С одной стороны, по нормам ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете* хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании первичных документов.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Но с другой стороны, бухучетная нормативка (ст. 4, ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 НП(С)БУ 16 «Расходы») требует, чтобы хозоперация была отражена в учете в том отчетном периоде, в котором она осуществлена. При этом
отражение в бухучете хозопераций, в частности, признание расходов, никоим образом не зависит от периода получения первичных документов от поставщиков
(см. письмо Минфина от 22.04.2016 № 31-11410-06-5/11705). То есть если услуга фактически была получена в августе, то именно в августе она и должна быть отражена в бухучете. Даже несмотря на то, что документы от поставщика были получены, скажем, в ноябре.
А как это сделать, когда первичные документы опаздывают или вообще отсутствуют? На основании чего осуществлять записи в бухучете о хозоперациях, которые хотя и произошли, но по определенным причинам не задокументированы?