* itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/44809
Сразу бросается в глаза, что законодатели решили «поиграться» с переходными моментами, в частности по уплате военного сбора (ВС). Но есть и новации, которых вообще не было в предыдущих версиях законопроекта. Например, в отношении ввода «горючего» авансового взноса для ФЛП на общей системе и в отношении поднятия минимальных цен для вин виноградных и другой винодельной продукции. Обо всем этом сейчас коротко и поговорим.
При этом, опять же, акцентируем внимание на том, что
речь лишь о законопроекте, в котором еще возможны изменения
Военный сбор
ВС для физических лиц (в т. ч. ФЛП-общесистемщиков). Сама идея остается без изменений — то есть там, где теперь есть 1,5 %, будет 5 %. Но законодатели решили поработать с переходными моментами.
Уже планируется, что Закон в части ВС вступит в силу с не 01.10.2024, а со дня, следующего за днем его опубликования. При этом,
если Закон вступит в силу в октябре, то по ставке 5 % будут облагаться доходы за октябрь (и следующие месяцы). Если вступит в силу в ноябре — то за ноябрь (и следующие месяцы)
Если работника уже уволили до вступления в силу Закона, то перерасчет ВС не осуществляется.
Еще одна «новинка» — если речь о ВС, который уплачивается по результатам годового декларирования, то ставка 5 % будет применяться начиная с доходов за 2025 год (и следующие годы). Под эту норму очевидно попадают и ФЛП на общей системе налогообложения.
Но если речь о тех же доходах от операций с имуществом, которые облагаются НДФЛ и ВС (например, налогооблагаемая продажа недвижимости, см. статью «Покупаем недвижимость у физлица: а что там с НДФЛ и ВС?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 67), то ставка ВС 5 % будет применяться к доходам, полученным после вступления в силу Закона (день, следующий за днем его опубликования), независимо от указания таких доходов в годовой декларации об имущественном положении и доходах за 2024 год. То есть для таких доходов обложение по ставке 5 % начнется сразу после вступления в силу Закона (день, следующий за днем его опубликования).
ВС для ФЛП на ЕН групп 1, 2 и 4. Здесь, опять же, идея та же — для ФЛП на ЕН групп 1, 2, и 4 установить ежемесячную уплату ВС (в виде авансовых взносов) — в размере 10 % текущей минзарплаты. То есть 800 грн ежемесячно.
Но здесь также законодатели уточняют переходные моменты и не только!
Так, исходя из последней версии получается, что если Закон успеет вступить в силу в октябре (дата вступления в силу в части ВС теперь — со дня, следующего за днем опубликования Закона) — то ВС ФЛП на ЕН групп 1, 2, 4 начнут уплачивать начиная с уплаты за октябрь-2024. Если вступит в силу уже в ноябре — то с уплаты за ноябрь-2024 и т. п.
Механизм уплаты ВС — авансом не позже 20-го числа (включительно) текущего месяца (то есть по тому же принципу, что и авансовые взносы по ЕН).
Но для уплаты ВС за первый месяц будет установлено исключение. Срок уплаты для него будет — в течение 20 календарных дней с даты вступления в силу Закона
То есть если Закон вступит в силу в октябре, соответственно первый месяц уплаты — октябрь, то ВС за октябрь следует будет уплатить в течение 20 календарных дней с даты вступления в силу Закона (а не в базовый срок не позже 20-го числа (включительно) текущего месяца).
Условно, после того как вступит в силу Закон (со дня, следующего за днем его опубликования), у ФЛП еще будет 20 календарных дней на уплату ВС за первый месяц его введения
При этом установлено, что нарушение этого «льготного» срока не приводит к штрафным санкциям и пене.
Сохранился принцип, что для уплаты ВС не имеет значения, был ли у ФЛП доход в соответствующем месяце, осуществлял ли он вообще деятельность в этом месяце. Если он хоть день в месяце был плательщиком ЕН групп 1 или 2, то должен уплатить ВС за этот месяц в полной сумме. Впрочем уже предусмотрели исключения для тех ФЛП, которые успеют зарегистрировать прекращение предпринимательской деятельности до даты вступления в силу Закона. В таком случае они не будут уплачивать ВС за соответствующий (первый) месяц.
Из интересного — законодатели уже предусмотрели возможность НЕуплаты ВС для ФЛП на ЕН групп 1 и 2:
1) налоговый адрес которых находится на боевых территориях (что фактически является аналогом возможности неуплаты ЕН соответствующими ФЛП. Это, кстати, достаточно запутанная норма, и в действительности ею могут воспользоваться далеко не все желающие. Важные детали найдете в статье «Военные льготы для ФЛП: ЕСВ, ЕН и т. п.» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53);
2) за период болезни или отпуска ФЛП, которые не используют труд наемных работников (что фактически является аналогом возможности неуплаты ЕН за соответствующие периоды. Больше деталей о ЕН найдете в статье «Налоговый отпуск ФЛП на едином налоге групп 1 и 2: опять актуален» // «Налоги & бухучет», 2024, № 42, ср. ).
Также предусматривается, что уплаченный ВС можно будет учесть при сравнении суммы уплаченных налогов с «земельным» МНО (минимальное налоговое обязательство).
ВС для плательщиков ЕН группы 3. Как и планировалось до этого, для плательщиков ЕН группы 3 планируется установить ставку ВС в размере 1 % от ЕН-дохода. Опять же, речь идет обо всех плательщиках ЕН группы 3, то есть как юрлицах, так и ФЛП. Имеем этому дополнительные подтверждения в тексте законопроекта.
Уплата ВС здесь вводится начиная с первого числа первого месяца календарного квартала, в котором вступил в силу Закон. Но фактически это то же 01.10.2024, о котором мы говорили раньше (ведь нет сомнений, что Закон вступит в силу в IV квартале 2024 года).
Плательщики ЕН группы 3 будут уплачивать ВС в тот же срок, что и ЕН. Поэтому
впервые плательщики ЕН группы 3 будут уплачивать ВС за IV квартал 2024 года. Срок для этого — не позже 19.02.2025
Также предусматривается, что уплаченный ВС можно будет учесть при сравнении суммы уплаченных налогов с «земельным» МНО (минимальное налоговое обязательство).
Об отчетности. Отдельной отчетности по ВС для плательщиков ЕН не предусматривается! Планируется, что суммы ВС будут отражаться в составе ЕН-декларации.
То есть после того, как соответствующие изменения вступят в силу, Минфину, по логике, придется внести изменения в формы ЕН-деклараций. При этом за отчетный период «три квартала» отчитываться в любом случае должны по действующей ныне форме ЕН-декларации. Никакого ВС в ней не показываем. Потому что уплата ВС плательщиками ЕН группы 3 вводится с 01.10.2024 (начиная с первого числа первого месяца календарного квартала, в котором вступил в силу Закон). То есть первый раз плательщикам ЕН группы 3 придется уплатить ВС за IV квартал 2024 года (не позже 19.02.2025).
Ежемесячная отчетность по НДФЛ и ЕСВ
Здесь тоже законодатели не отказываются от этой идеи. Следовательно, планируется что с 01.01.2025 (начиная с отчетности за январь-2025) отчетность по НДФЛ и ВС будет ежемесячной.
Авансовый взнос и розничная торговля горючим
Как и раньше, планируется установить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль для плательщиков, которые осуществляют деятельность по розничной торговле горючим (начиная с уплаты за месяц, в котором вступит в силу Закон).
Есть несколько новинок.
Несколько продлен срок уплаты за первый месяц введения авансового взноса.
Кроме того,
ФЛП на общей системе также планируется привлечь к уплате авансового взноса при розничной торговле горючим
Размер взноса для ФЛП такой же, как и для юридических лиц. Уплата взноса также ежемесячная.
При этом с 01.01.2025 неуплата авансового взноса будет считаться одним из оснований для прекращения действия соответствующей лицензии.
Авансовый взнос и пункты обмена иностранной валюты
Здесь планируется (с 01.01.2025) несколько изменить размер авансового взноса. Теперь он установлен кратно размеру минзарплаты на 1 января соответствующего года. А планируется установить его в евро (в эквиваленте). Плюс установить отдельный размер для обменников в г. Киев. Как следствие, размер авансового взноса несколько вырастет.
Налог на прибыль для банков и небанковских учреждений
Законопроектом предусмотрено следующее:
— базовая ставка налога на прибыль для банков в 2024 году будет составлять 50 %. Кроме того, установлен запрет на перенос убытков (надеемся, что этот запрет будут применять только в отношении банков) до конца 2024 года (а не до конца военного положения, как предусматривалось раньше) (п. 70 подразд. 4 разд. XX НКУ);
— базовая ставка налога на прибыль для финучреждений (кроме страховщиков) с 01.01.2025 будет составлять 25 %.
Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
НКУ, в частности, дополнят новыми положениями в отношении определения фактической цены реализации добытого полезного ископаемого (минерального сырья) товарной продукции горного предприятия из горных пород, которая классифицируется по кодам 2517, 2505 и 2507 УКТ ВЭД.
Кэшбэк «Сделано в Украине»
Планируется освободить от налогообложения (НДФЛ и ВС) в течение 2024 и 2025 лет доходы физлиц, полученные в виде государственной помощи (кэшбэка) в рамках реализации экспериментального проекта «Сделано в Украине».
Минимальные цены на вино
Неожиданно! В законопроект, среди прочего, запихнули норму о минимальных ценах.
Так, в период начиная
с даты вступления в силу Закона (то есть со дня, следующего за днем его опубликования) для вин виноградных и другой винодельной продукции применяется размер минимальных цен, утвержденный постановлением КМУ от 30.10.2008 № 957, увеличенный на 50 процентов
При этом налоговики должны справочно (!) обнародовать у себя на сайте (tax.gov.ua/) повышенные минимальные цены. Но, опять же, это лишь справочно. То есть обновленные минцены (увеличенные на 50 %) для вин виноградных и другой винодельной продукции заработают сразу после вступления в силу Закона. А обнародование налоговиками на сайте — это для самоконтроля.
Также есть новации в отношении определения «земельного» МНО и некоторые другие изменения. Но обо всем этом подробнее уже после того, как будет принят Закон.