Темы статей
Выбрать темы

Поддержка фермерских хозяйств: получаем и учитываем

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Поддержка агросектора может быть финансовой или натуральной, государственной или негосударственной, распространяться как на всех аграриев, так и на определенных агропроизводителей, в частности на фермерские хозяйства (ФХ). В этой статье дадим советы фермерам о порядке получения и учета отдельных видов такой поддержки.

Все пути ведут в ГАР

Государственный аграрный реестр (ГАР) — это автоматизированная электронная система, созданная Минагрополитики с целью эффективного и прозрачного привлечения и распределения всех видов поддержки для украинских аграриев, как за средства государственного бюджета, так и в виде льготных кредитов, международных грантов или технической помощи. ГАР доступен для всех аграриев Украины.

При этом Законом № 3980* (см. ч. 2 ст. 4) предусмотрено, что

предоставление аграриям господдержки, поддержки за счет средств местных бюджетов, международной технической помощи, грантов или другой помощи должно происходить только через ГАР

* Закон Украины «Об информационно-коммуникационной системе «Государственный аграрный реестр» от 19.09.2024 № 3980-IX.

Следовательно, на сегодня любой аграрий, в том числе фермерское хозяйство (как ФЛП, так и юрлица) может рассчитывать на получение сельхозподдержки, только если он зарегистрирован в ГАР. Для регистрации нужно зайти на сайт ГАР и, используя квалифицированную электронную подпись, пройти процедуру регистрации: заполнить регистрационную форму и предоставить согласие на обработку персональных данных.

После этого в ГАР создается персональный электронный кабинет агропроизводителя, в который автоматически подгружаются данные из других государственных реестров о его хозяйственной деятельности, земельном банке, поголовье животных и т. п.

В электронном кабинете агропроизводителя в ГАР также содержится актуальная информация о доступных программах поддержки. Заявки на участие в них подаются онлайн через кабинет. Кроме того, система в режиме реального времени информирует агропроизводителя о новых возможностях. Регистрация и подача заявок на участие в программах поддержки в ГАР является бесплатной. Остальные ответы на вопросы, которые у вас возникают, ищите на сайте ГАР.

Рассмотрим дальше отдельные виды поддержки, которые можно получить на сегодня.

Бюджетная поддержка

Поддержка для всех аграриев, в том числе и ФХ. В первую очередь вас могут заинтересовать такие виды поддержки, как:

— бюджетная субсидия на 1 га обрабатываемых угодий — в размере 4000 грн на 1 га;

— специальная бюджетная дотация для содержания КРС — в размере 7000 грн на одну корову;

— специальная бюджетная дотация для содержания маточного поголовья коз и/или овец — в размере 2000 грн на одну голову коз и/или овец;

— отдельная бюджетная субсидия на 1 га обрабатываемых угодий на территориях, на которых завершено ведение боевых действий, и на территориях, временная оккупация которых завершена, — в размере 8000 грн на 1 га.

Средства на финансирование таких дотаций выделяются из госбюджета. Их предоставление регламентировано, в частности, Порядком № 918*. Как следует из его названия, получить такие дотации могут как ФХ, так и другие агропроизводители. Подробно об этом читайте в статьях «Новые виды господдержки агротоваропроизводителей» // «Налоги & бухучет», 2024, № 26, «Господдержка аграриев из боевых территорий» // «Налоги & бухучет», 2024, № 70 и «Поддержка аграриев: как получить и учитывать» // «Налоги & бухучет», 2024, № 99.

* Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления поддержки фермерским хозяйствам и другим производителям сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.2022 № 918.

Поддержка только для ФХ. Вместе с тем Порядком № 106* предусмотрена государственная поддержка развития именно фермерских хозяйств. Она предоставляется:

— ФХ, которое имеет чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год до 20 млн грн, в собственности и/или пользовании которого находятся земли сельхозназначения;

— зарегистрированному в текущем году ФХ, в собственности и/или пользовании которого находятся земли сельхозназначения, независимо от объема чистого дохода (выручки).

* Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления финансовой поддержки развития фермерских хозяйств, утвержденный постановлением КМУ от 07.02.2018 № 106.

Финансовая поддержка ФХ предоставляется по следующим направлениям:

— частичная компенсация расходов ФХ, связанных с предоставленными сельскохозяйственными совещательными услугами (кроме вновь созданных), — в размере 90 % стоимости, но не более чем 10000 грн;

— финансовая поддержка вновь созданных ФХ для получения сельскохозяйственных совещательных услуг — один раз в размере, который не превышает 36000 грн, при условии предварительно заключенного до конца текущего бюджетного периода договора и на основании акта/актов выполненных работ;

— бюджетная субсидия вновь созданным ФХ на 1 га обрабатываемых угодий — один раз в году в размере 5000 грн на 1 га, но не больше 100000 грн в течение первых трех лет после создания ФХ;

— специальная бюджетная дотация ФХ за содержание коров всех направлений производительности — в размере 5000 грн, но не больше 250000 грн за каждую имеющуюся по состоянию на 1 июля текущего года корову, если в собственности ФХ находится от пяти коров.

В целом учет этих видов поддержки ФХ аналогичен тем, которые предназначены для всех аграриев.

Поскольку каждый такой вид финансовой поддержки имеет целевую направленность и предоставляется для покрытия уже понесенных или будущих расходов, то учитывать его следует как целевое финансирование

Подробнее об этом см. в статье «Поддержка аграриев: как получить и учитывать» // «Налоги & бухучет», 2024, № 99.

Компенсация приобретения агротехники

На этом виде бюджетной господдержки остановимся подробнее. Финпомощь по этому направлению заключается в частичной компенсации стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства. Ее предоставление регламентировано Порядком № 130*.

* Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.2017 № 130.

Требования к подтверждению статуса агропроизводителя — претенденту на получение компенсации: не менее 75 % реализованной им продукции за последние 12 отчетных налоговых периодов должны составлять именно сельскохозяйственные товары или услуги. Для вновь созданных предприятий это требование рассчитывается отдельно по каждому налоговому периоду (п. 3 Порядка № 130).

Компенсация предоставляется в размере 25 % без учета НДС (п. 13 Порядка № 130) за приобретенную сельхозтехнику и оборудование, которое содержит не менее 60 % украинских материалов и комплектующих. Причем на сегодня процент частичной компенсации одинаков как для ФХ, так и для остальных аграриев. Поэтому если приобретенная вами сельхозтехника будет стоить, скажем, 12 млн грн, в том числе НДС 20 % — 2 млн грн, то есть шанс компенсировать 2,5 млн грн ((12 — 2) х 25 % : 100 %).

Агропроизводители, чтобы воспользоваться этой программой, должны выбрать технику или оборудование из официального перечня на сайте Минэкономики. Имейте в виду, что

сельхозтехнику сначала следует обязательно приобрести за собственные средства и уже потом подавать заявку на получение компенсации через уполномоченный банк

Оплачивать приобретение техники тоже следует через уполномоченный банк.

В течение трех лет сельхозтехнику, стоимость приобретения которой частично компенсирована из бюджета, нельзя отчуждать. Иначе аграрию придется вернуть полученные бюджетные средства в течение месяца с даты выявления нарушения. Кроме того, он потеряет право на получение частичной компенсации в течение трех следующих лет от даты выявления нарушения (п. 25 Порядка № 130).

Бухгалтерский учет. Получение компенсации стоимости сельхозтехники следует расценивать как целевое финансирование капитальных инвестиций. А потому в бухучете по правилам, которые прописаны в п. 18 НП(С)БУ 15 «Доход»,

покупатель должен признавать полученную компенсацию доходом, но не сразу, а в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов

Учитывая это, а также порядок получения компенсации (сначала покупатель расходует собственные средства и приобретает технику, а только потом ему перечисляют средства из бюджета), в учете покупатель должен сразу после получения возмещения (Дт 311 — Кт 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов») зачислить целевые средства в состав доходов будущих периодов: Дт 482 — Кт 69. И только потом по мере начисления амортизации и пропорционально ее размеру отражать доход: Дт 69 — Кт 745.

Обратите внимание! Не исключено, что компенсация поступит фермеру с определенным опозданием, то есть уже после того, как приобретенную технику ввели в эксплуатацию и она даже успела несколько месяцев поработать. Тогда доход признают в месяце, когда получили средства из бюджета, причем с учетом уже начисленной амортизации за прошлые периоды. А дальше отражают его ежемесячно пропорционально амортизации, начисленной за месяц.

Налоговоприбыльный учет. При определении объекта обложения налогом на прибыль получение таких средств целевого финансирования будет отражаться по бухучетным правилам. Для такой операции в НКУ налоговых разниц не предусмотрено.

При этом у высокодоходников, которые приобрели отечественную сельхозтехнику и получили компенсацию ее стоимости, налоговые амортизационные разницы будут возникать в общем порядке, то есть так, как этого требуют пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

НДС-учет. Здесь также без особенностей. Имеете зарегистрированную налоговую накладную на приобретенную технику — есть право на налоговый кредит. Кроме того, покупателю нет нужды при получении компенсации начислять налоговые обязательства. Дело в том, что согласно п.п. 196.1.6 НКУ не являются объектом обложения НДС дотации за счет бюджетов (кроме тех, которые предоставляются в имущественной форме).

Единый налог. Плательщики ЕН группы 3 в состав дохода полученную компенсацию не включают. Аргументы содержатся в п.п. 4 п. 292.11 НКУ, в соответствии с которым в состав дохода единщика не включаются суммы средств целевого назначения, которые поступили из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ.

Единоналожники группы 4 — юрлица такую компенсацию признают доходом только в бухгалтерском учете, а вот в расчет сельхоздоли не включают. Такие суммы они указывают в стр. 3.1 «Сума одержаних з державного бюджету коштів фінансової підтримки», данные которой исключаются из общего размера дохода сельхозтоваропроизводителя при расчете сельхоздоли. Подтверждение этому находим в письме ГНСУ от 09.02.2024 № 679/ІПК/99-00-04-03-03 ІПК, где налоговики пришли к такому же заключению.

Вместе с тем обращаем внимание, что это письмо — единственное разъяснение с такой абсолютно законной позицией. В остальных разъяснениях, которые известны нам на сегодня, фискалы выступают против включения в стр. 3.1 любых других сумм, кроме сумм дотации, которая была отменена еще в 2017 году. Мы с этим категорически не согласны — наши аргументы ищите в статье «Субсидия на 1 га уменьшает размер сельхоздоли: фискальная позиция налоговиков!» // «Налоги & бухучет», 2025, № 17. Но, чтобы сейчас у вас не было проблем и ссоры с фискалами, получите ИНК в свой адрес, где они позволяют включать в стр. 3.1 частичную компенсацию стоимости сельхозтехники.

Пример. Фермерское хозяйство приобрело у отечественного производителя автомобилеразгрузчик передвижной гидравлический для быстрой разгрузки зерновозов 80АРГ-20 стоимостью 6 млн грн, в том числе НДС 20 % — 1 млн грн. В месяце приобретения он был введен в эксплуатацию со сроком полезного использования 5 лет и прямолинейным методом начисления амортизации. Частичную компенсацию стоимости приобретенной техники предприятие получило в сумме 1,25 млн грн ((6 - 1) х 25 % : 100 %).

Как отразить эти хозоперации в бухгалтерском учете, покажем в таблице.

Учитываем частичную компенсацию стоимости сельхозтехники

п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Сумма,

грн

дебет

кредит

1

Перечислена предоплата поставщику за автомобилеразгрузчик

371

311

6000000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644

1000000

641/НДС

644/1

1000000

3

Получен автомобилеразгрузчик от поставщика

152

631

5000000

4

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

1000000

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

6000000

6

Введен в эксплуатацию автомобилеразгрузчик

104

152

5000000

7

Поступила частичная компенсация из бюджета

311

482

1250000

8

Полученная компенсация признана доходами будущих периодов

482

69

1250000

9

Начислена амортизация за первый месяц эксплуатации автомобилеразгрузчика (5000000 грн : 60 мес.)

23

131

83333,33

10

Признан доход пропорционально начисленной амортизации за первый месяц эксплуатации автомобилеразгрузчика (1250000 грн : 60 мес.)

69

745

20833,33

Международная помощь

Кроме государственной поддержки аграриев, существует достаточно большое количество видов помощи от международных организаций. Воспользоваться ими могут все агропроизводители, в том числе и ФХ. До недавнего времени самой популярной среди них была помощь по программе USAID. По этой программе аграрии могли получить:

— модульные зерносушилки;

— минеральные удобрения для удобрения определенных видов культур;

— средства временного хранения зерна — рукава — вместимостью 200 тонн каждый;

— денежные средства на приобретение оборудования, то есть основных средств (ОС) и т. п.

На сегодня финансирование программ USAID временно приостановлено. И возобновится ли оно опять, пока что сказать трудно.

Вместе с тем продолжают функционировать другие международные программы, в частности от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по распределению ваучеров на сумму 1000 долларов США для закупки семенного материала в Одесской области, предоставления модульных зернохранилищ в Черниговской области, предоставления финансовой помощи фермерам Николаевской области в реабилитации земель и т. п. Больше информации о международной помощи можно получить в ГАР.

Бухучет. Если речь идет о предоставлении аграрию средств для приобретения запасов (минудобрений, семян, рукавов для хранения зерна), то в момент, когда стало известно, что такая помощь будет получена, следует признать целевое финансирование (Дт 377 — Кт 484) и получение помощи (Дт 311 — Кт 377). А в периоде, в котором будут понесены расходы под эту помощь, следует признавать доходы: Дт 484 — Кт 718 (п. 17 НП(С)БУ 15 «Доход»).

В случае, если аграрий получил средства для приобретения ОС (зерносушилок, модульных зернохранилищ и т. п.), то по правилам п. 18 П(С)БУ 15 доход признают не сразу. Его отражают в течение периода полезного использования ОС пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов. Для этого целевые средства сначала зачисляют в состав доходов будущих периодов: Дт 484 — Кт 69. Потом по мере начисления амортизации (пропорционально ей) отражают доход: Дт 69 — Кт 745.

Матценности, полученные по программам международной поддержки от USAID, ФАО и т. п., оприходуют на баланс по правилам оприходования безвозмездно полученных активов. Оформляется такое оприходование обычно путем составления акта приема-передачи или приходным ордером.

Первоначальной стоимостью полученных активов, по которой полученные ТМЦ зачисляются на баланс, является их справедливая стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы», — для запасов (п. 12 НП(С)БУ 9, п. 2.10 Методрекомендаций № 2*) и перечисленных в п. 8 НП(С)БУ 7 «Основные средства», — для ОС (п. 10 НП(С)БУ 7).

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 № 2.

Отражать в учете безвозмездно полученные ТМЦ, как запасы, так и ОС, следует через целевое финансирование (Дт 208, 22, 152 — Кт 484)

При этом доход от получения безвозмездных запасов (Дт 484 — Кт 718) следует признавать в момент передачи их в использование (Дт 231 — Кт 208, 22). Для удобрений и семян — это момент внесения их в землю, для рукавов — засыпания зерна в рукав. Ведь это целевое финансирование получено под расходы, которые будут осуществлены в будущем (п. 17 НП(С)БУ 15).

В случае безвозмездного получения ОС речь идет о целевом финансировании на капитальные инвестиции. Поэтому доход от такого финансирования признают в том же порядке, что и при получении денежных средств на приобретение ОС (см. выше).

Налог на прибыль. Получение по программам международной поддержки запасов и их использование плательщики налога на прибыль, как малодоходники, так и высокодоходники, отражают по правилам бухучета. Для таких операций налоговых разниц нет.

Если же по международным программам были получены ОС или средства на приобретение ОС, то только у малодоходников, которые отказались от разниц, все будет по правилам бухучета. А вот у высокодоходников и малодоходников-добровольцев приобретенные за полученные средства ОС и безвозмездно полученные активы, которые являются ОС, в общем порядке будут участвовать при расчете амортизационных разниц из ст. 138 НКУ.

Обычный ЕН. Все плательщики ЕН, как юрлица, так и ФЛП, стоимость полученных по международным программам активов (и запасов, и ОС)

должны включать в свой налогооблагаемый доход согласно п. 292.3 НКУ как безвозмездно полученные активы

Датой отражения единоналожного дохода является дата подписания акта приема-передачи безвозмездно полученных активов (п. 292.6 НКУ). Размер налогооблагаемого дохода равен обычной цене такого актива (см. консультацию в БЗ 107.01.03 и две консультации в БЗ 108.01.02 — эту и эту).

Если аграрии получают международную поддержку деньгами, то для юрлиц — плательщиков ЕН это обычный налогооблагаемый доход.

Если же такую финансовую поддержку получил ФЛП, налоговики отказываются считать ее предпринимательским доходом, поскольку эти средства не являются доходом от производства (изготовления) и/или реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг таким предпринимателем в пользу нерезидента. Поэтому,

по мнению фискалов, сумма международной помощи является не предпринимательским, а гражданским доходом физлица и должна облагаться НДФЛ и ВС

Причем если выплату международной помощи осуществляет:

нерезидент через свое представительство в Украине, то оно как резидент Украины выступает в этом случае налоговым агентом ФЛП (см. письмо ГНСУ от 22.04.2024 № 2234/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК);

нерезидент из-за границы, то облагать такую помощь НДФЛ и ВС как иностранный доход должно физлицо путем подачи годовой декларации об имущественном положении (см. письмо ГНСУ от 07.03.2024 № 1198/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК).

СельхозЕН. Стоимость как полученных запасов, так и ОС должна попасть только в общую сумму дохода агрария. В сельхоздоход она не попадет. Кроме того, аграрий не сможет уменьшить объем общего дохода на стоимость полученных минудобрений через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли. Ведь через эту строку из общего дохода исключают суммы помощи, полученной из госбюджета. Следовательно,

стоимость безвозмездно полученных по международным программам активов будет уменьшать размер сельхоздоли агрария

Это подтверждают и налоговики (см. письма ГНСУ от 13.04.2023 № 899/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 19.05.2023 № 1220/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 31.05.2023 № 1342/ІПК/99-00-04-03-03-06).

Выводы

  • Получить господдержку, поддержку за счет средств местных бюджетов, международную техническую помощь, гранты или другую помощь могут только аграрии, зарегистрированные в ГАР.
  • Частичную компенсацию стоимости сельхозтехники признают доходом в течение периода полезного использования приобретенной техники пропорционально сумме начисленной амортизации.
  • Полученные активы по международным программам поддержки аграриев оприходуют на баланс по справедливой стоимости.
  • Для плательщика ЕН стоимость полученных активов по международным программам включается в налогооблагаемый доход по обычной цене.
  • Стоимость полученного актива по международным программам увеличит по правилам бухучета только общий доход агрария при расчете сельхоздоли, а следовательно, уменьшит размер его сельхоздоли.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше