, если эти два адреса будут отличаться (БЗ 107.01.08).

Да и Закон № 755 хотя и требует от ФЛП иметь в ЕГР адрес, по которому с ним можно фактически связаться, но не устанавливает конкретных сроков, в течение которых этот адрес надо обновить в случае его изменения.

А НКУ хотя и требует уведомлять налоговую об изменении местонахождения в течение месяца, но требует он это именно от физических лиц, а не от ФЛП (п. 70.7 НКУ). Да и налоговики обычно не штрафуют физлица за опоздание.

Поэтому на сегодня практика пошла по тому пути, что ФЛП сам выбирает, обновлять адрес в ЕГР сразу после переезда или впоследствии. Впрочем мы бы посоветовали его обновлять как можно быстрее

Конечно, всегда можно настаивать на том, что ФЛП хотя и сменил прописку, но фактически проживает по старому адресу. Это допустимо. И в таком случае изменять местонахождение, по сути, необязательно.

Но если ФЛП действительно переехал да еще и так «капитально», что аж сменил прописку, то наверняка стоит обновить местонахождение в ЕГР. А как правильно пройти всю цепочку изменений, которые повлечет за собой изменение налогового адреса, мы сейчас и расскажем.

Шаг 1. Меняем местонахождение в ЕГР

Первый шаг очевиден — новую прописку (местонахождение ФЛП) надо внести в ЕГР. Это можно сделать у госрегистратора, нотариуса или в ЦПАУ, но проще всего — внести изменения онлайн, не выходя из дома. Для этого:

1) открываем «Дію», жмем на кнопку «Войти в кабинет» и заходим с помощью электронной подписи;

2) выбираем в Каталоге услуг «Предпринимательство» — «Внесение изменений о ФЛП» и нажимаем кнопку «Подать заявление» (рис. 1);

Рис. 1. Внесение нового адреса в ЕГР через «Дію»

3) дальше выбираем, что хотим изменить. Теперь это «Местонахождение» — и нажимаем «Редактировать». Здесь указывайте ваш новый адрес (рис. 2);

Рис. 2. Внесение нового адреса в ЕГР

При этом никаких документов о новой прописке или договора аренды «Дія» не требует. Просто указываете новый адрес и жмете на кнопку «Дальше»

4) не забудьте проверить секцию «Контактные данные». Там обязательно должен быть номер телефона и e-mail ФЛП (рис. 2). Потому что без этих данных кнопка «Дальше» будет неактивной.

Если поле «Местонахождение» пусто. Кстати, если вы открыли заявление о внесении изменений, а поле «Местонахождение» в нем пустое и рядом нет кнопки «Редактировать» — это значит, что ваш адрес просто не актуализирован. Ничего страшного, в Госреестре он, скорее всего, есть. Проверить это можно в разделе «Мой бизнес» (рис. 3).

Рис. 3. В поле «Местонахождение» — пусто (адрес не актуализирован), а в разделе «Мой бизнес» актуальный адрес есть

Если в «Мой бизнес» налоговый адрес указан (как на рис. 3 «а»), значит все в порядке. Возвращаемся к заявлению о внесении изменений о ФЛП (рис. 3 «б») и можем сразу вводить новую прописку в поле «Местонахождение».

Актуализировать старую прописку не обязательно. Более того, поскольку в системе она все равно есть («Мой бизнес»), то даже если вы и внесете ее в поле «Местонахождение», вы не сможете отправить заявление на изменения — кнопка «Дальше» будет неактивной, потому что, по сути, никаких изменений не произошло.

Если же вам очень надо актуализировать именно старый адрес (прописку), тогда вместе с ним внесите изменения в секцию «виды деятельности» или «контактные данные», например, укажите дополнительный номер телефона. Такая актуализация будет бесплатной.

А вот

за внесение нового адреса в поле «Местонахождение» придется расщедриться на уплату административного сбора: 230 грн + 1,5 % комиссии

На страницу с оплатой вы попадете автоматически после того, как укажете новое местонахождение и нажмете кнопку «Дальше» (рис. 4).

Рис. 4. Уплата админсбора за обновление местонахождения ФЛП в ЕГР

Оплату можно сделать картой онлайн (даже если это не ФЛП-счет, а личная карта физлица).

Дальше налагаем на заявление электронную подпись, отправляем его и ожидаем внесения изменений.

Выписка из Госреестра с новым адресом будет автоматически сформирована в течение двух-трех рабочих дней. Загрузить ее можно будет в «Дії» в разделе «Полученные документы» (рис. 5). Если в ней будет указан новый адрес, значит все получилось.

Рис. 5. Проверяем новый адрес в выписке из ЕГР

Шаг 2. Меняем местонахождение в Реестре плательщиков ЕН

Этот шаг — только для единоналожников. Дело в том, что им маловато внести новый адрес в ЕГР, надо еще и указать его в Реестре плательщиков ЕН. Зачем?

Во-первых, этого требует НКУ (пп. 298.5 и 298.6).

Во-вторых, ставки ЕН групп 1 и 2 в разных регионах могут отличаться. Поэтому если ФЛП изменяет свой налоговый адрес, ставки могут увеличиться — и упрощенец группы 1 или 2, сам того не зная, будет накапливать налоговый долг, пока его не сбросят с упрощенки.

Более того, налоговики угрожают сбрасывать с упрощенки всех ФЛП (группы 1, 2 и даже 3), которые не сообщили об изменении налогового адреса (категория 107.04 БЗ)

Мы с этим не согласны, но спорить бесполезно — разве что в суде. Впрочем, зачем доводить дело до суда.

Здесь, кстати, не до конца понятным является алгоритм взаимодействия «Дії» с налоговиками. Поэтому настоятельно советуем после регистрации изменения местонахождения заказывать извлечение из Реестра плательщиков единого налога. Как это сделать? Очень просто.

Чтобы заказать извлечение из Реестра плательщиков ЕН в Электронном кабинете, формируем и посылаем форму F1302101*. Если в полученном извлечении будет новый адрес ФЛП (и правильно указаны все остальные сведения о ФЛП), значит все удалось!

* При подаче формы F1302101 можно указать способ получения извлечения «в электронном виде» — и тогда готовый документ можно будет загрузить прямо из раздела «Входящие/исходящие документы» Электронного кабинета.

Впрочем часто бывает так, что в ЕГР изменения попали, а в Реестр плательщиков ЕН — нет. Или стали в Реестре плательщиков ЕН некорректно отражаться какие-то другие сведения о ФЛП. Что делать в таком случае? Все просто: самостоятельно подаем налоговикам заявление о применении упрощенной системы на внесение нового адреса в Реестр плательщиков ЕН.

НКУ устанавливает следующие сроки для ее подачи (пп. 298.5 и 298.6 НКУ):

упрощенцы группы 1 и 2 — не позже 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ФЛП сменил прописку;

упрощенцы группы 3 — не позже последнего дня квартала, в котором ФЛП сменил прописку.

Кстати, если ФЛП переезжает из оккупированной территории или из территории боевых действий на другую территорию Украины, налоговики позволяют подавать это заявление сразу в новую налоговую (по новому адресу) — категория 107.01.01 БЗ.

Поэтому создаем в Электронном кабинете форму F0102003 с пометкой «внесення змін» и ставим крестик в поле 5.4 «Внесення змін до реєстру платників єдиного податку щодо податкової адреси суб’єкта господарювання».

Формируя это заявление, обратите внимание на такой нюанс: если ФЛП работает из дому или сменил не только прописку, а еще и перевез бизнес (то есть изменил место хозяйственной деятельности), в заявлении о применении упрощенки в поле 5.4 он должен поставить два крестика: первый — об изменении налогового адреса и второй — об изменении места осуществления хозяйственной деятельности (рис. 6).

Рис. 6. Форма F0102003 для внесения в Реестр ЕН новой прописки и нового места деятельности

При этом новый налоговый адрес указываем в поле 4 заявления, а новый адрес места осуществления деятельности — в поле 6*.

* Вас может заинтересовать статья «Место деятельности ФЛП-упрощенца: что это такое и с чем его едят?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 50.

Внимание! В полях 6 («Місце провадження господарської діяльності (індекс, адреса)») и 8 («Обрані види діяльності згідно з КВЕД ДК 009:2010») заявления актуальные данные приводим, даже если в них не происходило никаких изменений.

Ну а после того, как подадите в налоговое заявление с новым адресом, можно заказывать новое извлечение из Реестра плательщиков ЕН. Там уже точно должны быть все новые адреса.

Между прочим, даже если ФЛП никуда не переезжает, но его улицу или населенный пункт переименовали, он должен пройти эти же шаги, чтобы актуализировать свой налоговый адрес. Впрочем, в законодательстве нет конкретных сроков для актуализации данных. Поэтому можно не спешить*.

* Как это сделать, вы можете узнать из статьи «Переименовали улицу: напоминание для юрлиц и ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2023, № 71.

Шаг 3. Отчитываемся и уплачиваем налоги после переезда

Декларации. После того, как ФЛП внес новую прописку в ЕГР, новая налоговая автоматически возьмет его на учет после получения данных от госрегистратора. Это может занять до месяца. До тех пор отчитываетесь и уплачиваете налоги в старую налоговую.

Тем временем периодически проверяйте, не взяли ли вас на учет в новой налоговой. Для этого откройте в Электронном кабинете раздел «Учетные данные плательщика» и найдите там наименование ГНИ по основному месту учета. Если там будет указана новая налоговая, значит вас уже перевели.

Хотя можно для подстраховки еще и позвонить по телефону в налоговую и уточнить, на самом ли деле вас уже взяли на учет. Если ответ будет «да», то дальше уже надо:

1) подавать декларацию единоналожника (групп 1 — 3) или декларацию об имущественном положении и доходах (общесистемщика) в новую налоговую. Именно так рекомендуют делать фискалы (категория 107.01.07 БЗ, категория 104.09 БЗ).

Немножко другое требование видим в п. 294.7 НКУ, согласно которому получается, что ФЛП на ЕН подает последнюю декларацию в старую налоговую за тот отчетный период, в котором он подал заявление об изменении налогового адреса. Но, на наш взгляд, лучше прислушиваться к рекомендациям фискалов и подавать декларацию в налоговую по новому адресу (конечно, если ФЛП уже взяли на учет по новому адресу). Или хотя бы предварительно выяснить этот вопрос у налоговиков по старому месту учета (не будут ли требовать они подачи им ЕН-декларации за период перерегистрации налогового адреса);

2) уплачивать ЕСВ за себя в новую налоговую, если ФЛП, конечно, уплачивает его в течение войны;

3) уплачивать ЕН, НДФЛ и ВС до конца года по старому месту учета. А уже со следующего года — по новому. Это касается даже тех, кто переехал из оккупированных или боевых территорий (категория 107.01.07 БЗ).

Счета для уплаты налогов и ЕСВ можно найти на сайте налоговиков по этой ссылке.

Форма № 20-ОПП. Если ФЛП имеет магазин, офис, склад или другое место, где он осуществляет хозяйственную деятельность, и адрес этих мест не изменялся, то форму № 20-ОПП можно не подавать. Смена прописки на это никак не влияет.

А вот если ФЛП ведет бизнес там, где живет (прописан) или его местожительство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, ему придется подать форму № 20-ОПП с новым адресом прописки в течение 10 рабочих дней* (п. 8.5 Порядка № 1588**).

* Нюансы ее заполнения вы найдете в статье «Если ФЛП ведет бизнес дома» // «Налоги & бухучет», 2024, № 63.

** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

Шаг 4. Переоформляем РРО/ПРРО, лицензии, разрешения и ЭП

РРО/ПРРО. Если ФЛП просто сменил прописку (налоговый адрес), но при этом место осуществления предпринимательской деятельности не изменилось, то он не обязан перерегистрировать РРО/ПРРО — налоговики это сделают автоматически (п. 4 гл. 3 разд. II Порядка № 547*, п. 11 разд. ІІ Порядка № 317**).

Если же ФЛП решит изменить место использования РРО/ПРРО (то есть сменит место осуществления деятельности), тогда уже эти аппараты надо будет перерегистрировать***.

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

** Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

*** О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Регистрация и разрегистрация РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2021, № 40.

ФЛП не обязан перерегистрировать РРО/ПРРО при смене прописки, а вот при изменении места осуществления деятельности — да.

НДС-перерегистрация. НДС-перерегистрация не нужна (категория 101.02 БЗ). Налоговики автоматически снимут его с учета по старому адресу и возьмут на учет по новому (п. 183.15 НКУ).

Лицензии. Алкогольные, табачные и топливные лицензий (если они есть у ФЛП) придется переоформить, потому что в них указывается местожительство ФЛП. Заявление на переоформление можно подать через Электронный кабинет (меню «Переписка с ГНС»). На это есть месяц (ст. 15 Закона № 481*). Переоформление бесплатно, занимает 3 рабочих дня. А вот если лицензию не переоформить, ее могут аннулировать. С 01.01.2025 заявление надо будет подавать в новую налоговую (ч. 6 разд. VI Закона № 3817**).

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

** Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 18.06.2024 № 3817-IX.

Что касается остальных лицензий, то ФЛП обязан подать органу лицензирования информацию о своем новом адресе. На это у него есть месяц (если другой срок не предусмотрен лицензионными условиями) (п. 1 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Закона о лицензировании*).

* Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII.

Разрешения. Можете вздохнуть с облегчением, потому что заключения, разрешения и разного рода сертификаты, которые ФЛП получил еще до изменения местонахождения, заново переоформлять не надо! А все потому, что

смена местожительства ФЛП не является основанием для переоформления документов разрешительного характера (абз. 2 ч. 8 ст. 41 Закона № 2806*)

* Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 № 2806-IV.

Поэтому можно и дальше вести свою хоздеятельность на основании разрешительных документов. Недействительными они не станут.

Электронная подпись. Если ФЛП переезжает в рамках одного и того же населенного пункта, то электронную подпись (ЭП) можно не изменять. Если же он сменил прописку на другой город, ЭП придется изменить.

Дело в том, что при формировании ЭП в идентификационных данных ФЛП указывают не полный адрес местожительства, а только название государства и населенного пункта (п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона № 2155*).

* Закон Украины «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII.

Дальше, если в этих данных происходят изменения, ФЛП обязан об этом известить Аккредитованный центр сертификации ключей, а тот, в свою очередь, обязан отменить ЭП в течение двух часов (ч. 2 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона № 2155).

Поэтому и получается, что

только ФЛП, который прописался в другом населенном пункте, обязан переоформить ЭП и сообщить о новой подписи налоговикам

Для этого направляем им:

— если старая ЭП еще не отменена — уведомление по форме F1391104, подписанное сначала новой, а потом старой ЭП (категория 129.03 БЗ);

— если старая ЭП уже отменена — любой электронный документ, подписанный новой ЭП (категория 129.03 БЗ).

Регистр учета доходов. Теперь ФЛП не регистрируют регистры учета доходов в налоговой (ни упрощенцы, ни общесистемщики). Поэтому никакой перерегистрации в случае смены прописки не надо. Но новую прописку стоит указать в самом регистре.

Банки и контрагенты. Законодательство не требует от ФЛП сообщать контрагентам об изменении его налогового адреса. Но мы советуем послать им письмо или e-mail с новым адресом. Это позволит поддержать прозрачность деловых отношений и избежать недоразумений в будущем. Сами же договоры перезаключать не нужно.

Не забудьте также обновить адрес на всех ваших интернет-ресурсах.

Что касается банков, то обычно в договоре на открытие счета есть требование уведомлять банк о смене прописки ФЛП. Поэтому стоит позаботиться и об этом.

Шаг 5. Проверяем льготы и ограничения

Если ФЛП был прописан на боевой или временно оккупированной территории, а потом сменил прописку в ЕГР (на мирную территорию), он теряет право неуплаты ЕН в группе 1 и 2. Например, если ФЛП внес новую прописку в ЕГР 25 октября 2024 года, тогда с ноября 2024 года он уже должен уплачивать ЕН.

А вот если ФЛП, напротив, переезжает на боевую или оккупированную территорию, освобождение от ЕН ему светить не будет. Потому что налоговики считают, что освобождение от ЕН работает только для тех ФЛП, которые были зарегистрированы на таких территориях на дату начала боевых действий (больше деталей найдете в статье «Военные льготы для ФЛП: ЕСВ, ЕН и т. п.» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53).

Более того, ФЛП, который планирует прописаться на оккупированной территории, вряд ли вообще сможет вести бизнес. Потому что налоговики будут считать все договоры с ним ничтожными и требовать от контрагентов удерживать НДФЛ и ВС при выплате любых доходов такому ФЛП. Поэтому этот вариант вообще не стоит рассматривать. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40.

Что же касается освобождения от РРО-штрафов, эконалога или земналога, то эти освобождения работают именно для ФЛП, которые ведут свою деятельность на боевых или оккупированных территориях. При этом нет разницы, где именно ФЛП прописан, поэтому смена прописки здесь погоды не делает.

Выводы

  • Если ФЛП изменяет прописку, ему следует обновить свое местонахождение в ЕГР.
  • ФЛП на ЕН должен внести новую прописку еще и в Реестр плательщиков ЕН.
  • Налоговая по новому адресу автоматически возьмет на учет ФЛП.
  • После этого подаем декларации и уплачиваем ЕСВ «за себя» в новую налоговую, а ЕН, ВС и НДФЛ до конца года уплачиваем в старую налоговую и только со следующего года — в новую.
  • Форму № 20-ОПП можно не подавать, если ФЛП не работает из дому.
  • Не надо переоформлять: разрешительные документы, РРО/ПРРО, регистр учета доходов, НДС-регистрацию.
  • Надо переоформить: лицензии (если есть), электронную подпись (если ФЛП переехал в другой населенный пункт), сообщить о новом адресе банк и партнеров.
  • Если ФЛП на ЕН группы 1 или 2 переедет из боевой или временно оккупированной территории на мирную, он потеряет возможность неуплаты ЕН. А если наоборот — ЕН ему все равно придется уплачивать, к сожалению.